Развитие этнографического туризма в Хабаровском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - охарактеризовать перспективы развития этнографического туризма в Хабаровском крае. Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи: определены особенности современного состояния этнографического туризма и выявлены основные черты его организации, проанализированы перспективы развития этнографического туризма в Хабаровском крае.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………6
1. Этнографические аспекты развития Хабаровского края…………………..……………….….…7
1.1 Этнографический туризм в России……………………………………………………..………..….…..7
1.2 Государственная инициатива в отношении этнографического туризма………….8
1.3 Проблемы современного этнографического туризма………………………………………..12
2. Развитие этнографического туризма в Хабаровском крае………………………………………14
2.1 Краткая характеристика Хабаровского края…………………………………………………………14
2.2 Развитие туризма в Хабаровском крае…………………………………………………………………19
2.3 Анализ этнографического туризма в Хабаровском крае…………………………………….23
3. Разработка рекомендаций по развитию этнографического туризма в Хабаровском крае……………………………………………………………………………………………………………………………………………..28
3.1 Проблемы развития этнографического туризма в Хабаровском крае……………28
3.2 Разработка и предложения развития этнографического туризма в Хабаровском крае…………………………………………………………………………………………………………………………………………….29
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………….38
Список литературы …………………………………………………………………………………………………………39
Приложение А……………………………………………………………………………………………………..………….41
Приложение В……………………………………………………………………………………………………………..….41
Приложение С……………………………………………………………………………………………………………..….42
Приложение D……………………………………………………………………………………………………………..….42
Приложение E……………………………………………………………………………………………………………..….43

Вложенные файлы: 1 файл

Этнографический туризм в Хабаровском крае.doc

— 639.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Разработка  рекомендаций по развитию этнографического туризма в Хабаровском крае

     3.1 Проблемы развития этнографического туризма в Хабаровском крае

Хабаровский край отличается своим биологическим и этнографическим богатством, своими историческими памятниками. Практически в каждом районе края найдётся то, что может привлечь даже искушенного туриста. Это и всемирно известные петроглифы Сикачи- Аляна (Хабаровский район) и озеро Амут (Комсомольский район), и Чукчагирское озеро (район им. Полины Осипенко) и царская дорога (Верхнебуреинский район) и многое другое. Но проблема в том, что порой сами жители того или иного национально села не знают о возможности организации этнотуризма (аборигенного туризма). Возможностей много, но главное найти точки соприкосновения сельчанами, которые могли бы выстыпать гидами- проводниками, и туристами. Аборигенный туризм сегодня - это не просто ещё один способ развлечения и зарабатывания денег. Для коренных малочисленных народов он может стать тем видом деятельности который поспособствует решению вопроса по безработице на местах, сохранению национальной культуры. И ещё он привлечёт внимание к самим жителям, к их самобытности. Один из вариантов организации туризма самими сельчанами (даже отдельной семьей) может стать аграрный туризм. В нём могут быть задействованы и национальные жилища, и предметы быта, и демонстрация национальных обрядов и праздников, национальный фольклор и декоративно- прикладное искусство, приготовление и дегустация национальных блюд. И для самих коренных малочисленных народов это вполне привычные и даже обыденные вещи, но для потенциальных туристов это экзотика. Факт присутствия в месте компактного проживания того или иного коренного народа (например в селе Сикачи-Алян, где почти всё население- это нанайцы производит неизгладимое впечатление на людей впервые там побывавших). Для России аборигенный и экологический туризм- явление относительно новое, но хорошие примеры успешной реализации проектов уже имеются на Камчатке и Алтае. Теперь очередь Хабаровского края, располагающего уникальным природным потенциалом, национальная культура которого представлена восьмью этносами.

По примеру североамериканских индейцев, айнов Японии в крае целесообразно создание этнотуристических, культурно- исторических комплексов в виде «деревни коренных жителей Севера» с традиционными постройками. По существу, такого типа комплексы являются музеями под открытым небом. В экспозицию могут быть включены реконструкции жилищ предков коренных жителей Севера, предметы быта, одежда утварь, орудия труда, предметы культа, демонстрация традиционных промыслов, декоративно- прикладного искусства (вышивка, аппликация, резьба по дереву, работа с берестой и пр.) с учётом национальных, исторических и местных традиций, особенностей мировоззрения. Привлекательны иной тип человеческих отношений, система ценностей, отличающиеся от западных стереотипов. Представители коренных малочисленных народов Севера органично выступали бы в роли экскурсоводов, рассказывающих туристам, детям и молодёжи об истории родины. Посетителям предлагается сувенирная продукция, блюда национальной кухни, лекарственные травы, аудио- и видеозаписи, компакт- диски этнографического и историко- культурного содержания.

