Проблемы и перспективы развития делового туризма в России и в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 11:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение современного состояния и перспектив развития делового туризма в России и за рубежом.
Задачи работы:
) рассмотреть теоретические основы индустрии делового туризма;
) провести анализ современного состояния делового туризма в России и за
рубежом;
) определить перспективы развития делового туризма в России и за рубежом.

Содержание

Введение. 2.
1.Теоретические основы индустрии делового туризма. 3.
1.1.Сущность делового туризма и его значение для субъектов мирового
хозяйства. 3.
1.2.Виды делового туризма. 6.
2.Анализ современного состояния делового туризма в России и за
рубежом. 10.
2.1.Общая характеристика отрасли. 10.
2.2.Основные направления делового туризма в России и за рубежом. 14.
3.Проблемы и перспективы развития делового туризма в России и в
мире. 17.
Заключение. 21.
Список литературы. 22.

Вложенные файлы: 1 файл

туризм с деловыми целями.docx

— 53.58 Кб (Скачать файл)

В Юго-Восточной Азии первая половина 1990-х гг. характеризовалась  ростом числа служебных поездок, определявшим общую динамику туристских прибытий. В 1995г. каждая пятая поездка  в регионе была деловой. Треть  прибытий приходилась на Сянган (Гонконг), Сингапур и Тайвань.

В Сянгане число бизнес поездок за 1990-1995 гг. возросло вдвое, перевалив за 3 млн. Эта позитивная тенденция была прервана в 1997г., когда  Сянган перешел под юрисдикцию Китая. В течение первых трех месяцев  после перехода, с июля по сентябрь 1997г., число туристских прибытий в  бывшую британскую колонию, в том  числе со служебными целями, сократилось  на 32 % по сравнению с показателем  за тот же период предшествующего  года. Снизился процент загрузки отелей.

Подлинный бум делового туризма  в середине 1990-х гг. произошел  в Индонезии. Новая индустриальная страна второй волны, она показывала самые высокие темпы роста  прибытий деловых людей в регионе  и к 1995г. по числу бизнес поездок  обогнала Тайвань и Сингапур. Конец  «индонезийскому чуду» положил  финансовый кризис, разразившийся в  Юго-Восточной Азии. Он особенно сильно ударил по Индонезии. Падение курса  национальной валюты и последовавшие  затем глубокие экономический и  политический кризисы поставили  ее на край пропасти. Массовые беспорядки, охватившие Джакарту, угроза голодных бунтов - все это привело к свертыванию  деловых связей, оттоку бизнесменов из страны. Трагические события осени 2002г. повлекли за собой дальнейший отток туристов.

В Африке и на Ближнем  Востоке деловой туризм развивается  неравномерно. Подъемы и спады  в динамике прибытий зависят главным  образом от политической ситуации в  регионе. Начало 1990-х гг. было относительно спокойным как на африканском  континенте, так и на Ближнем Востоке, где набирало силу движение за мир. По мере стабилизации положения разворачивалась  деловая активность. В последние  несколько лет политическая обстановка на Ближнем Востоке накалилась до предела. С осени 2000 г. Израиль живет  на пороге полномасштабной войны. Естественно, это повлекло за собой спад не только познавательного, лечебно оздоровительного и религиозного туризма, но и делового.

В Африке высокие темпы  роста делового туризма показывали Республика Конго, Зимбабве и Эфиопия. По прибытиям в абсолютном выражении  лидировали Египет, Южно Африканская  Республика и Марокко. На Ближнем  Востоке основные потоки деловых  людей устремлялись в нефтедобывающие  страны (Саудовскую Аравию и др.), а  также в Израиль и Иорданию.

Во второй половине 1990-х  гг. политическая ситуация обострилась. Эскалация напряженности на Ближнем  Востоке, серия террористических актов  в Африке (гибель туристов от рук  исламских фундаменталистов в Египте, взрывы у американских посольств  в Кении и Танзании) привели  к спаду в деловом туризме. Перспективы его развития в обоих регионах неясны .

 

2.2. Основные направления делового туризма в России и за рубежом.

 

Сегмент рынка делового туризма  имеет очень весомое значение. Шестьдесят процентов мирового туроборота приходится на деловой туризм. От 55% до 60% мест в отелях по всему миру заполняется как раз за счет деловых поездок. Этот динамичный рынок обеспечивает ежегодно 720 млн. деловых поездок и почти $819 млрд. финансового оборота. В структуре мирового бизнес-туризма превалируют индивидуальные деловые поездки (70,8%). Примерно в равных долях - поездки на конференции и семинары (12,6%) и посещение выставок (10,9%). Конгрессные туры и инсентив-туризм занимают приблизительно по 3% (рис. 2). В мировом туристическом потоке доля бизнес-туристов составляет примерно 20-25% . В мире растет интерес к форумам, конференциям, симпозиумам, совещаниям, семинарам, а также выставкам и ярмаркам.

