Понятие и основные теории межкультурной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы рассмотреть основные аспекты теории межкультурной коммуникации. В связи с этим мы выделяем следующие задачи:
1. Дать определение понятию межкультурной коммуникации;
2. Выделить сферы макрокультуры и микрокультуры, дать определение;
3. Описать типы межкультурной коммуникации на уровне микрокультуры;
4. Обозначить основные теории межкультурной коммуникации.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие коммуникации и ее роли в концепции культуры
1.1 Понятие коммуникации
1.2 Коммуникация и культура
Глава II Межкультурная коммуникация
2.1 Понятие межкультурной коммуникации
2.2 Теории межкультурной коммуникации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

     Компоненты  коммуникативного процесса можно  дифференцировать несколькими способами. Один из них - определить модусы, посредством которых может осуществляться  коммуникация. Люди общаются, используя  две модальности: вербальную и невербальную.

     Вербальный  модус включает в себя язык  с его  уникальным набором фонем, морфем и  лексики, синтаксисом  и грамматикой, фонологией, семантикой  и прагматикой. Вербальный язык - содержащая эти компоненты смысловая  система, которая обеспечивает обмен идеями, мыслями и чувствами.

     Невербальная  модальность включает в себя  все  неязыковое поведение, в том  числе  выражения лица, взгляд  и контакт  глаз, голосовые интонации  и паралингвистические  подсказки, межличностное пространство, жесты, позу тела и паузы. Как мы  видели в предыдущей главе, невербальное  поведение  многомерно; оно служит  многим целям, помимо прямой коммуникации (вспомните  классификацию Экмана  и Фризена, касающуюся невербальных  действий как  иллюстраций, регуляторов, эмблем, а  также жестов, адаптеров  и эмоций). Немало исследований, как  внутри США, так и в других  культурах, продемонстрировали относительно  большую значимость невербального  поведения по сравнению с вербальным  языком при передаче сообщений.13

     Другой  способ  посмотреть на коммуникативный  процесс - описать его в терминах  кодирования и декодирования. Кодированием  называют процесс, посредством которого  люди выбирают, сознательно или  бессознательно, определенную модальность  и метод, при помощи которых  можно создать  и послать сообщение кому-то.  Хотя, будучи взрослыми, мы не думаем об этом процессе все время, в детстве нам пришлось выучить правила синтаксиса, грамматики, прагматики и фонологии, с тем, чтобы умело кодировать информацию. Точно так же нам пришлось выучить правила, определяющие сообщения, которые посылают невербальным путем. Человека, который кодирует и передает сообщения, в исследовательской литературе часто называют кодирующим или отправителем.

     Декодированием  называют процесс, посредством которого  человек принимает сигналы от  кодирующего и переводит эти  сигналы в смысловые сообщения. Подобно тому как «адекватное»  кодирование  зависит от понимания  и использования  правил вербального  и невербального  поведения, «адекватное»  декодирование  зависит от этих  же правил, с тем, чтобы сообщения  были проинтерпретированы  в таком  ключе, в каком их предполагалось  передать. В научной литературе  человека, который декодирует сообщение, часто называют декодирующим  или получателем. Конечно же, коммуникация - это не улица с односторонним  движением, когда один человек  только кодирует или посылает  сообщения, а другой - только их  декодирует. Коммуникация - чрезвычайно  сложный процесс кодирования  и декодирования, происходящих в  быстрой последовательности и  накладывающихся друг на друга  так, что они происходят почти  одновременно. Именно этот быстрый  обмен посланиями, когда люди  становятся попеременно то отправителями, то получателями, и делает изучение  коммуникации столь трудным, но  зато благодарным занятием.

     Кроме двух  основных модусов - вербального  языка и невербального поведения - и двух основных процессов - кодирования  и декодирования - коммуникация имеет  ряд других компонентов.

     Сигналы - это  специфические слова и  действия, которые произносятся и  производятся  при коммуникации, т. е. специфический  вербальный язык и  невербальное  поведение, которые кодируются при  отправлении сообщения. К примеру, выражение лица может быть  сигналом, который кодируется вместе  с определенным сообщением. Другими  сигналами могут быть специфические  слова или фразы, поза тела или интонация голоса.16

     Сообщения - это  смысл, который вкладывается в  сигналы и извлекается из них. К нему относятся знание, идеи, концепты, мысли или эмоции, которые  кодирующие намерены передать, а  декодирующие интерпретируют. Сигналы - это наблюдаемое  поведение, которое  не обязательно  имеет какой-то  внутренний смысл; сообщения - это  смысл, который мы приписываем  данным поведенческим сигналам.17

     Наконец, каналами  называют специфические сенсорные  модальности, посредством которых  передают сигналы и распознают  сообщения, например изображение  или звук. Наиболее широко используемыми  каналами коммуникации являются  визуальные (мы видим выражение  лица, позу тела и т. п.) и слуховые (мы слышим слова, интонацию голоса  и т. д.). Однако при коммуникации  используются и все прочие  ощущения, включая осязание, обоняние и вкус.

