Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:14, отчет по практике
Основная цель практики : Изучение рекреационной структуры Санкт-Петербурга.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
1. Закрепить теоретические знания, умения и навыки, полученные при изучении курсов учебного плана;
2. Ознакомление с рекреационной структурой Санкт-Петербурга;
Введение
1.
Создание Кунсткамеры – одна из реформ Петра 1 в области культуры
2.
«Кабинет редкостей» Летнего дворца. 1714- 1718 г.
3.
Кунсткамера в здании на Стрелке Васильевского острова. 1727 г.
3.1.
Кунсткамера – часть Российской Академии наук
3.2.
Библиотека Кунсткамеры
3.3.
Экспозиции музея
3.3.1.
Готторпский глобус
3.3.2.
Императорский кабинет
3.3.3.
Мюнц-кабинет
3.3.4.
Натур-кабинет
3.3.5.
Анатомическая коллекция
3.3.6.
Кунст-кабинет
Заключение
Список используемой литературы
Индивидуальные дневники практикантов
3.3. |
Экспозиции музея |
Петровская Кунсткамера в XVIII
веке обладала уникальными коллекциями
по естественной истории и этнографии.
Благодаря собранным учеными сокровищам
музей обогатился таким количеством экспонатов,
каковым "множеством ни один в Европе
кабинет славиться не мог". Он по-прежнему
оставался единственным и центральным
русским музеем. Такого богатого собрания
не было в то время ни в одном музее Европы.
Все собранные экспонаты поделили по разным
группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Нат
3.3.1. Готторпский глобус
В бывшем слоновнике зверового двора хранился самый большой и самый драгоценный экспонат Кунсткамеры - Готторпский глобус, полученный в знак благодарности за спасение города.
Интересна история его появления в Кунсткамере…
…Ветер с Балтики гнал свинцовые тучи. Густой утренний туман рассеивался, но крупные хлопья снега застилали простор, Тепинген - город-крепость Шлезвиг-Голштинского герцогства - выглядел мрачно. Дома на узких улицах стояли с наглухо закрытыми ставнями. Редкий прохожий пробежит и скроется в подворотне. Тишина. Слышатся лишь шаги патрулей и лязг оружия. Все, кто был способен сражаться, уже много дней находились на крепостной стене, защищая свой город от осаждавших его шведов.
На исходе 1713 года русские войска подошли к Тепингену. Они спешили на помощь осажденным шлезвиг-голштинцам. Когда защитники города готовились встретить новый штурм шведов, над холмами далеко за крепостной стеной раскатисто прогремело многоголосое «ура». С развернутыми знаменами лавиной катились русские полки. Враг бежал. Горожане радостно и удивленно озирались по сторонам. Бой уходил все дальше и дальше. Многомесячная осада кончилась.
Еще на чуть припорошенной снегом земле оставались неубранными трупы, а город уже приобретал праздничный вид. Открылись крепостные ворота, распахнулись двери домов, окна. Повсюду зажигались яркие светильники, и будто посветлело еще недавно сумрачное небо.
На площади перед Готторпским замком трещали и хлопали вспышки праздничного фейерверка. Опекун малолетнего герцога принимал в замке русского царя и его офицеров. За богато уставленным яствами столом много было сказано во славу русского оружия и самого знатного гостя - Петра 1. Зная об интересе Петра к редкостям, опекун предложил осмотреть коллекции замка.
По галереям и узким переходам все устремились за опекуном герцога. В большом зале нижнего этажа были и золотые сабли, и кубки, осыпанные драгоценностями, и часы с водяным механизмом, и вырезанные из кости причудливые заморские животные.
В одном из помещений замка внимание Петра при влек огромный глобус, диаметром 3,11 метра. Готторпский глобус - чудо ХVII века, один из первых планетариев мира и невиданная по размерам копия Земли с известными к тому времени морями и странами.
Глобус сильно пострадал от пожара в 18 веке, был восстановлен русским мастером Тирютиным.
3.3.2. Императорский кабинет
Токарные резцы Петра, вырезанная им деревянная чаша для воды, им же выкованная железная полоса.
Любимым занятием Петра в минуты
отдыха было токарное дело: его станок
редко отдыхал. Особенно он любил вырезать
предметы из слоновой кости и из дерева.
