Покупательский спрос на туристские услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 01:01, контрольная работа

Краткое описание

Спрос как экономическая категория рынка, с одной стороны, предполагает желание людей удовлетворять те или иные потребности, а с другой - требует его обеспечения адекватной покупательной способностью населения. Являясь массовой и социальной категорией, спрос формируется под воздействием множества экономических, демографических, сезонных, социокультурных факторов, что определяет общие или обобщенные по разным сегментам закономерности поведения людей на потребительском рынке.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
1. Анализ покупательского спроса на турпродукт………………..4
1.1 Покупательский спрос в России……………………………..4
1.2. Сегментирование спроса в туризме…………………………...9
1.3. Обзор спроса на популярные направления от ведущих туроператоров России……………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

международный туризм.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего  профессионального образования

«Рязанский государственный  университет имени С.А.Есенина»

 

 

 

 

 

                                      Контрольная работа по дисциплине:

                            «Организация международного туризма»

                     Покупательский спрос на туристские  услуги

                                       

                                                            

 

                                                                         Выполнила:

                                                                                                          Студентка 5 курса

                                                                                                                      Естественно-географического

                                                                                                                     факультета,отделения сервиса и  туризма

                                                                                                          Дорохова Мария Викторовна

                                                                                                          Проверила:

                                                                                                          Шилина О.А.

 

 

 

 

                                                                              Рязань 2013

                                                                        

                                                                   Содержание

 

Введение……………………………………………………………   3

1. Анализ покупательского  спроса  на турпродукт………………..4

1.1 Покупательский спрос   в  России……………………………..4

1.2. Сегментирование спроса  в туризме…………………………...9

1.3. Обзор спроса на популярные  направления от ведущих             туроператоров России……………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Спрос как экономическая  категория рынка, с одной стороны, предполагает желание людей удовлетворять  те или иные потребности, а с другой - требует его обеспечения адекватной покупательной способностью населения. Являясь массовой и социальной категорией, спрос формируется под воздействием множества экономических, демографических, сезонных, социокультурных факторов, что определяет общие или обобщенные по разным сегментам закономерности поведения людей на потребительском  рынке. Вместе с тем каждый отдельно взятый потребитель формирует собственный, так называемый «черный ящик сознания покупателя», строго индивидуальный и  определяющий приоритеты данного человека на рынке. 
 
Отраслевое назначение туризма - организация свободного времени людей в соответствии с теми предпочтениями и возможностями, которые им свойственны. Одной из важнейших тенденций развития человеческой цивилизации в XXI веке является переход к так называемой «эпохе свободного времени», которая является закономерным результатом высоких темпов технического прогресса и роста производительности труда, что определяет долгосрочную позитивную динамику потребительского спроса на рынке туруслуг1
Спрос в сфере туризма в общем и целом подвержен влиянию большинства факторов, сопровождающих его формирование на рынках большинства товаров и услуг. Основные тенденции поведения потребителей в значительной степени определяются демографическими характеристиками страны, региона, города, населенного пункта. Их мониторинг позволяет прогнозировать изменение спроса на те или иные товары и услуги. 

 

                             1.Анализ покупательского спроса  на турпродукт.

                1.1 Покупательский спрос  в  России.

 

Специфика сферы туризма  определяется тем, что предлагаемые ею продукты, то есть путешествия, перемещения, передвижения людей в рамках приобретенного тура и т.п., относятся к сфере  услуг, признаваемой наиболее развивающимся  сегментом современного мира. Особенность  спроса и удовлетворения потребностей подобного рода в том, что их настоятельность  для потребителя возникает только или в большинстве случаев  при достижении необходимого уровня насыщения более приоритетных в  точки зрения жизнеобеспечения потребностей в питании, товарах текущего потребления  и т.д. Данное обстоятельство, в свою очередь, зависит от жизненного уровня нации в целом, способного обеспечивать массовый и устойчивый спрос на услуги туристического рынка. Это заключение подтверждается зафиксированными тенденциями  развития этого сегмента в мировой  экономике. Туризм, являясь планетарным  явлением, имеет собственную и  детально разработанную статистику учета мирового туризма и его  динамики. В топ-десятку стран, имеющих  наибольшие расходы путешествующих с личными целями, входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Канада, Китай и Мексика.  
Иными словами, подавляющее большинство стран данной группы, высокоразвитые или динамично развивающиеся, обеспечивают гражданам своей страны возможность активно участвовать в мировых туристских потоках.

Современная Россия отличается от стран с развитой рыночной экономикой не только низким совокупным уровнем  доходов, но и неравномерностью их распределения, обострением материального и  социального неравенства как  по группам населения, так и по региональному признаку. Социальный срез общества и его характеристики являются тем стартовым условием, который может объяснить современное состояние потребительского спроса и обозначить тенденции его будущего развития, определяя демографо-экономическое сегментирование рынка туристических услуг. 
 