     Таким образом, процесс коммуникации может  быть  описан как операция, при которой  отправитель кодирует сообщение  в виде набора сигналов. Эти  сигналы  передаются через множество  каналов, открытых и функционирующих  у  получателя. Получатель декодирует  сигналы, чтобы интерпретировать  послания. Как  только послание  проинтерпретировано, декодирующий  становится кодирующим, отправляя  обратно собственное сообщение  при помощи того же процесса. При этом тот, кто первоначально  кодировал сообщение, становится  декодирующим. Именно этот сложный  процесс обмена, с меняющимися  ролями и кодированием-декодированием  сообщения, и составляет процесс  коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Теории межкультурной  коммуникации

     В ситуации обычного межличностного общения риск непонимания существует всегда, но его вероятность и степень проявления снижаются из-за принадлежности участников коммуникации к одной культуре. У них общие нормы и ценности, единые правила поведения, они хорошо представляют себе контекст коммуникации.

     При межкультурном общении вероятность непонимания намного возрастает, так как принадлежность коммуникантов к разным культурам часто нарушает их ожидания. Это вызывает негативные эмоции по отношению к партнеру-коммуниканту и всей культуре, которую тот представляет, приводит к неудаче весь процесс общения. Ведь мы основываем наше толкование полученных сигналов на нашем жизненном опыте и культуре. Именно поэтому чужое поведение, основанное на ином опыте и культуре, может быть истолковано нами неверно. В этом случае у нас возникает тревога, неуверенность из-за неспособности предугадать дальнейший ход процесса коммуникации и его результаты. Состояние человека можно охарактеризовать как стресс.

     Научное решение проблемы коммуникативной неуверенности было предпринято с помощью теории редукции неуверенности. Основоположником данной теории стал К. Бергер, который считал, что с помощью специальных методов взаимоотношения партнеров по межкультурной коммуникации могут быть усовершенствованы и изменены в лучшую сторону. Эти методы предполагают изменение ожиданий каждого конкретного человека от новой культуры, сокращение когнитивной неуверенности и тревоги.

     Исходный пункт его концепции состоит в допущении, что индивиды хотят более точно знать, что им ждать от общения с другим человеком — вознаграждения или наказания, нормального или отклоняющегося поведения, а также уметь правильно определить начало и конец акта коммуникации. Уменьшение (редукция) неуверенности в данном случае будет заключаться в построении коммуникантом предсказаний (до начала действия) и интерпретации действий после их совершения. Редукция неуверенности представляет собой двуединый процесс, одновременно происходящий на когнитивном и эмоциональном уровнях. Уменьшение неопределенности — это когнитивный (познавательный) процесс, контроль беспокойства и неуверенности — эмоциональный. Эти стремления присущи всем участникам коммуникации» они в большой степени мотивируют их к общению друг с другой.

Обычно выделяют 3 стратегии редукции неуверенности:

пассивная — наблюдение за другими без вмешательства в процесс общения (сравнение, выявление реакций на какие-либо стимулы и т.д.);

активная — человек задает вопросы другим людям об объекте своего интереса, получая, таким образом, необходимую информацию для общения;

интерактивная — непосредственное взаимодействие с партнером по коммуникации, в ходе которого задаются вопросы, идут попытки самораскрытия и т.п. Безусловно, это самая оптимальная стратегия поведения.

Существует целый ряд факторов, уменьшающих неуверенность и неопределенность при контакте с представителями других культур. К ним относятся:

- позитивные ожидания  при контакте с представителями  других групп;

- сходство между контактирующими  группами;

- советы и замечания  со стороны представителей других  групп;

- более тесные, личные  отношения с представителями  других групп;

- лучшее знание языка  группы, с которой находишься  в контакте;

- способность к самонаблюдению;

- более глубокие знания  о чужой культуре;

- большая терпимость к  неопределенности;

- позитивные атрибуции (ожидания) в межкультурной коммуникации, установка  на эффективность общения и адаптацию к чужой  культуре;

- принадлежность к коллективистским  культурам.

     В результате использования этих стратегий и действия фактов происходит необходимая адаптация, и межкультурная коммутация становится эффективной.

     Теория редукции неуверенности показывает, как могут быть изменены ожидания конкретного человека от встречи с новой культурой, сокращены его когнитивная неуверенность и тревога. Эта теория считается важнейшей из всех существующих теорий межкультурной коммуникации. Однако она не охватывает все аспекты межкультурной коммуникации. Кроме нее в культурной антропологии существует также целый ряд других теорий, акцентирующих свое внимание на прочих аспектах межкультурной коммуникации.

