Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:51, курсовая работа
В Кронштадте более 300 памятников истории, культуры, техники. Уникальные гидротехнические и оборонительные сооружения, прекрасные здания и ансамбли, такие как форт Кроншлот, комплекс губернских домов начала XVIII века, первый в мире самосливной канал-док Петра I, образец военного городка XVIII века, Морской Никольский собор и другие памятники привлекают внимание многочисленных туристов.
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Героико-патриотический туризм
в Северо-Западном регионе России…………………………………………..4
1.1. Сущность героико-патриотического туризма
(основные понятия и определения)………………………………..…….……4
1.2. Предпосылки, причины и условия развития
героико-патриотического туризма……………………………………………8
Глава 2. Северо-Западный регион и этапы (формы)
развития героико-патриотического туризма…………………………………11
2.1 Северо-Западный регион.…………………………………………..……….…11
2.2. Формы героико-патриотического туризма в Кронштадте……………….…16
Заключение…………………………………………………………………………….....21
Литература………………………………………………………………………………..23
Проект общей планировки мемориала разработали в 1958-1964 архитекторы Г. Н. Булдаков, В. Л. Гайкович, М. А. Сементовская. Главная роль в генеральной схеме ″Зеленого пояса Славы″ отводилась архитектурным формам, которые в сочетании со скульптурой, памятными знаками, сохраненными или восстановленными оборонительными сооружениями символизируют героизм защитников Ленинграда. Зеленые насаждения (парки, мемориальные аллеи, скверы и другие) выполняют функцию связующих элементов, соединяя рассредоточенные на больших расстояниях мемориалы в единый художественный организм. В его составе более 80 стел, памятников и обелисков.
Символическим центром ″Зеленого пояса Славы″ стал Монумент героическим защитникам Ленинграда, открытый 9 мая 1975 на площади Победы.
Мемориалы ″Зеленого пояса Славы″ стали традиционными местами проведения торжеств и траурных церемоний в память защитников Родины.
- Мемориал ″Малая дорога жизни″ – общее название сети дорог, действовавших во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа или Горской через Кронштадт до Ораниенбаума – как по льду, так и после таянья льда – с 1941 до снятия блокады в 1944 году.
Трудно переоценить значение Малой дороги жизни для Ленинграда и Кронштадта в годы Великой Отечественной войны – укромный, неверный, таящий опасности путь стал нитью надежды для осаждаемого, обескровленного Ленинграда.
По маршрутам Горская – Кронштадт, мыс Лисий Нос – Кронштадт, Кронштадт – Красная Горка, Кронштадт – Ораниенбаум перевозились военная амуниция, техника, топливо и продовольствие для поддержки блокадного Ленинграда. Сотни тысяч бойцов были переправлены по Малой дороге жизни – важному стратегическому пути в военные годы.
В конце ноября в районе острова Котлин вошли в строй две зимние трассы: Кронштадт – Лисий Нос (проходившая вдоль линии северных фортов) и Кронштадт – Малая Ижора (на линии форта ″Константин″ и южных номерных фортов). Ее круглосуточную охрану осуществляли посты ледово-дорожной службы, выставленные на всем протяжении трассы. Позднее по льду Финского залива была проложена еще одна зимняя дорога, которая начиналась у Шепелевского маяка и шла к островам Лавенсаари, Сескар и Гогланд, чтобы поддерживать непрерывное сообщение с гарнизонами.
Осенью 1943 года началась скрытная переброска бойцов и вооружения 2-й Ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм. До становленя льда переброска осуществлялась судами Балтийского флота. Переброска войск и техники в Ораниенбаум внешне не выглядела так эффектно, как многие другие боевые действия или операции Балтийского флота, но это был подвиг, который дал возможность нанести сокрушительный удар по врагу.
Мемориал ″Малая дорога жизни″ в Кронштадте напоминает о значительной роли Балтийского флота и нашего города-порта в борьбе с фашистскими оккупантами, о том, какой ценой русский народ выстоял и, несмотря ни на что, одержал победу над врагом.