3.2 Разработка  и предложения развития этнографического  туризма в Хабаровском крае         

В Хабаровском крае множество  уникальных явлений (памятников истории  и природы, редких животных, архитектурных  сооружений). Каждое из них может  быть названо «чудом», но о большей  части из них знают сейчас только жители близлежащих населенных пунктов. Между тем такие «чудеса» могут служить предметом гордости для всех дальневосточников.

Гора Шаманка - два  пика белого известняка и мрамора  отражаются в глади озера. С белой  каменной породой эффектно контрастирует  ярко-красный лишайник. Эту гору иначе называют Бурханом – Богом. Если верить нанайской легенде, эта скала на берегу- на самом деле - окаменевшая под воздействием магии великая шаманка. Если вглядеться, можно увидеть ее лицо, а, если прикоснуться к камню- можно почувствовать, что он теплый. Скала теплее остальных камней примерно на 10 градусов, и научного объяснения этому пока не найдено. На Шаманке растут цветы, каких нет больше нигде в округе, и точно установлено: стоит сорвать хоть один цветок- погода обязательно поменяется: Шаманка при жизни была кокеткой и до сих ни с кем не хочет делиться украшениями. Гора Шаманка – это мыс острова Ольхон, самого большого на Байкале. Красивейшая легенда гласит, что мыс Бурхан – земная резиденция великого духа Хан Хутэ-баабая. Два других его призрачных дворца находятся один – на небесах, другой – под землею. Мыс соединен с островом узким перешейком, а внутри того пика, что ближе к берегу, есть сквозная просторная пещера. Необыкновенная красота мыса внушала трепет бурятам, с давних пор селившимся на Ольхоне, и Шаманка так и названа потому, что являла собой важнейший центр шаманизма. Только шаману дозволено было заходить в пещеру, и внезапное его появление с другой стороны на самом пике горы потрясало свидетелей этого чуда. Возможно, прохождение через пещеру было частью обряда инициации, в котором вход и выход символизируют смерть и возрожденье[9]. Священная пещера, обиталище древних духов, вызывала такое почтение, что даже проходящим мимо коням обвязывали копыта кожей, чтобы приглушить цокот. Можно было проехать мимо горы только на санях или лыжах, но никак не на транспорте на колесах. Особенно строго был запрещен доступ к пещере женщинам и детям. В роще неподалеку от мыса было кладбище шаманов, тоже почитавшееся как святыня. Другое название мыса – Бурхан – связано с более поздней его историей, когда остров стал большим буддистским центром, оставаясь при этом и оплотом шаманизма. Археологические находки говорят о древней богатой истории Шаманки. Здесь найдены и наскальный рисунок, похожий на бубен, и надпись на языке, близком к языкам Тибета. Время, когда были созданы эти надписи и рисунки, ученым пока неизвестно. Особенно много следов былых цивилизаций скрыто на перешейке, соединяющем остров с мысом[2].

Согласно еще одной  легенде, неподалеку от горы Шаманки  находится и могила Чингисхана, однако вряд ли эти сведения надежны.

Северный олень - это не просто домашнее животное, это- основа жизни всех северных народов. Каждому эвенку при рождении дарили молодую оленицу, и, когда ребенок вырастал, у него уже было целое небольшое стадо. Эвенки жили там, где было много оленьего корма - ягеля, они мерили богатство оленями, и представить свою жизнь без оленей эвенки просто не могли. Когда северные народы пытались приучить к оседлой жизни, ничего хорошего не вышло: оторванные от своего спутника и покровителя- северного оленя- эвенки быстро спивались и опускались. Сейчас в тундре снова растут оленьи стада: эвенки возвращаются к своему привычному образу жизни.

Николаевские останцы - невозможно поверить, но эти крепости- просто остатки вулканической лавы, которые “обтесал” суровый ветер Николаевского района. Такие “останцы” частенько встречаются в местах прошлых извержений вулканов, но они всегда единичны, а чтобы их было так много. Целый древний город[23].

Петроглифы Сикачи-Аляна - когда-то вся Земля была очень  горячая, и камни плавились от жары. Боги забавлялись этим и рисовали пальцами на расплавленных камнях забавные рожицы. Потом великий охотник  спас Землю от нестерпимого жара, а  рисунки богов так и остались. Так гласит нанайская легенда. На самом деле никто не знает, как появились рисунки на камнях- они гораздо более древние, чем самая старая нанайская сказка. Петроглифы Сикачи-Аляна появились в то же время, что и древнейшие египетские пирамиды, и они еще более загадочные.

