Развитие героико-патриотического туризма в СЗ регионе на примере г. Кронштадт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

В Кронштадте более 300 памятников истории, культуры, техники. Уникальные гидротехнические и оборонительные сооружения, прекрасные здания и ансамбли, такие как форт Кроншлот, комплекс губернских домов начала XVIII века, первый в мире самосливной канал-док Петра I, образец военного городка XVIII века, Морской Никольский собор и другие памятники привлекают внимание многочисленных туристов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Героико-патриотический туризм
в Северо-Западном регионе России…………………………………………..4
1.1. Сущность героико-патриотического туризма
(основные понятия и определения)………………………………..…….……4
1.2. Предпосылки, причины и условия развития
героико-патриотического туризма……………………………………………8
Глава 2. Северо-Западный регион и этапы (формы)
развития героико-патриотического туризма…………………………………11
2.1 Северо-Западный регион.…………………………………………..……….…11
2.2. Формы героико-патриотического туризма в Кронштадте……………….…16
Заключение…………………………………………………………………………….....21
Литература………………………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

г-п туриз в сз регионе на примере Кронштадта.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

- Воинский мемориал, г. Гатчина. Мемориальное кладбище, вечный огонь. Архитектор Пикарский.

- Памятник советским войнам, поселок Дружная Горка. Мемориал воздвигнут в 1976 году в честь гвардейцев-летчиков, защищавших Ленинград, участников боев за освобождение Гатчины и Сиверской. На 10-метровой стеле установлен реактивный самолет МИГ-15 с бортовым номером 45. На машине под этим номером летал космонавт Герман Степанович Титов.

 

5) Кингисеппский район:

- Братская могила, г. Кингисепп, Роща Пятисот, братское захоронение освободителей Кингисеппа от фашистской оккупации 31.01-01.02 1944 г. Около 1500 погибших солдат и офицеров. Захоронение воинов 8-го эстонского корпуса.

- Братская могила, г. Кингисепп. Братское воинское захоронение партизан. Памятник ″Героям-партизанам, павшим в Отечественную войну″

- Памятник Славы, г. Кингисепп. Захоронение офицеров, погибших при освобождении г. Кингисепп в 1944 г.

 

6) Киришский район:

- ″Мемориал памяти погибших  в 1941-1945 гг.″ в сквере Победы. Установлен  в 1970 г. Памятный Вечный огонь зажжен от Вечного огня Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге.

- Памятник ″Защитникам  Киришской земли″ – мемориальный  памятник с танком Т-34 в сквере  Победы воинам-освободителям, г. Кириши. Установлен в 1968 г.

 

7) Кировский район:

- Воинский мемориал ″Невский пятачок″, г. Кировск. Плацдарм попытки прорыва блокады Ленинграда в 1941-1943 гг. Захоронение останков воинов, найденных в Кировском районе.

- Военно-патриотический музей, г. Кировск, ПТУ-37, Музей военной славы.

- ″Дорога Победы″, временная железнодорожная линия протяженностью 33 км, которая была оперативно проложена от ст. Поляны до Шлиссельбурга для снабжения Ленинграда.

- Государственный историко-мемориальный  музей-заповедник ″Прорыв блокады  Ленинграда″, г. Кировск.

- Мемориал ″Невский  порог″, г. Отрадное. Памятник ополченцам.

 

8) Лодейнопольский район:

- Парк-мемориал ″Свирская победа″, г. Лодейное Поле. Заложен в 1944 г. Свирский рубеж стал непреодолимой преградой на пути врага, пытавшегося окружить Ленинград вторым блокадным кольцом.

- Памятник на месте домика Петра Великого, г. Лодейное Поле, памятник Петру Великому напоминает о первом этапе жизни города, связанном с кораблестроением; он установлен в 1832 г. на берегу Свири, там, где некогда находился дом царя.

- Памятник на месте спуска фрегата ″Штандарт″, г. Лодейное Поле, 22 августа 1703 г. - спуск ″Штандарта″.

Братское захоронение воинов-освободителей, г. Лодейное Поле. Захоронение воинов, участвующих в Свирской операции. Здесь находятся стела, памятные знаки, вечный огонь.

 

9) Ломоносовский район:

- ″Красная Горка″ – мемориал, Краснофлотск, первая зона – две пушки времен Крымской войны 1853-56 гг., памятник морской славы, парадно-церемониальная часть зоны, братские могилы в виде 3-х гранитных плит с надписями, вторая зона – музейная.

- ″Берег мужественных″ – мемориальный комплекс, на берегу р. Воронки 30-метровая стела – на ней размещены портреты солдата, матроса, партизана и девушки.