2.2. Формы героико-патриотического туризма в Кронштадте
В древние времена земли по берегам Ладожского озера, реки Невы и Финского залив входили в состав Новгородского княжества, по ним пролегал путь ″из варяг в греки″, имеющий огромное значение для культуры и экономики Руси. Немаловажную роль играл и остров Котлин, где были поселения лоцманов и рыбаков. Чрезвычайно выгодным расположением эта территория издревле привлекала внимание иноземных соседей – немцев и шведов, но русские всегда пресекали попытки завоевания своих исконных земель, однако, в начале XVII века в результате шведской интервенции Россия лишилась Балтийского побережья. Без выхода к морю стало невозможно дальнейшее экономическое развитие страны, поэтому, чтобы вернуть позиции России в Прибалтике, Петр I начал Северную войну.
По Столбовскому миру со Швецией (1700-1721 гг.) царь Петр Алексеевич вернул Ижорские земли, Невские берега и остров Котлин (Ретусаари).
Великий преобразователь России правильно оценил значение острова – как защиту с моря строящейся столицы. Со дня основания нового города Санкт-Петербурга 14 (27) мая 1703 года было ясно, что шведы обязательно попытаются уничтожить строящийся город. Возводившаяся на Заячьем острове Петропавловская крепость и батареи заложенного Адмиралтейства этой задачи не решали. Необходима была мощная крепость западнее города, способная не пропустить вражеский флот в устье Невы.
История крепости, военного и торгового порта началась со строительства форта Кроншлот зимой 1703-1704 годов, освященного 18 мая 1704 г.
На острове Котлин велось невиданное по тем временам строительство множества батарей, гаваней, огромных полей свайных и ряжевых преград, уникальной гидротехнической системы доков и каналов, крепостных стен и города. Начало крепости было не совсем обычным. Сначала возвели форты и только через девять лет заложили центральную ограду крепости. В октябре 1703 года Петр I лично ходил на боте в море исследовать отмель у южного берега острова Котлин. Здесь проходил глубоководный фарватер, который необходимо было закрыть для врага.
Строились форты в основном по одной технологии, строились они все на ряжевом основании. Технология проста – на льду рубились срубы-ряжи из бревен диаметром 30-40 см плотно забитые камнями. Ряж сталкивался в полынью и загружался валунами, под весом которых он прочно вставал на дно. На составленном из таких срубов-ряжей основании возводили форты и крепости. Для прочности ящики прибивали свай-шпуном и делали каменную отсыпку со стороны моря. Основные бревна, из которых рубили ряжи, под водой, без доступа воздуха не подвержены гниению, а смола со временем приобрела прочность камня. На первых фортах крепости стены и брустверы рубили из бревен. Ряжевое основание возвышалось над ординаром на 1,5 м. Сверху настилали сплошной бревенчатый настил, обшитый досками. Стены фортов составляли два ряда бревен, промежуток между которыми забивали камнем. После наводнения 1824 года форты перестроили в каменной кладке, т.к. деревянные форты фактически были смыты.
7 октября 1723 года состоялась торжественная закладка крепости, названной Петром I ″Кронштадт″, строительство шло до 50-х годов XX столетия.
Велика роль Кронштадта в защите морских рубежей нашей родины. Отсюда русские корабли нанесли ряд поражений противнику во время русско-шведской войны 1788-1790 годов. В кронштадтском военном порту снаряжались экспедиции русского флота, одержавшие победы в русско-турецкой войне, в числе которых была блистательная Чесменская победа 1770 года. Важную роль сыграл Кронштадт во время Крымской войны 1854-1856 годов. Боеспособность его фортов была такова, что огромный флот противника ни разу не решился атаковать крепость.
Наибольшую мощь цитадель в Финском заливе обрела к началу XX века, в это время она являла собой колоссальный оборонительный комплекс, включавший форты, батареи, укрепления, казармы, железные дороги, 17 искусственных островов – мощных бетонных фортов на северном и южном берегах залива.
