Оценка развития мирового туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….2
Глава 1. Общее представление туристической отрасли ....................................3
1.1. История развития мирового туризма………………………………………3
1.2 Положительные и отрицательные аспекты туристской
деятельности ........................................................................................................13
Глава 2. Основные тенденции развития мирового туризма……………….….17
2.1 Динамика и тенденции международного туризма и его макро-региональная структура………………………………………………………... 17 2.2 Состояние организации международного туризма в современных условиях………………………………………………………………………….20 2.3 Сущность и экономическое содержание туризма………………………...23 Глава 3. Перспективы развития мирового туристского рынка в России…….26 3.1Прогнозы развития международного туризма……………………………..26 3.2 Материальное благосостояние и отдых…………………………………....30
3.3 Экономические закономерности туристского рынка……………………..32
Список литературы………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 89.65 Кб (Скачать файл)

Рекреация

Рекреация - расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных). Некоторыми исследователями рекреация рассматривается как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории.11 
 Центр исследований политики национального туризма США истолковывает эти три термина - "путешествие", "туризм" и "рекреация" - следующим образом: 
 1. Путешествие - действие, связанное с перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны, кроме любых форм заработка. 
 2. Туризм - синоним термина "путешествие". 
 3. Рекреация - деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. Рекреация может включать пассивное и активное участие в индивидуальных или групповых спортивных мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т. д.3 7 12

 

1.2 Положительные и отрицательные  аспекты туристской деятельности

Туриндустрия имеет уникальную структуру. Она характеризуется  наличием целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания: небольшие рестораны, мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины, торгующие  изделиями местных ремесленников  и предметами искусства, и т. п. Таким  образом, инвестиции правительства  в инфраструктуру, а иногда и дорогую  материально-техническую базу туризма  стимулируют инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привлекают еще  большие инвестиции в будущем  во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупные  инвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и  т. д. Совершенствованная благодаря  туризму инфраструктура региона  используется также и местными жителями. 
 Так как индустрия туризма охватывает многочисленные предприятия малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона таким образом, все общество получает экономическую выгоду. 
 Следующий положительный аспект развития туризма заключается в том, что туристы вынуждены платить налоги, как и большинство населения. Так как путешественники в основном приезжают из других регионов, то их расходы для правительства принимающей страны представляют собой расширенную налоговую базу. В дополнение к обычному налогу с продаж туристы иногда платят и менее прямые налоги. Аэропортовые сборы, въездная и таможенная пошлины, визовые сборы - это лишь несколько примеров обычно используемых методов налогообложения туристов. 
 Кроме этих особых случаев, обычные налоги, собираемые как с туристов, так и с местных жителей, повышаются вследствие туристских расходов. Таким образом, туризм повышает доходы региона, занятость, инвестиции и т. п. 
 
