Проблемы и особенности развития гостиничного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса. Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что решает их роль в развитии отечественного туризма, а также стоят определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.

Содержание

Введение……………...………………………………………………………........3
Глава 1. Особенности гостиничного бизнеса в России…………………………4
Средства размещения и их классификация ………………….……………………………………..………………..…....5
Эволюция развития индустрии гостеприимства в России: исторический аспект ……………………………………………………………………....7
Роль автоматизации гостиниц как средства обеспечения высокого уровня обслуживания ……………………..………………………..……..9
Глава2. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России……………………………………………………….…………………....16
2.1.Проблема«звёздности»………………………………………………………16
2.2. Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса ………………………………………………………………..…….……20
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список литературы………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

особенности и проблемы развития гостиничного бизнеса в россии.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

 

Российская международная  академия туризма

Конаковский филиал

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Проблемы и  особенности развития гостиничного бизнеса в России»

По дисциплине: «Гостинично  ресторанное обслуживание»

 

 

 

 

Выполнил студент: Шорин  В.А.

Группа 090127

Проверила: Лупина М.А.

 

 

Конаково

2013г.

 

                                                   Содержание

Введение……………...………………………………………………………........3

Глава 1. Особенности гостиничного бизнеса в России…………………………4

    1. Средства размещения и их классификация ………………….……………………………………..………………..…....5
    2. Эволюция развития индустрии гостеприимства в России: исторический аспект ……………………………………………………………………....7
    3. Роль автоматизации гостиниц как средства обеспечения высокого уровня обслуживания ……………………..………………………..……..9

Глава2. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России……………………………………………………….…………………....16

2.1.Проблема«звёздности»………………………………………………………16

2.2.     Проблема  профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса ………………………………………………………………..…….……20

Заключение…………………………………………………………………….....23

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В сфере въездного и  внутреннего туризма гостиничный  сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы  развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского  бизнеса. Туристские услуги, в том  числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах  современного гостеприимства, что решает их роль в развитии отечественного туризма, а также стоят определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.

Спрос на гостиничные услуги непостоянный, зависит от времени  года, подвержен сезонным колебаниям. Производство гостиничного продукта требует  высоких материальных затрат при  существенно меньших переменных затратах. Постоянные затраты не зависят  от количества обслуживаемых клиентов (гостей), а переменные зависят. Это  требует привлечения в сезон  большого дополнительного персонала, который зачастую не может быть патриотом  гостиницы. Он не заинтересован в  нужной степени в своевременном  и качественном обслуживании. Кроме  того, нехватка средств на постоянные затраты снижает качество гостиничного продукта. Гостиничную услугу нельзя произвести впрок, сохранить. Гостиничная  услуга удовлетворяет сиюминутный  спрос клиента. И если она не оказана, то потенциальный доход гостиницы  теряется, не может быть восполнен. Более того, не оказанная вовремя  услуга может обернуться будущим  ущербом для гостиницы.

Продажа гостиничного продукта зависит не только от персонала гостиницы, но и от внутреннего качества гостиничного продукта (удобств, комфорта, культуры, уровня сервиса, имиджа отеля). Продажа  в значительной мере зависит еще  от туроператоров и турагенств, маркетинговых  решений, от наличия транспорта и  транспортных сообщений, от месторасположения гостиницы и погоды, окружающей среды и рекреационных, культурно-исторических возможностей региона, от имиджа страны, местности, а также от наличия и количества конкурентов.

По подсчетам международных  экспертов, 100 тысяч туристов, проведя  в городе в среднем два часа, тратят каждый 17,5 долларов в час. Поэтому  можно сказать, что гостиничные  услуги - экономически очень выгодная сфера.

 

 

 

1. Особенности  гостиничного бизнеса в России.

1.1 Средства размещения  и их классификация

Гостиничная индустрия как  вид экономической деятельности включает предоставление услуг и  организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах, пансионатах  и в других средствах размещения за вознаграждение.

Безупречный сервис - это  простая концепция, для осуществления  которой не требуется существенных затрат. Нужны лишь доброжелательная улыбка, знание меню и желание уделить  внимание гостям в течение всего  времени, пока они находятся в  обеденном зале. К сожалению, то, что официанты должны делать, и  то, что они делают на самом деле, - не одно и то же.

Под средством размещения понимают любой объект, предназначенный  для временного проживания людей.

В соответствии с ГОСТ Р 50645 - 94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» под  гостиницей понимается предприятие, предназначенное  для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в  гостиницах - 10.

В другом нормативном документе - «Правилах предоставления гостиничных  услуг в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 490 от 25.04.97, дается следующее определение  гостиницы: «имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для  предоставления услуг».

Гостиницы характеризуются  следующими признаками:

состоят из номеров, число  которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;

предоставляют разнообразные  гостиничные услуги;

сгруппированы в категории  и классы в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием  и стандартом страны.

Гостиничные предприятия  различаются по вместимости, числу  мест для проживания и числу номеров.

Номер - помещение, состоящее  из одного или нескольких мест, оборудованное  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.

Койко-место - площадь с  кроватью, предназначенная для пользования  одним человеком.

В международной практике принята стандартная классификация  средств размещения, разработанная  экспертами Всемирной туристской организации.

В соответствии с ней все  средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные.

Коллективные средства размещения подразделяются на предприятия гостиничного типа и специализированные.

В соответствии с ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» к коллективным средствам размещения гостиничного типа относят: гостиницы; мотели; клубы  с проживанием; пансионаты; меблированные  комнаты; общежития.

К специализированным средствам  размещения относятся: санатории; профилактории; дома отдыха; туристские приюты, стоянки  и др.; туристские, спортивные базы, базы отдыха; дома охотника (рыбака); конгресс-центры; кемпинги; ботели; флотели; ротели.

