Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:04, дипломная работа
Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.
Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1.1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
1.2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
1.3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96
3.2. разработка и внедрение ЛЫЖНЫх МАРШРУТов
ЛЫЖНЫЙ МАРШРУТ «Из Европы в Азию и обратно»
1. По Северной железной дороге до станции Печора (от Москвы 40 часов).
2. На самолете от города Печора до селения Подчерье (1 час).
3. На автомашине от Подчерья до селения Усть-Щугор, 50 км (2 часа)
4. На лыжах от Усть-Щугора по Сибиряковскому тракту (61 км) и вверх по Щугору (72 км) до метеостанции Верхний Щугор. Всего 133 км (6 дней).
5. От метеостанции Верхний Щугор вверх по долине реки Торговая до бывшей базы геологов Торговая, 49 км (2 дня).
6. От базы Торговая через
7. От базы Неройка через
8. От базы Вангыр вверх по реке Правый Вангыр и через перевал до реки Харота, 16 км (1 день).
9. Вниз по рекам Харота и Ягуней (22 км) и вдоль восточного склона хребта Курсомбай до реки Косью (27 км). Всего 49 км (2 дня).
10. Вниз по долине Косью до
станции Косью Северной
Тип похода |
Категорийность |
Протяженность |
Продолжительность |
Сроки проведения |
Лыжный |
I- II |
404 км |
19дн |
апрель |
Маршрут проходит в основном по редко посещаемым туристами-лыжниками юго-западным и юго-восточным районам Приполярного Урала с двукратным пересечением Исследовательского хребта через сравнительно легкие перевалы. Туристы познакомятся с суровой зимней природой горнотаежного и гольцового поясов одного из наиболее красивых и высоких районов Урала, пройдут по давно заброшенным зимним трактам и у геологов смогут ознакомиться с добычей горного хрусталя. Маршрут интересен в познавательном и спортивном отношениях. Значительную часть пути группа будет идти через тайгу и долинами рек по рыхлому, глубокому снегу, в котором лыжи проваливаются до 50-60 см. Нередко придется преодолевать лесные завалы, крутые подъемы, спуски, участки рек, покрытые наледями, значительные безлесные пространства на перевалах. На маршруте предусмотрены пункты (база Неройка и другие), где можно пополнить запасы продовольствия. Длина ненаселенных участков достигает более 100 км.
Маршрут имеет варианты сложности прохождения. Наиболее сложный вариант рекомендуется физически сильным, опытным и схоженным туристским группам.
Если группа решит совершить восхождение на одну из вершин в районе базы Неройка, перед восхождением нужно получить на базе метеосводку (ПРИЛОЖЕНИЕ №3, карта маршрута).
Начальный пункт маршрута Усть-Щугор стоит на высоком левом берегу Печоры в 2 км ниже устья ее крупного притока Щугора. Селение существует около 100 лет: в нем примерно 30 домов, имеется магазин, пекарня, гидрометеостанция, почта. В доме, где теперь находится почта, жил известный общественный деятель Коми, поэт, драматург и композитор В. А. Савин (Виттор Нёбдинса, 1888-1943). С высокого берега Печоры на восток открывается вид на бесконечные, занесенные глубоким снегом таежные леса.
От Усть-Щугора группа выходит на просеку Сибиряковского тракта, начинающегося на правом берегу Печоры, в 2 км ниже селения. По тракту следует идти
8 км до Щугора, а потом вверх по реке до Нижних ворот (9 км), которые очень живописны не только летом, но и зимой. Отвесные известняковые скалы с обеих сторон высоко поднимаются над рекой. Местами скалы прорезаются глубокими ущельями, заросшими хвойным лесом. Лес растет и наверху - высокий, стройный, с ветвями, запорошенными снегом. От ворот туристы идут вверх по Щугору до деревни Мичабичевник (8 км),
состоящей из двух жилых и двух нежилых домиков.Упрощенный вариант предполагает ночевку в деревянных домиках, сложный - ночлег в тайге. От Мичабичевника идете обратно вниз по Щугору (1 км), а потом 2 км на юг через тайгу по долине небольшого ручейка до Сибиряковского тракта. В этом месте просека старого, давно заброшенного
тракта проходит с северо-северо-запада на юго-юго-восток.
