Понятие и основные теории межкультурной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы рассмотреть основные аспекты теории межкультурной коммуникации. В связи с этим мы выделяем следующие задачи:
1. Дать определение понятию межкультурной коммуникации;
2. Выделить сферы макрокультуры и микрокультуры, дать определение;
3. Описать типы межкультурной коммуникации на уровне микрокультуры;
4. Обозначить основные теории межкультурной коммуникации.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие коммуникации и ее роли в концепции культуры
1.1 Понятие коммуникации
1.2 Коммуникация и культура
Глава II Межкультурная коммуникация
2.1 Понятие межкультурной коммуникации
2.2 Теории межкультурной коммуникации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Филиал Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета в г. Чебоксары

 

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Интеркультурные взаимоотношения

в туризме, гостиничном хозяйстве»

на тему «Понятие и основные теории межкультурной коммуникации»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент:

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

Чебоксары – 2011

Содержание

Введение

Глава I.   Понятие коммуникации и ее роли в концепции культуры

1.1    Понятие коммуникации

1.2    Коммуникация и культура

Глава II   Межкультурная коммуникация

2.1   Понятие межкультурной коммуникации

2.2   Теории межкультурной коммуникации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Важность темы  данной работы обусловлена необходимостью  изучения межкультурной коммуникации  как науки в связи с тем, что общение с представителями  различных культур стала повседневной  реальностью для многих стран  и народов. Мы считаем важным  повышение культурной компетентности  в отношении страны, язык которой  изучаем, с целью улучшения процесса  коммуникации, так как для адекватного  межкультурного понимания и эффективного  взаимодействия необходима пропорциональная  зависимость между уровнями языковой, коммуникативной и культурной  компетенции. Для современного человека  характерна нарастающая потребность  в полноценном общении, стремление  быть наилучшим образом понятым  и оцененным окружающими, в связи  с этим мы считаем проблему "картины мира в межкультурной  коммуникации" недостаточно изученной.

     Когда в  коммуникацию вступают представители  разных культур, тогда сталкиваются  различные культурно-специфические  взгляды на мир. При этом каждый  из партнеров не осознает эти  различия, считает свой образ  мира нормальным и в итоге  нечто само собой разумеющееся  одной стороны встречает нечто  само собой разумеющееся другой  стороны. Сначала обе стороны  замечают, что здесь что-то не  так. Пытаясь объяснить эту ситуацию, каждая сторона не ставит под  сомнение свое «нечто само  собой разумеющееся», охотнее думает  о глупости, невежественности или  злом умысле своего партнера. Здесь возникает представление  о «чужом», которое и становится  ключевым понятием к пониманию  межкультурной коммуникации. «Чужое»  понимается как нездешнее, иностранное, еще незнакомое и необычное. И  действительно, сталкиваясь с чужой  культурой, мы видим в ней много  необычного и странного. Только  поняв это, мы постепенно сможем  прийти к пониманию причин  нашей неадекватности в ситуации  коммуникации.

     Стремление  понять чужие культуры или  их представителей, разобраться  в культурных различиях и сходствах  существует столько времени, сколько  существует культурное и этническое  разнообразие человечества. Столь  же древним, как и желание постичь  другие культуры, является стремление  не принимать во внимание другие  культуры или же рассматривать  их как недостойные, оценивая  при этом носителей этих культур  как людей второго сорта, считая  их варварами, у которых нет  ни культуры, ни личностных качеств  и вообще каких бы то ни  было человеческих достоинств. Такого  рода полярное отношение к  другим культурам существовало  на всем протяжении человеческой  истории. В трансформированном виде  эта дилемма сохраняется и  сегодня, и выражается в том, что  само понятие межкультурной коммуникации  вызывает множество споров и  дискуссий в научной литературе  и среди специалистов-практиков.

     Много связанных  с культурой проблем имеют  международный, и даже глобальный  аспект. В то же время все  большее значение приобретают  воздействие, диалог, взаимопонимание  различных культур. Таким образом, интерес к вопросам теории  культуры имеет глубокие практические  корни.

     Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью межкультурной коммуникации, суть которой заключается в том, что в современном обществе межкультурная коммуникация связана как с повседневной жизнью, так и с политикой. Хороший дипломат обязан знать все обычаи и традиции, привычки и правила страны или народа, с которым он устанавливает дипломатические отношения. Это обусловлено тем, что  у каждой культуры своя логика, свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, не имеет такого статуса в другой. Поэтому очень важно с уважением смотреть на своего партнера с другой культурой. Так как различия могут быть во всем – в одежде, еде, общении и др.

     Цель нашей  работы рассмотреть основные  аспекты теории межкультурной  коммуникации. В связи с этим  мы выделяем следующие задачи:

1.     Дать определение  понятию межкультурной коммуникации;

2.     Выделить  сферы макрокультуры и микрокультуры, дать определение;

3.     Описать типы  межкультурной коммуникации на  уровне микрокультуры;

4.     Обозначить  основные теории межкультурной  коммуникации.