К индивидуальным средствам  размещения относятся: квартиры; комнаты  в квартирах; дома; коттеджи, сдаваемые  в наем.

    

      1.2 Эволюция развития индустрии гостеприимства в России: исторический аспект

 

Понятие «гостеприимство» достаточно старо. Английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «хоспис», что означает «странноприимный дом». Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, носит исторические корни.

Гостиные дома располагались  в городах и на дорогах, ведущих  из одних стран в другие. Помимо путешественников услугами этих гостиных домов пользовались гонцы, курьеры, правительственные служащие. В гостиных домах людям предоставляли ночлег, убежище, пищу, там же кормили и  меняли лошадей.

В средние века в Европе постоялые дворы начинали создаваться  при монастырях. Церковь обязывала  организовывать «госпиции» для путешественников, паломников, священников, путешествующих по святым местам. Со временем из бесплатного  приюта они становятся предприятиями, рассчитанными на получение дохода3.

Прообразы гостиниц имелись  и на Ближнем Востоке, и в Средней  Азии, и в Закавказье. Купцы с  караванами товаров путешествовали по пустыням и предгорьям. Ночевали они обычно в шатрах, но иногда останавливались в караван-сараях - своеобразных гостиничных комплексах, включавших в себя загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной.

Развитие торговых связей привело к значительному росту  гостиничного хозяйства в Европе. Например, в Милане в XIV в. насчитывалось  уже 150 гостиниц. Однако гостиничное  хозяйство того периода было крайне примитивным: в гостиницах отсутствовали  удобства, их санитарный уровень был  чрезвычайно низок.

В XVIII-XIX вв. с ростом экономических  и политических связей между государствами  начинается бурное развитие гостиничного хозяйства, особенно в городах Европы. Гостиничное дело превращается в  важную отрасль, приносящую большую  прибыль.

Развитие предприятий  гостеприимства XIX в. связано с развитием  туризма. На морских побережьях, возле  источников с минеральной водой, в живописных местах развертывается строительство крупных и мелких гостиниц. Постепенно совершенствуется их оборудование, создаются комфортабельные  условия гостей, меняются формы и  методы обслуживания.

В этой области экономики  возникают компании, акционерные, корпорации и синдикаты. В Лондоне создается  синдикат гостиниц, во Франции - «Союз  хозяев гостиниц». Эти организации  гостиничных владельцев устанавливали  цены на номера, готовили кадры гостиничных  работников, способствовали развитию туризма. В 1906 г. создан «Международный союз владельцев гостиниц», объединению  владельцев 1700 гостиниц в различных  странах мира, крупных европейских  городах гостиницы начинают использовать и для других целей. В них устраивают казино, проводят пресс-конференции  приемы.

Развитие гостиничного хозяйства  продолжалось в XX в. Этому способствовало резкое качественное и количественное увеличение автомобильного, авиационного и железнодорожного транспорта, оживление торговых, культурных, научно-технических и спортивных контактов между государствами.

Туризм и возрастающая с каждым годом гостиничная база превратились в «индустрию услуг», которая в сочетании с «индустрией  развлечений» стала источником крупных  доходов, получения прибыли. Современная  «индустрия гостеприимства» включает в себя отели, рестораны, бары, курорты, игорные дома, казино, оздоровительные  комплексы.

На Руси постоялые дворы, предшественники первых гостиниц, появляются в XII-XIII вв. В них гонцы отдыхали и меняли лошадей. Эти постоялые  дворы - «ямы», как их называли, располагались  один от другого на расстоянии конного  перехода.

В XV в. создаются многочисленные почтовые станции. Ими ведает приказ. По велению Ямского приказа открывались  новые станции, ему же подчинялись  и ямщики. В это же время строятся многочисленные гостиные и постоялые  дворы. В гостиных дворах не только торговали, в них жили и совершали  коммерческие операции.

В связи с ростом промышленного  производства и расширением: торговых связей в XVIII-XIX вв. растет население  городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось  уже 325 гостиниц.

В 1910 г. в России было 4685 гостиниц, не считая постоялых дворов и трактиров  с номерами. Все они принадлежали частным лицам и были чисто  коммерческими предприятиями.

После Октябрьской революции  декретом Советского правительства  все гостиницы были национализированы, гостиничное хозяйство подверглось  коренной перестройке.

К1940 г. гостиницы были построены  в 669 городах. В годы Великой Отечественной  войны был нанесен огромный ущерб  всему народному хозяйству, в  том числе и гостиничному.

В послевоенные годы развернулись большие работы по восстановлению, реконструкции и строительству  новых гостиниц. Уже к I960 г. в 1364 городах  Советского Союза гостей обслуживали  в 1476 гостиницах.

Дальнейший рост материальной и технической гостиничной базы в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и  появление новых; рост промышленности, науки, культуры и искусства; увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для  развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных  и отпускников.

В 1980 г., в канун московской Олимпиады, гостиничное хозяйство  СССР насчитывало 7000 гостиниц общей  вместимостью 700 тыс. мест. Было построено  много крупных, комфортабельных  гостиниц.

Одной из самых больших  гостиниц России является гостиничный  комплекс «Измайлово», рассчитанный на 10 тыс. мест.

К сожалению, в 1990-е гг. из-за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990-х гг., согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с  общим числом мест 390931.

В целом по России в городской  местности находится 60 % гостиниц и  в сельской местности - 34 %.

Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются  Москве и Санкт-Петербурге.

Дня столицы России московское правительство разработало «Концепцию развития международного туризма в  Москве до 2005 г.», согласно которой планируются  реконструкция существующих гостиниц и строительство новых на 30 тыс. гостиничных мест.

Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного  туризма.

Информация о работе Проблемы и особенности развития гостиничного бизнеса в России