Спрос на индивидуальные и VIP-туры, круизы и таймшер на российском рынке имеет устойчивую тенденцию к росту, занимая, по примерным подсчетам, около 5% общего объема продаж. 
В условиях современной России доступ к выездному туризму по причине ограничения финансовых возможностей имеют не более 2-3% населения страны. То же обстоятельство определяет высокую и неудовлетворенную в полном объеме потребность в социальном туризме со стороны малоимущих слоев населения. Доля социальных путевок на рынке туруслуг значительно снизилась, финансирование по линии соцстраха не способно в полной мере удовлетворить существующий спрос. 
Экскурсионные туры, выходящие за пределы одного дня и требующие ночевок, кратко возрастают в цене. Для их удешевления необходимы объекты размещения эконом-класса, отсутствующие на российском рынке. Региональный и городской туристический маркетинг пока не учитывает этого обстоятельства в должной мере. Предложения и разработки, отражающие данную особенность российского рынка, пока не получают необходимой поддержки. В России нет «дешевого» внутреннего туризма, сельского и экологического, пригодного для массового семейного отдыха и учитывающего обозначенные реалии, нет коммерческой заинтересованности в его реализации. Сохранившие свой потенциал участники внутреннего туристического рынка (дома и базы отдыха семейного типа) предлагают свои услуги по расценкам за 10-12 дней отдыха, превышающим возможности обычной российской семьи и в несколько раз превышающим ежемесячный душевой доход. В России сохраняется тенденция определения стоимости путевок на основе так называемой полной максимально усредненной стоимости, следствием которой является необоснованный рост цен и отсечение части потенциальных потребителей данного рынка.

Отсутствие гостиниц и иных мест проживания, которое в течение  ряда лет служило основным объяснением  ограниченной численности туристов в регионах, перестает доминировать в списке сдерживающих факторов. Более  того, специалисты департамента по культуре и туризму отмечают, что  увеличение предложения на рынке  гостиничных услуг не ведет автоматически  к увеличению  внутреннего туризма, ощущается дефицит бюджетного размещения в гостиницах уровня 2*. 
 
В ходе рыночных реформ в России сформировался потенциально емкий сегмент потребителей турпродукта в лице владельцев и пользователей личного автомобильного транспорта, не только дорогого и престижного, но и вторичного. К сожалению, в настоящее время их интересы и возможности не заинтересовали российских туроператоров. Использование индивидуального транспорта открывает новые возможности семейного отдыха, удешевляет его, в том числе за счет средств размещения, предлагающих самообслуживание, позволяет туристам быть независимыми при проведении путешествия и реализовывать индивидуальные программы, хотя, конечно, требует от фирм особого согласования и обеспечения (сопровождения) тура даже в пределах традиционных и давно разработанных маршрутов. На западном туристическом рынке групповые туристические пакеты использует незначительное количество туристов. В мире, и Россия не останется в стороне от этой тенденции, усиливается стремление к индивидуализации отдыха и проведения свободного времени. Очевидно, что наша страна пока не готова к массовым потокам подобного рода, поскольку на ее территории отсутствуют необходимые для этого дешевые придорожные объекты размещения в виде мотелей с подготовленной и удобной системой самообслуживания, ставших обычным явлением в развитых государствах мира. 
 
Показатель туристской подвижности населения России один из самых низких в мире. Причины подобной ситуации не в особом менталитете россиян, а в недостаточных для туризма низких доходах и высоких ценах на туристические услуги, спровоцированных в том числе беспрецедентным ростом транспортных тарифов. 
 
В сфере туризма потребительский спрос значительной части населения России характеризуется высокой степенью ценовой эластичности и испытывает ограничения со стороны завышенных цен на продукцию туристической индустрии и элементов ее инфраструктуры. В целом спрос на российском рынке, въездном и выездном, мог быть значительно выше, вовлекая в организованный отдых до 8-12% населения страны. 
 
С точки зрения соотношения цены и качества россияне по-прежнему выбирают для отдыха заграницу, что сохраняет уверенную тенденцию роста выездного потока россиян. Туризм стал каналом утечки валюты, а Россия превратилась в важнейшего донора развития мирового туризма. Следует отметить, что государство меняет границы своей ответственности за развитие индустрии туризма в России. Государственная и региональная политика в современных условиях в значительной мере активизирует позиции властей в отношении туризма. Законодательное признание семи территорий Российской Федерации в качестве особых экономических зон туристическо-рекреационного типа и государственное финансирование различных инвестиционных проектов в этих регионах станут существенным импульсом социально-экономического развития страны. 
По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), российский туррынок является одним из наиболее перспективных, переживет в ближайшие десять лет инвестиционный бум и может войти в тройку мировых лидеров по инвестициям в туротрасль. Пока же по уровню конкурентоспособности в сфере туризма Россия занимает 68 место среди 124 государств, принявших участие в определении этого рейтинга в 2011 году. Общий объем поездок россиян за рубеж в 2011 году составил  на 18% больше, чем по итогам 2010 года.

