Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:08, курсовая работа
Цель нашей работы рассмотреть основные аспекты теории межкультурной коммуникации. В связи с этим мы выделяем следующие задачи:
1. Дать определение понятию межкультурной коммуникации;
2. Выделить сферы макрокультуры и микрокультуры, дать определение;
3. Описать типы межкультурной коммуникации на уровне микрокультуры;
4. Обозначить основные теории межкультурной коммуникации.
Введение
Глава I. Понятие коммуникации и ее роли в концепции культуры
1.1 Понятие коммуникации
1.2 Коммуникация и культура
Глава II Межкультурная коммуникация
2.1 Понятие межкультурной коммуникации
2.2 Теории межкультурной коммуникации
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Филиал Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета в г. Чебоксары
Кафедра гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Интеркультурные взаимоотношения
в туризме, гостиничном хозяйстве»
на тему «Понятие и основные теории межкультурной коммуникации»
Выполнил:
Студент:
Научный руководитель:
Чебоксары – 2011
Содержание
Введение
Глава I. Понятие коммуникации и ее роли в концепции культуры
1.1 Понятие коммуникации
1.2 Коммуникация и культура
Глава II Межкультурная коммуникация
2.1 Понятие межкультурной коммуникации
2.2 Теории межкультурной коммуникации
Заключение
Список литературы
Введение
Важность темы
данной работы обусловлена
Когда в
коммуникацию вступают
Стремление
понять чужие культуры или
их представителей, разобраться
в культурных различиях и
Много связанных
с культурой проблем имеют
международный, и даже глобальный
аспект. В то же время все
большее значение приобретают
воздействие, диалог, взаимопонимание
различных культур. Таким образом,
интерес к вопросам теории
культуры имеет глубокие
Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью межкультурной коммуникации, суть которой заключается в том, что в современном обществе межкультурная коммуникация связана как с повседневной жизнью, так и с политикой. Хороший дипломат обязан знать все обычаи и традиции, привычки и правила страны или народа, с которым он устанавливает дипломатические отношения. Это обусловлено тем, что у каждой культуры своя логика, свое представление о мире. То, что значимо в одной культуре, не имеет такого статуса в другой. Поэтому очень важно с уважением смотреть на своего партнера с другой культурой. Так как различия могут быть во всем – в одежде, еде, общении и др.
Цель нашей работы рассмотреть основные аспекты теории межкультурной коммуникации. В связи с этим мы выделяем следующие задачи:
1. Дать определение
понятию межкультурной
2. Выделить
сферы макрокультуры и
3. Описать типы межкультурной коммуникации на уровне микрокультуры;
4. Обозначить основные теории межкультурной коммуникации.
При написании данной курсовой работы были использованы книги следующих авторов: Садохин А.П, Персикова Т.Н, Почепцов Г.Г, Тер- Мингасова С.Г, Кашкин В.Б.
Данная курсовая работа состоит из двух теоретических глав.
Глава I. Понятие коммуникации и ее роль в концепции культуры
1.1 Понятие коммуникации
Коммуникация (лат. communicatio от communicare - делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) является объектом изучения многих наук. Сегодня это понятие применяется в двух значениях:
1. путь сообщения, связь одного места с другим (например, транспортная коммуникация, подземные коммуникации);
2. общение, передача информации
от человека (группы) к человеку (группе);
специфическая форма их
Термин «коммуникация» появился в научной литературе относительно недавно и стал ключевым в социально-гуманитарном знании. Это, по-видимому, объясняется его особой емкостью, позволяющей наполнять слово разнообразными смыслами, использовать его в разных познавательных целях. В разных случаях используются разные формы и виды коммуникации и соответствующие им технологии. Так, можно выделить вербальные и невербальные коммуникации, устные и письменные, печатные и электронные. Их можно рассматривать в пространственном и временном аспектах, в локальном культурном срезе (этническая культура) и глобальном (международная, кросскультурная коммуникация). Но о какой бы форме коммуникации ни шла речь – есть имманентно присущие этому процессу единицы, наличие которых и позволяет говорить именно о коммуникации. Мы имеем в виду такие понятия, как информация (сообщение или текст), понимание (как рациональное, так и чувственное), которое является целью коммуникации, и технология, позволяющая эффективно с точки зрения понимания информацию транслировать.
