Предложения по развитию туризма в Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Туризм в большинстве регионов России, при наличии достаточного туристского потенциала, не выступает катализатором экономического и социокультурного развития региона, вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и несовершенства нормативно-правовой базы сферы туризма. Проведен анализ современного состояния регионального туризма (на примере Тверской области).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
определить основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности;
определить особенности государственного регулирования развития туризма;
проанализировать специфику развития туризма на региональном уровне;

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Роль и место туризма в экономическом и
социокультурном развитии региона………………………………………… 6
1.1 Основные понятия и сущность туризма
как сферы деятельности………………………………………………………. 6
1.2 Особенности государственного регулирования
развития туризма……………………………………………………………… 12
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне………… 15
Глава 2. Анализ современного состояния регионального туризма (на примере Тверской области)………………………………………………….. 21
2.1 Исследование рынка туристских услуг Тверской области……... 21
2.2 Основные направления и перспективы развития туризма в Тверской области………………………………………………………………………… 30
Глава 3. Предложения по развитию туризма
в Тверской области…………………………………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………… 52
Библиографический список…………………………………….……… 56

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota (1).doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Глава 1. Роль и место туризма в экономическом и

социокультурном развитии региона………………………………………… 6

1.1 Основные понятия  и сущность туризма 

как сферы деятельности………………………………………………………. 6

1.2 Особенности государственного регулирования

развития туризма……………………………………………………………… 12

1.3 Специфика развития  туризма на региональном уровне………… 15

Глава 2. Анализ современного состояния регионального туризма (на примере Тверской области)………………………………………………….. 21

2.1 Исследование рынка туристских услуг Тверской области……... 21

2.2 Основные направления  и перспективы развития туризма  в Тверской области………………………………………………………………………… 30

Глава 3. Предложения по развитию туризма

в Тверской области…………………………………………………………… 36

Заключение……………………………………………………………… 52

Библиографический список…………………………………….……… 56 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития региона, способствует эффективному использованию  богатейшего природного и культурно-исторического наследия, приобщение к которому, с одной стороны, служит расширению культурной компетентности, оздоровлению и отдыху граждан, а с другой – экономическому развитию, решению проблемы занятости в небольших городах и населенных пунктах и привлечению дополнительных средств в экономику региона.

Туризм является сложным, многогранным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных  отраслей, являясь одновременно видом  деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга.

В России, туризм развивающаяся  отрасль. Во всех сферах туристской деятельности, как на федеральном уровне, так  и на региональном, идет поиск новых  форм работы, расширение сферы предложения  и углубление его специализации, создание новых туристских комплексов.

Направление туристских потоков в современной России охватывает все больше и больше регионов. Общеизвестно позитивное влияние туризма  на экономику региона, но, не смотря на очевидные выгоды, далеко не все  регионы России способны в полной мере использовать свои туристские ресурсы для привлечения туристов и оздоровления региональной экономики.

В этих условиях появилась  объективная необходимость перенести  центр ответственности в решении  проблем развития туризма на региональный, и особенно, на местный уровень, где эта проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории, с учетом имеющихся ресурсов и возможностей для развития туризма.

В настоящее время, для  решения проблем развития регионального туризма разрабатываются программы, призванные помочь выйти из создавшегося положения, и наметить основные направления развития туристской отрасли в регионе.

Перед учеными, практиками, туристскими организациями стоят  задачи: создание единой базы данных в регионе по всем объектам культурно-исторического наследия, природно-ландшафтного краеведения, национально-заповедных территорий; принятие регионального законодательства в области туризма; объединение усилий местных органов власти и общественности для придания новых импульсов развития туризма в регионе.

Туризм в большинстве регионов России, при наличии достаточного туристского потенциала, не выступает катализатором экономического и социокультурного развития региона, вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и несовершенства нормативно-правовой базы сферы туризма. Проведен анализ современного состояния регионального туризма (на примере Тверской области).

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. определить основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности;
  2. определить особенности государственного регулирования развития туризма;
  3. проанализировать специфику развития туризма на региональном уровне;
  4. исследовать рынок туристских услуг Тверской области;
  5. выявить основные направления и перспективы развития туризма в Тверской области;

При написании  курсовой работы, использовались научные  труды следующих авторов:

    1. Автор В.Ю. Воскресенский, В.Г. Гуляев, М.А. Жукова определяют основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности [2,3,5].
    2. Автор Ю.А. Базрыкин, М.А. Жукова, Т.Н. Жулина, В.А. Квартальнов определяют особенности государственного регулирования развития туризма [1,6,7,11].
    3. Специфику развития туризма на региональном уровне раскрывает  Е.Г. Моисеева, Е.А. Ополченова, Е.Л. Писаревский, В.Г. Гуляев [13,14,16,34].
    4. Исследует рынок туристских услуг Тверской области И.Н. Свиридова, В.С. Сенин, И.Т. Балабанов, О.А. Блинов [19,20,30,32].
    5. Основные направления и перспективы развития туризма в Тверской области выявляет И.В. Зорин, А.С. Булатова, Т.В. Абрамова, В.С. Сенин [20,29,36,37].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ И  МЕСТО ТУРИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ  И СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

1.1 Основные  понятия и сущность туризма  как сферы деятельности

Туризм в XXI веке стал значительным социальным, политическим и культурным явлением, существенно влияющим на устройство и экономику многих стран и регионов. Современный туризм – это не только развитая индустрия, но и феномен массовой культуры, поскольку число путешествующих по миру растет год от года.

Мировой опыт и практика развитых стран подтверждают, что  именно географическое положение региона, его природно-климатические ресурсы, а также наличие культурно-исторических достопримечательностей определяют интерес для туристских посещений [3, с.12].