Тракт был построен иркутским промышленником А. М. Сибиряковым в 1885 г. для
перевозки дешевого сибирского хлеба и других товаров из Западной Сибири в Печорский край и в Западную Европу. Начинался он от деревни Щекурья на Ляпине, куда товары доставлялись пароходами по Оби, Северной Сосьве и Ляпину и перевозились на лошадях и оленях через горы, тайгу и болота в Усть-Щугор на Печоре. По тракту ездили только зимой, когда морозы сковывали зыбкие болота и быстрые речки. 1000 оленей были назначены только для протаптывания дороги по всему волоку от Печоры до Ляпина. Тракт представлял собой 180-километровую просеку шириной 6 м, с деревянными гатями на болотах и 5 промежуточными станциями для отдыха ямщиков. Через главный водораздел Уральского хребта тракт проходил по невысокому лесистому перевалу Крест в истоках реки Сертынья (бассейн Ляпина).Большой деревянный крест на перевале сохранился до наших дней. В дальнейшем Сибиряков предполагал сделать тракт колесным, для круглогодичной его эксплуатации, но постройка железной дороги из Западной Сибири через Урал в Европейскую Россию открыла возможность вывоза сибирского хлеба в Западную Европу. Хлеб в Сибири сразу подорожал, переправа его по тракту стала невыгодна, и тракт был заброшен.
Выйдя на прямую просеку тракта, группа идет по нему вначале на юго-юго-восток до речки Катя-Ель (4 км). За речкой просека вскоре поворачивает на восток и через 27 км пересекает Щугор. Местами она хорошо сохранилась и просматривается далеко вперед, но там, где на ее пути встают болота, теряется, и ее приходится искать. Издали просека иногда хорошо просматривается по пониженной верхней кромке леса напротивоположном крае болота. Если идти прямо по руслу Щугора, то, несомненно, путь будет красивее и снег менее рыхлый и глубокий, чем на тракте, но расстояние увеличится на 53 км. При
движении по тракту рекомендуется применять способ хождения по снежной целине «первый без рюкзака»: идущий впереди сбрасывает рюкзак и прокладывает лыжню налегке; основная нагрузка при этом ложится на идущего следом за ним уже с рюкзаком. Пройдя 5-8 минут, в зависимости от сложности пути и глубины снега, первый сходит с лыжни, пропускает группу, а сам по лыжне возвращается назад за рюкзаком; в то время
как группа передвигается дальше, второй оставляет рюкзак, прокладывая лыжню, и т. д.
Снова на Щугор тракт выходит в 5 км ниже устья его левого притока - Гердью, откуда группа идет вверх по Щугору до устья Тельпоса (34 км). Этот участок очень красивый: берега высокие, обрамлены густым хвойным лесом. Там, где Щугор прорывается через
Овинпарму, известняковые скалы обрываются отвесно к реке. Выше устья Тельпоса Щугор течет в широкой лесистой долине. Местами русло разбивается на рукава, образующие невысокие, поросшие березовым лесом острова.
В 12 км выше устья Тельпоса группа проходит мимоустья правого притока Щугора - реки Глубник. Справа по ходу совсем близко поднимается громада Тельпосского хребта, наибольшие вершины которого зимой почти всегда закрыты облаками. Но вот и устье Торговой, от которого до метеостанции Верхний Щугор 7 км. Здесь после тяжелого пути по глубокому снегу рекомендуем остановиться на ДНЕВКУ.
В низовье долина Торговой достигает ширины 3-4 км. Вдоль правого берега на север уходит высокий безлесный хребет Торговейиз (до 1297 м) - южный отрог
Исследовательского хребта. Вдоль левого берега в том же направлении тянутся более низкие горы, поросшие вдоль подножия смешанным лесом из лиственницы, кедра, пихты и березы. Первые 7 км пути от устья в русле Торговой много рукавов и островов, поросших молодым березовым лесом; в сужении русла встречаются наледи. Снег в долине рыхлый, лыжи проваливаются на глубину до 40 см. Выше впадения небольшого левого притока Варьян-Салея Торговая течет в одном русле, лес становится разреженным, а снег более плотным и лыжи проваливаются меньше, чем в низовье реки (до 20 см).
