Проблемы и перспективы развития делового туризма в России и в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение современного состояния и перспектив развития делового туризма в России и за рубежом.
Задачи работы:
) рассмотреть теоретические основы индустрии делового туризма;
) провести анализ современного состояния делового туризма в России и за
рубежом;
) определить перспективы развития делового туризма в России и за рубежом.

Содержание

Введение. 2.
1.Теоретические основы индустрии делового туризма. 3.
1.1.Сущность делового туризма и его значение для субъектов мирового
хозяйства. 3.
1.2.Виды делового туризма. 6.
2.Анализ современного состояния делового туризма в России и за
рубежом. 10.
2.1.Общая характеристика отрасли. 10.
2.2.Основные направления делового туризма в России и за рубежом. 14.
3.Проблемы и перспективы развития делового туризма в России и в
мире. 17.
Заключение. 21.
Список литературы. 22.

Вложенные файлы: 1 файл

туризм с деловыми целями.docx

— 53.58 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение.                                                                                                              2.

1.Теоретические основы  индустрии делового туризма.                                  3.

1.1.Сущность делового туризма  и его значение для субъектов  мирового 

хозяйства.                                                                                                             3.

1.2.Виды делового туризма.                                                                               6.

2.Анализ современного  состояния делового туризма   в  России и за

рубежом.                                                                                                             10.

2.1.Общая характеристика  отрасли.                                                                 10.

2.2.Основные направления  делового туризма в России и за рубежом.        14.

3.Проблемы и перспективы  развития делового туризма   в России и в

мире.                                                                                                                    17.

Заключение.                                                                                                        21.

Список литературы.                                                                                           22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами  и странами становятся все более  интенсивными. В этой связи развитие индустрии делового туризма является неотъемлемым условием успешного бизнеса  и оказывает значительное влияние  на развитие национальной экономики  и ее интеграцию на мировой рынок. Данный вид туризма является одним  из наиболее прибыльных и имеет огромное значение для принимающей стороны.

Деловой туризм является одной  из ведущих и наиболее динамично  развивающихся отраслей мировой  экономики. За свои невиданно быстрые  темпы роста деловой туризм признан  экономическим феноменом ХХ столетия.

Деловой туризм играет важнейшую  роль в развитии национальной экономики - содействует ее интеграции в мировой  экономический рынок. Современный  бизнес невозможен без активного  обмена информацией, без овладения  новыми технологиями, без повышения  квалификации на всех уровнях делового образования, участия в международных  конгрессах, семинарах, выставках и  т.п. Все это входит в сферу  делового туризма. Благодаря этой отрасли  туризма происходит приток новых  идей в экономику, завоевываются  новые рынки, т.е. осуществляется прогресс.

Актуальность темы исследования обусловлена низкой степенью разработанности  теории делового туризма как специфической  отрасли мирового туризма. Эта отрасль  интенсивно развивается в мировом  туристском пространстве в последние  три десятилетия, причем доходы от нее  имеют высокий удельный вес в  структуре доходов от международного туризма; в целом ряде стран они  играют заметную или даже в отдельных  случаях ведущую роль в государственном  бюджете. Соответственно в зарубежной экономико-географической науке в  последние десятилетия проводятся исследования, посвященные зарождению и развитию делового туризма; появилась  статистика Всемирной туристической  организации по основным его показателям - прибытиям, доходности и др.

Однако, представления о  феномене делового туризма весьма противоречивы. В частности, до сих пор нет  четкого определения этого явления. А также не разработаны модели функционирования отрасли, не выявлены основные закономерности ее развития, нет обобщающей характеристики территориальной  структуры и современного состояния  мирового делового туризма.

Целью настоящей работы является изучение современного состояния и  перспектив развития делового туризма  в России и за рубежом.

Задачи работы:

) рассмотреть теоретические  основы индустрии делового туризма;

) провести анализ современного  состояния делового туризма в  России и за

рубежом;

) определить перспективы  развития делового туризма в  России и за рубежом.

Объектом исследования является индустрия делового туризма. Предметом  исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе развития и продвижения рынка  индустрии встреч.

В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и  синтез, методы группировки, сравнения  и др.

1. Теоретические  основы индустрии делового туризма.

 

1. 1.Сущность делового туризма и его значение для субъектов мирового хозяйства.

