Проблемы и особенности развития гостиничного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса. Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что решает их роль в развитии отечественного туризма, а также стоят определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.

Содержание

Введение……………...………………………………………………………........3
Глава 1. Особенности гостиничного бизнеса в России…………………………4
Средства размещения и их классификация ………………….……………………………………..………………..…....5
Эволюция развития индустрии гостеприимства в России: исторический аспект ……………………………………………………………………....7
Роль автоматизации гостиниц как средства обеспечения высокого уровня обслуживания ……………………..………………………..……..9
Глава2. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России……………………………………………………….…………………....16
2.1.Проблема«звёздности»………………………………………………………16
2.2. Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса ………………………………………………………………..…….……20
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список литературы………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

особенности и проблемы развития гостиничного бизнеса в россии.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

Что составит основу новой системы классификации?

Разрабатывал новую систему  классификации по поручению Департамента туризма Всероссийский научно-исследовательский  институт сертификации (ВНИИС) Госстандарта России, являющийся автором одной  из упомянутых выше систем добровольной сертификации. Все разработки ВНИИС  рассматривались и подвергались экспертизе директорами гостиниц, входившими в состав рабочей группы, в том  числе при привлечении сторонних  консалтинговых компаний. За основу был  взят ГОСТ Р 50645-94 и ряд национальных систем классификации европейских  стран. Как известно, в ГОСТе не содержатся положения о качественных требованиях. В новой системе  классификации предусмотрены базовые  требования к гостинице в целом  и ее номерам и балльная оценка качественных показателей и работы персонала. При работе над новым классификатором мы старались учитывать зарубежный опыт, прежде всего французский. В рамках сотрудничества с программой ТАСИС члены рабочей группы прослушали курс лекций о европейском опыте в классификации средств размещения.

Как будет организована работа по классификации?

Классификация будет находиться в ведении Минэкономразвития  РФ. Будут образованы аттестационная, созданная на базе рабочей группы, и апелляционная комиссии. Будет назначен орган по классификации, в ведении которого будет находиться сеть независимых экспертов. Есть стремление уйти от системы органов по сертификации, что отвечает политике Госстандарта. Сейчас в России работают несколько сотен таких организаций, более — из них находятся в Москве.

Квалификация экспертов, отвечающих в этих органах за сертификацию средств размещения, часто оставляет  желать лучшего, многие из них вовсе  не имеют опыта работы в гостиничном  бизнесе. Эксперты будут обследовать  средства размещения на местах, а орган  по классификации анализировать  материалы и передавать свои рекомендации в аттестационную комиссию, откуда документы попадут на утверждение  в Департамент туризма России. Решение можно будет обжаловать в апелляционной комиссии. Учитывая сегодняшнее положение дел, довольно часто отели вместо желаемых четырех  звезд будут получать три, а вместо пяти — четыре. Однако как только они приведут качество своих услуг  в соответствие с национальными  требованиями, то смогут подать документы  на классификацию повторно. Планируется, что гостиницы будут получать подтверждение категории на три  года, но если за этот период не будет  получено рекламаций, срок действия лицензии на использование знака соответствия будет автоматически продлеваться.

Сейчас в Минэкономразвития  РФ рассматривается вопрос о возможной  передаче регионам полномочий по классификации  средств размещения категории до 2* включительно.

 

2.2 Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса

Одной из проблем, затрудняющих развитие гостиничного бизнеса в  России – это нехватка профессиональных кадров и недостаточное финансирование образования в сфере гостиничного бизнеса.

Комиссия, составленная Министерством  образования РФ из руководителей  российских специализированных вузов  и экспертов EURHODIP, завершает разработку программы подготовки кадров для гостиничной индустрии и общественного питания. В июне она будет представлена на утверждение Минобразования России. О принятии программы, возможно, будет объявлено уже в июле на конференции EURHODIP в Москве, которая пройдет с 5 по 9 июля на базе отеля «Ирис Конгресс-Отель». В дальнейшем ее смогут взять на вооружение все специализированные российские вузы, а EURHODIP, со своей стороны, готов содействовать переподготовке преподавательских кадров.