Горный хребет Дуссэ-Алинь - это “затерянный мир” посреди  Хабаровского края. Район представляет собой труднодоступное горное плато, на котором скрыта от человеческих глаз горная страна: чистейшие озера, красивейшие водопады, уникальные животные. Так называемый “ленок пучеглазый” водится только там, в озере ледникового происхождения Карбахон. Как и книжный “затерянный мир”, Дуссэ-Алинь покоряется только самым отважным. Путь туда далек, труден и опасен, но тот, кто  все-таки доберется до горного плато, будет вознагражден зрелищем сказочной красоты[13].

Река Амур - в общемировом рейтинге рек она занимает девятое место по протяженности, 4444 км и десятое – по площади бассейна, 1,85 млн. кв. км. Образуется в результате слияния рек Шилка и Аргунь на территории Читинской области. Наиболее крупные водные объекты бассейна - реки Зея, Бурея, Сунгари, Уссури, Амгунь, озеро Ханка.

Пространственно бассейн  располагается на территории трех государств – России (53 % площади бассейна), Китая, Монголии (47 %). С этой точки зрения Амур имеет трансграничное и международное значение. В бассейне р. Амур на территории России, Китая и Монголии проживает свыше 75 млн. человек, более 90 % населения приходится на долю КНР. Это предопределяет сложности в установлении согласованного режима охраны и использования водных, биологических и иных ресурсов, не говоря о проектах хозяйственного развития. Амурский бассейн характеризуется высоким ландшафтным разнообразием: это, прежде всего, дальневосточные прерии Ханкайской низменности и богатые кедрово-широколиственные леса Сихотэ–Алиня, альпийские тундры Станового хребта и Даурские степи. Ценнейшими Амурскими ландшафтами являются водно-болотные угодья широким зеленым поясом тянущиеся вдоль всего Амура и крупных притоков. Амурский водно-болотный комплекс является местом воспроизводства рыбных стад и важнейшим миграционным коридором для миллионов птиц. Как объект общемировой ценности водно-болотный комплекс Амура был признан одним из самых приоритетных пресноводных экорегионов Планеты[12].

Хэй-лун-дзян (река Черного  дракона) - так называют Амур китайцы, справедливо подметившие когда-то ее темные воды и извилистость русла. Существует одна оригинальная теория, объясняющая происхождение слова "амур". Она уволит нас в глубину  человеческой истории. По мнению некоторых исследователей, слово "амур" могло произойти от имени первобога Ура (эллинский вариант - Уран). Бог Ур присутствует и в названии проторусской столицы - Ура, и в победном кличе русских "ура", и в названии самого народа - урусы (то есть русские). Вошел "ур" и в название реки Амур.

Древние жители считали, что Амур- это огромный дракон, заснувший  на песке. Прибрежные ивы- его чешуя, поэтому шаманы делали из ивовых веток  свои магические украшения. Амур- и  в самом деле особенная река, не похожая ни на какую другую. Он постоянно чуть-чуть меняет русло, как будто дракон поворачивается во сне. Дракон дарит несметные богатства- уникальные виды рыб. Во время Великой Отечественной войны амурские жители не голодали так, как жители более западных областей страны- исключительно благодаря амурской рыбе. До сих пор в амуре водится дракон настоящий- доисторическая рыба калуга (самая крупная в мире речная рыба- до тонны весом). Люди, конечно, вели себя плохо, пока дракон Амур спал: рыбы осталось в реке мало, вода грязная, но, если мы возьмемся за ум, восстановим поголовье калуги и уменьшим количество вредных отбросов, Амур останется таким же величественным, каким был тысячи лет[21].

Киинские писаницы (петроглифы) - один из шести памятников “письменного творчества” древних жителей Приамурья. Писаницы менее “раскручены”, чем петроглифы Сикачи-Аляна, но не менее ункальны. Выдолбленные на скалах рисунки поражают точностью линий. Ученые ДВ отделения Академии наук даже “поставили эксперимент”: фотографии киинских петроглифов они превратили в компьютерную модель. Так вот, модель оказалась такой правильной, что практически невозможно предположить, что рисунки делались без применения точных измерительных приборов. Это- несколько тысяч лет назад (“древность” рисунков доказана)! Выходит, жители Приамурья были не менее цивилизованны, чем строители египетских пирамид!