Сначала он работал на станке, изготовленном
в Амстердаме, а потом приобрел еще и французский
станок. Несколько станков сделал и Андрей
Нартов, "любимый токарь" Петра, первый
русский инженер. Сержант Никита Кашин,
описавший домашнюю жизнь Петра, вспоминал,
как государь встававший за два часа до
света, "входил в токарню и точил разные
вещи из кости и дерева."
Один из комплектов хирургических инструментов Петра; часть коллекции удаленных им зубов; анатомические модели человеческих глаза и уха, вырезанные Петром из слоновой кости.
Медицина, а точнее, хирургия,
пользовалась особым уважением и даже
любовью русского царя. Эта любовь приводила
нередко его приближенных в трепет, так
как Петр часто предлагал им свои услуги:
футляр с хирургическими инструментами
он всегда носил с собой, а вырванные зубы
аккуратно складывал в мешочек.
Измерительные инструменты Петра
Петр интересовался многими отраслями знаний, но предпочтение отдавал точным наукам, к тому же имеющим практическое значение. Мы бы назвали его типичным технократом. Коллекционировать инструменты в эпоху Петра было модно, и царь с удовольствием предавался этой страсти. Глядя на эти инструменты, можно представить себе, с каким увлечением он измерял все, что только можно измерить! Это вполне соответствовало неуемному оптимизму эпохи, в которую он жил, когда человеческий разум начал упиваться своим торжеством над силами природы. Представление об этом чувстве дают строки поэта А. Поупа, современника И.Ньютона:
Взвесь воздух, в гордых замыслах паря, Измерив землю, измеряй моря.
Костюм Петра.
Петр боролся с ненавистной
ему с детства "стариной", вводя "регулярство"
во все сферы жизни, в том числе и в одежду.
1700-й год открывался указом, в котором
предписывалось "носить платья венгерские,
кафтаны: верхние длиною по подвязку, а
исподние короче верхних тем же подобием..."
Видимо, тогда же вышел указ о бритье бород.
Длиннополые кафтаны, однорядки, ферязи,
охабни и бороды уходили в прошлое. На
одной из старинных гравюр изображен человек,
стоящий на коленях в грязи, у которого
солдат овечьими ножницами отрезает полу
"запрещенного" кафтана вровень с
землей.
Самого же Петра привыкли видеть вечно
спешащим, со знаменитой палкой в руке,
в потертом кафтане, стоптанных грубых
башмаках и чулках, заштопанных его коронованной
супругой, царицей Екатериной, которая
в шутку сама себя называла "старой
портомоей". Простота облика и демократическая
манера общения с людьми разных сословий
больше всего поражала тех, кто знал царя.
Один из его современников писал: "Его
величество бывает обыкновенно в таком
простом платье, что если кто его не знает,
то никак не примет за столь великого государя."
Скелет Буржуа
"Скелет огромный, что французом
был когда-то..." Эти стихотворные строки
взяты из поэмы Иоганна Тремера из Данцига
"Прощание с Петербургом". Они относятся
к скелету Буржуа, до сих пор хранящемуся
в Кунсткамере. Мода XVIII века предписывала
правителям иметь при дворе карликов и
великанов: первые использовались для
потехи, а вторые имели большой спрос как
гайдуки, т.е. выездные лакеи, и как личная
охрана. Петр тоже отдал дань этой моде.
В 1717 году во Франции в городе Кале он увидел
на ярмарке великана Буржуа ростом 2 метра
27 сантиметров. Петр его нанял к себе на
службу и привез в Россию. Ему нравилось,
когда Буржуа при выездах стоял на запятках
царской кареты. Через семь лет Буржуа
скончался. Его труп препарировали, кости
выварили и скрепили в скелет. А череп
пришлось заменить: настоящий череп Буржуа
сгорел при пожаре 1747 года.
3.3.3. Мюнц-кабинет
Корейские и японские монеты.
Культура Кореи и Японии развивалась под сильным влиянием Китая. Форма и функции корейских и японских монет также были заимствованы из Китая
Китайский даосский меч из старинных монет, для изгнания злых демонов.
