Понятие туризма и его основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 21:38, реферат

Краткое описание

В конце XX в. туризм становится массовым явлением, а туристский бизнес переживает настоящий бум. Поскольку туризм выгодная сфера инвестирования, с начала реформ в России этим бизнесом стали заниматься люди, очень далекие от предпринимательской деятельности, так как сфера туризма привлекала и привлекает многих предпринимателей своей кажущейся легкостью.

Содержание

Введение 2
1. Понятие туризма и его основные характеристики 3
1.1 История туризма 3
1.2 Понятие туризм 5
1.3 Туризм как специфический объект исследования 6
1.4 Туризм как социально-экономическая система 7
1.5 Особенности управления туристской деятельности 9
2 Анализ сервисной деятельности в туризме 9
2.1 Понятие сервисной деятельности 9
2.2 Туристическое обслуживание 11
2.3 Туристское обслуживание как ключевой вид профессиональной деятельности специалиста сферы туристского сервиса 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Туризм и сервисная деятельность.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Туризм на сегодняшний  день является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.

В конце XX в. туризм становится массовым явлением, а туристский бизнес переживает настоящий бум. Поскольку туризм  выгодная сфера инвестирования, с  начала реформ в России этим бизнесом стали заниматься люди, очень далекие от предпринимательской деятельности, так как сфера туризма привлекала и привлекает многих предпринимателей своей кажущейся легкостью.

Во второй половине 1990-х гг. на рынке  туристских услуг резко обострилась  конкуренция. Оказалось, что российские фирмы не в состоянии успешно конкурировать с иностранными ни по уровню сервиса, ни по стоимости услуг. Кроме того, иностранные предприниматели (в отличие от отечественных) предоставляют своим клиентам более достоверную информацию о своих возможностях.

В настоящее время развитие туризма  в России сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высоким  налогообложением, экономической нестабильностью  и т.д. Однако по прогнозам специалистов наша страна в состоянии войти в число регионов наиболее популярных среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные кадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке, организовать более эффективную помощь государства.

 

1. Понятие туризма  и его основные характеристики

    1. История туризма

Ведущий эксперт Всемирной  туристской организации Джафар Джафари  в своей работе «Феноменология туризма»1 отмечает, что люди путешествовали всегда. Об этом свидетельствуют записи древних народов, населявших Дальний и Средний Восток и Средиземноморье. Эти исторические очерки показали, что по мере расширения торговой деятельности и завоеваний в Греции, Риме и Китае представители знатного сословия этих стран все чаще отправлялись в поездки для развлечения, с торговыми или с дипломатическими целями. Геродот (VI в. до н. э.), например, оставил значительное письменное наследие о своих кратковременных поездках и длительных путешествиях.

Во времена колониальных завоеваний и географических открытий арабами (VIII в. н. э.) и европейцами (в  том числе Марко Поло, XII в. н. э.) оставлено замечательное наследие - записи о путешествиях, востребуемые до сего времени туристам.

С XV в. европейская экспансия усилилась, чему отчасти способствовало появление детальных географических карт и новых мореходных судов, а также рост купеческого сословия. Согласно историческим документам начиная с середины XVI в. жители Северной Европы регулярно ездили на лечение к минеральным водам, в известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную Европу. Поначалу путешествовали лишь знать, паломники и дипломатические посланники. Понятие «тур» было введено гораздо позже - в 1750-х гг., и вскоре термин «турист» был принят для обозначения участников подобных развлекательных и образовательных путешествий.

Длящиеся поначалу 2-3 года туры постепенно сокращаются по времени, тогда как количество туристов растет. Турист (как правило, молодой  человек) сопровождался опекуном; многие из них описали свои путешествия в мемуарах, туристских справочниках и путеводителях.

В XIX в. индустриальная революция  и распространение империализма, евангелизма и социализма внесли большие изменения в жизнь  общества. Томас Кук, великий английский реформатор, использует паровозы для поездок городской бедноты за город, на выставки и ралли. Отметив коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии: турагентства, резервирование мест в транспорте и гостиничных номеров, классификация отелей, дорожные чеки, расписания и качественные путеводители с исчерпывающей информацией.

Массовый туризм приобрел международный характер и был, возможно, наиболее ярко описан Марком Твеном в  пародии «Простаки за границей» (1869 г.). Это было время научного прогресса, расширения делопроизводства, победы демократии над буржуазным строем в пользу отдыха и путешествий, время поощрения интереса к наукам.

Первая мировая война  положила конец власти аристократии и произвела новую революцию в туризме: люди стали более трепетно относиться к природе в условиях всеобщей индустриализации. Приобретают популярность принятие солнечных ванн, в особенности морских, а также отдых в горах, лыжи, пеший туризм, плавание на морских судах.

В последующие после второй мировой войны десятилетия туризм послужил толчком к развитию всех стран, но особенно освободившихся от колониального гнета. Решающую роль в популяризации выездного туризма сыграло появление в 1952г  авиапутешествий.

В 60-х гг. преимущества массового туризма уже не ставились под вопрос. В ходе исследования возникло предположение, что туризм может стать прекрасным способом поощрения рабочего класса как в странах третьего мира, так и в великих державах.

