Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:57, курсовая работа
Цель работы - охарактеризовать перспективы развития этнографического туризма в Хабаровском крае. Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи: определены особенности современного состояния этнографического туризма и выявлены основные черты его организации, проанализированы перспективы развития этнографического туризма в Хабаровском крае.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………6
1. Этнографические аспекты развития Хабаровского края…………………..……………….….…7
1.1 Этнографический туризм в России……………………………………………………..………..….…..7
1.2 Государственная инициатива в отношении этнографического туризма………….8
1.3 Проблемы современного этнографического туризма………………………………………..12
2. Развитие этнографического туризма в Хабаровском крае………………………………………14
2.1 Краткая характеристика Хабаровского края…………………………………………………………14
2.2 Развитие туризма в Хабаровском крае…………………………………………………………………19
2.3 Анализ этнографического туризма в Хабаровском крае…………………………………….23
3. Разработка рекомендаций по развитию этнографического туризма в Хабаровском крае……………………………………………………………………………………………………………………………………………..28
3.1 Проблемы развития этнографического туризма в Хабаровском крае……………28
3.2 Разработка и предложения развития этнографического туризма в Хабаровском крае…………………………………………………………………………………………………………………………………………….29
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………….38
Список литературы …………………………………………………………………………………………………………39
Приложение А……………………………………………………………………………………………………..………….41
Приложение В……………………………………………………………………………………………………………..….41
Приложение С……………………………………………………………………………………………………………..….42
Приложение D……………………………………………………………………………………………………………..….42
Приложение E……………………………………………………………………………………………………………..….43
Коренные малочисленные народы становятся популярнейшим средством для привлечения туристов.
Около 30 процентов туристских фирм края специализируются на приеме туристов из КНР и отправке российских туристов в эту страну. Среди них АО "Хабаровсктурист", которое имеет опыт, сложившиеся связи, необходимую материально - техническую базу (гостиница, автотранспортное хозяйство, ресторан, бары, казино, предприятия службы быта), "Амурречтурист", СП "Евразия Транс Инк", ЗАО "Акфа", Дальневосточная компания путешествий, ТОО "Сервал" и др.
Въездным туризмом в крае занимаются около 20 турфирм, в том числе 11 - специализированным туризмом. Ежегодно край посещают немногим более 20 тыс. иностранных граждан[20].
В 1996 году край посетили граждане 47 стран мира, в то время как в 1994 году - более 70. Анализ динамики посещений свидетельствует о том, что наибольший интерес к краю проявляют туристы из КНР, Японии, США, Южной Кореи.
Уникальные природные и культурные объекты края предопределяют перспективы развития экологических и других активных видов туризма: пешеходного, горного, водного (сплав по горным рекам), охотничьего и рыболовного. Туристские фирмы, занимающиеся вышеуказанными видами туризма, в 1996 году приняли около 500 иностранных охотников и рыболовов из Австралии, Германии, Швейцарии, Канады, Великобритании. Привлечь большее число иностранных туристов на специализированный туризм в настоящее время не представляется возможным из-за высоких цен на использование авиатранспорта и лицензий на рекреационный лов тайменя (поймал - отпусти)[19].
2.3 Анализ этнографического туризма в Хабаровском крае
На территории края проживает более 25 коренных малочисленных народов Севера, территория края является исторически исконной. Программы туров знакомят туристов с культурой и традициями этих народов: по желанию катание на оморочках, «камлания» у костра, участие в творческом процессе вместе с мастерами декоративно- прикладного искусства.
Величественная панорама города открывается с борта теплохода, на котором Вы можете совершить увлекательную прогулку по Амуру, проплыть под мостом, считавшимся самым длинным в мире в начале века. Даже сделав короткую остановку в Хабаровске, Вы можете узнать многое не только о городе, но и обо всем крае, посетив по выбору музеи, театры, выставки, или просто прогуляться по набережной Амура. Взойти на утес и полюбоваться открывшимися перед глазами просторами и могучей рекой и не упустить возможность совершить автобусную экскурсию по городу, в Большехехиирский заповедник, к петроглифам у с. Сикачи-Алян, в Уентр реабилитации диких животных в с. Кутузовка[7].
