3.3
Развитие туризма в
Англии
Значительно увеличивались темпы
въездного туризма. В начале 60-х
годов прошлого века в Великобританию
ежегодно приезжали около двух
миллионов иностранных туристов.
В 90-х годах их стало в
десять раз больше - порядка 20
миллионов человек в год.
Неудивительно, что Соединенное
Королевство и сегодня занимает
лидирующие позиции на мировом
туристском рынке. Согласно статистике
ВТО, Великобритании принадлежит
5 место в мировом рейтинге
приема зарубежных туристов, и
этот показатель остается стабильным
на протяжении последнего десятилетия.
Объем въездного туризма в
страну составляет 4,1 % мирового туристского
рынка. Устойчивы и доходы в
туротрасли, составляющие более
21 миллиарда долларов ежегодно.
Начало XX века связано с возникновением
и развитием принципиально нового
вида транспорта - автомобильного. Число
автомобилей с каждым годом
увеличивалось. Так в 1904г в
Англии было всего 8465 автомашин,
а в 1914г их число достигло
132315. Количество автобусов также
возросло, они постоянно совершенствовались.
Тем не менее до первой мировой войны большая
часть туристов и путешественников пользовалась
железнодорожным или морским сообщением.
Морской транспорт так же совершенствовался.
Увеличивались водоизмещение, скорость,
повышалась комфортабельность кораблей,
улучшалась их техническая оснащенность.
В 1907г на воду были спущены трансатлантические
лайнеры Сириус, Луизитания Мавритания
водоизмещением по 30тыс.т. и скоростью
26 узлов в час; в 1912г – Титаник – 52тыс.
т; в 1941г – Император и Фатерланд – 50тыс.
т, которые пересекали океан практически
за неделю. Начала совершать регулярные
рейсы Куин Мери, водоизмещение которой
равнялось 80тыс. т, а скорость составляла
30 узлов в час. Столь быстрое развитие
судоходства сопровождалось увеличением
числа американских туристов. Динамику
этого процесса можно увидеть из следующих
данных: в конце XIX века из США ежегодно
выезжали примерно 80тыс. человек, в 1906г.
– около 200тыс., а в 1914 - 280тыс. Первая мировая
война 1914-1918гг. крайне негативно отразилась
на развитии международных туристических
связей. Можно с уверенностью сказать,
что в этот период туризм приостановил
свою деятельность. Однако следует отметить,
что военные нужды привели к усовершенствованию
как железнодорожного, так и автомобильного
транспорта, кроме того, для перевозок
людей начала использоваться и авиация.
Окончание первой мировой войны положило
начало новому этапу в развитии международного
туризма. Прежде всего это связано с возросшей
ролью США на мировой арене и активизацией
американского капитала в Европе. Приток
американцев в западноевропейские страны
в это время значительно увеличивается
и превосходит число английских туристов.
С 1926 по 1938г число личных автомобилей в
Англии возросло с 638тыс. почти до 2милд,
а число автобусов – с 40 до 53тыс. В конце
30-х годов ежегодно около 10 тыс. английских
туристов совершали по европейскому континенту
автобусные путешествия.
В 1924г в Англии из четырех
небольших авиационных компаний
образуется Импириэл эйрвейз,
которая спустя два года перевезла
16тыс. пассажиров, в 1932 г. –
48,2 тыс., в 1935г. – 200тыс, в
1938г. – 222тыс.
Рост туристской индустрии Великобритании
за все время ее развития зависел от изменения
структуры населения и его привычек проведения
отдыха, а не от его численности (население
Великобритании составляет 57,2 млн человек).
Британцы активно начали путешествовать
после второй мировой войны.
Нефтяной кризис, разразившийся
в середине 70-х годов, а также
экономический спад в 80-х годах
существенно замедлили рост путешествий,
и только с середины 80-х годов
общее количество путешествий
значительно превысило их уровень в
начале 70-х годов. За этот период сильно
изменился и баланс между внутренним туризмом
и зарубежными путешествиями британцев.