В настоящее время в  России действуют около 200 высших образовательных  учреждении, готовящих специалистов в области гостиничного и ресторанного дела. Однако то, что подготовка кадров для гостиничной индустрии в  России оставляет желать лучшего, ни для кого не секрет. Российско-европейская  комиссия по высшему образованию  в гостиничном бизнесе отметила несколько принципиальных отличий  между российской и европейской  системами образования в этой сфере. Если в России подготовка кадров для туризма и гостиниц обычно не разделена, то в Европе персонал для туристических компаний и  персонал для гостиниц и предприятий общественного питания готовят по разным программам и зачастую разные учебные заведения. При этом, по данным Всемирной туристской организации, сегодня 90% вакансий приходит именно из гостиничной индустрии и только 10% - от туристических компаний.

В России практически все  учебное время отводится изучению теории, в то время как в европейской  традиции примерно 60% учебных часов  отводится теории и 40% — практике. Соответственно, продолжительность  стажировки российских студентов незначительна, а их европейские коллеги на каждом году обучения проводят 4-5 мес. на производственной практике. Первые годы обучения в европейских  гостиничных школах посвящены практическому  знакомству с индустрией гостеприимства, к изучению менеджмента студенты приступают только на старших курсах, когда уже знают работу гостиниц изнутри. В России же центральное  место в учебных программах занимают общеобразовательные предметы, а  специализация начинается только на последних двух курсах обучения.

Как отметил Ален Себбан, президент EURHODIP, пилотная программа, разработанная комиссией, призвана соединить российский и европейский опыт подготовки кадров в гостиничной индустрии, и рассчитана на пять лет обучения. Программой предусмотрено значительное увеличение практической составляющей учебного процесса. Практика на втором году обучения должна составить 16 недель стажировки в сфере общественного питания, на третьем — 16 недель работы в службе приема и размещения или в хозяйственной службе гостиницы, на четвертом — 16 недель производственной практики в администрации отеля, на пятом - 12 недель работы в соответствии с выбранной специальностью. Таким образом, на 120 недель теории должно приходиться 60 недель практики. Другим нововведением станет смещение акцента с общеобразовательных дисциплин к специальным предметам. Разработчики программы подчеркивают, что она не является окончательной и в дальнейшем может дорабатываться.

 

Заключение

Гостиничный бизнес как вид  экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг  и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, домах для приезжих и т. п.

Как и любая другая сфера  хозяйственной деятельности, индустрия  гостеприимства является весьма сложной  системой, степень развития которой  зависит от степени развития экономики  страны в целом.

Экономический подъем в различных  отраслях и рост уровня жизни в  развитых странах привели к частым передвижениям деловых людей  и туристов в различные регионы  мира. В гостиничную индустрию  были направлены значительные инвестиции на обновление гостиничной базы, новое  строительство, внедрение современных  технологий, форм обслуживания.

Развитие рекреационной  сети всегда было тесно связано с  политико-экономической обстановкой. Происшедшие в последние годы коренные изменения в этих сферах самым непосредственным образом  сказались на современном состоянии  будущем развитии гостиничного хозяйства  России.

Организационный отдых все  больше становится доступен лишь состоятельной  части населения, которая предпочитает зарубежье. Для основной же массы  людей он делается все более и  более недоступным.

Заметную роль в сокращении спроса играет постоянно возрастающая стоимость услуг гостиничного хозяйства, а также удорожание транспорта. Последнее  сильно отразилось на объемах и дальности  поездок – резко сократился поток  экскурсантов, прекратились дальние  выезды. Одно из главных условий подъема гостиничного хозяйства – возрождение внутреннего туризма.

Западные специалисты, исследующие  состояние гостиничного хозяйства  России, отмечают недостаточное количество гостиниц, соответствующих мировым  стандартам, плохо обученный персонал, устаревшую инфраструктуру и сложности  со средствами сообщения.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. - М.: Профиздат, 2003 -С. 534.
  2. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч. пособие. - М., 2003 - С.332.
  3. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: учебно-наглядное пособие - СПб.: СПбУЭФ, 2003 - С. 413.
  4. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг №2. - 2002 -С. 615.
  5. Витерс Д., Випперман К. Как продать свои услуги. СПб., 2003 - С. 331.
  6. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М., 2003 - С. 553.
  7. Гембл П. и др. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. М., 2002.
  8. Голубков Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом №1.- 2003 - С.514.
  9. www.hotelnews.ru

10.www.hospitality.ru

 

 


Информация о работе Проблемы и особенности развития гостиничного бизнеса в России