Предложения по развитию туризма в Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Туризм в большинстве регионов России, при наличии достаточного туристского потенциала, не выступает катализатором экономического и социокультурного развития региона, вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и несовершенства нормативно-правовой базы сферы туризма. Проведен анализ современного состояния регионального туризма (на примере Тверской области).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
определить основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности;
определить особенности государственного регулирования развития туризма;
проанализировать специфику развития туризма на региональном уровне;

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Роль и место туризма в экономическом и
социокультурном развитии региона………………………………………… 6
1.1 Основные понятия и сущность туризма
как сферы деятельности………………………………………………………. 6
1.2 Особенности государственного регулирования
развития туризма……………………………………………………………… 12
1.3 Специфика развития туризма на региональном уровне………… 15
Глава 2. Анализ современного состояния регионального туризма (на примере Тверской области)………………………………………………….. 21
2.1 Исследование рынка туристских услуг Тверской области……... 21
2.2 Основные направления и перспективы развития туризма в Тверской области………………………………………………………………………… 30
Глава 3. Предложения по развитию туризма
в Тверской области…………………………………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………… 52
Библиографический список…………………………………….……… 56

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota (1).doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Подобная классификация  сферы туристских услуг обусловила необходимость выбора направлений  его развития. В ближайшем будущем  можно прогнозировать следующие  направления развития индустрии  туризма:

1. Создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в стране.

2. Широкое вовлечение  местной общественности и региональных  властей в планирование и развитие  туристской деятельности, обеспечение ее безопасности.

3. Развитие связей  между организаторами туризма  и муниципальными структурами  с целью достижения понимания  потребностей каждого из них  и поиска путей их удовлетворения.

4. Рост благосостояния  местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма. При этом особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туриста и выгодными для туристской индустрии.

5. Осуществление более  четкого маркетинга и выделение  большего количества ресурсов  для продвижения услуг, поиск  определенных групп туристов  и организация для них адресной  информации по предлагаемым услугам.

6. Повышение профессионального уровня сотрудников сферы туризма.

Таким образом, можно  сделать вывод, что туризм является сложным, многогранным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных  отраслей, являясь одновременно видом  деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга [14, с.43]. 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  государственного регулирования  развития туризма

В условиях глобализации и тесного межкультурного взаимодействия многие страны мира развивают отрасль  индустрии туризма. По итогам международных конференций по туризму отмечалось, что устойчивое развитие индустрии туризма, как в отдельном регионе, так и в стране в целом зависит, прежде всего, от усилий со стороны государства: «Туризм должен планироваться государственными властями, а также туристической индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов. В этих условиях представляется необходимым расширять во всех странах права и обязанности туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, которые имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические отрасли» [20, с.204].

В настоящее время  ответственным за развитие туризма  в России является Департамент туризма  Министерства экономического развития и торговли РФ [3, с.52].

Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики, содействует ее развитию и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России, как страны благоприятной для туризма, рекламирует его на международном уровне, а также осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов. При этом основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

– обеспечение прав граждан  на отдых, свободу передвижения и  иных прав при совершении путешествий;

– создание условий для  деятельности направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

– развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан  России, развитие международных контактов;

– сохранение объектов туристского  показа, рациональное использование  культурного и природного потенциала туристских регионов России. [30, с.125].

Богатое культурное наследие, специфика  историко-культурного развития делают нашу страну привлекательной для  туристов. На основании приоритетных направлений, государственное регулирование  развития туризма осуществляется следующим образом:

1. Создание нормативных и правовых  актов, направленных на упорядочение  и совершенствование отношений  в сфере туристской индустрии.  К числу таких документов, реально  повлиявших на положение дел  в туристской сфере, следует  отнести принятые летом 2006 года изменения и дополнения к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в РФ» с целью включения в него дополнительных положений о создании зон туристско-рекреационного типа.

2. Содействие в продвижении турпродукта  на внутреннем и мировом туристских рынках.

3. Установление правил въезда, выезда  и пребывания на территории  страны.

4. Прямыми бюджетными ассигнованиями  на разработку и реализацию  федеральных целевых программ  развития туризма.

5. Защитой прав и интересов  туристов, обеспечение их безопасности. В рамках реализации этого направления государственного регулирования туристской деятельности 5 февраля 2007 года подписан президентом РФ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности РФ»». Он вступил в силу 1 июня 2007 года. [3, с.59-60].

Закон направлен на совершенствование  государственного регулирования туристской деятельности, гарантий защиты прав и  законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения  с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. В качестве способа защиты прав потребителей вводится механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или договора страхования [33, с.49].

6. Создание благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования.

7. Содействие кадровому обеспечению  туристской деятельности и развитие  научных исследований в сфере  туризма.

Развитие туризма является важным условием развития человеческого капитала, способом знакомства с отечественной историей и традициями, также укреплению международных культурных связей, поскольку туризм является одним из факторов формирования единого культурного пространства.

Каждый регион России обладает своей культурой. Более того, региональная культура также отражает особенности экономических, социальных, образовательных и экологических связей. Поэтому культура региона рассматривается не только как отрасль, но и как принципиально важный аспект развития туризма [8, с.23-24].