Величина внутреннего рынка в целом достигла
своего докри-зисного уровня в 1987 г. Однако
за этот период одновременно на 14% сократилось
количество традиционных двухнедельных
отпусков британцев на британские приморские
курорты, а также более предпочтительным
стал отдых в частном секторе самообслуживания.
Только деловой туризм демонстрировал
значительный рост - с 17 млн человек в 1978
г. до 20 млн человек в 1980 г., даже тогда,
когда внутренний туризм переживал не
самые лучшие времена. Конечно, эти изменения
в структуре рынка не могли не повлиять
на распределение средств в индустрии
туризма страны. Например, сокращение
спроса на отели в курортных зонах вынудили
владельцев использовать гостиницы для
бизнес-туризма в будние дни недели или
как дома для престарелых и др.
Начиная с 70-х годов и до настоящего времени
количество поездок британцев за рубеж
превосходит количество иностранцев,
приезжающих в Великобританию, так как
британцы по-прежнему предпочитают проводить
свой отпуск на лучших курортах Испании,
Франции, Греции, Кипра, Португалии, Туниса
и Турции. Другим важным фактором является
сильная национальная валюта, которая
делает страну дорогой для иностранных
гостей. В конце 80-х годов война "Буря
в пустыне" и нестабильная национальная
валюта стали причиной сокращения выездного
туризма Великобритании с 31,03 млн человек
в 1989 г. до 30,5 млн человек в 1990 г. Однако
в 90-х выездной туризм вновь начал расти.
Значительное место в выездном туризме
Великобритании занимают поездки в Северную
Америку (43%), которые зависят от колебания
соотношения курсов доллара и фунта стерлингов.
Для британцев в летний период наиболее
популярен американский курорт Майами.
В остальное же время этот рынок остается
большим из-за поездок для встречи с родственниками
и друзьями. Британцы совершают также
дальние перелеты по инклюзив-турам в
экзотические страны - Таиланд, Гамбию
и страны Карибского бассейна. Количество
иностранных туристов, прибывавших в Великобританию,
в 70-е годы неуклонно возрастало, несмотря
на нефтяной кризис, и достигло своего
пика в 1977 - 1979 гг. - около 12,5 млн человек.
Однако в начале 80-х годов количество прибытий
зарубежных гостей сократилось и в 1981
г. достигло 11,4 млн человек. После этого
показатель увеличился и в 1992 г. составил
18,1 млн человек. В этот период с колебаниями
росли и поступления от туризма с 2797 фунтов
стерлингов в 1979 г. до 7630 фунтов стерлингов
в 1992 г., хотя средняя продолжительность
пребывания зарубежных гостей сократилась.
Цели, с которыми туристы прибывают
в Великобританию, самые разные:
лидирует проведение отпуска
(43%), далее деловые путешествия
(21%) и посещение родственников
и друзей (21%). Около 50% иностранных
гостей приезжают из стран
Европейского Союза, из них
40% составляют отпускники и 26%
бизнес-туристы. Другим важным
генерирующим рынком является
Северная Америка. Основную часть
иностранных гостей Великобритании
составляют бизнес-путешественники
в крупные города, где таже
сконцентрирован культурный туризм,
например, в Лондоне (49% всех прибытий
в страну и 63% поступлений).
3.4
Развитие туризма в
США
Железные дороги сыграли важную
роль в развитии туризма Соединенных
Штатов, Англии и других стран.
“Дух первопроходцев” только
тогда смог по-настоящему преодолеть
сопротивление дикой природы
американского Запада, когда на
смену кибиткам пришли поезда.
По сравнению с ними поезд
был куда более эффективным
видом транспорта: и быстрее и
удобнее, и дешевле. Железные
дороги подтолкнули развитие
туризма: курортные места северной
Америки и Европы оказались
благодаря им доступными для значительной
части населения. Они принесли так же изменения
в гостиничном деле: постоялые дворы на
развилках дорог уступили место привокзальным
гостиницам. Строительство первой в США
железнодорожной дороги было начато в
1830г., но к концу этого года было положено
только 23 мили путей. Но к 1860г. железнодорожные
пути протянулись уже на 30626 миль, а в 1869г.