     Особый научный подход к межкультурной коммуникации представлен в теории адаптации,  разработанной в трудах американской исследовательницы Я. Ким. Эта теория рассматривает динамику адаптации человека к чужой культуре как прибывшего за границу на короткий срок, так и проживающего там долгое время. Исходным положением ее теории является утверждение, что адаптация — это сложный процесс со многими составляющими,  в ходе него человек постепенно, по нарастающей, привыкает к новой обстановке и новому общению. Динамика подобного взаимодействия называется динамикой стрессово-адаптационного роста. Она происходит по принципу «два шага вперед и шаг назад». Периодические отступления, затягивающие процесс адаптации, связаны с межкультурными кризисами. Для успешной адаптации необходимо несколько условий. Они включают общение с новым окружением (частота контактов, положительный настрой), знание иностранного языка, положительную мотивацию, участие во всевозможных мероприятиях, доступ к средствам массовой информации.

     Следующая теория межкультурной коммуникации получила название координированное управление значением и теория правил. Сторонники этой теории утверждают, что человеческая коммуникация по своей сути очень несовершенна, поэтому идеальное и полное взаимопонимание — это некий недостижимый идеал. Поскольку не все акты коммуникации имеют определенную цель, достижение взаимопонимания становится совсем не обязательным. Целью становится достижение координации, что возможно при взаимодействии, понятном для его участников. При этом в конкретном контекст происходит управление значениями и идет их индивидуальная интерпретация. Важно не то, насколько принятые в данном общении правила являются социальными, а то, насколько эти правила согласованы между собой в сознании каждого участника коммуникаций.

     Существует также риторическая теория межкультурной коммуникации. Она позволяет анализировать не только индивидуальные различия, но и свойства больших групп. Частью этой теории также является анализ подсознательной адаптации сообщений применительно к конкретным ситуациям коммуникации.

     Сторонники конструктивистской теории межкультурной коммуникации полагают, что у всех людей есть особая когнитивная система, с помощью которой они могут интерпретировать слова и действия других довольно точно и аккуратно. Но поскольку культура влияет на индивидуальную схему развития человека, у представителей разных культур формируются разные взгляды и возможности восприятия. В ходе инкультурации человек приобретает взгляд на мир, отличный от того, который существует у представителя другой культуры. Таким образом, формируется когнитивное сознание человека, которое может быть простым или сложным, а оно в свою очередь влияет на индивидуальное коммуникативное поведение и адаптационные стратегии.

     Теория социальных категорий и обстоятельств акцентирована на вопросе важности ролей, стереотипов и схем для процесса коммуникации, то есть тех элементов механизма восприятия, которые составляют основу взаимопонимания и социального сознания. Под социальным сознанием понимается фундаментальный когнитивный процесс социальной категоризации, который ведет к положительному восприятию членов ингруппы и к негативному отношению членов этой группы к другим людям. При этом очень важна самооценка человека, которая складывается под влиянием групп,  к которым он принадлежит. При встрече с представителями других групп происходит так называемая «коммуникативная аккомодация», встройка на общение с другим человеком. Она определяется существующими у нас схемами и стереотипами. На основе нашей оценки собеседника определяется лингвистическая стратегия, то есть выбор стиля общения и возможных тем для разговора.

     И, наконец, сравнительно недавно была разработанная  теория конфликтов, которая  считает конфликты нормальным поведением, формой социальных действий, регулируемых нормами каждой культуры. Таким образом, в каждой культуре существуют свои модели конфликтов. Существуют культуры, представители которых уделяют большое внимание причинам конфликтов, чувствительны к нарушениям правил, часто полагаются на интуицию при урегулировании конфликта. Это — коллективистские культуры. Индивидуалистские культуры предпочитают прямой метод сглаживания конфликтов.

Заключение

     Рассмотренные вопросы межкультурной коммуникации позволяют констатировать, что процесс межкультурной коммуникации начинается с простого осознания факта реально существующих культурных различий между разными людьми. Отсюда главной целью их общения становится преодоление межкультурных различий.

     Признание существования различий позволяет осознать, что у каждого человека существуют свои правила и социальные нормы, модели мышления и поведения, отличающие людей друг от друга. И ход процесса общения зависит от того, как человек воспринимает эти различия. Боязнь трудностей и неудобных ситуаций, свойственная многим людям, может быть причиной избегания межкультурных контактов. Но для специалиста в области межкультурной коммуникации трудности становятся тем мотивационным толчком, который помогает приобретать новые навыки общения и избегать неправильного понимания друг друга. Для достижения успешного результата общения мы должны считать различия между людьми необходимыми. Ведь общение с точной копией себя вряд ли способно доставить удовольствие, а отличия окружающих помогают обрести нам новый взгляд на наши достоинства и недостатки.

Информация о работе Понятие и основные теории межкультурной коммуникации