Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:53, курсовая работа
Туризм в большинстве регионов России, при наличии достаточного туристского потенциала, не выступает катализатором экономического и социокультурного развития региона, вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и несовершенства нормативно-правовой базы сферы туризма. Проведен анализ современного состояния регионального туризма (на примере Тверской области).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
определить основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности;
определить особенности государственного регулирования развития туризма;
проанализировать специфику развития туризма на региональном уровне;
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Роль и место туризма в экономическом и
социокультурном развитии региона………………………………………… 6
1.1 Основные понятия и сущность туризма
как сферы деятельности………………………………………………………. 6
1.2 Особенности государственного регулирования
развития туризма……………………………………………………………… 12
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне………… 15
Глава 2. Анализ современного состояния регионального туризма (на примере Тверской области)………………………………………………….. 21
2.1 Исследование рынка туристских услуг Тверской области……... 21
2.2 Основные направления и перспективы развития туризма в Тверской области………………………………………………………………………… 30
Глава 3. Предложения по развитию туризма
в Тверской области…………………………………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………… 52
Библиографический список…………………………………….……… 56
3. Проведение маркетинговых исследований и создание рекламного продукта с целью продвижения туристского потенциала региона. Существует три наиболее эффективных вида рекламы туристского потенциала:
– рекламный справочник или каталог, который содержит обширную информацию по комплексному туристскому предложению в регионе. Целевой группой этого каталога являются турфирмы и организаторы туристских поездок внутри страны.
– обзорный проспект, который должен содержать информацию, вызывающую интерес к региону. Это может быть цветной буклет, содержащий карту-схему и фотографии, краткое описание важнейших достопримечательностей, а также координаты гостиниц и турфирм. Целевой группой являются туристы, которые должны быть привлечены на территорию региона.
– реклама в Интернете
– соответствующим образом
Ведущие специалисты в сфере туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма как в стране в общем, так и в конкретном регионе, лежит экономический и социальный прогресс. Среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие туризма, целесообразно выделить следующие:
1. Политические факторы.
Стабильная политическая
2. Экономические факторы.
Рост доходов населения, и
3. Социально-демографические
факторы. На развитие туризма
влияет рост численности
4. Культурные факторы.
К ним относится
5. Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при путешествиях. При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии. Развитие туризма значительно зависит от информированности туристов о возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации и их возможностей позволило туристическим фирмам пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристические продукты и услуги.
Таким образом, весь комплекс факторов влияющих на развитие туристической отрасли, можно разбить на две группы:
– факторы, действующие вне зависимости от деятельности туристических фирм (политические, экономические, социально-демографические, культурные);
– факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые турфирмами в своей деятельности [21,24].
Подводя итог, следует отметить, что туристский бизнес в России находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального развития, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Исследование
регионального рынка
Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном федеральном и региональных уровнях.
Важнейшими факторами развития отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный потенциал. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет завоевывать серьезные позиции на туристском рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма. [21, с.25].
По усредненным оценкам разных организаций ежегодно Тверскую область, в туристских целях, посещает около 600 тыс. человек. Совокупный доход от въездного туризма в Тверскую область оценивается в 1 млрд. руб. (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения; питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.). В настоящее время в Тверской области имеется 141 средство размещения туристов на 17 тыс. мест. В их числе 74 баз и домов отдыха, 49 гостиниц, из которых 10 расположены в г. Твери. Материальная база большинства средств размещения, особенно в районных центрах, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к приёму и размещению туристов и отдыхающих.
Однако в последние годы произошли позитивные перемены в развитии туристской инфраструктуры. На сегодняшний день мы имеем достойное размещение не только в областном центре (гостиница-отель "Оснабрюк", "Тверь Парк Отель"), но и в Конаковском районе (комплекс отдыха "Завидово", сельский отель "Дафна"), в г. Торжке (гостиница "Тверца" ОАО "Пожтехника", в г. Осташкове (гостиница "Селигер"), Осташковский район (база отдыха "Верщина Селигера"), Кимрский район (комплекс отдыха "Колкуново" и "Алголь"), Калининский район ("Загородный клуб Эммаус"). Растет число новых комфортабельных туристских комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам. Проблема нехватки гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных на среднего туриста и комфортабельных гостиниц 4-5 звезд актуальна и в настоящее время. Медленно развивается сеть ресторанов и кафе, система быстрого питания. [23].
Важное место в туристской инфраструктуре занимает транспорт. В Тверской области имеется сложившаяся транспортная система: железнодорожная - Октябрьская железная дорога; автомобильная- автодороги "Москва - Санкт-Петербург" и "Москва-Рига"; водная - р. Волга, Вышневолоцкая водная система, система Верхневолжских озер; воздушная - аэропорт "Мигалово" с таможенным терминалом (г. Тверь), аэропорт "Змеево" (г. Тверь), аэропорт "Крапивня" (Осташковский р-н), вертолетный аэродром "Вертикаль" (г. Торжок).