Выше устья Педыя долина Торговой расширяется, горы несколько отступают от реки. Лес становится еще более разреженным и напоминает парк с редко стоящими группами берез, елей, кедров и лиственниц. Чем выше идешь по долине, тем реже встречается кедр; преобладают береза и лиственница. С прямых продольных плесов реки открывается красивый вид на север: высоко в небо поднимаются заснеженные, с крутыми склонами, изъеденные карами вершины хребта Торговейиз, среди которых гора Пыртыдырма достигает 1297 м над уровнем моря. Левый берег Торговой здесь более крутой и скалистый, чем правый. В 24 км выше устья Педыя на левом берегу расположена заброшенная база геологов -Торговая, состоящая из трех рубленых домов с русскими печками. Ныне турбаза «Торговая», где имеется баня, запас продовольствия и дров, а так же связь по рации. Березово-лиственничный лес близ базы кончается. В отдельные годы высота снежного покрова достигает тут 3-4,5 м, но снег под действием ветра становится настолько плотным, что лыжи не проваливаются. От базы надо следовать 4 км в северо-восточном направлении (азимут 45°) к водоразделу, отделяющему долину Торговой (Европа) от долины Пуйвы (Азия). Летом от базы через перевал проходит торная тропа,
но зимой она заметена снегом.
Водораздел представляет собой обширное, относительно ровное голое плато без единого кустика. Подъем пологий. Высота перевальной седловины 775 м над уровнем моря. С перевала на севере в верховьях Торговой видны суровые, крутые склоны, кары и цирки горы Кефталык; на востоке, сливаясь с горизонтом, расстилается неровная зеленая поверхность тайги.
Спуск в долину Пуйвы вначале пологий. В 2,5 км от водораздела группа пересекает долину ручья Кефталык-Шор и, следуя в том же направлении 3,5 км, за полчаса
подходит к занесенной снегом долине ручья Неринея. Спуск по ручью (3 км) до Пуйвы очень крутой, идти приходится по глубокому, рыхлому снегу. По долине Пуйвы, в
верховье которой находится одноименная база геологов (часть базы можно арендовать и переоборудовать под туристский лагерь, необходима аренда техники – везжеходов и внедорожников), из Саранпауля тянется санно-тракторная дорога. Двигаться по ней тяжело: лыжи разъезжаются и плохо скользят. По дороге до базы 10 км. Ущелье Пуйвы очень красиво, но сурово: справа и слева крутые скалистые склоны хребтов, мохнатые, занесенные снегом деревья, в русле реки искрящиеся на солнце наледи, а местами открытые участки темной бурлящей воды.
Десяток домиков базы расположен у верхней границы леса. Здесь есть электричество, рация, баня, столовая. От турбазы «Торговой», где можно заночевать, до базы Пуйва 23 км; при хорошей погоде это расстояние на лыжах проходят за 5 часов. Дальнейший путь к базе геологов Неройка составляет 14 км. Вначале надо идти по левому берегу левого
истока Пуйвы к крутосклонному перевалу (30°) в долину реки Кобылаю. Снег на его склонах очень плотный и свободно выдерживает человека. С широкого платообразного перевала (760 м) на северо-западе открывается суровая панорама заснеженных остроконечных вершин Исследовательского хребта (Хусейка, Неройка и др.). Пройдя по плато на север примерно. 700 м, группа спускается по крутому склону в глубокое, поросшее березово-лиственничным лесом ущелье реки Хусь - правого притока Кобылаю.
От устья Хуси к базе Неройка можно пройти по долине Кобылаю (3,5 км) и далее по санно-тракторной дороге, идущей из Саранпауля вверх по долине Щекурьи (3,5 км). Но лучше идти более коротким (на 3 км) путем: вниз по долине Кобылаю 1 км, а потом
повернуть на север-северо-восток и двигаться через пологий, поросший смешанным лесом, невысокий водораздел, отделяющий Кобылаю от правого притока Щекурьи - Манси, близ устья которого среди березоволиственничного леса расположена база.
На базе около двух десятков домов, имеется столовая, дом для приезжих, баня, метеостанция. Места вокруг прекрасные: занесенные снегом горы с темной каемкой леса у подножия, а на западе поднимается в небо выше других вершин остроконечная, напоминающая огромную пирамиду Неройка.
