Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:51, курсовая работа
В Кронштадте более 300 памятников истории, культуры, техники. Уникальные гидротехнические и оборонительные сооружения, прекрасные здания и ансамбли, такие как форт Кроншлот, комплекс губернских домов начала XVIII века, первый в мире самосливной канал-док Петра I, образец военного городка XVIII века, Морской Никольский собор и другие памятники привлекают внимание многочисленных туристов.
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Героико-патриотический туризм
в Северо-Западном регионе России…………………………………………..4
1.1. Сущность героико-патриотического туризма
(основные понятия и определения)………………………………..…….……4
1.2. Предпосылки, причины и условия развития
героико-патриотического туризма……………………………………………8
Глава 2. Северо-Западный регион и этапы (формы)
развития героико-патриотического туризма…………………………………11
2.1 Северо-Западный регион.…………………………………………..……….…11
2.2. Формы героико-патриотического туризма в Кронштадте……………….…16
Заключение…………………………………………………………………………….....21
Литература………………………………………………………………………………..23
В последние годы в Кронштадте ведутся большие работы по воссозданию православных святынь города. В результате, сейчас восстановлены и открыты: Владимирский Крепостной собор, часовня Спас на водах, часовня Тихвинской иконы Божией матери, часовни на Русском кладбище.
28 мая 2013 года был освящен восстановленный Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца. Он был заложен 1 (14) сентября 1902 года по указу императора Николая II в честь 200-летия Российского флота. Молебен на строительство храма совершил святой праведный Иоанн Кронштадский. Храм был создан как памятник всем морякам, погибшим за Отечество. На памятных досках были высечены имена 12 тысяч погибших моряков, за которых в соборе ежедневно возносилась молитва. Здесь бережно сохранялись реликвии, связанные с морской славой державы.
Очень популярны у туристов, прибывающих на остров Котлин, морские прогулки на теплоходах по Кронштадтскому рейду с тематической экскурсией ″Форты Кронштадта″ и возможностью знакомства с фортами ″Император Александр I″ и ″Граф Милютин″.
Большое значение для туристов имеют торговые точки по продаже сувенирной продукции с символикой Кронштадта, книг по истории города-крепости и порта, карт-путеводителей, буклетов и т.д. Все это можно приобрести в ″Музее истории Кронштадта″, Информационно-культурном центре музея, павильоне ИКЦ, в магазинах и торговых палатках.
Большое внимание в Кронштадте уделяется героико-патриотическому воспитанию. Рассмотрим это на примере Детского морского центра ″Юный моряк″:
- центр является постоянным участником и победителем Всероссийских, региональных и Открытых городских слетов юных моряков; Всероссийского историко-краеведческого фестиваля городов воинской славы; Международной шлюпочной регаты ″Весла на воду!″ городской регаты школьников Санкт–Петербурга; городских слетов военно-патриотических объединений и клубов; соревнований по стрелковому многоборью и судомодельному спорту;
- воспитанники центра становятся победителями и лауреатами Межрегионального историко-патриотического конкурса «Морской венок славы»;
- проводятся районные массовые мероприятия для учащихся школ и воспитанников ДМЦ по героико-патриотическому воспитанию, соревнования по морскому и спортивному многоборью, районные историко-краеведческие конкурсы и олимпиады;
- центр поддерживает тесные связи с государственными, общественными учреждениями и организациями, городским и районным военкоматами, воинскими частями Кронштадтского гарнизона, военно-морскими высшими и средними учебными заведениями, ветеранами Балтийского флота;
- летом организуется плавательная практика на учебном судне ″А. Маринеско″ по маршрутам: акватория Финского залива, форты ″Обручев″, ″Тотлебен″, город Ломоносов; ребята управляют шлюпкой, ходят под парусом, учатся плаванию, изучают морскую терминологию, устройство судна, обучаются приемам спасения на воде.
Детский морской центр ″Юный моряк″ сохраняет, развивает лучшие традиции Российского флота, сплоченность, волю к победе, взаимовыручку и взаимопонимание между людьми. Более 500 воспитанников ДМЦ связали свою жизнь с морем, став офицерами, мичманами, курсантами вузов, младшими специалистами флота.
Рассмотрим экскурсионные объекты Кронштадта:
- памятник Петру I (1841, скульптор Жак);
- форты Кронштадта: "Кроншлот", "Цитадель" (Петр I), "Константин" (Двойная Южная батарея), "Рисбанк" (Павел I), "Александр I", Морские северные номерные форты, Южные номерные форты: "Дзичканец" и "Милютин", "Риф" (батарея Александровская), "Тотлебен" и "Обручев", "Красная Горка" и "Ино" (всего, в период от начала XVIII века до начала XX века, был построен 21 форт, из которых 17 расположены в Финском заливе);
- Петровский док (построен в 1726) – первый в мире док с самотечным спуском воды;
- Кронштадтский футшток;
- остатки крепостной стены;
- памятник борцам Революции (архитектор Ларионова);
- памятник адмиралу Макарову (1913—1914, скульптор Л. В. Шервуд);
- Никольский Морской собор (1903—1915 архитектор В. А. Косяков);
- губернские дома (в том числе дом Беллинсгаузена);
- памятник клиперу "Опричник";
- Исторический архитектурно-художественный музей;
- кабинет-музей Александра Степановича Попова;
- мемориальный музей-квартира Иоанна Кронштадтского.
Приведенный неполный список говорит о том, что Кронштадт является интересным для посещений объектом, содержащим большое число историко-культурных памятников. Это позволяет формировать цикл героико-патриотических экскурсионных программ, рассчитанных на разные целевые аудитории.
