Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:28, реферат
Перед Россией на сегодняшний день стоит задача расширения присутствия на мировых рынках услуг путем усиления позиций отечественных экспортеров традиционных услуг и опережающего развития экспорта высокотехнологичных видов. Поэтому теоретическое, методологическое и практическое осмысление опыта развития мирового рынка услуг, выработка предложений по диверсификации российского экспорта услуг с учетом тенденций развития мирового рынка и предстоящего присоединения России к ВТО имеет важное значение для экономического развития страны.
В данной работе мы рассмотрим положение России на международном рынке услуг, а именно такие сегменты рынка, как туристический, технологический и рынок транспортных услуг.
Введение…………………………………………………………………………….....3
1. Понятие и структура международного рынка услуг………………………………………………………………………………...…3
2. Регулирование рынка услуг………………………………………………….……6
3. Россия на международном рынке туристических услуг………………………...7
4. Россия на международном рынке технологических услуг…………………….10
5. Россия на международном рынке транспортных услуг………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….…….22
Список литературы………………………………………………………………….23
В 2003 г. было поставлено на экспорт
продукции военного назначения на сумму
более 5 млрд. долл.
Одновременно РФ успешно конкурирует на рынках ядерных технологий, космической техники и услуг, некоторых видов электронной
промышленности. По имеющимся оценкам, доля России на рынке оборудования и услуг для атомных электростанций составляла в начале 2000-х гг. 11% (сейчас ее возможности резко возрастают с выходом на рынок ЕС), и, по оценкам, в скором времени России может принадлежать до 1/3 мирового рынка оборудования для АЭС, в переработке ядерных отходов – 8–9%, в коммерческих космических запусках – 11%, продажах космических аппаратов – 2%, наземного оборудования космических систем – 1%.
Основными партнерами России в торговле технологиями являются страны ОЭСР, Индия и Китай. На долю стран ОЭСР в 2002 г. пришлось около 50% суммарного оборота и 67% всех заключенных соглашений.
Крупнейшими импортерами российских технологий выступают Индия и Китай (17,4% и 17,6% в 2002 г. соответственно). Доля США сократилась с 20,9% в 2000 г. до 13,7% в 2002 г. В структуре импорта технологий в Россию лидируют страны – члены ОЭСР (85,4% всего российского импорта технологий). Среди них по чистой стоимости соглашений по импорту лидируют Франция (29,3%), Германия (9,5%), Великобритания (8%) и США (7%).
В современной структуре российского экспорта технологий преобладают все же так называемые не охран способные виды интеллектуальной собственности, значительно менее ценные с коммерческой точки зрения.
Главные направления сотрудничества с зарубежными странами – оказание зарубежным странам инжиниринговых услуг (67,98% от совокупного экспорта объектов интеллектуальной собственности и 31,55% от их импорта) и передача научно-исследовательских работ (9,84% и 31,9% соответственно), не всегда защищенных патентами.
Особую роль занимают соглашения по передаче товарных знаков (0,68% по экспорту и 14,52% по импорту).
-14-
Лишь 3% в структуре
технологического экспорта
Международный обмен объектами
интеллектуальной собственности стал
в настоящее время
В 2005–2006 гг. усовершенствованы процессы проведения экспертизы заявок на выдачу патентов на изобретения и полезную модель, включая повышение качества и сокращение сроков экспертизы. Это влияет и на показатели патентования иностранных разработок в России и показатели патентования российских разработок за рубежом (последние пока незначительны, часто из-за отсутствия денежных средств).
В Российской Федерации запатентованы разработки из 85 стран. Самые крупные массивы патентных документов (более 1000 патентов) имеют патентообладатели Украины, США, Японии, Франции, Германии, Швейцарии, Белоруссии (страны перечислены в порядке убывания количества полученных патентов). Иностранные заявители в последние годы получают менее 20% от общего количества выданных в Российской Федерации патентов.
В настоящее время в России существует тенденция к увеличению количества подаваемых патентных заявок. Это связано с интенсификацией изобретательской активности в РФ. До 1997 г. происходил спад на данном направлении. На 10 тыс. населения приходилось всего 1,03 патентной заявки. В 2003 г. этот показатель составил 1,70. В общей сложности в 2003 г. было подано 30 651 заявка и выдано 24 726 патентов, а в 2005 г. подано 32 254 заявки и выдано 23 390 патентов.
К сожалению, в отличие
от промышленно развитых стран, изобретательская
активность в России резко падает
по мере приближения к концу научно-
При действующей системе патентной защиты и практике коммерциализации результатов исследований и разработок нельзя ставить во главу угла рост патентования. Большинство разработок реализуется в форме ноу-хау, а не патентов. Патентование в России служит в первую очередь для закрепления приоритета – по аналогии с публикацией в научном журнале.
-15-
Российский патент
не обеспечивает международной
защиты, а информация о существенных
параметрах изобретения
По мировым меркам сложившееся в России соотношение количества патентов иностранных и национальных патентообладателей не является высоким. Так, в 2001 г., согласно отчету Европейского патентного ведомства, заявители из Японии подали 18,6% заявок на получение евро патента, из США – 27,6%, из других неевропейских стран – 5,4%, всего 51,6% от общего количества поданных заявок, то есть на долю европейских стран пришлось меньше половины заявок – 48,4%. В США, согласно данным отчета ведомства по патентам и товарным знакам США, за тот же год доля поданных неамериканских заявок составила 46,5%. В России же эта цифра – менее 20%.