Отметим и необходимые условия коммуникации. Первое из них – ориентация участников на некоторые общие интерсубъективные нормы, и второе – коммуникативная компетентность. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных проблем для человечества. Определений, данных коммуникативному процессу, достаточно много. Для лучшего понимания этого явления стали пользоваться методом моделирования. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы. Разумеется, содержание модели зависит от концепции ученого, который эту модель разработал, от потребностей той сферы науки, в которой она появилась и т.д. Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая "формула Лассуэлла": Who says what to whom in which channel with what effect?
Формула Лассвелла считается классической, ее можно встретить во всех учебниках по теории коммуникации, массовой коммуникации, социальной психологии, социологии и политологии. Модель была создана и применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Сам Гарольд Лассуэлл использовал ее для обозначения различных направлений в исследованиях коммуникации. "Формула Лассуэлла" отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации - она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше.
Достаточно долгое время в лингвистике пользовались слегка расширенной моделью, перекочевавшей из математики и кибернетики, моделью коммуникации, предложенной американским математиком Клодом Шенноном в конце 40-х годов.
Модель включает пять элементов: источник информации, отправитель (передатчик), канал передачи, получатель (приемник) и конечную цель (место назначения), расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах. Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии) и избыточности. Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.
Цели коммуникации.
Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки или крик), информировать других людей (телетекст или пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник), развлечь (анекдот), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат). Это – цели коммуникации. Чаще всего их бывает несколько (фильм может и развлекать, и информировать, и описывать, и предупреждать, и объяснять). Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем, проявление творческой натуры и воображения. Р.Димблби и Г.Бертон распределяют наши потребности по четырем группам: личные, социальные, экономические и творческие. Часто для описания человеческих потребностей приводят схему-пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию, то есть существуют базовые биологические и высшие потребности, потребности самореализации личности.
В пирамиде Маслоу пять уровней:
• физиологические потребности (пища, питье и т.п.);
• нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);
• потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей);
• необходимость уважения (самоуважение, признание, власть);
• необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение). Разумеется, с развитием высших уровней низшие не исчезают, а в чем-то даже преобразуются.
1.2 Коммуникация и культура
В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным и в межкультурной коммуникации. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Так, по подсчетам американских культурных антропологов А. Кребера и К. Клакхона, в настоящее время различных определений культуры насчитывается более 500. Наиболее распространенным обыденным значением понятия «культуры» является его понимание как совокупности материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории. В этой интерпретации культура предстает как сумма всех достижений человечества, как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы. Именно такое понимание культуры было сформулировано Кребером и Клакхоном. Согласно их определению культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности. Культуру как особую сферу человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально мы можем наблюдать разнообразные ее проявления в виде различий в человеческом поведении и тех или иных типах деятельности, ритуалах, традициях. Мы видим лишь отдельные проявления культуры, но никогда не видим всю ее саму в целом.
Культурная антропология рассматривает культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. В итоге формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Ее ядро составляет набор «правил игры», принятых в процессе их коллективного существования. В отличие от биологических свойств человека они не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. Наличие локальных культур является закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур». Вольно или невольно на протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей микрокультурой (субкультурой) в составе материнской культуры и имеет с ней как сходства, так и различия. Различия могут быть вызваны социальными настроениями, образованием, традициями и другими причинами. Субкультуры основываются на взаимном самовосприятии своих членов, определяемом расовой, религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой, семейной принадлежностью их членов. И в зависимости от такого рода принадлежности они придерживаются той или иной модели поведения. Культурное разнообразие оказывает влияние на отбор информации в процессе общения, выбор мотивационных стратегий, стили урегулирования конфликтов, личность, социальные отношения и навыки взаимодействия.
Информация о работе Понятие и основные теории межкультурной коммуникации