 

Несмотря на продолжающийся рост популярности азиатско-тихоокеанского направления, основной объем рынка  конгрессного туризма приходится на Европу (80 %), где сосредоточены лучшие профессиональные кадры, имеется богатая традиция проведения этих мероприятий. Если в 30 е гг. XX в. ежегодно проводилось 200 международных конференций, то в 2010 году число конгрессов превысило 9 тыс. в год. Основная их часть (около 80 %) приходится на страны Западной Европы и Северной Америки. Первые три позиции по числу международных симпозиумов и совещаний прочно удерживают США, Франция и Великобритания. Германия, занимающая 4 е место, известна своими выставками и ярмарками. Их популярность объясняется благоприятной конъюнктурой во многих отраслях промышленности этой страны, повышенным спросом на инвестиционные товары и развитой инфраструктурой. Так, ежегодно в Дюссельдорфе, считающемся одним из центров мировой моды, проходят выставки ярмарки одежды. Сюда съезжаются кутюрье из разных стран. Кроме того, в Берлине ежегодно проводится Берлинский Международный кинофестиваль - самое крупное событие в Германии и одно из самых важных в Европе, который посещают тысячи известных деятелей киноискусства из разных стран.

Крупнейшими центрами конгрессно-выставочной деятельности в Европе и Америке являются: Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбург. Кроме того, ежегодно государственные и деловые лица съезжаются в Давос (Швейцария), где проходят форумы по актуальным вопросам развития мирового хозяйства. Названные города имеют соответствующую материально техническую базу и располагают широкими возможностями для организации досуга иностранных гостей.

Конгрессы и конференции  проходят в конгресс-центрах, отелях, театрах и концертных залах, университетах и других учебных заведениях. В 1980 е гг., когда наметилась тенденция сближения конгрессной и выставочной деятельности, возникла и получила распространение американская модель центра съездов. Она представляет собой специально возводимые здания, состоящие из больших залов, которые могут быть использованы под выставки и одновременно для приема участников конференций.

В последние годы международные  мероприятия все чаще стали проводить  в зданиях, имеющих историческое значение: в замках и нетрадиционных сооружениях. Пользуются популярностью  мероприятия, проводимые на бортах судов. Часто симпозиумы и конференции  проходят в теплое время на берегу морей и озер. Участники таких  мероприятий могут не только работать, но и в свободное время отдыхать на пляже, купаться и загорать. Помимо организации и проведения конференций  и семинаров, конгресс туризм включает прием делегаций, рабочих групп, профессиональных и прочих посетителей, а также предоставление широкого спектра дополнительных услуг по питанию, размещению, организации культурной программы. В этом ключе необходимо подходить к отбору средств размещения для организации конгрессов и конференций. Первое и основное требование, предъявляемое организаторами к гостинице, - емкость номерного фонда, т. е. вместимость, достаточная для того, чтобы все собравшиеся на конгресс представители проживали в одном отеле. Это простое на первый взгляд условие становится непреодолимым препятствием для многих отелей. Иногда группа участников конгресса может составлять тысячу и более человек. Учитывая другие брони, а также тот факт, что деловые гости предпочитают одноместное размещение, можно сказать, что список гостиниц, соответствующих поставленным требованиям, становится предельно мал.

Ежегодно в середине ноября в Лондоне проходит Всемирная  туристская выставка. Это очень престижная профессиональная выставка, предназначенная  для установления прямых контактов  между специалистами из разных стран.

Международная туристская биржа  в Милане известна далеко за пределами  Италии. По числу экспонентов она соперничает с Мадридской и Лондонской биржами, а по стендовой площади уступает только Берлинской ярмарке. На Миланскую биржу съезжаются представители туристского бизнеса со всего мира.

В пятерку самых крупных  туристских ярмарок недавно вошла  Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (МIТТ).

Сектор спроса конгрессного туризма делится следующим образом: в 55 % случаев инициаторами конгрессов выступают компании и предприятия, в 45 % случаев - ассоциации, федерации и общественные организации. По отраслям экономики и промышленности основные заказчики - фармацевтическая и автомобильная промышленность, финансовые, страховые, компьютерные структуры. Средняя продолжительность конгрессов составляет 2 дня, что с учетом дороги и культурной программы увеличивает пребывание туристов в стране или городе до 4-5 дней. Статистика свидетельствует, что в последние годы организаторы конгрессного туризма сталкиваются с сокращением числа участников при одновременном увеличении средней продолжительности пребывания.

