Оценка развития мирового туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….2
Глава 1. Общее представление туристической отрасли ....................................3
1.1. История развития мирового туризма………………………………………3
1.2 Положительные и отрицательные аспекты туристской
деятельности ........................................................................................................13
Глава 2. Основные тенденции развития мирового туризма……………….….17
2.1 Динамика и тенденции международного туризма и его макро-региональная структура………………………………………………………... 17 2.2 Состояние организации международного туризма в современных условиях………………………………………………………………………….20 2.3 Сущность и экономическое содержание туризма………………………...23 Глава 3. Перспективы развития мирового туристского рынка в России…….26 3.1Прогнозы развития международного туризма……………………………..26 3.2 Материальное благосостояние и отдых…………………………………....30
3.3 Экономические закономерности туристского рынка……………………..32
Список литературы………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 89.65 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и науки  Российской Федерации

 

Государственное учреждение высшего профессионального  образования

Уральский государственный экономический  университет

Факультет сокращенной подготовки

Кафедра туристического бизнеса и гостеприимства

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Экономика предпринимательство  в социально-культурном сервисе  и туризме»                              

На тему «Оценка развития мирового туризма»

 

Исполнитель:   

Студентка 2-го курса 

Группы СТ-10

Чесноковой Ю.П.

Научный руководитель:

Старший преподователь

Ивлиева Е.А

 

Екатеринбург2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….2 
Глава 1. Общее представление туристической отрасли ....................................3 
1.1. История развития мирового туризма………………………………………3 
1.2 Положительные и отрицательные аспекты туристской

деятельности  ........................................................................................................13 
Глава 2. Основные тенденции развития мирового туризма……………….….17                          

2.1 Динамика и тенденции  международного туризма и его макро-региональная структура………………………………………………………... 17                                                                            2.2 Состояние организации международного туризма в современных условиях………………………………………………………………………….20  2.3  Сущность и экономическое содержание туризма………………………...23                                                                                                       Глава 3. Перспективы развития мирового туристского рынка в России…….26   3.1Прогнозы развития международного туризма……………………………..26                                   3.2 Материальное благосостояние и отдых…………………………………....30

3.3 Экономические закономерности туристского рынка……………………..32

Список литературы………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С самого начала существования  цивилизованного общества человек  нуждался в отдыхе.

В настоящее время туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы  его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные  сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального  продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских  расходов. Таким образом, в наши дни  нельзя не заметить того огромного  влияния, которое оказывает индустрия  туризма на мировую экономику.  
 Люди путешествуют в поисках новых впечатлений (смена занятий, образа жизни, обстановки), так как стремление к разнообразию одна из характерных черт и мотивировок человеческой жизни (после удовлетворения основных потребностей). Туризм, таким образом, можно охарактеризовать как стремление к удовлетворению потребности в разнообразии.1 
 Отдых во время туристических поездок способствует увеличению трудоспособности или хотя бы её поддержанию. Ведь только хорошо отдохнувший человек может полноценно трудиться, приносить доходы своей организации, а следовательно и налоговые поступления в бюджет своей страны. Тем более, что и сама по себе туристическая отрасль, будучи хорошо развитой, может приносить довольно ощутимые доходы государству благодаря притоку иностранного капитала. 
 В настоящее время туристическая отрасль испытывает довольно ощутимый подъем. Благодаря применению новых информационных технологий и развитию транспортной инфраструктуры многих стран туризм развивается

 

Глава 1. Общее представление  туристической отрасли

    1. История развития мирового туризма

Развитие цивилизации теснейшим  образом связано с развитием  и укреплением контактов между  отдельными государствами, народностями, территориями. Многочисленные - с самого начала развития человеческого общества - путешествия изначально играли сугубо практическую роль: выявление характера  соседей - их дружеского или враждебного  настроя - обмен опытом, поиск рынков сбыта и приобретения товаров  и т.п. В этом плане путешествия  повторили судьбу предметов быта, которые постепенно приобрели помимо утилитарной еще и эстетическую функцию, несущественную для выживания, но важную для человека в психологическом плане. Так и путешествия с течением времени получили новый статус - также не игравший особой роли для жизни данного племени/города/государства, но оказавшийся столь существенным для каждого отдельного человека, что он не только не утрачен по сей день, но и продолжает активнейше использоваться, составляя одну из важных статей развития экономики фактически любой страны.2

Итак, помимо людей, для которых  путешествия являлись профессиональной необходимостью (мореплаватели, исследователи  и ученые, купцы, позже - священники), появились люди, желавшие просто посмотреть новые земли и получить новые  впечатления. Появилось такое понятие  как туризм. 3

На сегодняшний день существует огромное количество видов туризма. По дальности путешествия выделяют местный (как правило, краеведческий) туризм, туризм внутри страны и международный  туризм. Последний играет наиболее значимую роль в экономике, представляя собой одну из наиболее распространенных форм обмена услугами. Он стал важным источником доходов, во всем мире.