     При написании данной курсовой работы были использованы книги следующих авторов: Садохин А.П, Персикова Т.Н, Почепцов Г.Г, Тер- Мингасова С.Г, Кашкин В.Б.

     Данная курсовая работа состоит из двух теоретических глав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие коммуникации и ее роль в концепции культуры

1.1 Понятие коммуникации

     Коммуникация (лат. communicatio от communicare - делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук. Сегодня это понятие применяется в двух значениях:

1. путь сообщения, связь  одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные  коммуникации);

2. общение, передача информации  от человека (группы) к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия  в процессе жизнедеятельности  с помощью языка и других  сигнальных форм связи.

     Термин «коммуникация» появился в научной литературе относительно недавно и стал ключевым в социально-гуманитарном знании. Это, по-видимому, объясняется его особой емкостью, позволяющей наполнять слово разнообразными смыслами, использовать его в разных познавательных целях. В разных случаях используются разные формы и виды коммуникации и соответствующие им технологии. Так, можно выделить вербальные и невербальные коммуникации, устные и письменные, печатные и электронные. Их можно рассматривать в пространственном и временном аспектах, в локальном культурном срезе (этническая культура) и глобальном (международная, кросскультурная коммуникация). Но о какой бы форме коммуникации ни шла речь – есть имманентно присущие этому процессу единицы, наличие которых и позволяет говорить именно о коммуникации. Мы имеем в виду такие понятия, как информация (сообщение или текст), понимание (как рациональное, так и чувственное), которое является целью коммуникации, и технология, позволяющая эффективно с точки зрения понимания информацию транслировать.

     Отметим и необходимые условия коммуникации. Первое из них – ориентация участников на некоторые общие интерсубъективные нормы, и второе – коммуникативная компетентность. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных проблем для человечества. Определений, данных коммуникативному процессу, достаточно много. Для лучшего понимания этого явления стали пользоваться методом моделирования. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Разумеется, содержание модели зависит от концепции ученого, который эту модель разработал, от потребностей той сферы науки, в которой она появилась и т.д. Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая "формула Лассуэлла": Who says what to whom in which channel with what effect?

     Формула Лассвелла считается классической, ее можно встретить во всех учебниках по теории коммуникации, массовой коммуникации, социальной психологии, социологии и политологии. Модель была создана и применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Сам Гарольд Лассуэлл использовал ее для обозначения различных направлений в исследованиях коммуникации. "Формула Лассуэлла" отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации - она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше.

      Достаточно долгое время в лингвистике пользовались слегка расширенной моделью, перекочевавшей из математики и кибернетики, моделью коммуникации, предложенной американским математиком Клодом Шенноном в конце 40-х годов.

     Модель включает пять элементов: источник информации, отправитель (передатчик), канал передачи, получатель (приемник) и конечную цель (место назначения), расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах. Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии) и избыточности. Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.

 Цели коммуникации.

     Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник), развлечь (анекдот), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат). Это – цели коммуникации. Чаще всего их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем, проявление творческой натуры и воображения. Р.Димблби и Г.Бертон распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие. Часто для описания человеческих потребностей приводят схему-пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию, то есть существуют базовые биологические и высшие потребности, потребности самореализации личности.

В пирамиде Маслоу пять уровней:

 • физиологические  потребности (пища, питье и т.п.);

• нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);

• потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей);

• необходимость уважения (самоуважение, признание, власть);

• необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение). Разумеется, с развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Коммуникация  и культура

     В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным и в межкультурной коммуникации. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Так, по подсчетам американских культурных антропологов А. Кребера и К. Клакхона, в настоящее время различных определений культуры насчитывается более 500. Наиболее распространенным обыденным значением понятия «культуры» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы. Именно такое понимание культуры было сформулировано Кребером и Клакхоном. Согласно их определению культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности. Культуру как особую сферу человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально мы можем наблюдать разнообразные ее проявления в виде различий в человеческом поведении и тех или иных типах деятельности, ритуалах, традициях. Мы видим лишь отдельные проявления культуры, но никогда не видим всю ее саму в целом.

     Культурная антропология рассматривает культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. В итоге формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Ее ядро составляет набор «правил игры», принятых в процессе их коллективного существования. В отличие от биологических свойств человека они не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. Наличие локальных культур является закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур». Вольно или невольно на протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей микрокультурой (субкультурой) в составе материнской культуры и имеет с ней как сходства, так и различия. Различия могут быть вызваны социальными настроениями, образованием, традициями и другими причинами. Субкультуры основываются на взаимном самовосприятии своих членов, определяемом расовой, религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой, семейной принадлежностью их членов. И в зависимости от такого рода принадлежности они придерживаются той или иной модели поведения. Культурное разнообразие оказывает влияние на отбор информации в процессе общения, выбор мотивационных стратегий, стили урегулирования конфликтов, личность, социальные отношения и навыки взаимодействия.

Информация о работе Понятие и основные теории межкультурной коммуникации