Особенности лечебно-оздоровительного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматриваются особенности лечебно-оздоровительного туризма, санаторно-курортный рынок на территории России и факторы, сдерживающие его развитие, проведен анализ санаторно-курортных услуг в Кировском районе, выявлены предпочтения потенциальных потребителей и разработаны рекомендации по увеличению потенциала санаторно-курортного дела в Кировском районе.
Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций для повышения санаторно-курортного потенциала Кировского района.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты лечебно-оздоровительного туризма.. 6
1.1.Особенности лечебно-оздоровительного туризма 6
1.2 Рынок санаторно-курортных услуг России……………………………………………15
1.3 Анализ факторов, сдерживающих развитие санаторно-курортной отрасли России 21
1.4 Использование минеральных вод на Дальнем Востоке 26
Глава 2. Анализ санаторно-курортной деятельности в Приморском крае 33
2.1.Анализ санаторно-курортного потенцияала Кировского района («Шмаковка») 32
2.2 Анализ потребительских предпочтений гостей, посещающих курорт «Шмаковка» 38
Глава 3. Направления развития курорта «Шмаковка» в Приморском крае 47
3.1 Рекомендации по увеличению санаторно-курортного потенциала в кировском районе…………………………………………………………………….………………………...49
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А 58
Приложение Б…………………………………………………………………………………...…60

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach_Lyuba_Avtosokhranenny.docx

— 280.91 Кб (Скачать файл)

Эффективность курса лечения виноградом:

· Очищение и улучшение тонуса кожи

· Очищение и нормализация деятельности печени и почек

· Снижение болевого синдрома при артритах и ревматизмах

· Очищение и улучшение работы кишечника

· Общее насыщение организма минералами, повышение сопротивляемости, улучшение деятельности органов чувств

Таким образом, лечебно- оздоровительный туризм относится к наиболее древним видам туристской индустрии. С античных времен люди научились использовать минеральные воды и лечебные грязи в лечебных целях. Лечебно-оздоровительный туризм приобретает все большую популярность, а курорты становятся неотъемлемой частью жизни многих людей. На сегодняшний день существует огромное множество различных видов лечебно-оздоровительного туризма от привычно слышимых минеральных источников и лечебных грязей до самых оригинальных лечений камнями, песком, морской водой, виноградом и многих других. Все виды лечебно-оздоровительного туризма помогают поправить здоровье, повышают тонус организма и помогают достичь релаксации, что особенно важно в нашей повседневной жизни. [1,c.70]

 

1.2 Рынок санаторно-курортных услуг России

Рынок санаторно-курортных услуг – это экономический инструмент, связывающий покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных услуг. Это конкурентные рынки, предполагающие наличие большого количества независимо действующих продавцов и покупателей, обменивающихся стандартизированными и лицензированными услугами, которые имеют цену.