- ″Дальний рубеж″, мемориал, входящий в комплекс ″Зеленый пояс Славы″, сооружен в 1966 г. трудящими Смольнинского района Ленинграда на правом берегу р. Рудица близ д. Шереметьево, где в 1941-1944 гг. проходил рубеж обороны Ораниенбаумского плацдарма.

- Памятник ″Атака″, на 8-м км Гостилицкого шоссе.

 

10) Лужский район:

- Мемориальный комплекс  ополченцам и защитникам лужского рубежа 1941-1945гг., г. Луга.

- Тематические пешеходные  туристские маршруты для школьников  в рамках программ героико-патриотического  воспитания молодежи.

 

11) Сланцевский район:

- Памятник-стела, д. Ложголово. На восточной окраине деревни, у дороги Сланцы – Кингисепп, на месте, где погибли 15.07.41 г. летчики ВВС Краснознаменного Балтийского флота: лейтенанты Шевлягин В.А., Павлов В.А. и другие.

- Памятник-стела, д. Медвежок. Бойцам-разведчикам из отряда Героя Советского Союза Знаменского B. C., погибшим на территории деревни 24 июля 1941 г.

- Памятник-стела, дер. Новоселье. На месте нахождения в 1941-1944 гг. штаба 9-й партизанской бригады. Памятник-стела  односельчанам, погибшим в годы  войны.

- Памятник-стела, д. Монастырок. Односельчанам, погибшим в 1941-1944 гг. и перезахоронение воинов, погибших в годы войны. Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 г. в черте деревни.

 

12) Волосовский район:

- Мемориальный комплекс ″Большое Заречье – Русская Хатынь″ на месте бывшей деревни Большое Заречье. В октябре 1943 года деревня была полностью сожжена немецкими карателями за связь жителей с партизанами.

- Воинский мемориал в д. Большой Сабск. Советским воинам, отдавшим свои жизни за Родину и Ленинград.

- Памятный знак в д. Хотнежа. В июле-августе 1941 года в д. Хотнежа героически держал оборону 1-й стрелковый полк 3-й Фрунзенской дивизии Народного ополчения г.Ленинграда.

 

 

1.2. Предпосылки, причины и условия развития героико-патриотического туризма

 

Движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. В том, что он живет не только для себя, но и для своего Отечества. Многое может меняться вокруг нас, но эта истина останется непоколебимой. Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения.

Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

И героико-патриотический туризм как элемент патриотического воспитания молодежи является неотъемлемой частью этого процесса.

Успех поступательного и социально ориентированного развития России во многом зависит от активного участия молодого поколения во всех преобразовательных процессах. Для этого молодежь должна четко знать и осознавать цели и ценности общества, которое она строит. Только тогда молодые люди станут настоящими субъектами решения конкретных задач, стоящих пред нашей страной в ХХI веке.

В современных условиях процесс становления жизнедеятельного молодого поколения  противоречив. С одной стороны, в условиях новых рыночных отношений оно во многом самостоятельно ищет, а порою и отвоевывает свое место в модернизирующемся обществе. С другой стороны, общество и государство пытается корректировать намерения и действия молодежи, связанные с ее социальной адаптацией. Происходит объективный процесс воспитания молодых людей в целях их наиболее конструктивной адаптации в обществе и деятельного, субъектного участия в нем.

Прежние воспитательные структуры практически разрушены и неспособны осуществить формирование личностных и гражданских качеств молодежи в современных условиях. Создание новых социальных институтов воспитания потребует значительных усилий со стороны государства и общественных организаций, а прежде всего - концептуальной проработки проблемы патриотического воспитания молодежи в условиях новой российской действительности и проблемы выявления индикаторов и критериев эффективности осуществления этого процесса.

Актуальность патриотического воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Молодежь более успешно, чем старшее поколение адаптируется к изменившимся социально-экономическим условиям, более мобильно входит в рыночные отношения, занимая там прочные позиции, реализуя свои интересы и способности. Однако в настоящее время можно констатировать глубокий кризис духовности российского общества в целом, и в еще большей степени бездуховность среди молодежи. Такая бездуховность проявляется, прежде всего, в негативном отношении к истории своего Отечества, его культуре и традициям, в преклонении перед западной культурой и образом жизни. Также необходимо целенаправленное патриотическое воспитание молодежи в плане противодействия чуждой культуре, если мы хотим остаться самобытной в культурном отношении страной.

Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из важнейших ценностей нашего народа и его героической истории. После потери былых идеологических опор, которые задавались в доперестроечные годы всей системой воспитания, для значительной части молодежи характерна неопределенность и размытость мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества.