стало возможным пересечь страну с востока
на запад всего за шесть дней. Для сравнения:
путешествие на Западное побережье в кибитке
или морем занимало несколько месяцев.
Для удобства пассажиров железнодорожные
вагоны были снабжены спальными полками
и в одном из вагонов был размещен ресторан.
Строительство железных дорог продолжалось
в Америке вплоть до Великой депрессии
и Второй мировой войны. Эти события привели
к спаду в пассажирских перевозках по
железной дороге. Автомобиль придал этому
спаду ещё большее ускорение - свобода
передвижения по дороге давала ему значительное
преимущество в конкуренции с железнодорожным
поездом, идущим по расписанию. Для того
чтобы спасти пассажирский железнодорожный
транспорт от полного коллапса, правительство
США создало в 1970г. учреждение под названием
AMTRAK. Это полугосударственная компания:
восемь из 15 членов ее правления назначаются
Президентом США, трое – железными дорогами
и ещё четверо - держателями акций. AMTRAK
субсидируется из госбюджета в пределах
от 0 млн. до 0 млн. в год. Эти субсидии составляют
35-50% той суммы, которая поступает в бюджет
страны в виде налогов, получаемых от этой
компании. AMTRAK ликвидировала многие убыточные
железнодорожные линии и повысила эффективность,
и качество тех, что продолжают эксплуатироваться.
Примерно половина поездов этой компании
обслуживает густонаселенные северо-восточные
районы США.
Несмотря
на все эти усилия, железнодорожный
транспорт продолжал оставаться
непопулярным в США.
Многие пассажиры ценят своё
время и предпочитают пользоваться
воздушным транспортом. Чтобы
противостоять этой тенденции
хоть в какой-то мере, AMTRAK снижает
тарифы на межрегиональные и
транспортные перевозки. Широко
распространена система тур-пакетов,
которой часто пользуются пенсионеры,
предпочитающие спокойное созерцание
природы через вагонное окно,
довольно утомительной сосредоточенности
водителя автомобиля. Многие американцы,
прибывая в Европу, покупают так
называемый ”Европасс”. Его можно
приобрести в любом европейском
транспортом агентстве. Он позволяет
путешествовать на поезде по
всей Европе, за исключением Великобритании,
делая остановки в сотнях городов,
чтобы полюбоваться местными
достопримечательностями. Братья
Райт, увлекавшие планеризмом, решили
приделать мотор к одному из
своих планеров с подвижным
стабилизатором и управляемым
хвостовым оперением. Найдя двигатель
тяжеловатым, они разработали
собственную конструкцию. Двигатель
мощностью 13 лошадиных сил поднял
машину, с его помощью она продержалась
в воздухе 12 секунд и преодолела
расстояние около 36 метров.
Первая в США авиалиния, соединившая
Сан-Диего с Лос-Анджелесом, была
открыта в 1915г. Позднее, в
1930г. калифорнийская компания
“Дуглас” выпустила четырнадцати
местный DC-2, летающий со скоростью
213 миль в час. Еще более знаменитый
DC- 3 был принят на эксплуатацию
в 1936г., и до сих пор более
двух тысяч этих самолетов
бороздят воздушный океан.
В 1944г в Чикаго состоялась
Международная конференция по
учреждению и обслуживанию международных
маршрутов. Между американскими
и европейскими делегатами возникли
разногласия по вопросу ограничения
конкуренции: американцы были
категорически настроены, против
каких-либо ограничений её. Так
или иначе, семнадцать из сорока
стран ратифицировали важное
соглашение по вопросу транспортных
тарифов и основали Международную
ассоциацию воздушного транспорта.
