Основные направления анимационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

При этом главной целью работы является рассмотрение основных направлений анимационной деятельности. Для раскрытия данной цели будут решаться следующие основные задачи:

1) рассмотрение исторических предпосылок появления культурно-досуговой и анимационной деятельности;

2) определение основных форм организации анимационной деятельности и их применения в реальных условиях туризма;

3) обозначение современных тенденций перспективности развития анимационной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 Анимационная деятельность: история и современность

(современное понимание)…...................................................................................5

1.1 Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем……..………5

1.2 Культурно-досуговая деятельность и анимация: анализ определений …..9

2 Формы организации анимационной деятельности………………………….13

2.1 Активная анимация…………………………………………………………15

2.2 Чувственная анимация (через переживания)……………………………..17

2.3 Анимация общения …………………………………………………………22

2.4 Анимация спокойствия……………………………………………………..24

2.5 Культурная анимация……………………………………………………….26

2.6 Творческая анимация……………………………………………………….28

3 Перспективы развития анимационной деятельности……………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЕ А Проект анимационной программы туристского маршрута: Ростов-на-Дону – Афины – Крит – Афины - Ростов-на-Дону………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект анимационной программы: сценарный план..…..39

ПРИЛОЖЕНИЕ В Сценарий анимационной программы

«Олимпийские игры – спасем мир»……………………………………………44

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Игротека аниматора………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

анимация.docx

— 107.89 Кб (Скачать файл)

Чтобы не запутаться в теоретических  дебрях понятий рассмотрим культурно-досуговую  деятельность и анимацию отдельно.

Культурно-досуговая  деятельность включает в себя понятие досуга и культуры. В тоже время досуговая деятельность включает в себя пять видов деятельности1:

А) Отдых – снимает усталость, напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека (чтение книг, физкультура, слушание музыки);

Б) Развлечение – как досуговая деятельность имеет компенсационных характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе (просмотр кинофильмов, посещение музеев, концертов и т.д.);

В) Праздник – в нем сочетаются отдых и развлечение (народный, политический, религиозный, профессиональный, семейный праздники);

Г) Самообразование – направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации (чтение литературы, участие в семинарах, деловых играх, экскурсии, слушание лекций, музыки и т.д.);

Д) Творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

Понятие культуры также многогранно, как и понятие досуга, включает в себя следующие категории2:

А) Культура – это целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества (этнического, национального, цивилизационного);

Б) Культура – интеллектуальное образование, высокий уровень усвоения людьми норм, правил и стандартов деятельности принятых в данном социальном сообществе. В этом случае говорят о культуре речи, общения, потребления, досуга, профессиональной или корпоративной культуре;

В) Сфера культуры как собирательное понятие.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это способ жизнедеятельности конкретного интеллектуально-образованного сообщества, в рамках данной культуры или за ее пределами в сфере досуга с целью отдыха, развлечения, праздника, самообразования, творчества.

При этом культурно-досуговая  деятельность развивается направленной на технологизацию. Это означает переход  построение деятельности по схеме технологического процесса: цели – задачи – формы  – методы – средства - результат. Развитие культурно-досуговой деятельности постоянно требует внедрения инноваций. Именно анимация является одной из повсеместно внедряемых новых технологий. Это инновация построена на вовлечении представителей социума в активные формы культурного досуга.

Анимация возникает как  необходимость научно-обоснованного, организованного проведения досуга при повсеместном упорядочении и создании подконтрольности основных направлений деятельности человека. 

Слово «анимация»3 имеет латинское происхождение (anima – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Термин «анимация» появился впервые в начале ХХ в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

Анимация4 – это особый взгляд на процесс, рождающий особый подход к реализации этого процесса. Научно доказано, что любой вид целенаправленной человеческой деятельности при условии превращения последней в самодеятельность, т.е. в деятельность, свободную от внешнего принуждения, и становится основой развития и приложения сущностных сил. В этом смысле анимационная деятельность является качественной характеристикой способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. Анимационная деятельность выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые потребности и прежде всего потребность в творчестве.

Анимация  имеет характерные черты:

А) осуществляется в свободное  время;

Б) отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

В) обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями;

Г) характеризуется многообразием  видов на базе различных интересов  взрослых, молодежи и детей;

Д) отличается глубокой личностностью;

Е) носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

Анализ сущности анимационной деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих три своеобразных уровня, которые можно классифицировать как5:

А) творческий – преобладание творческих моментов в деятельности;

Б) репродуктивный – простое воспроизведение готовых, отработанных ранее форм и способов;

В) репродуктивно-творческий – открытие человеком для себя того нового, что объективно новым не является.

Таким образом, учитывая все  вышесказанное, определим анимацию как стимулирование полноценной рекреацонной, социально-культурной, досуговой и другой деятельности путем воздействия на жизненные силы, воодушевление и одухотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формы организации  анимационной деятельности

 

 

Анимация как мы уже  выяснили это деятельность по вовлечению в активность, стимулированию жизненных сил современного человека в период его досуга. Это может быть как развлечения, так и отдых, рекреация, какие либо виды творчества или самообразования. В целом существуют многообразные виды, типы и формы культурно-досуговой деятельности, которыми занимается человек чтобы влиять на динамику своего развития, обладают определенными характеристиками отложившихся значений, отстоявшихся традиция, отработанных норм и образцов поведения на основе потребностей, мотивов и целей, условий и средств достижения результатов. При этом анимация обладает целым рядом функций6:

А) Адаптационная – позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

Б) Компенсационная – позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

В) Стабилизирующая – создает положительные эмоции и стимулирует психическую стабильность;

Г) Оздоровительная – восстанавливает и развивает физические силы человека.