До открытия Сибиряковского тракта от Ляпинской пристани по долине Щекурьи зыряне перевозили сибирский хлеб за Урал по так называемому Щекурьинскому
проходу в верховья Большого Патока и далее к деревне Аранец на Печоре. Этот путь был очень трудным, так как при пересечении хребта шел по безлесной местности (7 км), где зимой часто свирепствовали бураны, во время которых в снегах нередко погибали обозы оленей с хлебом.
На лыжах Щекурьинским проходом через Урал идти сравнительно легко. От базы Неройка надо двигаться на север вверх по долине Щекурьи. Снег к концу зимы здесь очень плотный, лыжи не проваливаются. Первые 8 км группа идет по широкой долине, поросшей редким березово-лиственничным лесом. Подъем пологий. Левый борт долины крутой, прорезан глубокими ущельями ручьев. Высокие, занесенные снегом вершины гор поднимаются над дном долины на 700 м и более. В месте, где начинается подъем на перевал Щекурьппский про ход (9 км от базы), река меняет направление течения с
западного на юго-западное и южное. Отсюда на север начинается крутой километровый подъем на плоское перевальное плато, ведущее в долину Большого Патока (левого истока). Перевал невысокий (620 м), но безлесный. Спуск с перевального плато пологий, снег плотный, встречаются небольшие заструги. После перевала, продолжая движение на север, группа минует занесенное снегом озеро (1,2Х0,25 км), из которого вытекает левый исток Большого Патока. От озера долина реки поворачивает на северо-запад; на правом берегу стоят шесть домов базы Мегашор (зимой необитаема, а поэтому возможна аренда по низкой цене и переобустройство в турбазу). В 4 км от озера начинается лиственничный лес, река поворачивает на запад.
Отойдя от перевала 14 км, туристы подходят к слиянию левого и правого истоков Большого Патока. Долина очень живописна: над крутыми, поросшими тайгой
склонами (лиственница, кедр, ель) поднимаются высокие вершины гор. В долине снег очень глубокий, рыхлый, идти тяжело, лыжи проваливаются до 50 см. Пройдя 5 км вниз по долине Большого Патока, надо повернуть на север, а потом на север-северо-запад по узкой, глубокой долине его правого притока и подняться по ней до истоков (14 км). Долина заросла густым лесом из березы и лиственницы. Идти лучше по руслу ручья или
вдоль берега, где менее густой лес. К западу и к востоку от долины поднимаются крутые скалистые вершины (до 1100-1300м).
От истока ручья, миновав невысокий, безлесный перевал западнее высоты 825 м, группа попадет в долину небольшого ручья, впадающего в Вангыр напротив ручья Медвежий. С перевала видна внизу лесистая долина Вангыра, протянувшаяся в этом месте с юго-востока на северо-запад, а впереди на севере поднимается белоснежная громада Харото-Вангырского хребта и прорезающая его широкая долина ручья Медвежий. От перевала до Вангыра 5 км. Спуск значительно круче подъема, долина узкая, по пути много моренных холмов. В 2 км ниже перевала снова начинается густой лес и очень рыхлый глубокий снег, в котором лыжи проваливаются до 50 см. Вангыр, сильно извиваясь, течет по широкой долине, в русле много незамерзающих участков, снег в долине рыхлый, очень глубокий. Дальнейший путь идет вверх по долине Вангыра мимо двух заброшенных баз геологов. Последняя база (Вангыр) пероборудована в турбазу, расположена на берегу Вангыра в 9 км выше устья ручья, по которому группа спускалась с перевала, т. е. близ слияния Левого и Правого Вангыра. От базы туристы поднимаются по долине Правого Вангыра на север (5 км) до устья небольшого первого правого притока. Кругом заснеженные скалистые горы, леса, От устья ручья группа идет вверх по его долине на север-северо-запад к хорошо видимому перевалу в долине реки Харота. Подъем к перевалу довольно крутой и утомительный (7 км). Идти надо западнее конусообразной возвышенности (1075 м). Спуск в долину Хароты (4 км), особенно вначале, более крутой, чем подъем (до 30°). Но вот и верховье Хароты, где она представляет собой небольшой ручеек, текущий среди редкого леса в северо-западном направлении.