Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:04, дипломная работа
Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.
Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1.1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
1.2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
1.3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96
По долине Хароты нужно пройти 4 км вниз до устья небольшого правого притока, впадающего в реку перед крутым зубчатым гребнем хребта Курсомбай. Здесь, в
лиственничном лесу, хорошо остановиться на ночлег, а утром отправиться к реке Ягуней на северо-восток вверх по троговой долине ручья, вытекающего из карового озерка с высоты 838 м. До перевала по ручью 4 км, подъем крутой, особенно последние 60 м при выходе из кара на перевал (920 м). С перевала открывается панорама на заснеженный хребет Курсомбай и массив Колокольня. Спуск с перевала на восток в долину Ягунея
(1 км) более пологий.
Ягуней (правый приток Вангыра) в верховьях течет на север в широкой троговой долине между хребтами Курсомбай на западе и Колокольня на востоке. Вниз по долине Ягунея (идти лучше по руслу) группа следует 13 км до поворота реки на запад, ниже которого Ягуней уходит в глубокое ущелье (Курсомбажжие ворота), прорезающее хребет Курсомбай. Перед ущельем туристы покидают Ягуней, преодолевают невысокий болотистый водораздел в долину Лев-Вожкосью – левого притока Косью - и идут на север близ границы леса вдоль восточного склона хребта Курсомбай до лесистой долины, отделяющей хребет от горы Маяк (13 км от Ягунея). Здесь надо повернуть на северо-запад и двигаться долиной реки Изьяёль-Верхний до Косью (14 км). Снег в долине рыхлый, лыжи проваливаются на глубину до 50 см.
Кончились горы, вдали на юго-востоке поднимается Курсомбай, а впереди однообразная лесистая равнина и уходящая на северо-запад река. От устья Изьяёль-Верхний до станции Косью 63 км. В 4 км ниже устья реку пересекает тракторная дорога от станции Рудник-Кожим к базе Вангыр. На берегу Косью стоит изба, где можно переночевать.Правый берег Косью выше и круче левого, встречаются скальные обнажения, у берегов нередки участки открытой воды. Снег на реке плотнее, чем в тайге, местами наст, лыжи проваливаются на глубину 20-40 см.
В 18 км ниже устья Изьяёль-Верхний находится нежилая изба Мезенцева, а в 26 км жилая изба, стоящая на острове при впадении в Косью Вангыра. Ниже устья
Вангыра долина Косью расширяется, в русле появляется много низких островов, поросших ивняком. Идти лучше придерживаясь правого берега, где протоки короче и прямее. Примерно в 28 км от устья Вангыра на правом берегу имеется избушка, а в 6 км от нее три жилых дома. От домов до станции Косью остается 4 км.
ЛЫЖНЫЙ ПОХОД В ЮЖНОЙ ЧАСТИ ПОЛЯРНОГО УРАЛА
НИТКА МАРШРУТА : ст.110 км - руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор - пер.Неожиданный (н/к) - р.Енга-Ю - пер.Геологов (1А ) - плато Енга-Ю-Из - р.Енга-Ю - пер.Грандилзный (2А) -траверс сев. склонов массивов в.1150 м, в.1039 м ( дол. р.Собь ) - пер.Собский ( н/к ) - р.Макар-Рузь - пер.Рузский (н/к) - р.Степан-Рузь - р.Б.Хара-Маталоу - руч.Та-Шор - перевал - р.Бур-Хойла - перевал - р.М.Хара-Маталоу - р.Хара-Маталоу - р.Орех-Юган - р.Енга-Ю - ст.Харп.
Тип похода |
Категорийность |
Протяжен-ность |
Продолжи-тельность |
Рекомендованное количество участников |
Перевалов |
Сроки проведения | |
лыжный |
I- IIи |
230 км |
13 дней |
от 6 до 12 |
7 |
апрель |
Маршрут проходит по южной части Полярного Урала, в условиях безлесной зоны. Лес растет только в долине Хара-Маталоу. Маршрут имеет основной и запасные варианты. Предполагается совершить сквозное прохождение пер. Грандиозный (2А, 1150 м ), самого сложного в массиве Рай-Из. Маршрут закончен нестандартным выходом через р.Орех-Юган, практически туристами не посещавшуюся.
График движения группы представлен в ПРИЛОЖЕНИИ №4.
СТ. "110 км" - РУЧ.СЕВ.НЫРД-ВАМЭН-ШОР
От поселка "110 км"вниз по долине реки Собь до руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор 5 км по слабопересеченной местности. Всюду плотный снег много застругов.Имеет смысл двигаться не вдоль железной дороги, а срезать к горам, ориентируясь на холмы правого берега р. Сев.Нырд-Вамэн-Шор (долина ручья не видна за увалами). В принципе выйти к верховьям ручья можно по вездеходной дороге,ведущей от
пос."110 км"через пер.Озерный к станции Харп. Дорога пересекает ручей выше границы зоны леса. В низовье ручья растет довольно чахлый лес, много кустов, среди которых при необходимости можно укрыться от ветра. Местами ручей течет в широком несплошном каньоне. Вверх по долине открывается вид на массив г. Рай-Из.