 Тем не менее существуют пределы, до которых правительство принимающего региона может максимизировать прибыль от данных аспектов туризма. Эти ограничения бывают двух типов: социальные и экономические. Социальные ограничения возникают благодаря увеличению налогов, взимаемых с местных жителей при развитии туриндустрии в регионе. А экономические ограничения представляются в форме потенциальных издержек неиспользованных возможностей (альтернативных издержек), которые возникают вследствие развития туриндустрии. Они заслуживают внимательного исследования с тем, чтобы достичь более глубокого понимания проблемы оптимизации, которая стоит перед правительством принимающей страны. 
 Наряду с позитивными последствиями развития туризма не следует забывать о негативном воздействии отрасли, о так называемой монокультуре туризма. В конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода местных жителей. Более высокая заработная плата в туриндустрии привлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристским прибытиям. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. Монокультура туризма сама подрывает основы своего существования.5  
 Разнообразие - это основа экономической стабильности. Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса или сглаживаются его последствия, если кризис все же наступает. Следовательно, вместо того, чтобы способствовать диверсификации экономики, туризм порой замещает сектор сельского хозяйства. 
 По многим причинам нежелательно, чтобы туризм стал замещающей отраслью. Во-первых, по сути своей туризм - явление сезонное. Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены, но никогда нельзя избежать их полностью. Поэтому если туризм - основная отрасль в регионе, то "низкий" сезон приносит серьезные проблемы занятости. Во-вторых, спрос на туризм и путешествия в значительной степени зависит от доходов и вкусов туристов. И оба эти фактора находятся вне контроля принимающего региона. Другими словами, полная зависимость региона от одного-единственного сектора индустрии крайне нежелательна. 
 Более того, туризм порождает определенные социальные издержки и дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые "ложатся на плечи" принимающего региона и его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от него ставит следующую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это грозит экономическим спадом; если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют, придут в негодность и обесценятся. В подобном случае решение, как правило, принять довольно сложно. 
 Иногда правительства развивающихся стран смотрят на туризм слишком оптимистично. Они воплощают в жизнь активные инвестиционные программы2, направленные на развитие туризма и носящие приоритетный характер. В определенных случаях такой подход может привести к отрицанию более значимых потребностей страны в инвестициях. Например, денежные средства, вкладываемые в туризм, могли бы быть использованы на образование, здравоохранение и другие социальные нужды.11 
 
 Порой туризм порождает рост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают свои деньги, заработанные в другом регионе или стране, в экономику данного туристского региона. Поскольку это повышает доходы региона (как отмечалось выше), то может явиться и причиной инфляционного давления. Повышаются цены на товары первой необходимости: продукты, одежду, жилье, транспорт. Как правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю (рост цен может достигнуть 20000 %). Цена, которую иностранцы готовы заплатить за свое проживание во время отпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местных жителей. Местные жители (имеющие сравнительно небольшие доходы) попросту вытесняются с рынка жилья в районах с развитой туриндустрией. 
 Таким образом, хотя туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических недугов. Правительство должно приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие.  Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для процветающих. Развитые страны по определению обладают здоровой экономикой, которая способна с легкостью покрыть все издержки туризма. Обычно экономики подобных стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы не полностью сосредоточены на развитии. 
Итак, к преимуществам развития туризма для каждой страны относятся: 
 - увеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты; 
 - рост валового национального продукта; 
 - создание новых рабочих мест; 
 - реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением; 
 - привлечения капитала, в том числе и иностранного; 
 - увеличение налоговых сборов принимающего региона.

Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм: 
 - влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость; 
 - способствует оттоку денег за границу при туристском импорте; 
 - вызывает экологические и социальные проблемы; 
 - может наносить ущерб развитию других отраслей. 13

 

 

 

 

Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

2.1 Динамика и тенденции международного  туризма и его макрорегиональная структура

 Международный туризм верно набирает обороты после невероятно трудного для него 2009 года. За первые два месяца 2010 года международный турпоток в мире вырос на 7%. Сильный рост въездного турпотока наблюдался в Азии, Африке и на Ближнемм Востоке. В 2012 году поток международных туристов вырастет на 3-4%. 

В течение первых двух месяцев 2010 года положительная динамика наблюдалась  по всему миру, лидерами выступили  Азиатско-Тихоокеанский регион (+10%) и Африка (+7%).  Информация, представленная пока только тремя странами Ближнего Востока, также указывает на сильное восстановление в регионе, однако лишь  при сравнении с очень слабым началом первых месяцев 2009 года. Медленный рост отмечен в Европе (+3%) и Америке (+3%), которые сильнее всех пострадали от мирового экономического кризиса и где выход из него проходит относительно слабо.