Крупнейшим иностранным патентообладателем в России является компания «Самсунг электроникс», специализирующаяся в области электроники и средств связи – это одна из немногих иностранных компаний, которая занимается в России реализацией крупных инвестиционных проектов по наукоемким технологиям, вкладывает значительные средства в разработки, выполняемые здесь российскими специалистами по прямым заказам компании.
В список крупнейших иностранных патентообладателей входят и многоотраслевой концерн «Сименс АГ», а также гиганты химико-фармацевтического направления: «Хёхст АГ», «ЭЛИ ЛИЛЛИ энд компании», «Л’Ореаль», «Пфайзер инк.». Перечисленные фирмы входят в число крупных патентообладателей не только в России, но и в развитых странах.
Патенты иностранных компаний распределены по тематическим направлениям неравномерно и в некоторых отраслях занимают доминирующее положение. В числе тематических направлений, где иностранным патентообладателям принадлежит значительная доля патентов и где иностранные компании являются лидерами процесса патентования, можно выделить следующие:
1. лекарства и препараты,
лекарственные формы. Способы
их получения и использования
для диагностики, терапии и
исследований, включая препараты,
содержащие радиоактивные
2. химические и физические
процессы общего назначения
3. органическая химия.
Получение ациклических, карбоциклических
и гетероциклических
-16-
Способы получения и/или химической обработки высокомолекулярных соединений. Композиции на основе этих соединений (подклассы C08F, G, J, K, L).
По мнению специалистов, Россия способна успешно конкурировать как минимум на 10–15 направлениях наукоемкой продукции и услуг (макро технологий) из 50. К ним относятся: авиакосмическое машиностроение; спец металлургия; космическая техника; ядерные технологии; водородная энергетика; оптоэлектронные технологии; телекоммуникационное оборудование; лазерные и нано технологии и др. В этих целях, необходимы изменения качества экономического роста за счет развития инновационных высокотехнологических кластеров, встраивание в международные научно-технологические программы и стратегические альянсы, пересмотр методов финансирования приоритетов создания национальной инновационной системы (НИС).
Ниже рассмотрим таблицы, в которых указаны данные за некоторые годы по экспорту товаров и услуг РФ, импорту и сальдо.
Таблица 4. Экспорт
Годы |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Экспорт товаров и услуг РФ (млрд.долларов США) |
86,90 |
74,40 |
75,60 |
105,00 |
101,90 |
107,30 |
135,90 |
183,20 |
245,30 |
5. Россия на
международном рынке
Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах 20% Транспорт – единственный вид российских услуг, где стоимость экспорта превосходит стоимость импорта, обеспечивая активный результат для платежного баланса.
Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт.
Ведущую роль в транспортной
системе России занимает железнодорожный
транспорт. Это обусловлено не только
природными, экономическими и др. особенностями
страны, но и рядом его технико-
-17-
Современная железнодорожная сеть России -складывалась на протяжении длительного времени.
Наиболее густую и разветвленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. В структуре грузовых перевозок железнодорожного транспорта значительная доля (почти 9/10 всей его грузовой работы) приходится на уголь, минерально-строительные, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и черные металлы, минеральные удобрения. Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%).
Морской транспорт России в транспортной системе - один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (90% грузооборота в международном сообщении). В составе перевозок морским транспортном преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров невелика. Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.
Автомобильный транспорт
играет первостепенную роль в пассажирских
перевозках и транспортировке грузов.
Автомобильные трассы проложены
параллельно железнодорожным
В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы, вскрышные породы и грунт, сельскохозяйственные и лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.
Речной транспорт в
нашей стране один из старейших. Преимущества
речного транспорта оказались недостаточными
для того, чтобы сделать его
конкурентоспособным в
Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному транспорту, но значительно превосходит остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты 1/5.
-18-
Трубопроводный транспорт среди других видов транспорта самый молодой, но по объему выполняемой работы - ведущий.
Он предназначен для транспортировки жидких (нефть и нефтепродукты) и газообразных продуктов. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте страны с каждым годом растет, что обусловлено рядом его эксплуатационных преимуществ (надежность, высокая пропускаемость, низкая себестоимость продукта и т.д.) Из основных нефтедобывающих и газодобывающих районов (Западная Сибирь, Урало-Поволжский Северный районы) нефтепроводы и газопроводы проложены в Европу.
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.
Экспорт транспортных услуг Российской Федерации вырос с 3 млрд.долл. в 1999 г. до 7 млрд.долл. в 2008 г.
Заявив в 2000 г. о том, что у нас есть транспортные коридоры "Север-Юг", Транссиб, глубоководные речные пути, к 2005 г. мы подходим совсем не с теми транзитными показателями, о которых говорилось на Первой и Второй международных евроазиатских конференциях по транспорту. Перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг).
Это позволит «перехватить» грузопотоки между Азией (Индия, Иран и др.) и Скандинавскими, и другими европейскими странами.
Взаимодействие между Россией и Европейским союзом в области транспорта, а это главный торговый партнер страны, должно получить дальнейшее развитие за счет приложения совместных усилий в деле формирования общих пространств России и расширенного ЕС в соответствии с решениями саммита, состоявшегося в мае 2003 года в Санкт-Петербурге.
Информация о работе Положение России на международном рынке услуг