Первым амурским археологом принято считать А. Я. Гурова, который с 1899 по 1932 гг. исследовал древние памятники вдоль р. Амур, от г. Благовещенска до ст. Екатерино-Никольской Хабаровского края. В 1903 г. им была создана первая карта археологических памятников, расположенных вдоль берегов Амура[16].
С 1927 по 1961 гг. систематическими исследованиями археологических памятников занимался ученый-краевед Г.С. Новиков-Даурский, которым было обследовано и описано около 200 памятников.
Целенаправленное изучение археологических памятников академическими экспедициями начинается с 1954г., когда под руководством А. П. Окладникова было обследовано левобережье Амура от Сретенска до Благовещенска. Позднее под его началом, затем под руководством академика А. П. Деревянко на территории Амурской области работали учёные-археологи из многих научно-исследовательских институтов. О работе археологов рассказывают экспедиционные фотографии, документы на право проведения работ, полевые дневники и другие материалы.
Всего на территории Приамурья учёными открыто около 3000 памятников археологии (древние стоянки, городища, могильники), которые позволяют проследить периоды развития археологических культур, начиная с древнекаменного века и до позднего средневековья.
Эпоха раннего палеолита представлена в экспозиции грубыми рубящими каменными орудиями труда (чопперы, чоппинги). С периодом верхнего палеолита знакомят предметы (дисковидные нуклеусы, бифасы и др.), относящиеся к селемджинской археологической культуре. Неолит Приамурья представлен несколькими археологическими культурами: громатухинской; новопетровской и сменившей её осиноозёрской. В витринах размещены более совершенные, по сравнению с предыдущим периодом, каменные орудия труда: тесловидно-скребловидные орудия, наконечники стрел и копий, топоры, тесла, долота, сверла и др. С неолитическим искусством знакомят копии древних наскальных изображений, орнаменты на керамических сосудах, скульптурные изображения людей и животных[13].
Археологические исследования показали, что древние обитатели Приамурья от каменных орудий сразу перешли к заимствованным извне, а затем изготовляемым самостоятельно железным орудиям. К урильской культуре - наиболее древней культуре раннего железного века относятся кельт и крица[15].
Средневековый период в развитии человеческого общества представлен предметами, относящимися к михайловской археологической культуре и культуре мохэ - троицкой и найфельдской группам. Рядом с сосудами размещены изготовленные из железа орудия труда и вооружения: топоры, ножи, наконечники стрел и копий, острога, гвозди.
Центральное место в зале археологии занимает макет жилища племён мохэ. С IX в. н.э. амурские мохэ стали именоваться чжурчжэнями, а с XVII в. пришедшие на Амур русские казаки называли их уже дючерами.
Разнообразные археологические находки: железный топор, костяная мотыга, керамические грузила, дольчатые сосуды, серьги бронзовые с позолотой, подвески бронзовые, наборный пояс - дают представление о материальной культуре амурских чжурчженей.
В XIII в. на Амуре появляется новая народность - дауры, их поселения располагались в районе верхнего и частично среднего Приамурья.
Совместное существование монголоязычных дауров и тунгусо-маньчжурских народностей привело к созданию особой археологической культуры - владимировской. В экспозиции эта культура представлена ювелирными украшениями (бронзовые серьги со стеклянными подвесками, крупные бусы из стекла и камня, бронзовые пуговицы), сельскохозяйственными орудиями труда (мотыга, лемехи и отвал плуга, фрагмент ручного жернова).
В IX - XVII вв. в искусстве племен Приамурья прослеживается влияние культур Китая и Японии. Экспозицию зала археологии завершает один из наиболее интересных экспонатов музея – каменная скульптура Будды, найденная на территории Амурской области в 2004 году.