Основные понятия и  определения туризма как сферы  деятельности

В любой деятельности, особенно связанной с международными сделками, самым актуальным является вопрос дефиниций, т.е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно толковать  предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных  актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь  самые неблагоприятные последствия  в практических действиях субъектов  туристской деятельности. 
 Туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования как общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. Толкование туристских терминов - предмет ожесточенных дискуссий апологетов теории туризма.4 
 Когда мы говорим о туризме, мы подразумеваем людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром. 
 Можно включить в наше определение туризма и людей, которые принимают участие в различных съездах, конференциях или других видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры или занимаются исследованиями. 
 Эти люди (назовем их туристами) используют во время путешествий различные виды транспорта: начиная с велосипедов и заканчивая полетами на реактивных самолетах. Многие путешествуют на автомобилях, автобусах, поездах и даже мотоциклах. 
 

Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать  сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные  группы субъектов, которые взаимодействуют  в туризме. 
 

1. Туристы. Это люди, которые  испытывают различные психические  и физические потребности, природа  которых определяет направления  и виды участия этих людей  в туристской деятельности. 
 2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке. 
 3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет. 
 4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными. 
 Для того чтобы сформулировать полное определение понятия "туризм", необходимо рассмотреть многоаспектность туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности. Отсутствие единых определений затрудняет изучение туризма как учебной дисциплины. 
 Изучение туризма с научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития. 
  

Определенные групповые  и экономические интересы стран  существенно влияют на толкование понятий, принимаемых за основу в национальных нормативных актах, регулирующих определенные отношения в сфере туризма.

Путешествие

Путешествия и туризм - два  неразрывно связанных понятия, которые  характеризуют определенный образ  жизнедеятельности человека. Это  отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение  и множество других видов деятельности. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности - перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания. 
 В путешествиях перемещаются: отдельные индивидуумы; группы лиц, объединенных единым интересом и целью; целые экспедиции, в том числе и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысяч специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие - это образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К ним относятся, например, кочевые племена: белунджи, бедуины, цыгане и др. Кочевники вместе со стадами животных ежегодно перемещаются по мере освоения пастбищ, причем их не останавливают даже границы государств. Так, белунджи постоянно мигрируют из Пакистана в Афганистан. Сезонные сельскохозяйственные рабочие путешествуют по мере сбора урожая с юга на север США. 
 

Путешествие - термин, обладающий значительной общностью понятийного  смысла и обозначающий перемещение  людей в пространстве и времени. 
 Таким образом, путешествие - это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуется путешественником. В зависимости от особенностей путешествия путешественника можно именовать мореплавателем, космонавтом, бизнесменом, натуралистом и т. д. в соответствии с целями, направлениями, средствами передвижения и иными характеристиками, имеющими существенное или даже несущественное значение. При определенных характеристиках и условиях организации и осуществления путешествие может быть составной частью туристской услуги. Для целей статистики путешествующий человек именуется также "посетителем".5

 
                                                   Туризм

Туризм как частный  случай путешествий имеет четкие ограничения, характеристики и множество  определений в понятийном смысле. 
 В отличие от путешествия туризм - категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая дуализмом (двойственностью) внутренней природы явления, так как туризм - это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий. 
 Приведем классическое определение туризма и дадим развернутую характеристику его составляющих. 
 Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. Отметим, что: 
 а) значительная часть ограничений в понятиях будет носить чисто экономический характер, обусловленный местом туризма в современном развитом обществе; 
 б) сами определения будут служить целям и принципам международной туристской статистики, которая, в свою очередь, действует по категориям, определяемым в целях именно экономики, планирования, учета и др.;  
 в) будут учитываться требования единообразного международного понимания существа категорий, подлежащих статистической оценке и сравнению.6 
 Тенденции: 
 1. В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. 
 Длительные путешествия совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. [8]Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. 7 
 
 По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе. 
 2. Для туризма важно определить категорию места постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматри- вает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, это - место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Имеющая место другая понятийная категория - обычное место постоянного жительства определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке, районе). При этом для каждого определенного места, района, страны, а также населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей.            3. Определение периода свободного времени исходит из об-щего понимания туризма как способа отдыха. Оно недостаточно справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой. 
 4. Важнейшей категорией является цель туризма, которая позволяет четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные таможенные, налоговые и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государствами исключительно для туризма. Главные цели туризма: развлекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр. 
 5. Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др.

Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход. 1                                                         Туризм в зависимости от составляющих услуг и                 обслуживавмых категорий населения разделяется на внутренний и международный.  
 Внутренний туризм - временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни.8                                                                                                Международный туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Туризм во многих странах - деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль.3 
 Плановый туризм - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание. 
 Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениям и навыками. 
 

Социальный туризм - разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. Это положение было закреплено в Манильской декларации по мировому туризму в 1980 г.  
 Социальный туризм рассматривается как: 
 - путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура, разовых услуг социального туризма или субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды; 
 - сфера профессиональной деятельности по формированию, продвижению и реализации социальных туров, разовых услуг социального туризма; 
 - общественное движение участников социального туризма.

Информация о работе Оценка развития мирового туризма