Выставочное движение набирает силу во всем мире. Увеличивается число  выставок и ярмарок, расширяются  их география и круг участников, становится более разнообразной  направленность. В настоящее время  проводятся специализированные выставки гостиничного и ресторанного хозяйства, спортивного, экологического, познавательного, лечебно оздоровительного и конгрессного туризма, ярмарки туристского и спортивного инвентаря и т. д. За короткий срок этот сегмент туристского рынка стал одним из самых крупных и стабильных .

В России же, по мнению экспертов, наблюдается несколько иная картина: у нас очень популярны поездки  на выставки, а доля «чистого» инсентива практически равна нулю .

По итогам статистики за 2010 год число россиян, выехавших  за рубеж со служебными целями, составило 1,32 млн человек. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По сравнению с 2009 годом эта цифра увеличилась на 2 %. Это позволяет говорить о наметившейся стагнации выездного делового туристского потока. Данная тенденция не случайна, так как растет инвестиционная привлекательность нашей страны, ее активность в развитии индустрии MICE (деловых форумов, конференций, инсентив и событийных мероприятий). Наиболее большой поток иностранных туристов въехавших в Россию по деловым целям от всего потока по деловым целям: Финляндия (21%), Китай (8 %), Германия (2%), США (2 %), Франция (1%), Польша (1%), Италия (1 %).

Индустрия делового туризма  приносит крупным городам, по крайней  мере, в четыре раза больше средств, чем от организации каких-либо других массовых мероприятий. Как уже отмечалось, в 2010 году объем рынка «делового  туризма» в России составил 13 млрд. долл. Но цифра эта очень приблизительная  в силу отсутствия данных по конкретным составляющим индустрии делового туризма в России .

Точно же оценить процентное соотношение деловых и неделовых  поездок наших сограждан довольно непросто, поскольку командировки россиян  внутри страны статистика фактически не отслеживает, а за рубеж подавляющее  большинство отечественных бизнес путешественников выезжают по обычным  туристическим визам. Тем не менее, можно утверждать, что с каждым годом деловом туризм охватывает все больше жителей России .

 

3. Проблемы и  перспективы развития делового  туризма в России и в мире.

 

Индустрия MICE наиболее динамично  развивающееся современное направление  туризма благоприятно влияет на общее  развитие мегаполиса, его экономику. По мнению зарубежных экспертов, к 2020 г. количество международных деловых поездок возрастет до 1,6 млрд. в год, а оборот рынка увеличится в до $2 трлн, что означает ежегодный рост на 4,3 %. Развитие делового туризма весьма благоприятно сказывается на развитии социальной сферы. Увеличение оборота на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест.

Интерес к развитию делового туризма возрастает на всей территории России. Это легко объяснимо тем, что деловой турист тратит средств  втрое больше, чем обычный турист, а деловые визиты не подвержены сезонности . Таким образом, деловой туризм играет важнейшую роль в развитии отечественной национальной экономики, содействует ее доступу к международному инвестиционному капиталу и интеграции в мировую экономику.

Анализ современного состояния  туризма в Российской Федерации  показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных  цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных  цепочек. Резко увеличился объем  инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны  иностранных, так и со стороны  отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в  регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристского комплекса  Краснодарского края, которые закономерно  привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому  получили всемирную известность  не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в  целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона  и гарантию того, что через несколько  лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

Деловой туризм по своей  экономической природе весьма выгоден  России, однако, его развитию и продвижению  препятствует действие целого ряда нерешенных проблем и сложностей организационного, экономического, нормативно-правового, научно-технического, производственного  и финансового характера. Такими проблемами, прежде всего, являются: серьезное отставание уровня развития нормативно-правовой базы туристской отрасли и системы государственного регулирования и поддержки делового туризма; недостаточные условия для приоритетного развития въездного и социального туризма; неиспользующиеся возможности по возрождению традиционных (санаторно-курортный, культурно-познавательный и другие) и развитию новых (бизнес, конгресс, выставочный, инсентив, водный и другие) видов туризма; относительно слабый уровень интеграции городов России в систему развития международного сотрудничества в области делового туризма; значительное отставание в разработке и внедрении на туристском рынке города прогрессивных технологий туристского обслуживания и управления; недостаточный уровень развития инфраструктуры делового туризма (средств размещения, питания, транспортных услуг, объектов индустрии развлечений и других); недостаточный уровень рекламной деятельности по продвижению туристских продуктов города на внутренний и внешний рынки; проблемы в городской системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров; невысокий уровень развития научных исследований в области развития и продвижения туристской отрасли с участием научных и учебных учреждений России.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития делового туризма в России и в мире