Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:29, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение современного состояния и перспектив развития делового туризма в России и за рубежом.
Задачи работы:
) рассмотреть теоретические основы индустрии делового туризма;
) провести анализ современного состояния делового туризма в России и за
рубежом;
) определить перспективы развития делового туризма в России и за рубежом.
Введение. 2.
1.Теоретические основы индустрии делового туризма. 3.
1.1.Сущность делового туризма и его значение для субъектов мирового
хозяйства. 3.
1.2.Виды делового туризма. 6.
2.Анализ современного состояния делового туризма в России и за
рубежом. 10.
2.1.Общая характеристика отрасли. 10.
2.2.Основные направления делового туризма в России и за рубежом. 14.
3.Проблемы и перспективы развития делового туризма в России и в
мире. 17.
Заключение. 21.
Список литературы. 22.
Конгрессный туризм представляет собой разновидность выставочного туризма. Выделять конгрессный туризм в небольшой подраздел приходится потому, что организация конгрессных мероприятий, имеющая много общего с организацией выставочной деятельности, предъявляет несколько иные требования к инфраструктуре и организаторам. Конгрессные мероприятия мельче по масштабу, чем выставочные, но имеют более квалифицированный и требовательный состав участников. По доходности конгрессные мероприятия уступают выставкам, поскольку рассчитаны на меньшее количество участников. Однако в отличие от выставок конгрессы, особенно международные, ориентируются на эксклюзивное обслуживание, тем самым обеспечивая загрузку лучших гостиниц города. Конгресс- и конвент отели, способные одновременно принять до 2 тыс. и более участников, стали привычным явлением в Америке, Китае, Сингапуре. В Европе средние цифры по этому виду деятельности - 300 человек на одно мероприятие, что скромнее, чем средние показатели в США и Азии (где зафиксированы абсолютные рекорды - 5 тыс. участников и более). Именно на средние цифры ориентируются организаторы конгрессов в Европе при выборе помещений для их проведения.
Конгрессный туризм имеет одну отличительную особенность - у него должен быть крупный корпоративный заказчик: правительство, отдельные министерства, крупные корпорации и холдинги. Мероприятия, организуемые на правительственном уровне или при поддержке правительственных кругов, способны во много раз увеличить свою привлекательность, а значит, и коэффициент загрузки средств размещения. Поэтому многие организаторы конгрессов пытаются заручиться поддержкой правительственных кругов для привлечения различного рода международных встреч на свою территорию.
Среди специальных мероприятий особого внимания заслуживают туристские выставки и биржи. Они проводятся в течение 30 лет, их число растет из года в год. Только в Европе ежегодно организуется свыше 200 международных туристских выставок и бирж. Самой крупной является Международная туристская биржа, которая проходит в марте в Берлине. Также ежегодно в течение 22 лет в конце января - начале февраля в Мадриде проводится Международная туристская выставка биржа ФИТЮР. Ее особенность заключается в том, что именно она определяет ценовые и иные тенденции на рынке туризма в новом сезоне. По тому вниманию, какое специалисты и публика уделяют экспозициям разных стран, можно судить о перераспределении туристских потоков, развитии тех или иных центров туризма.
Наряду с поездками на конгрессы и выставки деловой туризм включает инсентив-туры. Понятие «incentive» (англ.) трактуется как побудительный, поощряющий. Под данным видом туризма подразумевают поездки, которыми коммерческие фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе или мотивируют их к более производительному труду в будущем, а также проведение выездных семинаров, совещаний, конференций. Выделяют два вида инсентив-туров: индивидуальные туры; выездные семинары, конференции, дилерские школы.
Инсентив-туризм преследует несколько целей:
·презентация и продвижение нового продукта или услуги;
·повышение производительности и качества;
·создание дилерской и агентской сети;
·формирование лояльной и сплоченной команды.
В зависимости от целей выделяют три вида инсентив-программ:
·поощрительные программы;
·мотивационные программы;
·построение команды (team building).
Инсентив-программа - лучшее средство для поощрения сотрудников, служащих, руководителей высшего звена, клиентов или дилеров, эффект от которого будет длиться долгое время.
