Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:44, контрольная работа
При этом главной целью работы является рассмотрение основных направлений анимационной деятельности. Для раскрытия данной цели будут решаться следующие основные задачи:
1) рассмотрение исторических предпосылок появления культурно-досуговой и анимационной деятельности;
2) определение основных форм организации анимационной деятельности и их применения в реальных условиях туризма;
3) обозначение современных тенденций перспективности развития анимационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Анимационная деятельность: история и современность
(современное понимание)…...................................................................................5
1.1 Культурно-досуговая деятельность в прошлом и настоящем……..………5
1.2 Культурно-досуговая деятельность и анимация: анализ определений …..9
2 Формы организации анимационной деятельности………………………….13
2.1 Активная анимация…………………………………………………………15
2.2 Чувственная анимация (через переживания)……………………………..17
2.3 Анимация общения …………………………………………………………22
2.4 Анимация спокойствия……………………………………………………..24
2.5 Культурная анимация……………………………………………………….26
2.6 Творческая анимация……………………………………………………….28
3 Перспективы развития анимационной деятельности……………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Проект анимационной программы туристского маршрута: Ростов-на-Дону – Афины – Крит – Афины - Ростов-на-Дону………………..36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Проект анимационной программы: сценарный план..…..39
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сценарий анимационной программы
«Олимпийские игры – спасем мир»……………………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Игротека аниматора………………………………………..53
Чтобы не запутаться в теоретических дебрях понятий рассмотрим культурно-досуговую деятельность и анимацию отдельно.
Культурно-досуговая деятельность включает в себя понятие досуга и культуры. В тоже время досуговая деятельность включает в себя пять видов деятельности1:
А) Отдых – снимает усталость, напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека (чтение книг, физкультура, слушание музыки);
Б) Развлечение – как досуговая деятельность имеет компенсационных характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе (просмотр кинофильмов, посещение музеев, концертов и т.д.);
В) Праздник – в нем сочетаются отдых и развлечение (народный, политический, религиозный, профессиональный, семейный праздники);
Г) Самообразование – направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации (чтение литературы, участие в семинарах, деловых играх, экскурсии, слушание лекций, музыки и т.д.);
Д) Творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
Понятие культуры также многогранно, как и понятие досуга, включает в себя следующие категории2:
А) Культура – это целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества (этнического, национального, цивилизационного);
Б) Культура – интеллектуальное образование, высокий уровень усвоения людьми норм, правил и стандартов деятельности принятых в данном социальном сообществе. В этом случае говорят о культуре речи, общения, потребления, досуга, профессиональной или корпоративной культуре;
В) Сфера культуры как собирательное понятие.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это способ жизнедеятельности конкретного интеллектуально-образованного сообщества, в рамках данной культуры или за ее пределами в сфере досуга с целью отдыха, развлечения, праздника, самообразования, творчества.
При этом культурно-досуговая деятельность развивается направленной на технологизацию. Это означает переход построение деятельности по схеме технологического процесса: цели – задачи – формы – методы – средства - результат. Развитие культурно-досуговой деятельности постоянно требует внедрения инноваций. Именно анимация является одной из повсеместно внедряемых новых технологий. Это инновация построена на вовлечении представителей социума в активные формы культурного досуга.
Анимация возникает как
необходимость научно-
Слово «анимация»3 имеет латинское происхождение (anima – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Термин «анимация» появился впервые в начале ХХ в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.
Анимация4 – это особый взгляд на процесс, рождающий особый подход к реализации этого процесса. Научно доказано, что любой вид целенаправленной человеческой деятельности при условии превращения последней в самодеятельность, т.е. в деятельность, свободную от внешнего принуждения, и становится основой развития и приложения сущностных сил. В этом смысле анимационная деятельность является качественной характеристикой способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. Анимационная деятельность выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые потребности и прежде всего потребность в творчестве.
Анимация имеет характерные черты:
А) осуществляется в свободное время;
Б) отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;
В) обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями;
Г) характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
Д) отличается глубокой личностностью;
Е) носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.
Анализ сущности анимационной деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих три своеобразных уровня, которые можно классифицировать как5:
А) творческий – преобладание творческих моментов в деятельности;
Б) репродуктивный – простое воспроизведение готовых, отработанных ранее форм и способов;
В) репродуктивно-творческий – открытие человеком для себя того нового, что объективно новым не является.
Таким образом, учитывая все вышесказанное, определим анимацию как стимулирование полноценной рекреацонной, социально-культурной, досуговой и другой деятельности путем воздействия на жизненные силы, воодушевление и одухотворение.