Были подняты и вопросы  экологии, наиболее животрепещущими из которых явились проблемы сохранения парков и предельно допустимого уровня нагрузки на туристские объекты. Изучение темы отдыха породило также широкий спектр вопросов в области психологии, политологии, социологии. Экономисты продолжили свои яростные споры и тщательный анализ, но вопрос остается открытым вплоть до наших дней.

Таким образом, в XX столетии сформировалась индустрия, которая  выросла и приобрела в наши дни всемирную социально-экономическую  значимость.

Объединенными усилиями продолжают укрепляться позиции туризма в мире. С начала века, особенно начиная со второй мировой войны, большое количество правительственных организаций и коммерческих агентств укрепили и лишний раз подтвердили важность туризма на мировом уровне

 

1.2 Понятие  туризм

 

Туризм – это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление, включающее следующие виды сервисных услуг:

    • путешествия (круизы, автобусы, самолеты, автомобили, железные дороги); ·
    • проживание (отели и мотели, конференции, выставки, встречи);
    • питание (рестораны, кафе, бары);
    • отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы).

Если современный туризм рассматривать как особый вид  деятельности, то можно отметить, что  туризм это:

1) ведущий производитель  промышленной продукции, чей вклад в ва- ловой национальный продукт составляет 6,1 %;

2) постоянный источник  налоговых поступлений; 

3) работодатель, способный  занять 127 млн людей, т. е. примерно  ка- ждого 15-го из всех работающих;

4) самая  быстроразвивающаяся   отрасль  не  только  европейской, но и мировой экономики. Термин tourist (тот, кто  путешествует) появился  в  английском  языке в начале ХIХ века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН, турист – это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год2.

 

1.3 Туризм как специфический объект исследования

 

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен  столе- тия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально про- никает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт.

Туризм стал одним  из важнейших факторов экономики, поэтому  мы рассмат- риваем  его не просто как  поездку или  отдых. Это  понятие  намного  шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений  активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходиться около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов.

Важной  особенностью  современного  этапа  развития  туризма и  изменения  его  организационных  форм  является  проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских и других компаний. С развитием научного знания о туризме последний выступает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимость концептуального, или сущностного, определения туризма. Оно формирует комплексное представление о предмете исследования.

Туризм рассматривается  многими авторами как многомерное и многоликое понятие, что находит отражение в определении туризма как вида деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга и, кроме того, искусством, наукой и бизнесом. Несмотря на различие формулировок, многие авторы включают в понятие феномена туризма туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного места жительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров  и  услуг, взаимодействие  сферы  туризма  с окружающей  природной, экономической  и  другими  макросредами.

К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, не лежит в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.

 

1.4 Туризм как социально-экономическая система

 

Несмотря на отсутствие единства мнений в определении туризма, бесспорен  факт  превращения  туризма  в  сложную  социально-экономическую систему. Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру внутренних  связей, а  с  другой – определить  характер  взаимодействия с внешней средой.

В  соответствии  с  определением, разработанным Международной ассоциацией  научных  экспертов  в  области  туризма, туризм  как  социально- экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

В основе системы туризма  лежат две субсистемы:

    • субъект туризма, т. е. турист – потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;
    • объект туризма, состоящий из трех элементов: туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.

Под субъектом туризма  понимается турист, который ищет возможности  удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Услуги предоставляются ему в определенном месте или регионе, являющемся целью его путешествия.

Существуют два подхода к  понятию «туристский регион». В  первом случае он характеризуется как  географическая территория, имеющая  определенные границы, в другом – географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов (при этом на первый план вы- двигается привлекательность). Так, на одной и той же ограниченной территории (например, в гостинице) могут проживать туристы, имеющие совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекает море и пляжи, других – исторические места и музеи, третьих – активный отдых и развлечения.

Таким образом, субъект  и объект туризма представляют собой  основу его социально-экономической  системы. Туризм является открытой системой, взаимодействующей и функционирующей  в  определенной среде, которая  складывается  под воздействием политических, экономических, социальных, технологических  и  природных (экологических) факторов.

 

 

 

 

1.5 Особенности управления туристской деятельности

 

Труд в управлении туризмом специфичен и существенно  отличается от деятельности работников других отраслей.

Первая особенность  туризма заключается в большой  глубине его проникновения и  сложности взаимосвязей между его  составными элементами. Большая часть туристских предприятий – небольших размеров. Крупные туристские предприятия создаются лишь в густонаселенных районах. В туриндустрии много турпредприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.

Вторую особенность  туризма как объекта управления можно представить в виде неясных  и трудно измеримых целей. Из-за того, что турорганизация не  имеет измеримых  целей, нельзя объективно оценить  ее производительность и успех. Речь идет о вероятностном характере процессов, происходящих в туриндустрии. Это значит, что очень сложно точно спрогнозировать все явления и процессы, происходящие в туризме (изменилась политическая обстановка, резко ухудшились климатические условия и т. п.).

Информация о работе Понятие туризма и его основные характеристики