Большое число стран сообщило о  положительных результатах первых месяцев 2010 года. Из 77 стран, представивших  данные за этот период, показали положительные  цифры 60, из них в свою очередь 24 страны продемонстрировали двузначный рост. Среди таких стран фигурируют: Эстония, Израиль, Гонконг (Китай), Макао (Китай), Япония, Тайвань (провинция Китая), Индонезия, Сингапур, Вьетнам, Гуам, Индия, Напал, Шри-Ланка, Виргинские о-ва США, Никарагуа, Эквадор, Кения, Сейшельские о-ва, Марокко, Египет и Саудовская Аравия.12

Несмотря на явное улучшение  слабых результатов 2009 года, нынешний рост следует рассматривать с  осторожностью, так как сравнение  идет с особенно слабым периодом 2009 года – самыми тяжелыми месяцами всемирного экономического кризиса. В целом  за первые два месяца 2010 года число  международных туристов составило 119 млн., что на 7% больше  относительно 2009 года, но все же на 2% меньше по сравнению с рекордным 2008 годом.3

Недавний сбой  в работе авиатранспортной системы на должен повлиять на прогноз 2010 года:  
 В 2012 году поток международных туристов вырастет на 3-4%.  Однако данный прогноз был сделан без учета недавнего сбоя в авиатранспортной системе Европы.  Сбой серьезно сказался на путешествующих, на ряде определенных направлений и компаний, в частности авиалиниях, аэропортах и туроператорах. UNWTO считает, что закрытие большей части воздушного пространства Европы в период с 15 по 20 апреля вызвало потери в размере менее чем 0,5 %  годового международного въездного турпотока в Европу  и 0,3% общего мирового турпотока.4

Несмотря на то, что положительная  тенденция, зафиксированная в первые месяцы 2010 года, отражает улучшающуюся экономическую ситуацию, UNWTO предупреждает о том, что многие проблемы еще остаются.

2009 – Уровень доходов международного  туризма упал на 6% до $ 852 млрд: 
 В 2009 году доходы международного туризма достигли US$ 852 млрд. (611 млрд. Евро), упав с US$ 942 млрд. (641 млрд. Евро) прошлого года.  В реальном выражении  (при изменении курса обмена и инфляции) доходы международного туризма упали на 6% против уменьшения турпотока в 4% , что указывает на тесную взаимосвязь этих двух показателей. Опыт подсказывает, что во времена кризиса уровень доходов страдает больше, чем показатели турпотока, как это и было в 2009 году.7

2009 – Китай занимает четвертое  место по туристическим тратам  за границе: 
10 ведущих в международном туризме стран по расходам продемонстрировали в 2009 году одно заметное изменение: Китай, обогнав Францию, занял четвертое место. Траты Китая на международный туризм в последней декаде росли быстрее всего, в 2005 году он занимал всего лишь седьмое место. Даже во время прошлогоднего кризиса туристические траты Китая выросли на 21%.8

В 2009 году было два основных изменения  в списке 10 стран, ведущих по показателям  международного турпотока и доходам. Франция, США и Испания продолжили свое лидерство как в плане въездного турпотока, так в плане денежных поступлений, хоть и в обратном порядке. Франция остается ведущей среди туристических стран в плане въездного турпотока и занимает третье место по доходам. США занимает первое место по доходам и второе по въездному турпотоку. Испания не отступает от своей позиции второй в мире и первой в Европе страны по туристическим доходам, по количеству посещающих ее туристов она – на третьем месте.

В 2009 году Турция и Германия поднялись  на одну позицию выше по показателям  въездного турпотока, заняв соответственно седьмое и восьмое места. По этому же показателю Малайзия в 2009 году вошла в список лидирующей десятки, поместившись на девятое место. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Состояние организации международного  туризма в современных условиях

"Совершенствование форм организации  международного туризма в современных  условиях" анализируются современные  формы ведения бизнеса в сфере  туризма, обосновывается необходимость  использования комплексного подхода  при формировании стратегии развития  компании, занятой в туристской  отрасли, объясняется перспективность  и эффективность применения маркетинговых  средств развития бизнеса, изучаются  способы совершенствования форм  организации международного туризма  в современных условиях.