Отличительной особенностью инсентив-программ является то, что они разрабатываются исключительно индивидуально под конкретного заказчика. Эти туры предполагают высококлассное размещение и обслуживание на маршруте .
Начало использования поездок в виде поощрения за успехи в работе было положено в 60 е гг. XX в. в США. В отличие от других видов туризма, которые, не успев оформиться, становились достоянием сразу многих стран в разных регионах мира, инсентив довольно долго «не покидал» Новый Свет. Лишь в 1970- 1980 е гг., с расширением потока премированных туристов из Америки на старый континент, он охватил Европу, а затем был заимствован и Азией. Именно в это время в Европе и Азии стали специально возводить пятизвездочные отели.
Доминирующим сегментом на рынке инсентив туризма остаются групповые поездки, несмотря на снижение, их доли с начала 1980-х гг. Число туристов в инсентив-группе может колебаться от нескольких до 100 человек и более. В половине групп численный состав не превышает 10 человек. Инсентив-группы комплектуются из работников исполнительного звена компаний, сотрудников среднего и высшего руководящих уровней, а также рядовых потребителей, например постоянных покупателей. Состав инсентив-групп включает руководящий персонал (31 %), менеджеров по продажам (20 %), потребителей (26 %), агентов и дистрибьютеров (14 %).
С расширением рынка инсентив-
В простейшем случае инсентив-тур - это обычный тур с проживанием в четырех- или пятизвездочном отеле и насыщенной экскурсионной программой. Такие стандартные программы, как ни странно, больше всего заказывают американские туристы. Существует и другая разновидность инсентива, когда программа поездки строится в соответствии с какой - то главной идеей. Инсентив-операторы предлагают на выбор, как правило, 20-30 программ по каждой стране. Это может быть турнир по гольфу для инсентив-группы в загородном клубе, прогулка на воздушном шаре, пикник на альпийской вершине, круиз с музыкально танцевальными вечерами, питейный или гастрономический тур.
Рост числа инсентив-туров послужил толчком к расширению тематики конгрессно выставочной деятельности и проведению специализированных форумов по поощрительному туризму. Этот рост повлек за собой организацию университетских курсов подготовки кадров для данного сегмента туристского бизнеса, способствовал образованию многочисленных ассоциаций, обществ и т. д. Одним из них является Общество должностных лиц в сфере поощрительного туризма (SIТЕ), которое находится в Нью-Йорке. В нем состоит 650 членов. В настоящее время SIТЕ насчитывает 18 комитетов, управляет университетом инсентив-туризма, проводит региональные встречи, семинары, торговые выставки.
Эксперты отмечают, что инсентив-туризм ждет большое будущее. В XXI в. он станет главной формой поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства. Программы инсентив-туров зависят от специализации организаторов поездки и региона. Наиболее популярными регионами для проведения поощрительных поездок становятся рекреационные и деловые центры .
2. Анализ современного состояния делового туризма в России и за рубежом.
2.1. Общая характеристика отрасли.
Деловой туризм - сравнительно
молодое направление в
Деловой туризм - один из самых перспективных и высокодоходных видов путешествий, который характеризуются высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политических, климатических, погодных и других факторов. Рынок делового туризма малоизвестен большинству специалистов турбизнеса, занимающихся традиционными массовыми экскурсионными направлениями. Вместе с тем это довольно обширная клиентура, крупные денежные обороты, свой круг туроператоров и особая организация продаж.
Деловой туризм во всем мире считается наиболее перспективным видом туризма в силу своей всесезонности, прогнозируемости, ориентации на клиентов с высоким уровнем дохода.
По доходности деловой туризм в развитых странах сопоставим с нефтяным бизнесом. Несмотря на то, что деловые туристы в общем турпотоке составляют всего около 20-25%, на них приходится до 60% общего оборота туриндустрии.