В XVII в. первые русские землепроходцы встретили на территории Приамурья немногочисленные племена не только дауров, но и эвенков, нанайцев – потомков и носителей культуры древнейших обитателей нашего края[12].
Один из этнографических комплексов музея рассказывает об эвенках - коренных жителях севера Приамурья. Центральное место в комплексе занимает макет чума - традиционного жилища эвенков. Рядом с чумом – предметы, отражающие особенности кочевого быта эвенков - оленеводов и охотников: разнообразные орудия для охоты, одежда из шкур изюбра, сумы, детская колыбель и другие.
Другой комплекс посвящён быту нивхов – коренных жителей нижнего Приамурья. Здесь можно увидеть плащ - дождевик из осоки, берестяную шляпу, детские ноговицы из рыбьей кожи, капкан, колчан для стрел, лук - самострел, макет лодки «оморочки», изготовленный ещё в 1893 г. и другие предметы.
Господствующим верованием у многих коренных народов Дальнего Востока был шаманизм - вера в духов. В экспозиции размещён уникальный костюм даурского шамана, поступивший в музей в 1901 году. Даурские шаманы носили шапки, увенчанные натуральными или железными рогами оленя.
Среди шаманских атрибутов - кафтан, нагрудник, шапки, колотушка. Представления о шаманизме дополняют фотографии древних обрядов, макет лабаза, ритуальное блюдо из рога лося, различные амулеты[11].
В Хабаровском крае единственное национальное удэгейское поселение расположено в 250 км от г. Хабаровска, на правом берегу р. Хор. Автомобильная доступность. В селе имеется небольшой этнографический музей под открытым небом, этно-культурный центр "Солнце"национальный ансамбль "Сугакпай" (Лучи солнца)[12].
Туристический хит края пещера Прощальная, находится в 57 км от поселка Солонцовый.
Настоящим экскурсом в историю служат галереи наскальной живописи. Самыми признанными являются писаницы у села Сикачи-Алян. Это изображения на бальзатовых валунах и прибрежных скалах правобережья Амура. Возраст петроглифов сикачи-алянской группы от 9 до 4 тыс. лет. В настоящий момент в крае созданы районные этнографические центры, которые всегда можно посетить. В них возрождаются и воссоздаются традиции малых народов. "Медвежий праздник" – это выступление обрядовых театров. Уникальнейшим экспонатом Хабаровского края является скелет морской коровы Стеллера, обитавшей у берегов Командорских островов и истребленной в ХVIII веке. Среди экспонируемых полезных ископаемых есть исключительные редкости: большие друзы кварца, пирита и других соединений, а также осколки обнаруженного недавно метеорита Хабаровск и обломки знаменитого Сихотэ-Алиньского. Одним из древнейших хвойных деревьев на земле является тис остроконечный- археологическая жемчужина Хабаровского края[13].
Рыбалка, охота. Особенно популярна у туристов спортивная рыбалка на тайменя, симу, ленка в сочетании со сплавом по горно-таежным рекам. На территории края установлено 6 мировых рекордов по ловле тайменя, кунжи (IGFA). Охота в девственных лесах Дальнего Востока на крупных хищников занятие для смелых людей. Основными объектами охоты являются бурый медведь, снежный баран[7].
Музеи города Хабаровска. Краевой краеведческий музей им. Гродекова 177 тыс. экспонатов. Имеет 7 филиалов в крае. Экспозиция уникальной коллекции фауны и флоры Дальнего Востока, этнографии коренных народов и славянских переселенцев, панорама «Волочаевский бой». Является исследовательским центром Дальневосточного региона. Дальневосточный художественный музей Более 1000 экспонатов из лучших музеев страны - Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и иных собраний - составили основу дальневосточной художественной коллекции.