 

В наше время каждый четвертый  из десятков миллионов человек, ежедневно  покидающих свой дом, чтобы отправиться  в поездки - ближние и дальние, краткосрочные и длительные, - делает это по служебной надобности. И  весь огромный сектор поездок, совершаемых  с самыми разнообразными деловыми целями, именуется деловым туризмом. В отличие от массового туризма решение о командировке, источниках и размерах ее финансирования обычно принимают, исходя из деловой необходимости. Часто решение принимают даже не сами деловые туристы, выполняющие свои профессиональные обязанности за пределами обычной среды, а другие лица (руководитель или владелец компании, начальник отдела фирмы и др.

Деловой туризм играет важнейшую  роль в развитии национальной экономики  любой страны, активно содействуя ее интеграции в мировой рынок. Благодаря  этой отрасли туризма, происходит приток новых идей в экономику, завоевание новых рынков.

Понятия делового и корпоративного туризма появились в связи  с глобализацией мировой экономики. В развитых зарубежных стран это  произошло в 70-80хх годах XX века, а  вот в России о деловом туризме  заговорили только в начале 90-х. Именно в это время российские компании смогли выйти на мировой уровень.

В России специалисты вместо термина «деловой туризм» часто  используют английскую аббревиатуру MICE (Meetings , Incentives, Conferences , Exibilions - «деловые встречи, интенсив-туризм, конференции, выставки»). Этот специальный термин и англоязычная аббревиатура (акроним) широко применяются в международной практике делового туризма для обозначения 4-х ключевых английских слов, характеризующих составляющие делового туризма. Аббревиатура включает первые буквы следующих слов: M - Meetings (встречи), I - Incentives (инсентив), С - Conferences (конференции), E - Exhibitions (выставки), обязательно во множественном числе. Таким образом, понятие делового туризма включает в себя организацию и сопровождение, как частных деловых визитов, так и работы многотысячных международных конгрессов, симпозиумов, конференций, выставок, ярмарок. Если быть совсем точными, термин MICE в основном используется корпоративными покупателями (corporate buyers). Определенная часть продавцов услуг (suppliers) предпочитают употреблять еще один общий родственный и более академический термин - встречи (Meetings), отсюда индустрия встреч (Meeting Industry). Поэтому, когда говорят об индустрии поездок со служебными целями, наравне можно использовать три термина: деловой туризм или business travel, индустрия MICE и индустрия встреч. Таким образом, понятие делового туризма включает в себя организацию и сопровождение, как частных деловых визитов, так и работы многотысячных международных конгрессов, симпозиумов, конференций, выставок, ярмарок .

Деловой туризм очень многогранен. Он включает индивидуальные и групповые, деловые поездки руководителей  и сотрудников, участие в мероприятиях, организуемых промышленными и торговыми  корпорациями, участие в съездах, конференциях, семинарах, устраиваемых политическими, экономическими, научными, культурными, религиозными и другими  организациями, посещение торгово-промышленных выставок и ярмарок и участия  в их работе, поощрительные поездки  для сотрудников и клиентов (инсентив-туры). Но также обычно насыщенная деловая часть сочетается с обширной экскурсионной страноведческой программой.

Деловой туризм дает возможность  знакомства с новыми технологиями, встречи с инвесторами, партнерами, поставщиками и потребителями товаров  или услуг фирмы. Деловые поездки  обеспечивают свежие идеи для развития бизнеса. Деловой туризм связан с  развитием внешнеэкономических  связей, стремлением использовать передовой  опыт других стран и народов в  создании духовных и материальных ценностей, что способствует расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных держав. Деловой туризм оказывает положительное воздействие на те страны, где он осуществляется. В основном это воздействие аналогично тому, которое оказывают другие виды туризма, однако есть и отличия.

Во-первых, деловой туризм стоит дорого и, следовательно, является доходным. Большую часть деловых  путешественников составляют менеджеры  высшего и среднего звена компаний, поэтому продавцы дорогих, высококлассных услуг имеют наибольшую выгоду (например, это отели класса «три звезды»  и выше, транспортные компании с  первоклассным обслуживанием и  т. д.). Всемирная туристская организация  давно уже подсчитала: деловые  люди тратят в поездках в три-четыре раза больше, чем обычные граждане на отдыхе ($1200 вместо $300). Годовой денежный оборот в этой сфере исчисляется  десятками миллиардов долларов. Понятно, что во всем мире на них идет настоящая  охота и наша страна - не исключение. Доходы от этого вида туризма поступают в бюджет государства через налоги. Если большие мероприятия, например, конференции, выставки и другие, сопровождаются культурно-развлекательной программой, то выигрывают также рестораны, местные туристические достопримечательности, транспорт, сувенирные магазины и др.

Во-вторых, многие деловые  путешествия совершаются в не самый загруженный для туристского  центра период, поэтому там всегда рассчитывают на бизнес-гостей независимо от сезонности.

