Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 08:00, курсовая работа
Субъект исследования – индивид, личность.
Объект исследования – система мотивации труда работников социально-культурного сервиса и туризма.
Предмет исследования – факторы мотивации труда на предприятии социально-культурного сервиса и туризма.
Цель моей работы – изучить особенности системы мотивации труда работников социально-культурного сервиса и туризма.
Введение
Социально-культурный сервис и туризм составляют важную область общественной жизни, является частью системы социальной инфраструктуры, организации жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностью в общении, оздоровлении, отдыхе и досуге.
На сегодняшний день туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей. Объем занятости в данной отрасли возрастает почти в два раза быстрее, чем в других сферах услуг. Самым важным ее ресурсом являются сотрудники.
В современном менеджменте
туристических фирм все большее
значение приобретают мотивационные
аспекты. Мотивация персонала является
основным средством обеспечения
оптимального использования ресурсов,
мобилизации имеющегося кадрового
потенциала. Основная цель процесса мотивации
– это получение максимальной
отдачи от использования имеющихся
трудовых ресурсов, что позволяет
повысить общую результативность и
прибыльность деятельности предприятия.
Особенностью управления персоналом в
современных экономических
Проблемы мотивации работников всегда были и остаются по сей день наиболее актуальными. Актуальность проблем мотивации очевидна, т.к. от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятия.
Субъект исследования – индивид, личность.
Объект исследования – система мотивации труда работников социально-культурного сервиса и туризма.
Предмет исследования
– факторы мотивации труда
на предприятии социально-
Цель моей работы
– изучить особенности системы
мотивации труда работников социально-культурного
сервиса и туризма.
Глава 1. Теоретические аспекты управления мотивацией персонала
1.1 Понятие и содержание процесса мотивации
мотивация персонал туристический
Мотивационный менеджмент
- это вид управленческой деятельности,
связанный с формированием и
развитием системы
Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей.
Мотив (фр. motif -- побуждение) - побуждение к активной деятельности личности, социальной группы, связанной со стремлением удовлетворить их определенные потребности.
Потребности - это
нужда в чем-либо объективно необходимом
для поддержания
Интерес (лат. interest -- имеет значение) - это конкретное выражение осознанных потребностей.
Стимулирование - вид управленческой деятельности, направленной на управление трудовым поведением персонала организации для достижения ее целей посредством влияния на условия жизнедеятельности работника. В широком смысле слова стимулирование -- совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.
Мотивационный процесс
начинается с физиологической или
психологической потребности, которая
активизирует поведение или создает
побуждение (мотив), направленное на достижение
определенной цели или вознаграждения
(неудовлетворенная
1. Первичные мотивы.
Первичные мотивы являются
«первичные», «физиологические»,
«биологические», «врожденные». Использование
термина «первичный» не означает,
что эта группа мотивов имеет
некоторое превосходство над
другими (общими и вторичными) мотивами.
К категории первичных
2. Общие мотивы. При
классификации общие мотивы не
всегда выделяются в отдельную
категорию. Однако она бывает
необходима, так как существуют
мотивы, находящиеся между первичными
и вторичными мотивами. Это врожденные,
но не обусловленные
Понимание общих
мотивов очень важно для
3. Вторичные мотивы.
Эти мотивы являются самыми
значимыми. По мере того как
человеческое общество
Вторичные мотивы тесно связаны с концепциями научения и подкрепления, когда подкрепление рассматривается как элемент, служащий для повышения мотивации к повторению поведения.
Потребности являются
«стартером» определенного
Мотивационный процесс является целенаправленным. Цели, которые хочет достичь работник, рассматриваются руководителями в качестве стимулов, привлекающих данного индивида. Достижение намеченных целей выражается в удовлетворении потребностей путем действий и тем самым появляется целенаправленное поведение. По истечении определенного периода руководство оценивает такое поведение с помощью вознаграждения или наказания. Результаты такой оценки принимаются работником, и происходит переоценка «нехватки» в потребностях. Это в свою очередь способствует новому возобновлению процесса мотивации.
В основе процесса стимулирования лежит стимул, т.е. побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей.
Стимул - это побудительная
сила, которая может выступать
как «кнут», так и «пряник». Основой
стимулирования является соотношение
между действием и
У каждого работника есть определенный набор потребностей, которые являются побудительными причинами трудового поведения и действий работника. Мотивы трудового поведения формируются из трех основных компонентов:
-отражение работником своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (трудовой деятельности);
-отражение тех
благ, которые работник может
получить в качестве
-отражение того
процесса, посредством которого
осуществляется связь между
Выбор работником варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены (платы) за результаты в процессе трудовой деятельности и мотивационного ядра личности.
Под мотивационным ядром личности понимаются совокупность мотивов, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность. В мотивационном ядре личности выделяются три слоя: ценность труда, практические требования к работе и оценка вероятности реализации этих требований в конкретной производственной ситуации.
Мотивы личности
могут усиливаться или
Мотивация и стимулирование
как методы управления персоналом противоположны
по направленности: первая направлена
на изменение существующего
Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям персонала организации, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.
У каждого человека свои потребности, в связи с этим были разработаны теории мотивации.
1.2 Современные теории мотивации
Существуют различные теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Среди них выделяют три наиболее известные теории мотивации по потребностям, разработанные А. Маслоу, Д. Мак-Клеландом и Ф. Герцбергом.
А. Маслоу - автор теории мотивации через иерархию потребностей. В соответствии с ней каждый индивид имеет иерархию из пяти базовых потребностей: на первом, самом нижнем уровне - это физиологические потребности, на втором - потребности в безопасности, на третьем - потребность в социальном признании, на четвертом - потребности в уважении и, наконец, на пятом, самом высоком - потребность в самовыражении.
По мере удовлетворения
потребностей нижнего уровня человек
стремится к удовлетворению потребностей
следующего уровня; это непрерывно
расширяет его потенциал, поэтому
потребность в самовыражении
никогда не может быть полностью
исчерпана. Это означает, что процесс
мотивации поведения через
Другая теория мотивации, автором которой является Д. Мак-Клеланд, известна как теория трех потребностей: власти, успеха и причастности. В известной мере она сходна с теорией Маслоу: потребности во власти и успехе, например, характерны для людей, достигших удовлетворения своих потребностей между четвертым и пятым уровнями, а потребность в причастности свойственна людям, достигшим третьего уровня по теории Маслоу. Поэтому считают, что на практике эта теория в большей мере применима к мотивации людей, занимающих (или стремящихся занять) высокие позиции в организации.
В соответствии с
двухфакторной теорией
Наряду с теориями
мотивации, базирующимися на потребностях,
учеными разработаны и другие
подходы, которые получили название
процессуальных теорий мотивации. Общим
в них является то, что поведение
людей в организации