В научной литературе существует множество подходов к  определению туризма. Одни авторы считают, что туризм это совокупность взаимоотношений  и услуг, связанных с временной  и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим и непрофессиональным причинам; другие ассоциируют туризм со спортом и укреплением здоровья [4, с.15].

Туризм – индустрия, развивающаяся в тех регионах, которые обладают естественными  и искусственными особенностями, привлекающими  приезжих посетителей разнообразным видом деятельности.

Характеристика туризма заключается в том, что туризм является важной составляющей экономики, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов и зрелищных мероприятий. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящих данной местности или государству доход [4, с.10-12].

В отношении отдельной  страны в международной статистике различают следующие типы туризма:

а) внутренний туризм – жители какой-либо страны, путешествующие по своей стране;

б) региональный или местный туризм – путешествия в пределах определенного  региона;

в) выездной туризм – путешествие  по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

г) въездной туризм –  путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Всё это позволяет  рассматривать туризм как сложную  социально-экономическую систему, включающую в себя различные взаимосвязанные  и взаимообусловленные подсистемы. Совокупность подсистем представляет собой индустрию туризма [19].

Понятие регион в современном обществоведении крайне гибкое. В практике стран Западной Европы регион трактуется как «территория, представляющая общность с географической точки зрения, или такая территориальная общность, где есть преемственность и чье население объединяет определенные общие ценности и стремления сохранить, развивать свою самобытность в целях стимулирования культурного, экономического и социального прогресса». Отечественные исследователи Г.А. Аванесова и О.Н. Астафьева подчеркивают, что понятие «регион» связывается с пространственно-территориальной целостностью, единством взаимодействия выделенных по некоторым основаниям составных частей. [6, с.20-21].

В зависимости от главной  цели путешествия выделяют следующие  разновидности форм туризма: рекреационный, культурно-познавательный, научно-деловой, экологический, религиозный, спортивный, сельский и многие другие.

Рекреационный туризм –  туризм, с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь  в виду, что пребывание граждан  в специальных санаториях не относиться к туризму, так как санаторий-это разновидность больницы. Передвижение людей в выходные дни в целях отдыха, развлечения, занятия спортом называется «туризм конца недели».

Культурно-познавательный туризм – путешествия в целях  ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

Научно-деловой туризм – посещение конгрессов, симпозиумов  с последующими экскурсионными поездками.

По интенсивности туристского  потока различают: постоянный, сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Эта разновидность формы туризма, характерна, прежде всего, для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известные города мира, курорты, места располагающие уникальными лечебными минеральными водами и целебными грязями[15].

Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в определенное время года. Такой туризм является сезонным. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как односезонные, а регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой) называются двухсезонными.

По продолжительности  пребывания туристов в путешествии  выделяются: кратковременный, продолжительный туризм.

Кратковременный туризм – это туризм с продолжительностью путешествия не более трех суток. Продолжительный туризм – это  туризм, при котором срок путешествия  составляет более трех суток.

В зависимости от используемых транспортных средств, для передвижения туристов различают следующие разновидности форм туризма: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, комбинированный.

В зависимости от географической направленности различают: межконтинентальный, международный, региональный и местный [2, с.5].

Туристы являются потребителями  основных, дополнительных и сопутствующих  услуг. Основные туристические услуги регламентируются договором на туристическое  обслуживание и путевкой. К таким  услугам, как правило, относятся: размещение, питание, транспортные услуги, экскурсионные услуги.

Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр. Сюда можно отнести: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг, физкультурно-оздоровительные услуги, медицинские услуги, культурно-зрелищные и игровые мероприятия.

К сопутствующим услугам  относятся: обеспечение сувенирной продукцией, туристской символикой, торговое, валютно-кредитное, информационное, и  прочее обслуживание, услуги специальных  видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др. [13, с.29].

Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных и сопутствующих услуг  составляют технологию туристского  обслуживания – формирование конкретного  туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Туристские поездки  принимают все более популярный характер, так как обязательным элементом  обслуживания является пакет информационной литературы, которая содержит перечень видов обслуживания, включенных в  стоимость, а также подробную  информацию по всем вопросам которые чаще всего возникают во время путешествия. Будущий участник туристической группы, таким образом, может выяснить заранее условия поездки, а также ее приблизительную стоимость [31].

Разработка маршрутов  сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристического обслуживания. После процедуры разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.

Разрабатывают два основных вида туров.

1. Пэкидж-тур – комплексные туристические услуги: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и прочие услуги.

2. Инклюзив-тур – отдельные  туристические услуги: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт (по выбору).

На практике большой  популярностью пользуются инклюзив-туры, где турист заказывает минимальный  набор основных услуг, покупая дополнительные услуги по необходимости. Это расширяет  возможности планирования собственного времени туристу и в ряде случаев удешевляет путевку [17, с.82].

Сформированный на основании  маршрута и конкретного спроса тур  не может сразу стать товарным продуктом для продажи. Для этого  следует выполнить ряд этапов: формирование тура, экспериментальное внедрение, реклама и презентация, продажа тура.

По результатам рекламного тура ведется его презентация, а  также последующая рекламная  кампания. После этого производится калькуляция затрат, определяется норма  прибыли, рассчитывается цена и формируется система льгот и скидок. Далее сформированный товарный продукт в виде туристской путевки реализуется через турагентов, бюро по реализации или самостоятельно через бюро путешествий и экскурсий, которое является посредником между туристом и предприятиями, оказывающими ему услуги (гостиницы, предприятия питания, экскурсионные службы, музеи, спортивно-оздоровительные комплексы и т.д.). При формировании тура следует учитывать его основные свойства: аттрактивность (привлекательность), надежность, безопасность, адресную направленность, информативность [6, с.12].

Информация о работе Предложения по развитию туризма в Тверской области