Даосские маги и гадатели славились
в Китае как специалисты, способные уберечь
человека от влияния злых духов и неблагоприятного
воздействия природных и сверхъестественных
сил. Одним из мощных магических "инструментов"
был меч, изготовленный из монет, скрепленных
через отверстия. Монеты были включены
в систему китайских магических символов
и глубинно связаны с общекультурным контекстом.
На их форму, название и легенды влияли
нумерологические классификационные
схемы. Все это определяло роль монет как
амулетов, оберегов и обусловило их использование
в магико-охранительных целях. Меч, сделанный
из таких монет, обещал человеку охрану
от злонамеренных воздействий и благоприятное
существование не только в материальной,
но и в духовной сфере.
Китайские монеты и орден "Двойного дракона" (голубой степени).
В Китае монеты были не обычным
средством денежного обращения. Их облик,
выбор материала и взаимоотношения между
отдельными средствами денежного обращения
были продиктованы в первую очередь мировоззренческими
соображениями. Основным материалом для
изготовления монет на протяжении почти
всей истории императорского Китая была
медь. К меди сохранялось особое отношение
как к единственному металлу, стоимость
которого всегда неизменна и не зависит
от рыночной конъюнктуры как в случае
с драгоценными металлами.
Форма монет утвердилась
еще в III в. до новой эры: в основном их делали
круглыми с отверстиями посередине, круглыми
или квадратными. Легенда на лицевой стороне
состояла обычно из четырех знаков: два
первые, как правило, составляли девиз
правления, а два другие - одно из самоназваний
монеты, например, "ходячая драгоценность",
"тяжелая драгоценность" и т.п. Монеты
нанизывали на шнурок; связка монет и служила
денежной единицей. Связки могли быть
большими или малыми, от 1000 до 500 штук. При
весе одной монеты 3,5 г одна связка весила
от 3 до 1,5 кг.
Монеты использовались
и как сакральные предметы - амулеты, талисманы,
носители благой силы. Глубоко символично
и изображение дракона на ордене: он вообще
играл большую роль в жизни китайцев. Драконы
почитались как божества рек и озер, как
патроны местности и дома, а кроме того
они были олицетворением императорской
власти.
3.3.4. Натур-кабинет
Аналог минералогической коллекции, купленной Петром I в Германии в 1716 году
В XVIII веке представления о строении
земли были фантастическими. Известный
минералог И.Г.Леман, например, утверждал,
что "жилы, которые мы обнажаем во время
горных работ, не что иное, как побеги огромного
ствола, коренящегося в самой глубине
земли". Молодая минералогия была наукой
описательной. Она еще только пыталась
систематизировать материал по сбивчивым
внешним признакам. М.В.Ломоносов пытался
поставить ее на прочное теоретическое
основание.
Занимал его,
в числе прочего, и вопрос о происхождении
янтаря. Он был хорошо известен на русском
севере: его называли там "морской ладан".
Как декоративный материал янтарь привлекал
внимание двора Елизаветы. В XVIII веке полагали,
что янтарь произошел от соединения серной
кислоты с "каменным маслом", т.е.
нефтью. Ломоносов же пытался доказать,
что это невозможно. Свидетелями своей
геологической теории происхождения янтаря
он сделал мух и других насекомых, заключенных
в нем. Ломоносов же обратил внимание и
на кристаллическое строение разных ископаемых.
Он пытался увидеть связь между внешней
формой минералов и их внутренним строением.
Ученый выделил пять способов рождения
минералов: затвердение, сгущение, зернование,
наращивание и проницание. Интересно,
что современная наука вполне признает
эти процессы, но теперь они называются
сложными научными терминами, например,
диагенез или коагуляция.
Образцы древесины из Сибири.
В число курьёзов входили и так называемые модные "обманки" - вещи, которые "притворялись" не тем, за что себя выдавали, как, например, куски древесины, оформленные как книжные тома.
Гербарий с подписью лейб-медика Арескина и датой 1709 г.
Лейб-медик Петра, шотландец Роберт Эрскин или, как его назвали в России, Арескин, сам с увлечением собирал российские природные диковинки, называемые naturalia. Когда в 1714 году музей разместился в Летнем дворце и для его обслуживания понадобился специальный штат, Арескину было поручено "главное смотрение" за коллекциями. Собирая травы и следя за их собиранием, он делал потом гербарии. Первый русский гербарий принадлежит именно ему. Оформлялись они в стиле барокко: каждая травинка помещалась в затейливо вырезанной подставке.