Справа подходят залесенные отроги г.Пурнеу (876 м.).У слияния с правым притоком (с пер.Озерный) последняя лиственничная роща, руч.пересекает вышеупомянутый зимник. Выше широкая наледь, практически сухая. За пологим каменистым участком ручей делает несколько поворотов и втягивается в каньон. Протяженность его около 1 км, препятствий нет. Выше ручей разветвляется : налево по ходу движения к пер.Водопадный ( 1А, 710 м. ) и Неожиданный (н/к,1100 м),напрово к пер.Грандиозный (2А, 1150 м ).
На широкой правой террасе расположены два балка в жилом состоянии. Запас дров, провизия, рация. Прямо под балком расположена седловина в отроге г. Рай-Из, ведущая параллельно пер. Озерный в долину реки Южный Нырд-Вамэн-Шор. Снизу седловина читается довольно отчетливо.
Выше слияния долина ручья с пер. Водопадный перекрыта скальным ригелем высотой около 100 м. Ручей пропилил в ригеле глубокий каньон, в котором две ступени ледопада. От балков до начала каньона 0.5 часа ходу.Нижняя ступень ледопада высотой около 20 м., шириной до 10 м.,почти полностью занесена снегом.
Крутизна подъема до 30', преодолевается в кошках с самостраховкой. Почти сразу за ней вторая ступень 10 м., на ней голый лед,но небольшая крутизна и выступающие камни облегчают подъем. Препятствие преодолевается также в кошках с самостраховкой. Выше второй ступени ледопада стены каньона поднимаются, следует еще один крутой участок с плотным снегом и каньон кончается. За каньоном русло ручья сильно петляет среди морен, местами жесткий наст чередуется с рыхлым снегом. Через 0.5 км влево по ходу движения открывается широкая (0.5 км.) седловина пер.Водопадный, ведущего в среднее течение р.Енга-Ю. Движение по руслу
к пер.Неожиданный. Борта долины снова повышаются, долина резко сужается. Следуют один за другим два снежных взлета, крутизной 20'-25',с плотным снегом. За вторым взлетом открывается цирк под в.1316 м. Левее по ходу движения видна явно выраженная седловина, но подъем к ней довольно крут и лавиноопасен,а спуск в долину р.Енга-Ю
представляет собой скальный сброс. Перевал Неожиданный находится слева по ходу движения, в правом борту долины. Пер.взлет 200м.,25',преодолевается серпантином на лыжах. С широкой и ровной седловины открывается вид на массив г.Черной (1022 м.),пер.Геологов и пер.Черный,на в.правого борта долины р.Енга-Ю - г.Енга-Ю-Из, в. 1297 м.,в.1309 м., на горизонте виден массив г.Пай-Ер.
ПЕРЕВАЛ НЕОЖИДАННЫЙ.
Высота перевала :1100 м.
Кат. сложности : некатегорийный
Соединяет верховья руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор и долину р.Енга-Ю. Спуск в долину
р.Енга-Ю состоит из двух частей,разделенных слабонаклонным участком трога. Первая часть крутизной 20',около 80 м., плотный снег, затем 1-1.5 км 5'-10'. Впереди хорошо видна небольшая горка "жандарм", влево она обрывается в большой скальный цирк,
правее есть возможность простого спуска в дол.р.Енга-Ю.Если спускаться траверсом горки -"жандарма", то крутизна спуска постепенно увеличивается до 35', очень много камней, возможен спуск на лыжах боковым соскальзыванием, но предпочительнее в кошках.Важно не забирать слишком сильно влево,там выходы скал круто обрываются к дну долины. Более простой спуск возможен справа, правее неглубокого, забитого камнями, каньона-промоины. Это видно при продвижении по дну дол.р.Енга-Ю.