Совокупный выездной поток с  функцией отдыха вырос на 21%. Параллельно  с тем, отмечается снижение на 36% туристского  потока в Польшу, что связано с  уменьшением объема коммерческих поездок  российских граждан в Польшу по туристской визе. Растёт объем выездов россиян  с назначением туризма в государства  пляжного отдыха: Египет (39%), Болгарию (17%), Турцию (30%), Кипр (33%). Гораздо выросло  количество посещений россиянами Греции (23%). Продолжает расти распространенность Таиланда – туристский поток увеличился на 60%; Китая (рост на 26%). На 70% увеличилось  объем туристов, посещающих Вьетнам. Продолжает оставаться известным у  российских граждан отдых в Финляндии (рост на 17%), Франции (на 23%), Италии (на 36%), Испании (на 29%), Австрии (на 44%), Чехии (на 31%), Великобритании (на 30%).

Оценка выездного потока показывает, что расширяются туристские предпочтения российских граждан: наряду с традиционным интересом к государствам с тёплыми  морями, у россиян всё более  известными становятся государства, где  пляжный отдых возможно совместить с культурно-познавательной программой, а как и с лечением.

Продолжилась тенденция снижения объема поездок россиян за рубеж  со служебными целями: 92% по сравнению  с подобным периодом прошлого года.2

Международный туризм в России находится  в продвижении регулярно. Сейчас, на современном этапе он уже вступил  в свежий этап продвижения, который  потребовал от Российской Федерации  пересмотреть международный туризм с позиции продвижения мирового туризма, продвижения времени.

В данном уже есть заметные положительные  результаты, хотя это ещё начало пути. Для достижения более больших  результатов от международного туризма  нужно поддерживать и развивать  внутренний туризм с тем, с тем  чтобы деньги тратились внутри государства, а не за её пределами.

В случае если продвижение туризма  планируется непрофессионально, может  случиться к примеру, что государство  будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него.

Так чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуется профессионально  основанная на потребностях потребителя  туристских услуг организация производства и реализации турпродукта, отличные знания международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента  и маркетинга, конъюнктуры туристского  рынка.

 

                       1.2.Сегментирование спроса в туризме.

В туризме основными признаками сегментации являются:

географические, демографические, социально–экономические,  психографические,  поведенческие.

По географическим признакам:

При сегментации спроса в зависимости  от географических признаков целесообразно  рассматривать группы потребителей с одинаковыми или схожими  предпочтениями, определяющимися проживанием  на той или иной территории. В  качестве географического сегмента может рассматриваться целая страна или группа стран, имеющих какую-либо историческую, политическую, этническую или религиозную общность.

Так, американцы готовы потратить  на отдых солидные суммы, но рассчитывают получить большую отдачу. Требовательны  к уровню сервиса. Иногда жалуются, если их ожидания не оправдываются. Англичане  выбирают место поездки по характеристикам  климата, цен, кухни. Бывают наивны. Никогда  не жалуются сразу. Французы ищут наиболее низкие цены на услуги, предпочитают семейный туризм, географическую близость путешествий, схожесть культур. Ревностно относятся  к английскому языку и не понимают, почему во всем мире говорят преимущественно  по-английски. Часто несдержанны. Предпочитают только национальную кухню. Итальянцы  стремятся к знакомству с людьми, культурой, к общению с природой. Предпочитают невысокие цены. Немцы  любят культуру, природу, знакомиться  с людьми, отдыхать, загорать. Требовательны  к соотношению цены и качества. С японцами можно организовать любое  мероприятие. Крайне точны. Имеют весьма приблизительное представление  о традициях, культуре посещаемой страны, но хотят узнать как можно больше. Не любят смешиваться с представителями  других национальностей.

Следовательно, в зависимости от страны происхождения туристов, их запросов формируется определенный сегмент спроса, позволяющий в  связи с этим корректировать модель поведения, организовывать качественное обслуживание.

     По демографическим  признакам:

Демографические признаки (пол потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся  к числу достаточно применяемых. Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также  наличием между ними и спросом  очень тесной взаимосвязи. По возрастному  признаку можно выделить следующие сегменты, которым должно соответствовать и разное предложение туристского продукта:

•   дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и  без них

•  молодежь (15-24 года)

• относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие семьями (с детьми)

• экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие без  детей

•    туристы старшего возраста (60 лет и старше)

Первый сегмент, относящийся к  детскому туризму, зависит от решения  родителей и взрослых. Молодежь, в основном, предпочитает относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств  размещения и транспорта. Для людей 25-44 лет характерно преобладание семейного  туризма, поэтому необходима возможность  использования детских площадок для игр, детских бассейнов и  др. Потребители 45-60 лет предъявляют  повышенные требования к комфорту и  удобству, содержательным экскурсионным  программам. Туризм “третьего” возраста требует не только комфорта, но и  возможности получения квалифицированной  медицинской помощи, персонального  внимания со стороны обслуживающего персонала и т.д.

Информация о работе Покупательский спрос на туристские услуги