В-третьих, путешественники, совершающие деловые поездки, меньше других туристов связаны с окружающей средой. Большую часть времени  они проводят на заседаниях, обсуждениях  различных вопросов, поэтому у  них остается мало времени на посещение  пляжей, зон отдыха, лыжных трасс  и др. Деловые гости не занимают много места в местном транспорте и не создают лишних очередей в  магазинах или на почте.

В-четвертых, гости, посещающие туристский центр для участия  в конференциях или выставках, а  также совершающие инсентив-путешествия, являются хорошими послами для этого центра и продвигают его совершенно бескорыстно. Часто это очень известные люди, чье мнение может существенно повлиять на формирование имиджа туристского центра у них на родине. Этим объясняется заинтересованность местных властей в привлечении как можно большего количества деловых гостей в свой город или район. Осуществляя такие мероприятия, местные власти надеются на то, что их деловые гости расскажут об их городе, районе и стране своим родственникам, друзьям и коллегам по работе, а также на то, что они приедут еще раз уже в качестве отдыхающих или откроют здесь филиал своего бизнеса.

В настоящее время деловой  туризм прочно утвердился во многих странах  как наиболее быстро развивающийся  экономический сектор, обеспечивающий приток иностранной валюты и создание рабочих мест, повышение спроса на разные сектора индустрии туризма, развитие отраслей экономики, науки, образования, культуры и здравоохранения. Международный  деловой туризм играет важную роль в повышении рейтинга соответствующего города и может помочь позиционировать  его и окружающий регион как центр  качества в определенном секторе  экономики.

Подводя итог выше изложенному, можно отметить: деловой туризм - один из наиболее значительных рычагов экономики. Это развитие международных контактов, укрепление авторитета мегаполиса за рубежом и полная интеграция этого аспекта и нашего города в мировое пространство. Привлечение к проведению международных мероприятий необходимо для поддержки и городской экономики, и культуры, и образования, и медицины. Поэтому деловой туризм - это гораздо больше, чем просто бизнес поездки, это целый спектр очень важных вопросов.

 

1.2. Виды делового туризма.

 

Как отмечалось в предыдущей главе, деловой туризм охватывает путешествия  со служебными или профессиональными  целями без получения доходов  по месту временного пребывания. К  этому виду туризма ВТО относит  поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных совещаниях и семинарах, ярмарках, выставках, салонах, а также  для проведения переговоров и  заключения контрактов, монтажа и  наладки оборудования. Деловой туризм включает собственно деловые поездки (командировки) бизнесменов и предпринимателей, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм, проведение событийных, или ивент-мероприятий (от англ. event - событие).

Конгрессно-выставочный туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Под конгрессно-выставочным туризмом понимают деятельность, связанную с организацией конгрессов, выставок, ярмарок, конференций и прочих мероприятий. Цели участия в подобных мероприятиях различны. Ученые, бизнесмены, врачи, деятели культуры, туризма и других отраслей (строительство, легкая промышленность, сельское хозяйство и т. д.) охотно принимают участие в подобных мероприятиях, чтобы получить свежую информацию, увидеться с коллегами, обменяться с ними мнениями и опытом, провести переговоры, отвлечься от привычной обстановки и приобщиться к предлагаемой культурной программе.

Объединение конгрессов и  выставок указывает на то, что это  понятия родственные. Различия проявляются  на уровне небольшой специфики, касающейся в основном состава групп и  требований, предъявляемых к инфраструктуре принимающей стороны. В частности, одним из основных условий развития конгрессно-выставочного туризма является требование закрепления за принимающим направлением репутации, позволяющей ему получить международное признание. Обычно страны, успешно развивающие у себя конгрессно-выставочный туризм, имеют репутацию лидеров в научно-технических направлениях, что позволяет им привлекать в первую очередь специалистов, а затем постепенно расширять круг посетителей. Важным условием для привлечения участников конгрессно-выставочных мероприятий является степень экономического развития страны и особенно уровень развития новых технологий, транспортной инфраструктуры, средств связи, гостиничной базы. Участие в выставке - мероприятие затратное, учитывая стоимость площадей, перевозки оборудования, командировки стендистов и прочие расходы, поэтому положительное решение в пользу выбора конкретного предложения принимается после предварительного анализа преимуществ, которые такое мероприятие способно дать. К подобным преимуществам можно отнести выход на новый рынок с высоким потребительским потенциалом, налаживание связей с новыми выгодными партнерами, продвижение продукта фирмы на новом рынке.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития делового туризма в России и в мире