В идеале любой вид свободной  деятельности несет в себе как  функцию восстановления сил, так  и функцию развития знаний или  способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство преимущественно развивать человека, либо преимущественно восстанавливать силы.

Определяя анимацию как самостоятельную  область культурно-досуговой деятельности, а также рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода, как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении выделяют следующие виды анимационной деятельности7:

А) активная анимация (анимация в движении) – удовлетворяет потребности человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

Б) чувственная анимация (анимация через переживания) – удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

В) анимация общения – удовлетворяет потребность в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

Г) анимация спокойствия – удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

Д) культурная анимация – удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Е) творческая анимация – удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество. 

Как правило, в анимации через  культурно-досуговую деятельность реализуются все указанные типы потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристском путешествии человек одновременно испытывает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др. Вместе с тем анимационная деятельность направлена на реализацию какой-либо одной или двух доминирующих потребностей. Для более детального анализа того, как анимационная деятельность связана с характером потребностей следует рассмотреть подробнее данные направления анимационной деятельности.

Поскольку данная работа готовилась в рамках дисциплины: «Технологии и организация анимационно-досуговой деятельности», то естественным будет рассмотрение данных видов анимационной деятельности в рамках туристской направленности.

 

 

2.1 Активная анимация

 

Активная анимация направлена не просто на удовлетворение потребностей человека в движении, а на формирование положительного физического и психического эффекта с незаметным или наоборот ярким вовлечением в движение.

Для огромного числа людей  источником положительных состояний  становятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции. У подавляющего числа людей такие впечатления и эмоции складываются в результате движения и физических нагрузок на свежем воздухе, восприятия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночного сна. В настоящее время физические нагрузки как-то физкультура, занятия спортом и т.д. незаменимы для здоровья современного человека. Индустриализация, автоматизация труда, внедрение компьютерной техники привели и приведут к еще большему уменьшению физической нагрузки на организм человека, гиподинамии, всевозможным психологическим стрессам. Если это уменьшение естественных нагрузок не компенсируется искусственным путем с помощью физических упражнений, в организме человека происходят отрицательные процессы.

Активная анимация способствует стимулированию жизненных сил, вовлекает человека в активную деятельность, т.е. выполняет спортивно-оздоровительную функцию.

В сфере туризма практически  не один отель, турбаза, туркомплекс  не обходятся без спортивных площадок, тернажерных и спортивных залов. Конечно, большую часть отдыхающих настоящими спортсменами не назовешь, но приобщение их к активной деятельности, спортивным играм, регулярным занятиям спортом является уже само по себе шагом вперед к оздоровлению и способствует стимулированию жизненных сил.

Для проведения спортивных мероприятий на высоком уровне необходимы квалифицированный персонал для каждого из предлагаемых видов спорта и хороший инвентарь. Спортивные игры, соревнования, занятия аэробикой, плаваньем в туркомплексах и отелях организуют тураниматоры под руководством опытных менеджеров-инструкторов.

Если туркомплекс находится  на берегу моря, туристам предлагаются парусный спорт, серфинг, водные лыжи, банана, каноэ и т.д. Туркомплексы, расположенные в горах, предоставляют  возможность катания на горных лыжах, сноуборде и пр. В том или ином туркомплексе при наличии соответствующей материальной базы и тренеров в качестве основных могут быть предложены и другие виды спорта и развлечений: велоспорт, верховая езда, теннис, стрельба из лука, футбол, боулинг, бильярд, гольф и др. 

Весьма успешно активная анимация применяется в российских санаториях пионерах инновационного подхода. Например, в санатории «Звенигород»8 разнообразные культурно-развлекательные, спортивные и лечебно-оздоровительные программы на все вкусы и для всех возрастных категорий делают досуг отдыхающих насыщенным и незабываемым. Сюжетные ролевые игры вовлекают гостей в активный отдых, профессиональные праздники переплетаются с пивными фестивалями, а прекрасно оформленные помещения для лечебных процедур и тщательно продуманный интерьер создают атмосферу праздника и комфорта, а не напоминают больничные покои, как часто встречается  в учреждениях санаторной отрасли.

Весьма отличителен пример санатория «Тишково»9. Изюминка санатория: бильярд и конноспортивная база, открытый теннисный корт и кегельбан, фитобары и дискотеки, песчаный пляж с видом на действующий храм Святого Николая и Лодочная станция, спортзалы в корпусах и детские игровые площадки в тени пушистых елок – все это одинаково доступно всем гостям здравницы и составляет неотъемлемую часть спортивной анимации санатория.

 

 

2.2 Чувственная  анимация (через переживания)

 

Главная цель чувственной  анимации создать такой эмоционально-психологический  фон на основе которого через переживания  человека удовлетворить его потребность в познании нового, неизвестного, неожиданного. Чувственная анимация построена на переживаниях создание которых и является основной задумкой направлений анимационной деятельности. Как правило, для этого могут использоваться самые различные методы и средства. Начиная от банальных аттракционов «когда душа уходит в пятки» и просмотров 3D фильмов (что по сути не является анимацией), заканчивая карнавальными шествиями, костюмированными представлениями, рыцарскими турнирами и другими мероприятиями в которых отдыхающие могут принять непосредственное участие. Как правило, классификации видов анимации направленных на формирование переживаний нет, однако, существует общая классификация видов анимации которая включает10:

Информация о работе Основные направления анимационной деятельности