На протяжении всей своей истории Кронштадт был базой научных исследований и открытий. В крепости использовались новейшие достижения науки и техники того времени. На форту "Константин" располагалась бронированная батарея и поднимавшиеся для выстрела из-под земли орудия системы генерала Г. Е. Паукера, форт "Граф Милютин" имел шесть бронированных башен.
Кронштадт являлся крупным центром подготовки кадров для флота. С 1771 по 1798 год в Кронштадте находился Морской кадетский корпус. Его закончили выдающиеся русские моряки: Ф. Ф. Беллинсгаузен, В. М. Головнин, И. Ф.Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, П. И. Рикорд, Д. Н. Сенявин и другие. В 1798 году по указу императора Павла I корпус возвращен в Петербург, а на его месте создано Штурманское училище.
Впоследствии оно было преобразовано в Техническое, затем в Морское Инженерное училище императора Николая I, которое закончили многие известные русские кораблестроители: К. П. Боклевский, И. Г. Бубнов, В. П. Вологдин, Л. Х. Кази, В. П. Костенко, А. П. Шершов, Ю. А. Шиманский, М. О. Яновский и другие. Большинство инженер-механиков флота, участников русско-японской и Первой мировой войн также получили офицерские кортики в Кронштадте. На острове располагались Минный и Артиллерийский офицерские классы и школы, Учебно-артиллерийский и Минный отряд, водолазная школа и флотские экипажи.
Здесь начинали или проходили службу, вели научную деятельность почти все известные российские флотоводцы и исследователи морей и океанов. Отсюда они направлялись в боевые походы и научные экспедиции. В городе морской славы проходили службу известные русские и советские адмиралы: Г. А. Спиридонов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. Н. Корнилов, В. И. Истомин, Ф. П. Литке, Г. И. Бутаков и многие другие. В Кронштадтском военном порту снаряжались корабли, уходившие в дальние походы. Только в период с 1803 по 1855 год русские моряки совершили 41 плавание из Кронштадта к берегам Дальнего Востока и Аляски. Большинство из них были кругосветными. В их ходе совершено много географических открытий, выполнен большой объем научных исследований, обогативших мировую океанографию, океанологию и другие науки.
В Кронштадте сделано и внедрено много открытий и изобретений. Первая в России пароходная линия открылась в 1815 году прибытием парохода Берда из Санкт-Петербурга к острову Котлин. Впервые в России хирург Морского госпиталя профессор В. А. Караваев под руководством главного врача А. Ф. Кибера в 1839 году произвел операцию на сердце. В 1849 году впервые в отечественном флоте применен наркоз. В гаванях и на рейдах Кронштадта испытывались подводная лодка и торпеда И. Ф. Александровского, вооруженная ракетами подводная лодка К. А. Шильдера, мины Б. С. Якоби и Л. Нобеля. Первый в мире ледокол "Пайлот" построен в Кронштадте на частном заводе М. О. Бритнева и с 1864 года совершал рейсы между островом Котлин и Ораниенбаумом. В 1879 году электротехник Е. П. Тверитинов впервые оборудовал боевые корабли установками электрического освещения. В 1895 году преподаватель Минного офицерского класса А. С. Попов изобрел первый в мире радиоприемник. В 1896 году А. С. Попов изготовил рентгеновский аппарат для Морского госпиталя, на котором был сделан первый в России рентгеновский снимок. На Большом Кронштадтском рейде впервые в мире обнаружен эффект отражения радиоволн от кораблей в море, использованный впоследствии в радиолокации. В 1898-1918 годах на форту "Император Александр I" работала единственная в России и третья в мире бактериологическая лаборатория, изготавливавшая вакцину от бубонной чумы. В 1910 году в Кронштадте впервые в мире проведено хлорирование питьевой воды.