Рынок санаторно-курортных и туристских услуг состоит из многочисленных и разнообразных по профилю санаторно-курортных учреждений, туристских фирм, гостиничных предприятий, различных организаций, имеющих целью проведение необходимого лечения, организацию оздоровительного отдыха, увлекательных туристических туров, экскурсионную деятельность и разнообразного вкусного лечебного питания отдыхающих. Санаторно-курортные и туристические учреждения – это сложные искусственные управленческие системы, нацеленные на осуществление лечебно-профилактического процесса, лечебно-восстановительного процесса с учетом воздействия курортных и физиотерапевтических факторов в сочетании с медикаментозными средствами. Современный санаторно-курортный рынок, в отличие от большинства других реально существующих, является рынком, на котором большая часть продаж уходит все-таки государству посредством бюджетного и внебюджетного финансирования. При этом государству необходимо рассматривать все общественные издержки и выгоды, а не только те из них, за которые производятся явные платежи, то есть следует учитывать непрямой экономический эффект от деятельности санаториев, связанный с воспроизводством трудовых ресурсов. Санаторно-курортный рынок не представляет информацию нужного качества и в нужных объемах, а, не будучи хорошо информированными, санаторно-оздоровительные организации и потребители их услуг могут предпринимать действия, которые не отвечают собственным интересам. Научная, производственная, коммерческая, финансовая, правовая и прочая информация в условиях рынка должна изыскиваться, накапливаться и самостоятельно использоваться предприятием. Неспособность санаторно-курортного рынка в определенных ситуациях самостоятельно решать некоторые задачи санаторно-оздоровительной системы и ее составляющих (например, задачи инфраструктуры курортов, землепользования на курортах, обеспечения научно-исследовательских работ в курортологии и бальнеотехнике, подготовки части квалифицированных кадров, защиты окружающей среды, обеспечения санаторно-курортной системы дешевыми энергией и некоторыми видами услуг и сырья, в частности связи, транспортных) обусловливает то, что решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики. Можно сказать, что государственный сектор должен служить дополнением санаторно-курортного рынка там, где мотивация для него оказывается очевидной, и в той мере, которая необходима.  К тому же в курортной сфере занята довольно многочисленная группа населения. В ряде мест курортная сфера является градообразующим фактором, кризисные явления в которой приводят к большим социальным последствиям, а решение их ложится на государство.

Рынок санаторно-оздоровительных услуг следует отнести к рынку монополистической конкуренции, однако его отдельные сегменты характеризуются олигопольными чертами. Олигопольная конкуренция на рынке санаторно-оздоровительных услуг объясняется незначительным числом их продуцентов из-за специфики имеющихся природно-лечебных факторов, трудностями и высокими инвестициями для вхождения на рынок, недостатком помещений и практикующих специалистов, так как для обучения медицинских работников требуется достаточно много времени.

Существует монополистический характер отдельных видов медицинских услуг в системе санаторно-оздоровительных, также связанный со спецификой и редкостью природно-лечебных факторов, их местной аллокацией, разбросанностью по территории РФ, высокими издержками потребителей на проезд, что обусловливает их низкую доступность [4].

Численность санаторно-курортных учреждений является одним из основных государственных параметров учета в системе санаторно-курортных услуг. Однако данные о численности санаторно-курортных учреждений и их персонала не характеризуют объем рынка, так как они не указывают на объем и стоимость совершаемых коммерческих операций. Санаторно-курортные организации неоднородны по виду, численности персонала и количеству обслуживаемых клиентов. Единицей учета может быть как небольшой пансионат на 100 мест, так и огромный многопрофильный курорт, состоящий из нескольких санаториев и имеющий оборот в сотни миллионов рублей в год.

За период с 2002 по 2011 г. развитие санаторно-курортной базы характеризуется разнонаправленной динамикой изменения числа санаторно-курортных и санаторно-оз- доровительных организаций и количества мест размещения.

Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха сократилось с 4876 до 4131 единиц, или на 15,3 %, а количество койко-мест - с 754 461 до 714 796, или на 5,3%. Число санаториев и пансионатов с лечением за этот же период наоборот увеличилось с 1192 до 1390 единиц, или на 16,6 %, а количество коек - с 287 518 до 385 489, или на 34,1%. Число детских санаториев увеличилось за указанный период с 528 до 565 единиц, или на 7,0%, а количество коек - на 68,1%. Снизилось число санаториев-профилакториев и домов отдыха на 41,6 и 54,5%, соответственно. Число баз отдыха за рассматриваемый период незначительно сократилось - на 8,5 %, в то же время количество мест увеличилось на 1,5 % [5].

На сегодняшний день рынок санаторно-курортных услуг России насчитывает более чем 2,2 тыс. оздоровительных и санаторно-курортных учреждений на 371,2 тыс. мест. Большая часть этих здравниц находится в Приволжском (22  %) и Южном (28,8%) федеральных округах. Такое распределение объясняется плотностью  проживания населения  страны и благоприятными  природно-климатическими условиями данных регионов.