2 Формы организации анимационной деятельности
Анимация как мы уже выяснили это деятельность по вовлечению в активность, стимулированию жизненных сил современного человека в период его досуга. Это может быть как развлечения, так и отдых, рекреация, какие либо виды творчества или самообразования. В целом существуют многообразные виды, типы и формы культурно-досуговой деятельности, которыми занимается человек чтобы влиять на динамику своего развития, обладают определенными характеристиками отложившихся значений, отстоявшихся традиция, отработанных норм и образцов поведения на основе потребностей, мотивов и целей, условий и средств достижения результатов. При этом анимация обладает целым рядом функций6:
А) Адаптационная – позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
Б) Компенсационная – позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
В) Стабилизирующая – создает положительные эмоции и стимулирует психическую стабильность;
Г) Оздоровительная – восстанавливает и развивает физические силы человека.
В идеале любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний или способностей человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство преимущественно развивать человека, либо преимущественно восстанавливать силы.
Определяя анимацию как самостоятельную
область культурно-досуговой
А) активная анимация (анимация в движении) – удовлетворяет потребности человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;
Б) чувственная анимация (анимация через переживания) – удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;
В) анимация общения – удовлетворяет потребность в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;
Г) анимация спокойствия – удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;
Д) культурная анимация – удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
Е) творческая анимация – удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.
Как правило, в анимации через
культурно-досуговую
Поскольку данная работа готовилась в рамках дисциплины: «Технологии и организация анимационно-досуговой деятельности», то естественным будет рассмотрение данных видов анимационной деятельности в рамках туристской направленности.
2.1 Активная анимация
Активная анимация направлена не просто на удовлетворение потребностей человека в движении, а на формирование положительного физического и психического эффекта с незаметным или наоборот ярким вовлечением в движение.
Для огромного числа людей источником положительных состояний становятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции. У подавляющего числа людей такие впечатления и эмоции складываются в результате движения и физических нагрузок на свежем воздухе, восприятия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночного сна. В настоящее время физические нагрузки как-то физкультура, занятия спортом и т.д. незаменимы для здоровья современного человека. Индустриализация, автоматизация труда, внедрение компьютерной техники привели и приведут к еще большему уменьшению физической нагрузки на организм человека, гиподинамии, всевозможным психологическим стрессам. Если это уменьшение естественных нагрузок не компенсируется искусственным путем с помощью физических упражнений, в организме человека происходят отрицательные процессы.
Активная анимация способствует стимулированию жизненных сил, вовлекает человека в активную деятельность, т.е. выполняет спортивно-оздоровительную функцию.
В сфере туризма практически не один отель, турбаза, туркомплекс не обходятся без спортивных площадок, тернажерных и спортивных залов. Конечно, большую часть отдыхающих настоящими спортсменами не назовешь, но приобщение их к активной деятельности, спортивным играм, регулярным занятиям спортом является уже само по себе шагом вперед к оздоровлению и способствует стимулированию жизненных сил.
Для проведения спортивных мероприятий на высоком уровне необходимы квалифицированный персонал для каждого из предлагаемых видов спорта и хороший инвентарь. Спортивные игры, соревнования, занятия аэробикой, плаваньем в туркомплексах и отелях организуют тураниматоры под руководством опытных менеджеров-инструкторов.
Если туркомплекс находится на берегу моря, туристам предлагаются парусный спорт, серфинг, водные лыжи, банана, каноэ и т.д. Туркомплексы, расположенные в горах, предоставляют возможность катания на горных лыжах, сноуборде и пр. В том или ином туркомплексе при наличии соответствующей материальной базы и тренеров в качестве основных могут быть предложены и другие виды спорта и развлечений: велоспорт, верховая езда, теннис, стрельба из лука, футбол, боулинг, бильярд, гольф и др.
Весьма успешно активная анимация применяется в российских санаториях пионерах инновационного подхода. Например, в санатории «Звенигород»8 разнообразные культурно-развлекательные, спортивные и лечебно-оздоровительные программы на все вкусы и для всех возрастных категорий делают досуг отдыхающих насыщенным и незабываемым. Сюжетные ролевые игры вовлекают гостей в активный отдых, профессиональные праздники переплетаются с пивными фестивалями, а прекрасно оформленные помещения для лечебных процедур и тщательно продуманный интерьер создают атмосферу праздника и комфорта, а не напоминают больничные покои, как часто встречается в учреждениях санаторной отрасли.
Весьма отличителен пример санатория «Тишково»9. Изюминка санатория: бильярд и конноспортивная база, открытый теннисный корт и кегельбан, фитобары и дискотеки, песчаный пляж с видом на действующий храм Святого Николая и Лодочная станция, спортзалы в корпусах и детские игровые площадки в тени пушистых елок – все это одинаково доступно всем гостям здравницы и составляет неотъемлемую часть спортивной анимации санатория.
2.2 Чувственная анимация (через переживания)
Главная цель чувственной
анимации создать такой эмоционально-
Информация о работе Основные направления анимационной деятельности