Кронштадт – родина многих известных ученых: И. Н. Вознесенского, Н. П. Дубинина, Г. К. Евграфова, П. Л. Капицы. На острове бывали Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, И. А. Гончаров, родился Н. С. Гумилев. В разное время жили здесь писатели и поэты: В. И. Даль, К. М. Станюкович, В. Г. Короленко, С. Я. Надсон, Л. Койдула, А. С. Новиков-Прибой, В. В. Вишневский, Л. С. Соболев, В. И. Лебедев-Кумач, А. А. Крон и другие. Композитор Н. А. Римский-Корсаков, занимавший должность инспектора музыкальных хоров морского ведомства, часто проводил здесь концерты. Кронштадту посвящены работы художников-маринистов И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, А. К. Беггрова.
Моряки и солдаты гарнизона крепости принимали самое активное участие в революционном движении России. Корабли и вооруженные отряды матросов были основной опорой большевиков при свержении временного правительства. В годы гражданской войны Кронштадт не допустил к Петрограду сильную английскую эскадру, что предопределило поражение армии Юденича. За три года гражданской войны на многочисленные фронты Республики с кораблей флота было направлено более 40 тысяч матросов.
Во время Великой Отечественной войны, базировавшийся в Кронштадте Балтийский флот участвовал в обороне Таллинна, Моонзунда, Ханко. Кронштадтский укрепленный сектор с его корабельной и береговой артиллерией был очень важным звеном в обороне Ленинграда, а в зимнее время сорвал все попытки врага атаковать город по льду Финского залива. Дальнобойная артиллерия фортов обеспечила устойчивую оборону Ораниенбаумского плацдарма, с которого началось наступление наших войск для полной ликвидации блокады Ленинграда.
Сегодня Кронштадт – все та же морская твердыня, крепость, не знавшая поражения. Боевая, революционная и трудовая история Кронштадта, его прошлое, настоящее и будущее неотделимы, как от жизни великого города на Неве – Санкт-Петербурга, так и от жизни Балтийского флота.
В апреле 2009 году Указом Президента России Д. А. Медведева Кронштадту было присвоено почетное звание ″Город воинской славы″. В настоящее время в Кронштадте насчитывается немалое число памятников и воинских мемориалов. Только в последние пять лет на территории района были открыты:
- памятный знак Российским морякам-героям Цусимского сражения;
- воинский мемориал ″Морякам-катерникам Балтики″;
- памятник Герою Советского Союза капитану 3 ранга В. М. Жильцову;
- памятник всемирно известному художнику-маринисту И. К. Айвазовскому;
- памятный знак ″Блокадной колюшке″.
Обилие в Кронштадте памятников воинской славы, уникальных архитектурных и фортификационных объектов, а также гидротехнических сооружений города-крепости и порта, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, представляют большой интерес для развития героико-патриотического туризма
Немаловажным фактором дальнейшего развития туризма в городе стало завершение строительства Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений и открытие западного участка Кольцевой автодороги.
В настоящее время в Кронштадте сформировалась определенная инфраструктура туризма. В нее входят:
- информационно-культурный центр СПбГБУ ″Музей истории Кронштадта″, открытый в марте 2008 года;
- филиалы турфирм ″Нева″, ″Море″, ″Галактика путешествий″, ″Моя планета″;
- СПб ГБУ ″Музей истории Кронштадта″, музей-кабинет изобретателя радио А. С. Попова, музей –квартира Св. прав. Иоанна Кронштадтского;
- выставочные залы: Детской художественной школы, Кронштадтского Матросского клуба, фонда ″Оберег″;
- предприятия общепита:
рестораны ″Аустерия″ и ″
- гостиницы: ведомственные, в ТБК и плавгостиница ″Форт Константин″;
- транспортные средства: маршрутные автобусы (№№ 101, 405, 407);
- водный транспорт, теплоходы ″Метеор″;
- яхтенный причал на форту ″Константин″.
Особой популярностью среди гостей города пользуется посещение ″Музея истории Кронштадта″, в котором они имеют возможность познакомиться с музейной экспозицией, посвященной истории города, и уникальной выставкой ″История кораблекрушений″. Кроме того, по телефону туристы могут заказать обзорную или тематическую экскурсии по городу, которые проводят научные сотрудники музея и другие экскурсоводы.
Информация о работе Развитие героико-патриотического туризма в СЗ регионе на примере г. Кронштадт