Раскопки на Хехцире - Хехцирский археологический район - все равно что раскопки Древнего Рима посредине Рима современно: это  совсем рядом с шумным Хабаровском, в двух шагах от заброшенного дачного поселка, и каждый метр вглубь земли- это один шаг вглубь веков. Почва здесь буквально напичкана остатками Осиповской культуры. Видимо, это и есть самая древняя цивилизация на Амуре, а названа она Осиповской в честь расположенной неподалеку Осиповки. Такое вот смешение прошлого и настоящего. И всё - у нас под ногами.

Ледяная пещера Кодзяма. Спуститься в пещеру Кодзяма- это совершить  экскурсию в загробный мир. Естественно, что такая экскурсия совершается не торопясь, обстоятельно, с совершением множества обязательных ритуалов. Экскурсоводы из числа местных жителей по сложившейся традиции ведут любителей экстрима сначала к одной священной скале, потом к другой: если по дороге их не посетить, возвращение из-под земли не гарантируется.

Амурские столбы. находится  около пос. Нижнетомбовский, расстояние между ними около 25 километров, и  главное препятствие – их разделяет  река Амур. Подойти или подьехать  к Амурским столбам можно или  по дороге, или по реке на судне «Комета». Рядом с поселком проходит дорога с регулярным автобусным сообщением. По реке постоянное движение рейсовых теплоходов. Ветка для поездов заканчивается в этом направлении в городе Комсомольск на Амуре. Активное движение с рюкзаком нужно начинать после переправы на катере на другую сторону Амура. Место называется "Опытное поле". Дома, есть колодец. Удобная поляна для размещения лагеря на берегу Амура. Точно не известно: то ли это природа сотворила такое чудо, то ли древние амурские люди- совсем как древние египтяне- умудрились установить таких колоссов. Нанайцы считали, что это окаменевшая семья великого шамана. О том, как именно она окаменела, рассказывает множество легенд.

Болоньский заповедник. Государственный природный заповедник "Болоньский" был создан 18 ноября 1997 года постановлением Правительства РФ от 18 ноября 1997 года № 1444. Заповедник находится в наиболее низкой части Средне-Амурской низменности и охватывает низовья (устьевую часть) бассейна р. Симми и ряда других, впадающих с запада в оз. Болонь. Заповедник расположен в Амурском и Нанайском районах Хабаровского края. Заповедник создан в первую очередь с целью охраны ценных водно-болотных угодий Приамурья - мест гнездования и пролетных скоплений многих видов птиц. Охраняются малонарушенные широколиственные леса и болота с ценной, во многом эндемичной флорой. Заповедник расположен вокруг заповедного озера Болонь, в котором, если верить нанайским сказкам, водятся водяные драконы- пуймуры. Пуймуров, правда, давно уже в этим местах не видели, зато в заповеднике сохранилось великое множество редких растений и животных. Чтобы до них добраться, съемочной группе пришлось ехать на вездеходе: другой вид транспорта через таежные дебри не пройдет[27].

Гора Ко (Ведьмина гора) высотой 2003 метра находится на юге Хабаровского края и образует наивысшую точку хребта, формирующего северную границу бассейна реки Катэн в ее верховьях. С горы Ко берет начало река Ко — правый приток Катэна. На топографической двухкилометровой карте юго-востока Хабаровского края вершина Ко и близлежащие вершины отмечены обширными пятнами гольцов. Гора удалена от населенных пунктов и посещается туристами редко. Экспедиции на Ко в прошлом столетии обычно забрасывали вертолетом. Из картографического обеспечения экспедиции в наличии была только вышеупомянутая двухкилометровая карта. Более подробные километровые карты района в период подготовки экспедиции достать не удалось. GPS-приемника на тот момент в распоряжении участников экспедиции также не было, так что задачи навигации пришлось решать классическими методами. Древние люди считали, что на этой горе живут злые духи, и обходили ее стороной. Прошли тысячи лет, но гору все так же обходят стороной. И правильно делают: на ее склонах регулярно гибнут смельчаки, все-таки рискнувшие ее покорить. Склоны усеяны каменными “шипами”, погода меняется в течение нескольких секунд, чаще всего висит густой туман, ориентироваться на местности очень сложно. Заблудиться и “попасть к злым духам”- пара пустяков. Тем не менее ученые считают гору Ко “жемчужиной Сихоте-Алиня”. А уфологи уверены, что гора Ко- это стартовая площадки инопланетных кораблей, которые замаскировали свой космодром среди каменистых вершин и кедрового стланника. Опровергнуть это или, наоборот, найти доказательства пребывания на Ведьминой горе Чужих - пока никому не удалось[26].

Информация о работе Развитие этнографического туризма в Хабаровском крае