Для современных форм организации  туризма характерно:

- во-первых, усиление концентрации  среди самой многочисленной группы  розничных фирм, предлагающих туристические  услуги и связанное с этим  лишение большего числа таких  фирм юридической и хозяйственной  независимости, появление в их  отношениях с другими компаниями  новых форм связей;

- во-вторых, изменение характера  деятельности туристических оптовых  фирм и превращение их в  туроператоров, предлагающих полный  комплекс услуг в виде инклюзив-туров и выступающих связующим звеном между предприятиями туристической индустрии и турагентствами.

- в-третьих, образование крупных  корпораций туристической индустрии  и осуществление ими непосредственно  операций по предоставлению туристских  услуг клиентам.

И, наконец, проникновение в сферу  туристического бизнеса "нетуристического" капитала - транспортных, торговых фирм, страховых обществ, газетных трестов  как путем создания в форме  дочерних компаний    собственных турагентств, так и путем осуществления туристических операций собственным аппаратом.11

В наши дни передвижение людей в  туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому  контакты между людьми из разных стран  стали повседневной реальностью. В  результате - туризм является сейчас одним  из самых динамично развивающихся  видов международного бизнеса. Поэтому  интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом  факторов. Во-первых, для того, чтобы  начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших  инвестиций. Во-вторых, на туристическом  рынке вполне успешно взаимодействуют  крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса  позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций. При этом современная туристическая индустрия  не может эффективно функционировать  без совершенствования управляющей  подсистемы. Управление в сфере туристических  услуг учитывает специфику организации  и деятельности туристических предприятий. В программах обслуживания туристов участвуют предприятия питания, гостиницы, туристические агентства, транспортные предприятия, музеи, кинотеатры, спортивные центры, предприятия торговли и др. Все они составляют инфраструктуру туризма. Исходя из этого, всё многообразие проектов и программ обслуживания туристов должно строиться с использованием новых форм и методов производственно-хозяйственной  деятельности. Среди них маркетинг  занимает особое место.3

Туристический маркетинг - это рыночная стратегия, предполагающая обеспечение  удовлетворения потребностей клиентов в специфических туристических  услугах. Можно выделить три направления  туристического маркетинга:

1. установление контактов с клиентами,  убеждение их в том, что предлагаемое  место отдыха и существующие  там сервис, достопримечательности  полностью соответствуют тому, что  клиенты желают получить;

2. проектирование и развитие  нововведений, которые смогут обеспечить  новые возможности сбыта, для  этого подобные новшества должны  соответствовать потребностям и  предпочтениям потенциальных клиентов;6

3. контроль и анализ результатов  деятельности по продвижению  товара или услуг на рынок;  анализ расходов на рекламные  маркетинговые мероприятия и  получаемых доходов.

 

Разработка маркетинговых стратегий  предполагает исследование конкурентных преимуществ туристических предприятий - материальных и нематериальных активов, а также сфер деятельности, которые  стратегически важны для фирмы  и позволяют ей побеждать в  конкурентной борьбе.

Конкурентными преимуществами в сфере  туризма могут быть известное  имя, высокое качество оказываемых  услуг, индивидуальный контакт с клиентами, ориентация на потребителя, его запросы и пожелания, устойчивая клиентура, действенная реклама, благоприятные условия для продажи услуг, квалификация персонала, грамотный менеджмент, опыт работы и т.д.8

Другими факторами, которые необходимо принимать во внимание при выборе и формировании маркетинговой стратегии  туристического предприятия, являются цели фирмы, придающие уникальность и оригинальность стратегии применительно  к каждому конкретному предприятию, интересы и отношения руководства, финансовые ресурсы предприятия, квалификация персонала, которая может стать  сильнейшим ограничительным фактором при выборе маркетинговой стратегии, обязательства предприятия по предыдущим стратегиям, которые создают некоторую  инерционность в его развитии

 

 

2.3 Сущность и экономическое содержание туризма

В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. 
 Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.

Информация о работе Оценка развития мирового туризма