Дальневосточный художественный музей - это единый полифункциональный организм, региональный центр научно-исследовательской, экспозиционной, методической, выставочной и кураторской работы в области изобразительного искусства,
Коллекция музея состоит из 12 тыс. экспозиций. Есть работы V века до н,э„ произведения западноевропейских мастеров XV-XIX столетия, русских мастеров XV-XX веков, мастеров народов Приамурья, древнерусское искусство, Военно-исторический музей Краснознаменного Дальневосточного военного округа. Более чем 12 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории округа с момента его создания и до настоящего времени,
В залах музея представлены основные этапы истории округа:
- освоение дальневосточных земель, их вооруженная зашита в дореволюционный период до 1917 года;
- гражданская война 1918-1922 гг. и иностранная военная интервенция;
- дальневосточники на фронтах Великой Отечественной войны;
- войска округа в современных условиях,
В фондах музея находятся коллекции боевых знамен периода гражданской и Великой Отечественной войн, отечественного и зарубежного огнестрельного и холодного оружия, орденов и медалей СССР, обмундирования и снаряжения, образцов боевой техники, произведения живописи, военно-политического плаката и графики.
Наскальные рисунки. В числе археологических памятников поразивших воображение первых исследователей Дальнего Востока, были древние рисунки вблизи национального нанайскаго села Сикачи-Алян, что расположено в 75 км от г.Хабаровска ниже по течению Амура. Путешественников влекут огромные глыбы базальта, которые длинными валами громоздятся вдоль скалистого берега Амура. Эти глыбы- свидетели детства нашей планеты- несут на себе печать творческого замысла, открывают странный и вместе с тем увлекательный, фантастический мир древнего искусства. Тысячелетия сгладили острые грани базальтовых глыб, отшлифовали их поверхность, но не смогли стереть глубокие полосы, выбитые рукой неведомого художника древних времен. В древних изображениях на валунах и скалах Сикачи-Аляна отразилась
длительная и сложная история Амурского края. С нами говорят через тысячелетия своеобразным и по-своему выразительным языком бесчисленные поколения обитателей берегов великой азиатской реки.
На базальтовых глыбах выполнены способом глубокой желобочной выбивки с помощью каменных инструментов рисунки масок, зверей, антропоморфных изображений, птиц (всего около 300 изображений). Наиболее древние рисунки датированы эпохой раннего неолита (7-6 тысячелетий до н. э). Изучение этих загадочных рисунков на берегах Амура ещё продолжается и будет продолжаться поколениями учёных- археологов, искусствоведов, историков. Первые сведения о сикачи- алянских наскальных рисунках появились в 70-х годах XIX века. Были исследованы Б. Лауфером- американским востоковедом XIX века. В 1919 году во время своего путешествия по Сибири сикачи- алянси рисунки осмотрел известный японский историк, этнограф и археолог Тории Рюдзо. Посетили петроглифы известные исследователи Л.Я. Штернберг, В. К. Арсеньев. Получили мировую известность после исследований А. П. Окладникова в 1935 году.
Река Амур- одна из крупнейших рек в мире, в экологическом реестре которой 108 видов и подвидов рыб. Вся история края неразрывно связана с Амуром. Образуется от слияния рек Шилки и Аргуни. Впадает через Амурский лиман в Татарский пролив и Сахалинский залив в Охотское море. Длина от слияния Шилки и Аргуни 2824 км, от истока Аргуни 4444 км. В пределах Хабаровского края 1534 км. Расход воды у г. Хабаровска 8600 куб. м3/сек, в устье - 11330 куб. м3/сек. Долина реки Амур на территории Хабаровского края характеризуется большим разнообразием природных условий, наличием археологических и исторических объектов. Это и лотосовое озеро, и древние, хорошо сохранившиеся вулканы, живописные и редкие на земле подпрудные долинные озёра, Тыркинский утёс со следами маньжурского храма XV века, петроглифы Сикачи- Аляна, Шереметьева и Кии, Большехехцирский заповедник и др[7].
Информация о работе Развитие этнографического туризма в Хабаровском крае