Благодаря развитию туризма  в определенном регионе можно  наблюдать структурные изменения, как в хозяйственной, так и  в общественной жизни. Особое значение придается разработке комплексных  программ, где бы развитие туризма  было тесно связано с решением социальных, экономических и культурных задач. При этом основным требованием к таким программам является то, что они, во-первых, должны быть тесно связаны с программой сохранения и использования культурного и природного наследия, а во-вторых, входить в комплексную программу социально-экономического и социокультурного развития региона. [9, с.10].

1.3 Специфика  развития туризма на региональном  уровне

Достаточно взглянуть  на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия, которые они ищут в «далеких палестинах», можно получить у себя дома [17, с.58].

Выездной туризм приносит российским туристским компаниям, куда большую прибыль, чем внутренний (региональный), поэтому большинство из них ориентированы на продажу турпродуктов выездного туризма.

Внутренний туризм в  России находится в зачаточном состоянии, как утверждают представители турфирм, показывать россиянам Россию нерентабельно. Исключение составляют разве что черноморские курорты и незначительное количество все тех же местных санаториев и домов отдыха.

Наиболее же привлекательной  для массового иностранного и  российского туриста в ближайшие 3-5 лет, при прочих равных условиях, по-прежнему останется южная курортная область России. Высоким потенциалом, требующим инвестиций, характеризуются Центральная, Северная и Поволжская территории, которые за счет комплекса своих особенностей способны привлечь значительные туристские потоки (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Туристский  потенциал регионов России

Туристский  район

Основные туристские объекты и виды отдыха

Потенциал района, %

Южный

Курорты Черноморского  побережья, санатории и дома отдыха Северного Кавказа, горнолыжный и горный туризм

79,2

Центральный

Москва, объекты Подмосковья, старинные города Золотого кольца, пансионаты и дома отдыха на реках

73,5

Северный

Озера Карелии, Валаам, Кижи, Соловецкие острова, поморские города, поселки Архангельской области

71,9

Поволжский

Курортные зоны Жигулей, волжские санатории и дома отдыха Самарской и Саратовской областей, круизы по средней и верхней Волге, Каме

60,7

Уральский

Санатории горного и  полярного Урала, Свердловской, Челябинской  областей

56,0

 

Западно-Сибирский

Горный туризм на Алтае, Телецкое озеро, курорт Белокуриха, пансионаты и дома отдыха на берегах рек

50,6

 

Черноземный

Пансионаты и дома отдыха Белгородской и Воронежской  областей

45,3

 

Северо-Западный

Старинные города Новгород и Псков, Ладожское, Ильменское, Онежское озера

44,0

 

Восточно-Сибирский

Горный и экстремальный  туризм в Саянах, пансионаты и дома отдыха в «Красноярских столбах», на Енисее и Ангаре

40,3

 

Дальневосточный

Пансионаты и здравницы  на берегу Тихого океана, горный и экзотический туризм на Камчатке, Сахалине, экстремальные маршруты по Уссурийской тайге

36,9

 

Итого по России

 

55,8

 

Оцененный специалистами туристский потенциал любимой россиянами Турции составляет 38%, Греции – 35%, Италии – 49% (естественно, что потенциалы отдельных районов и областей могут быть значительно выше). Следовательно, Россия – страна весьма перспективная с точки зрения развития комплексного туризма [17, с.80].



Государство должно поддерживать и поощрять развитие регионального  туризма в стране, обеспечивать достойное финансирование и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне.

Немаловажную роль в  развитии регионального туризма  играют СМИ. В целях рекламно-информационного  обеспечения развития туризма в  регионе требуется:

– подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о туристских ресурсах региона;

– участие организаций  в проведении международных туристских выставок;

– проведение рекламных  кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа региона;

– создание единой туристско-информационной сети на территории региона, ее интеграция с аналогичными международными сетями [33, с.73].

Успешное развитие туризма  во многих регионах, имеющих необходимый  туристский потенциал, определяется следующими показателями:

– заинтересованность всех участников, прежде всего турфирм в разработке совместной концепции развития туризма в регионе, и координация процесса со стороны местных властей;

– ориентированность  туристского предложения на жителей  близлежащих городов, на туристов, приезжающих на один день или для проведения короткого отпуска;

– проведения рекламной  кампании туристских ресурсов региона.

Весь комплекс мероприятий, направленных на создание в регионе  туристского предложения должен быть прописан в краткосрочной и  долгосрочной концепциях развития туризма [6, с.10].

Разработка концепции  развития регионального туризма  должна быть сконцентрирована на трех главных направлениях:

1.  Разграничение функций и определение ролей участвующих сторон в процессе согласованной работы по развитию туристкой инфраструктуры в регионе. Каждое действующее лицо общего процесса создания развернутой туристской инфраструктуры должно осознавать свои задачи и выполнять свои обязательства, с тем, чтобы в конечном итоге появился привлекательный законченный и комплексный пакет туристских услуг.

2.  Разработка проектов по улучшению инфраструктуры и туристского предложения в регионе. Во многих регионах имеется целый ряд притягательных для туристов объектов, которые действуют в качестве магнитов для посетителей. Однако при этом имеется значительный дефицит в других сферах, вследствие чего использование туристского потенциала не эффективно. Процесс создания развитой туристской инфраструктуры в регионе, должен складываться из следующих проектов: рекламно-информационный проект, создание условий для увеличения предприятий общественного питания и гостиниц и проект программы культурно-зрелищных мероприятий.

Информация о работе Предложения по развитию туризма в Тверской области