Уровень развития России в
сфере делового туризма можно
прокомментировать двумя
Ускоренное развитие делового туризма обусловлено также его значительной эффективностью, так как практически ни один из существующих видов турдеятельности не обладает столь значительным мультипликативным воздействием, как на туристскую сферу, так и на всю экономику города. Деловые туристы расходуют на туристическом пространстве средства, сопоставимые с бизнес-туристами, принося значительные доходы организаторам конгрессов и конференций, а также предприятиям города. При помощи развития делового туризма решается сверхактуальная проблема эффективного функционирования инфраструктурных объектов туризма, то есть обеспечивается более полная и равномерная загрузка гостиниц, ресторанов, транспортных и других организаций .
Деловой туризм активно развивается
в 115 странах мира. Ежегодно в мире
совершается свыше 100 млн. бизнес поездок.
Их территориальное распределение
характеризуется крайней
Занимая первое место в мире по числу прибытий и расходам на деловой туризм, Европа, тем не менее, постепенно утрачивает лидирующие позиции на этом сегменте туристского рынка. По темпам роста делового туризма она отстает от других регионов мира, причем разрыв между ними увеличивается.
Типичный турист, путешествующий со служебными целями, - мужчина среднего возраста с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник. Для делового туризма практически обязательным условием является владение английским языком.
Основной «поставщик» деловых туристов в Европе - Германия. Ежегодно свыше 5 млн немцев отправляются в командировки, из них 3 % выезжают за рубеж, 21 % путешествует и за границу, и по своей стране, 76 % совершают служебные поездки по Германии.
Средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на другом континенте, составляет 12-13 дней, внутри региона - 5-6 дней, а по своей стране - 3-4 дня.
Среди европейских государств, принимающих, потоки деловых людей выделяются (кроме Германии) Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС. Во Франции и Бельгии каждое десятое прибытие осуществляется с деловыми целями, в Великобритании - каждое третье. деловой туризм мировой хозяйство
Крупные мероприятия в сфере делового туризма, как правило, проходят не в столицах, а именно в регионах, в частности, в Ванкувере (Канада), Франкфурте-на-Майне (Германия), Шанхае (Китай). Страны - лидеры делового туризма: США, Франция, Германия, Великобритания, Италия и Испания. Все более заметную роль в этом процессе начинает играть Китай, который по прогнозам экспертов, скоро будет включен в десятку сильнейших стран в сфере делового туризма.
Что же касается России, то на сегодняшний день рынок делового туризма в стране находится на стадии формирования и развития. В Россию в 2010 году с деловой целью въехало 4,4 млн. иностранцев. Из России с деловой целью поездки за рубеж в том же году совершило 1,32 млн. человек . Объем рынка делового туризма в России в 2010 году составил 13 млрд долларов - этот показатель включает командировки, поощрительные, деловые, а также поездки на мероприятия, тимбилдинг . При всей внушительности этих цифр, авторитетные зарубежные организации, скажем, такая, как ICCA (International Congss and Convention Association - Международная Ассоциация конгрессов и съездов), по итогам 2010 года поставила Россию по количеству проводимых конгрессов только на 42-е место. Среди городов мира у Москвы 63-е место, а у Санкт-Петербурга - 100-е . В то же время российский рынок делового рынка продолжает расти.
Стремительно развивается бизнес туризм на американском континенте. Каждая восьмая поездка в Новом Свете совершается со служебными целями. Основные потоки деловых людей направляются в США, Канаду и Мексику, которые лидируют на всех сегментах туристского рынка в Западном полушарии. В этих странах в первой половине 1990-х гг. число бизнес поездок неуклонно росло, но разными темпами. В США динамика служебных поездок вписывалась в общую картину развития международного туризма. В Канаде объемы делового туризма увеличивались медленнее, чем число прибытий на отдых. В Мексике темпы роста бизнес поездок превышали аналогичный показатель туристских прибытий в целом.
Поток деловых туристов набирает силу в Латинской Америке. С подъемом в экономике, расширением и укреплением торговых связей многие страны этого региона упрочили свои позиции на рынке делового туризма. Увеличивается число прибытий со служебными целями в Парагвай, Гватемалу, Коста-Рику. В Перу в первой половине 1990-х гг. число прибытий росло особенно быстро, но с очень низкого стартового уровня, поэтому это число по-прежнему остается незначительным.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития делового туризма в России и в мире