Это крупнейшая торговая ассоциация
на авиалиниях мира. Международные соглашения
по финансовым, правовым, техническим
и торговым вопросам сделали возможным
создание всемирной системы воздушных
перевозок. В 1954 г. был принят на эксплуатацию
первый “Бойнг-707”. К 1958 г. Пан-Американские
авиалинии открыли трансатлантические
рейсы из Нью-Йорка в Париж. “Бойнг-707”
мог доставлять 111 пассажиров на расстояние
6000миль с крейсерской скоростью 600миль
в час. в том же 1958 г. компания “Мак-Доннел-Дуглас”
выпустила DC – 8, имеющий не менее впечатляющие
возможности. Для полетов на средние и
ближние расстояние вводились другие
самолеты. В 1964 г. “Боинг-727” становиться
рабочей лошадкой внутреннего рынка США,
перевозя по 145 пассажиров с крейсерской
скоростью 600миль в час. Его модификация,
“Боинг-737”, выпущенный в 1968г., сразу же
заявляет о себе как о конкуренте дугласовскому
DC-9 в перелетах на ближние расстояния.
В 1970г. появляется и “Боинг-747” – первый
по-настоящему вместительный самолет.
Он мог перевозить от 400 до 500 пассажиров
с крейсерской скоростью 600миль на расстояние
до 7000 миль. Воздушный транспорт значительно
уменьшил стоимость, в которую обходиться
пассажиру одна миля пути, и это позволило
миллионам людей стать туристами. Скорость
воздушного транспорта позволяет отпускникам
с легкостью перемещаться с континента
на континент.
Европа и Азия находятся всего
в нескольких часах пути от
всех городов Северной и Южной
Америки. Развивался очень интенсивно
и автомобильный транспорт. Автомобили
появились в результате некоторых
изменений, произведенных в паровом
двигателе. Первый завод по
производству двигателей внутреннего
сгорания был построен в 1886г.
Карлом Бенцем и Готтлибом
Даймлером. Теперь это компания
“Мерседес-Бенц”. В 1891г. автомобили
начали производиться в больших
количествах: Генри Форд создал
свою первую модель и изобрел
способ производства автомобилей
на конвейере. К 1914г. с заводского
конвейера каждые двадцать четыре
секунды сходило по одному автомобилю.
Автомобили производятся на подобных
конвейерах и по сей день, только к этой
работе теперь подключились и роботы.
В 1929 году каждый пятый житель США имел
автомобиль. Сейчас в США зарегистрировано
около 150млн. автомобилей. Пленительный
зов открытой дороги и увеличившиеся финансовые
возможности американской семьи, позволяющие
покупать автомобили, привели к стремительному
росту автомобильного туризма. Вдоль шоссейных
дорог во множестве строились мотели и
дорожные рестораны. Все больше интересных
мест становятся доступны все большему
и большему количеству людей. С 1838г было
начато регулярное пароходное сообщение
между Нью-Йорком и Лондоном. Тогда колесно-винтовой
пароход Грейт вестерн совершил свой первый
рейс и доставил из Америки в Европу 68
пассажиров. Число пассажиров постоянно
увеличивалось, и если в 1840г оно составляло
около 8тыс. человек, то уже в 1860г равнялось
26тыс. С середины 60-х годов начинает развиваться
туризм между Англией и США.
1865г. Английский предприниматель Томас
Кук предпринял поездку в США, целью которой
был договор о туристическом обмене между
Англией и Северной Америкой и он же в
том же 1865г организовал турпоездки из
Америки в Англию и из Англии в Америку.
В 1866г первые группы английских туристов
посетили США. Столь быстрое развитие
судоходства сопровождалось увеличением
числа американских туристов. Динамику
этого процесса можно увидеть из следующих
данных: в конце XIX века из США ежегодно
выезжали примерно 80тыс. человек, в 1906г.
– около 200тыс., а в 1914 - 280тыс. Окончание
первой мировой войны положило начало
новому этапу в развитии международного
туризма. Прежде всего это связано с возросшей
ролью США на мировой арене и активизацией
американского капитала в Европе. Приток
американцев в западноевропейские страны
в это время значительно увеличивается
и превосходит число английских туристов.
В 1913г. число американцев, выезжавших за
рубеж, насчитывало 286604 человека, в 1923г
– 308471, а в 1930г. их число достигает 477260
человек. Только спустя несколько лет
после окончания второй мировой войны
международный туризм в Европе начал возрождаться.
Довоенный уровень был достигнут в конце
40-х годов. В этот период туристские обмены
и путешествия получили широкое развитие
в США и Канаде.