Определяющим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, обеспечивающие прием туристов. На Тверском туристском рынке сейчас работает 144 туристских организации (84 туристских организаций имеют лицензии на турагентскую и туроператорскую деятельность), в которых занято около 4,5 тыс. человек. Однако только 63 организации занимаются приемом туристов. В интересах развития внутреннего и въездного туризма требуется проведение государственной политики по поддержке и развитию таких организаций. [39].
Туризм в целом представляет
собой такую отрасль экономики,
которая позволяет при
1. Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения.
2. Обеднение ассортимента
туристских услуг, отсутствие
индустрии развлечений, значите
3. Недостаточная рекламно-
4. Недостаточно развита
инфраструктура наших городов,
состояние ее еще не
5. Существует проблема нехватки гостиничных номеров категории 2-4 звезды, малых гостиниц высокого класса.
6. Отсутствует программа
поддержки турфирм,
7. Вызывает обеспокоенность
у туристов криминальная
Вышеперечисленные негативные явления обусловлены, в свою очередь, влиянием следующих факторов:
1. Несовершенство федерального
законодательства и
2. Разобщенность усилий по
3. Плохое состояние российских
дорог. Поездки по России
4. Слабое проявление туристских потоков. Неудовлетворительное использование муниципальными органами своей управляющей функции, определяющей политику муниципальных образований в сфере туризма, роли регулятора и организатора туристского развития. [26, с.150].
Решение проблемы развития туризма возможно только объединением усилий областной исполнительной и законодательной властей, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех заинтересованных организаций, а также отдельных граждан программно-целевыми методами, то есть - через программу развития туризма в Тверской области.
Тверская область занимает выгодное географическое положение, она расположена на трассе, соединяющей исторические столицы России. Это существенно повышает потенциал генерации туристских потоков. При этом у многих посетителей и туристов есть желание посмотреть глубинку России, но транспортные издержки при путешествии на Урал и в Сибирь сопряжены с издержками времени и затратами на дальнемагистральную перевозку. Тверь и Тверская область являются вполне подходящей, близко расположенной туристской дестинацией с высокой туристской привлекательностью для большинства целевых групп посетителей и туристов. [40].
Областной центр г. Тверь является крупным транспортным узлом, здесь проходят железнодорожные магистрали на Северо-Запад (Октябрьская железная дорога), автомобильные дороги Москва-Санкт-Петербург, Москва-Рига. В области разветвленная автодорожная сеть, многие дороги с твердым покрытием. Значима водная транспортная система - р. Волга, речной порт Твери способен принимать суда с осадкой до 4 м и длиной корпуса судна до 100-150 м, имеется причальная инфраструктура и обустройство для организации массовых речных круизов. Водные туристские ресурсы составляют также Вышневолоцкая водная система, система Верхневолжских озер и водохранилищ. Индустрия воздушных перевозок представлена аэропортом "Мигалово" с таможенным терминалом (г. Тверь), способным принимать самые тяжелые транспортные самолеты, аэропорт "Змеево" (г. Тверь) - самолеты и вертолеты малой и местной авиации, есть также аэропорт "Крапивня" (Осташковский район), АО "Вертикаль" (г. Торжок).
Тверская область - естественный "купол" Валдайской возвышенности и начало водораздела гигантских водных систем. Здесь берут свое начало такие большие и протяженные реки, как Западная Двина, Днепр, Мста, но, конечно же, главной рекой не только Тверской земли, но и России остается Волга. Исток Волги является уникальным природным и историко-культурным памятником мирового значения. Широко известны в России и за ее пределами курорты оз. Селигер, г. Кашин с минеральными водами, а также привлекательные объекты туристской индустрии в городах Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Старица, в Конаковском, Бологовском, Пеновском, Лесном и других районах. [24].
Наличие памятников природы, своеобразный растительный и животный мир, низкая плотность населения в большей части районов, отсутствие вредных производств (исключая атомную электростанцию в Удомле) делают регион неповторимым и уникальным, исключительно привлекательным для различных подвидов экологического и других видов туризма.
К природным лечебным ресурсам Тверской
области относятся: месторождения
минеральных вод различных
Ежегодно Тверскую область, в туристских целях, посещает около 600 тыс. человек. Совокупный доход от въездного туризма в Тверскую область оценивается в 1 млрд. руб. (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения; питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.).
В настоящее время в Тверской области имеется 141 средство размещения туристов на 17 тыс. мест. В их числе 74 баз и домов отдыха, 49 гостиниц, из которых 10 расположены в г. Твери. Однако материальная база большинства средств размещения, особенно в районных центрах, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к приёму и размещению туристов и отдыхающих [41].
Информация о работе Предложения по развитию туризма в Тверской области