Санаторно-курортные учреждения различаются по своей организации и количеству обслуживаемых клиентов. Это может быть как небольшая лечебница, рассчитанная на 100 мест, так и крупный многопрофильный комплекс, в состав которого входят несколько санаториев с годовым оборотом в сотни миллионов рублей. Почти на 60% рынок санаторно-курортных услуг представлен пансионами с лечением и санаториями. Самые востребованные направления лечения - кардиология и неврология. В меньшей или большей степени участниками рынка являются не только санаторно-курортные учреждения разной направленности, но и отдельные комплексы, туристические  фирмы, специализирующиеся на организации оздоровительного  отдыха, и др.

Максимальная заполняемость санаториев и курортов приходится на период с июня по сентябрь, при этом самыми загруженными месяцами являются июль и август. На долю рынка санаторно-курортных услуг в эти месяцы приходится до четверти годового объема.

По некоторым данным российский рынок санаторно-курортных услуг в 2011 году увеличился на 8% по сравнению с 2010-м и составил около 65,5 млрд. руб. Согласно прогнозам специалистов, в период с 2011 по 2015 г ожидается ежегодный прирост рынка в пределах 8%. Рост будет обусловлен  расширением предлагаемых лечебных программ и, как  следствие, увеличением численности потребителей [6].

В  последнее время на рынке санаторно-курортных услуг наметилась тенденция к запросам на более короткие, по сравнению со стандартными, сроки курсов санаторно-курортного лечения. Это привело, в свою очередь, к укрупнению лечебниц и увеличению емкости оказываемых услуг. Снижение среднего времени нахождения в здравницах препятствует более быстрому росту рынка санаторно-курортных услуг.

Лечебно-оздоровительные услуги, которые принимает человек в рамках учреждений санаторно-курортного комплекса, способны повысить качество  здоровья  в  2—2,5  раза. Применение в лечебном процессе природных лечебных факторов позволяет увеличить эффективность оздоровления граждан более чем на четверть и снизить затраты на лечение в условиях больницы примерно на 15%. Предприятия санаторно-курортной системы образуют отдельную отрасль экономики регионов, обеспечивая социальную стабильность в развитии депрессивных и маргинальных территорий посредством пополнения местного бюджета, строительства инфраструктурных объектов.

В отрасли санаторно-курортных услуг России  занято 212,6 тыс. человек или 0,15% от общей численности населения России  (рисунок  1).

Рисунок 1 - Динамика изменения численности обслуживающего персонала санаторно-курортного комплекса России по годам [3]

Общее снижение численности обслуживающего персонала (врачи, медсестры, менеджеры, горничные, повара и др.) санаторно-курортного комплекса наблюдается практически во всех регионах России, что необходимо стабилизировать за счет эффективной региональной политики по регулированию развития курортного дела. Причинами снижения численности персонала в санаторно-курортных учреждениях могут быть следующие: снижение спроса на курортное лечение, высокая себестоимость санаторно-курортных путевок, которая вызвана дороговизной медицинского обслуживания, а также снижение государственной социальной поддержки граждан по выделению льготной поддержки по санаторно-курортному лечению и реабилитации. 

В  комплексе лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий санаторно-курортное лечение занимает важное место. К санаторно-курортным учреждениям относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, курортные  поликлиники, бальнеологические лечебные, грязелечебницы круглогодичного действия [7].

Курортный  фонд Российской Федерации — это совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов [8]. Учитывая необъятные просторы России, уникальность и  разнообразие природных  лечебных факторов, и развитость курортной отрасли, выделены следующие курортные  регионы: 

    • курорты Северо-запада и Севера России;
    • курорты Средней  полосы России;
    • курорты Поволжья;
    • курорты Урала;
    • курорты Сибири;
    • курорты Дальнего Востока.

На сегодняшний день санаторно-курортная отрасль страны не имеет единой структуры и рассредоточена между различными министерствами, ведомствами, акционерными обществами, общественными организациями. В связи с этим развитие санаторных организаций происходит бессистемно, обособленно, главным критерием и направляющим вектором здесь выступают лишь интересы и возможности  собственников. Однако, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, санаторно-курортная отрасль представляет собой единый комплекс, который требует организационно-методического обеспечения и управления.