Коллекция Альберта Себы.
В 1716 году в Голландии было приобретено
"Альберта Себы славное собрание животных
четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц,
раковин и других диковинных произведений
Ост- и Вест-Индии". В Европе того времени
было принято коллекционировать разные
диковинки природы - они назывались naturalia
- и искусные произведения человеческих
рук, artificialia. Коллекционеры
называли себя "любителями", и это
было действительно так: движущей силой
науки того времени было любопытство,
а средства на жизнь "любители" зарабатывали
иными способами.
Себа, по профессии аптекарь, разделял
экспонаты по традиции эпохи Возрождения,
т.е. по полезности. Так, например, в зависимости
от того, едят растение или им лечатся,
оно попадало в определенный раздел. Но
выкладывая диковинные узоры из раковин,
растений и других природных объектов,
он советовался с Линнеем и тем самым разрабатывал
новую систематику.
3.3.5. Анатомическая коллекция
Ни одна наука не уходит так
глубоко своими корнями в прошлое, как
анатомия. Немалый анатомический опыт
накопили уже люди каменного века, а сделанные
в Австралии много тысячелетий назад наскальные
рисунки, на которых изображены сросшиеся
близнецы, можно, видимо, считать самым
первым из дошедших до нас подтверждений
интереса человека к врожденным уродствам.
Однако история анатомии начинается с гораздо более близкого нам времени. Кто не слышал о высоком искусстве бальзамирования, процветавшем у египтян? Кто не знает имени Гиппократа - "отца медицины", создавшего греческую школу врачей и анатомов?
В развитии анатомии, как и любой другой науки, были и периоды расцвета, и времена упадка. В течение многих веков вскрытие человеческого тела запрещалось господствовавшими в Европе и на Ближнем Востоке религиями. И только эпоха возрождения, сняв эти запреты, дала возможность человеку познать свое собственное строение и породила целую плеяду блестящих анатомов, заложивших фундамент истинных представлений о строении и функциях человеческого тела. На выставке представлены анатомические препараты "золотого века" этой науки.
Одним из замечательной плеяды анатомов был Фредерик Рюйш - представитель очень сильной анатомической школы, существовавшей в Университете г.Лейдена в Нидерландах.
Хотя сейчас Рюйш известен прежде
всего как выдающийся анатом-практик,
блестящий мастер изготовления препаратов
по нормальной, патологической и сравнительной
анатомии, в свое время наибольшую славу
он стяжал как бальзамировщик. В этом искусстве
ему не было равных и два столетия спустя.
Рюйш бальзамировал тела детей и взрослых,
достигая такого эффекта, что они казались
живыми, спящими.
При жизни анатома его "Кабинет", где были выставлены в маленьких гробиках бальзамированные тела детей в кружевных платьицах, украшенные бусами, цветами и маленькими свечками, 2 раза в неделю за плату был открыт для посещения. В книге записи посетителей можно увидеть много хорошо известных имен, но самым замечательным гостем бесспорно был русский царь Петр I, приехавший в Амстердам в 1697 г. и оставивший свою запись на тринадцатой странице. Царь, по рассказу его голландского современника, был поражен искусством Рюйша-бальзамировщика: "Остановившись у трупика ребенка, сохранившегося так хорошо, что, казалось, ребенок еще жив и на лице его как бы играет еще улыбка, Петр не мог удержаться, чтобы не поцеловать малютку". Несколько раз приходил царь в "Кабинет" Рюйша, именно тогда у него возникло желание купить знаменитое собрание. Однако покупка была совершена 20 лет спустя, когда Петр снова посетил Голландию. Стремясь всемерно развивать науку в России, Петр заботился о приобретении наглядных пособий. Он хотел иметь в своей столице музей с разнообразными коллекциями. Вот почему Петр не скупился при покупке музейных экспонатов, заплатив за коллекции Рюйша баснословную для того времени сумму - 30 тыс. гульденов.
Информация о работе Отчет по практике на примере рекреационной структуры Санкт-Петербурга