Можно с уверенностью сказать, что сфера героико-патриотического туризма в городе воинской славы – Кронштадте – имеет все шансы к всестороннему развитию.
Заключение
Целью курсовой работы было рассмотрение формы и этапов героико-патриотического туризма в Кронштадте.
Собранные в ходе работы материалы позволили изучить историю Кронштадта, показать сущность героико-патриотического туризма, выявить предпосылки и проанализировать формы героико-патриотического туризма, раскрыть особенности архитектуры Кронштадта.
Культурологические методы исследования дали представление о том, что героико-патриотический туризм успешно развивается и в Северо-Западном регионе России, и в городе Кронштадт.
Крепость Кронштадт представляет собой уникальный комплекс морских фортификационных сооружений различных эпох. И как объект героико-патриотического туризма по праву занимает особое место.
Пожалуй, ни одна крепость в мире не имеет такой истории, как Кронштадт. Ни одна крепость не создавалась так, как создавался Кронштадт, – в течение трех столетий перестраиваясь и совершенствуясь. Вечное противоборство ядра и камня, а затем снаряда и брони и есть история фортификации. Ее основные этапы можно увидеть и понять здесь, в Кронштадте. С 1965 года крепость разоружена, многие форты заброшены. Лишь некоторые из них используются военными моряками. Но, тем не менее, крепость живет, несмотря на время и людей, которые в последние годы больше разрушали, чем строили.
Начало крепости было не совсем обычным. Сначала возвели форты и только через двадцать лет заложили центральную ограду крепости. В октябре 1703 года Петр I лично ходил на боте в море исследовать отмель у южного берега острова Котлин. Здесь проходил глубоководный фарватер, который необходимо было закрыть для врага. Очень не нравилось шведам, что на их берегах прочно обосновались руссы. Модель этого форта изготовил лично Петр I, уехавший затем в Воронеж строить флот. Модель форта передали А. Д. Меншикову со строгим наказом царя – к маю 1704 года фортеции быть! Позднее в Кронштадте родилась присказка: ″Кронштадт – замок на воротах Петербурга, а ключ к нему – форт ″Кроншлот″.
В следующие годы были построены деревокаменные форты ″Цитадель″, ″Рисбанк″, Двойная южная батарея, батареи на южном берегу Котлина. До начала каменного строительства при возведении фортов применяли старинную русскую технологию. Еще Змиевы валы древних руссов имели в основании ящики-ряжи плотно набитые камнем. Сменялись эпохи, росла мощь артиллерии, но даже самые современные и последние в фортовом обводе крепости морские форты ″Обручев″ и ″Тотлебен″ до сих пор стоят на ряжевом основании. Технология простая – на льду рубились срубы-ряжи из бревен диаметром 30-40 см. Ряж сталкивался в полынью и загружался валунами, под весом которых он прочно вставал на дно. На составленном из таких срубов-ряжей основании возводили форты крепости. Для прочности ящики пробивали линиями свай-шпунтов и делали каменную отсыпку со стороны моря. Сосновые бревна, из которых рубили ряжи, под водой, без доступа воздуха не подвержены гниению, а смола со временем приобретала прочность камня. На первых фортах крепости стены и брустверы также рубили из бревен. Ряжевое основание возвышалось над ординаром на 1,5-2 м. Сверху настилали сплошной бревенчатый настил, обшитый досками. Стены фортов составляли два ряда бревен, промежуток между которыми забивали камнем. Но строителям и защитникам крепости эти гиблые места, помимо вражеских атак, преподнесли еще одно испытание – осенние наводнения, которые буквально смывали деревянные форты. После особо сильного наводнения 1824 года все форты крепости перестроили в камне, а новые фортификационные сооружения строились с тех пор только каменные, причем с учетом двух факторов, усложнявших строительство – наводнения и весенние ледоходы, наносившие самые серьезные повреждения крепостным сооружениям.
Кронштадтская крепость дважды уникальна. Во-первых, практически все форты строились на насыпных искусственных островах. Во-вторых, нигде в мире подобная морская крепость не создавалась в столь неблагоприятных климатических условиях.
7 октября 1723 года состоялась
торжественная закладка
Литература
I. Справочные и информационные издания
1. Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебник. – Издание 7-е, переработанное и дополненное. – СПб.: ″Невский Фонд″ – ″Издательский дом Герда″, 2004. – 448 с.
2. Лукьянов Ю. А. Зеленый пояс Славы. – Л.: ″Лениздат″, 1972. – 280 с.; ил.
3. Соколова М. В. История туризма: Учеб. пособое для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2008. – 352 с.
II. Электронные ресурсы
1. История Кронштадта –
URL: http://kronstadt.ru/kronstadt_
2. Государственная молодежная политика Российской Федерации как фактор героико-патриотического воспитания молодых граждан. –
URL: http://www.dissercat.com/. Дата обращения: 15.03.2014.
3. Мемориал ″Зеленый пояс Славы″. –
URL: http://ppt4web.ru/mkhk/
4. История развития туризма в России: основные этапы. –
URL: http://bibliofond.ru/view.aspx
5. Объекты героико-патриотического туризма Ленинградской области. –
URL: http://gendocs.ru/v8589/?cc=
6. Кронштадт. Мемориал ″Малая дорога жизни″. –
URL: http://kronstadt ru/gallery/gallery_pk_18.htm. Дата обращения: 19.03.2014.
7. Туристские ресурсы Северо-Западного региона Российской Федерации. –
URL: http://www.rstnw.ru/
Информация о работе Развитие героико-патриотического туризма в СЗ регионе на примере г. Кронштадт