Решение проблем, волнующих общество, особенно молодежь, невозможно без единой стратегии, в основе которой лежит опора на духовно-культурный потенциал России, ее историческое, героико-патриотическое и духовное наследие.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении советского периода, а также последнего десятилетия развития нашего общества все более деформировалась, обрастая идеологическими, политическими или даже чисто спекулятивными наслоениями. Новые реалии стимулируют поиск актуального содержания патриотической идеи как духовной опоры общественного сознания, как важнейшей составляющей общенациональной идеологии. В этих условиях определение сущности и специфики современного российского патриотизма, методологических и теоретических основ патриотического воспитания, и, прежде всего, молодежи, становится все более актуальной задачей.

Разрушение советской системы патриотического воспитания молодежи произошло практически без вытеснения, замены ее какой-либо иной системой. Вследствие этого проведение экономических реформ вряд ли будут успешными, если система образования, культуры, формирования и развития молодого поколения россиян будет лишена такого необходимого им компонента системы духовных ценностей, как патриотизм.

Таким образом, суть проблемы cocтоит в необходимости обновления содержания и глубокой реорганизации фактически разрушенной системы патриотического воспитания российской молодежи, что, в свою очередь, предполагает разработку новой концепции, отражающей изменения, происшедшие в обществе, воплощающей достижения современного социально-гуманитарного знания.

Необходимость патриотического воспитания молодежи определяется следующими основными моментами:

Во-первых, значительными, в том числе негативными метаморфозами общественного устройства в стране, огромными изменениями, происшедшими и происходящими в России. В ходе осуществляемых в обществе преобразований существенные изменения произошли не только в социально-экономической, политической сферах, но и в духовно-нравственных основах нашей жизни. Продолжается процесс переоценки ценностей, усиливается тенденция разрушения не только стереотипов прошлого, но и позитивных в своей основе традиционных устоев, а параллельно с этим - возникновение и развитие идеалов, ориентации, установок, отражающих направленность и содержание продолжающихся в обществе перемен. Совершенно очевидно, что успешное развитие российского общества возможно лишь в том случае, если его граждане, особенно подрастающее поколение, проникнутся важнейшими социально значимыми ценностями. Именно ими определяются взгляды, позиции, побуждения, действия и поведение людей, духовно-нравственные основы нашего бытия.

Во-вторых, обострением противоречия между огромным потенциалом (особенно социально-педагогическим, мировоззренчеким) патриотизма в формировании важнейших позитивных качеств, характеристик у современной молодежи и все более ослабляющейся его реализацией в процессе практической деятельности, результатом которого должно стать развитие личности гражданина и патриота России. Данное противоречие проявляется в неудовлетворенности не только подрастающего поколения, но и самих субъектов патриотического воспитания теми условиями, в которых оно осуществляется, а также крайне слабой организацией и малоэффективностью самого этого процесса.

В-третьих, необходимостью и неотложностью коренное улучшения деятельности по формированию патриотизма у современной молодежи с учетом ее особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений; создания условий, оптимизирующих процесс патриотического воспитания как на макро-, так и на микроуровне; создания основ новой системы патриотического воспитания, механизма ее функционирования, оптимизации всей сложившейся практики осуществления этой деятельности на основе новой научной концепции, путем разработки и реализации соответствующих реалиям сегодняшнею дня принципов, методов, форм, средств формирования патриотизма у различных категорий российской молодежи.

В-четвертых, необходимостью и неотложностью обеспечения значительно большей научности, системности, целеустремленности, активности и результативности в реализации практико-ориентированных задач патриотического воспитания молодежи с учетом продолжающегося кризиса в сфере педагогического знания и практики воспитательной деятельности на всех уровнях ее осуществления различными социальными институтами. Решение этой задачи невозможно без обновления содержания патриотического воспитания, дифференциации практики этой деятельности на основе возможно более полного учета потребностей, интересов и устремлений современной российской молодежи, обогащения существующих и создания качественно новых методов, форм, средств формирования у нее гражданственности и любви к Родине.

В-пятых, высвобождение социальной и духовной энергии россиян в современных условиях приводит к многообразию проявлений сознания и чувств граждан, адресованных к своему Отечеству. В условиях пересмотра теоретических постулатов, ценностных ориентации у больших групп населения усиливается состояние мировоззренческого и идеологического вакуума. В современных условиях патриотизм развивается и проявляется на различных доминантах: защита окружающей среды и сохранение культурно-исторических ценностей, отстаивание государственных интересов и обеспечение нрав и свобод личности, демократизация общества и усиление борьбы с преступностью.

Информация о работе Развитие героико-патриотического туризма в СЗ регионе на примере г. Кронштадт