В современных экономических условиях в структуре санаторно-курортного комплекса страны  можно выделить несколько групп.

В первую группу входят некоммерческие лечебно-профилактические учреждения с государственной и муниципальной формой собственности, функционирующие по «госпитальному» принципу, оказывающие  преимущественно медицинские и ограниченный  перечень прочих услуг. Эти учреждения  составляют примерно 38% от общего числа предприятий  отрасли. 

Вторую категорию здравниц (около 5%) составляют структуры ведомств и финансово-промышленных групп в виде оздоровительных центров, чаще всего представляющих собой гостиничные комплексы с развитой лечебно-диагностической базой. Кроме того, высокоразвита система предоставления  сопутствующих услуг: питания, досуг, бытовых, экскурсионных и  т.  п. 

Оставшаяся часть предприятий санаторно-курортной отрасли - это коммерческие предприятия  различных организационно-правовых форм, их около 57%. Часть предприятий  данной группы продолжает функционировать по принципам медицинских учреждений, привлекая для санаторно-курортного лечения фонды предприятий и организаций и личные средства граждан, а также средства Фонда социального страхования. Таким образом, процессы, в настоящее время происходящие в санаторно-курортной отрасли, представляют собой некий переход от бесплатной льготной медицины к медицине, функционирующей на  коммерческой основе.

Рынок санаторно-курортных услуг способствует экономическому развитию мировой, национальной и региональной экономик, всех взаимодействующих отраслей, включая транспорт, гостиничное хозяйство, общественное питание, организацию  развлечений, услуги медицинского лечебного характера, оказываемые населению в целях профилактики  и лечения заболеваний, а также реализацию услуг досуга.

1.3 Анализ факторов, сдерживающих развитие санаторно-курортной отрасли России

В условиях рыночных отношений санаторно-курортным секторам (государственному, социальному и приватизированному) необходимо уделять должное внимание консолидации национальных сил в целях развития отечественной и международной санаторно-курортной деятельности, основанной на широком использовании различными слоями населения отпусков и путешествий, а также на передвижении лиц, вызванном разными причинами, чтобы обеспечить упорядоченное развитие санаторно-курортной деятельности в гармоничной увязке с другими основными потребностями общества. Такой подход дает возможность конкретнее выявить острые проблемы роста потенциала современной отечественной санаторно-курортной инфраструктуры.

Первая и очевидная проблема развития потенциала санаторно-курортной деятельности – нескоординированность усилий по развитию национальной санаторно-курортной деятельности. В результате - новый импульс к разобщению не только на межотраслевом уровне, но и во внутриотраслевых структурах. Казалось, практика подсказывает многообразие форм управления и экономического регулирования санаторно-курортных потоков и обслуживания, но сложившиеся стереотипы управления справедливо ассоциируются с единообразием, несмотря на то, что за ним оскудение не только приемов и методов управления, но и самого санаторно-курортного продукта, сужение сферы охвата населения санаторно-курортными мероприятиями.

Следующий аспект развития потенциала рынка санаторно-курортных услуг – это нищета управленческой культуры санаторно-курортной деятельности, которая порождает три отрицательных явления: коммерциализм, бюрократизм и неравномерность в развитии возможностей для национальной и иностранной санаторно-курортной деятельности в отдельных регионах и для основных социальных слоев и групп населения страны [9].

Сегодня местная санаторно-курортная инфраструктура неразвита: нет санаторно-курортных столовых, маршрутов, автопредприятий, профилакториев, центров досуга, особенно в местах массового пребывания отдыхающих. Другими словами, задача ввести санаторно-курортную деятельность в сферу повседневного воспроизводства производительных сил человека, его физического и нравственного оздоровления не решается в социальном аспекте, а следовательно, и экономически, поэтому и не происходит роста потенциала санаторно-курортной деятельности.

Информация о работе Особенности лечебно-оздоровительного туризма