ДОЛИНА Р.ЕНГА-ЮЖНАЯ
(Описание дается снизу
вверх ) Р. Енга-Ю берет начало
из цирков вершины 1309 м и вершины 1213
м, из-под пер. Каровый и впадает в р. Собь
возле поселка городского типа Харп. Длина
реки около 60 км.В долину ведут следующие
перевалы: Черный, Геологов,Каровый, Грандиозный,Неожиданный,
наиболее возвышенная часть массива Рай-Йз (высшая точка - 1316 м, левый борт долины). В низовье вдоль реки идет зимник от южных склонов массива г. Черной в поселок Харп, выше по реке идет старая дорога на пер. Геологов. На участке, расположенном между г.Черная (1022 м) и отрогом г.Рай-Из (в.1173 м в верховье руч.Кэр-Дамэн-Шор) река петляет среди широкого (2-3км) плоского дна долины. Под последней вершинкой в водораздельном гребне верхнего течения Енга-Ю и руч. с пер.Водопадный (это южный
отрог в 1173м), напротив отметки 901м в массиве г.Черной расположен балок. Дрова, провизия. Выше долина поворачивает на север, перегорожена множеством морен и
имеет ступенчатый характер. Встречаются наледи, местами много камней, отдельные выходы скал. Чем выше, тем ощутимее уклон. Снег повсеместно плотный. Не доходя вершины 1297 м влево по ходу движения уходит крутая висячая долина, в несколько крупных ступеней, заканчивающаяся скальными и осыпными цирками. Возможно, здесь можно перевалить в исток р.Собь. Справа по ходу движения, напротив долинки, чуть выше, спуск с пер. Неожиданный.Долина р.Енга-Ю немного поворачивает влево по ходу движения, следует небольшой каньон ( его можно обойти по моренам ), ряд высоких увалов - и открывается вид на перевалы Каровый и Грандиозный. Взлет на Каровый снежный, наверху висит карниз. Крутизну подъема снизу оценить сложно, но видно,что довольно круто. Слева по ходу движения напротив седловины Грандиозного хорошо видна высокая седловина между вершиной 1297м и вершиной 1309м. ведет в истоки р.Собь. Упоминания о перевале нигде не встречались.Взлет от дна долины Енга-Ю около 250 м, снежный, очень крутой, по ровному широкому склону.
ПЕРЕВАЛ ГЕОЛОГОВ.
Высота перевала : 693 м.
Кат. сложности : 1А
Соединяет верховья правого притока р.Енга-Ю и долину р. Макар-Рузь. Из долины р. Енга-Ю на перевал Геологов идет вездеходная дорога помеченная вешками. Возможны два варианта подъема: по дол. ручья и по дороге. Рекомендуется идти по второму варианту где путь длинее в два раза, но значительнее положе и
красивее. На первом участке дороги крутизна до 20', дорога хорошо видна почти не переметена снегом (балки геологов в жилом состоянии ). Движение на лыжах. Взобравшись на юго-восточный отрог г. Юнга-Из поворачиваем вправо по гребню отрога, огибая по плато Енга-Ю-Из узкую глубокую долину. Склоны ее очень круты местами видны следы лавин. По плато идем на лыжах дорога почти не видна, но вешки
кое-где сохранились. На восток открывается панорама долины р. Енга-Ю. На горизонте видна лесная зона за пределами гор. Видны дымы Салехарда. На запад видна широкая ровная седловина пер. Геологов с группой балков на склоне г.Енга-Ю-Из. Дорога подходит к ним и теряется. Балки жилые. Запас дров, провизия. Тур расположен южнее группы балков, в начале спуска в дол. р. Макар-Рузь. Спуск в долину реки Макар-Рузь представляет собой каменистый склон крутизной до 30', прорезанный неглубокими крутопадающими каньонами с участками ледопадов. Левее каньонов
остатки вездеходной дороги, идущей серпантином. В верхней части спуска покосившаяся недействующая буровая. Общий перепад до русла р.Макар-Рузь 400 м.
ТРАВЕРС СКЛОНОВ Г.ЕНГА-Ю-ИЗ.
С пер. Геологов можно попасть в верхнее течение р. Енга-Ю, траверсировав платообразные склоны г. Енга-Ю-Из. Для этого от балков в начале нужно двигаться по вешкам вездеходной дороги,а затем,в месте поворота дороги на юг,сойти с нее и идти, ориентируясь на хорошо видный крупный кар под пер.Неожиданный на другой стороне долины Енга-Ю. Направление движения - северо-восток. Г.Енга-Ю-Из при этом остается слева по ходу движения. От дороги до начала спуска к реке около1 км. Плотный снег, крупные заструги затрудняют движение на лыжах. При спуске забирать вправо, т. к. чем левее, тем круче склон.Спуск на лыжах длинными серпантинами.Снег очень плот-
ный, заструги. Можно спуститься в кошках по линии падения воды.
ПЕРЕВАЛ ГРАНДИОЗНЫЙ
Высота перевала : 1150 м
Кат. сложности : 2А
Соединяет верховья р.Енга-Ю и верховья левого притока руч.Сев. Нырд-Вамэн-Шор.Крутизна подъема со стороны р. Енга-Ю 25'-35',около 300 м. Удобнее и безопаснее подниматься не на пер. седловину, снизу плохо читаемую в изрезанном скальном гребне,а на правую по ходу движения часть гребня. Подъем здесь несколько положе, лавинная
опасность минимальна. Характер подъема - плотный снег,огромное количество камней. Подъем целиком просматривается с морен дна долины. Подниматься в кошках, с самостраховкой лыжными палками или ледорубом.В середине подъема скальные выходы,на которых можно передохнуть. Гребень первала сильно изрезанный, обледенелые скалы. Спуск в сторону руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор представляет собой крутые,местами отвесные скалы,рассеченные снежными кулуарами.Наиболее пологий кулуар уходит от перевальной точки, расположенной левее по ходу движения на 250 - 300 м. Движение по гребню в кошках, с самостраховкой. Придется преодолеть несколько жа-
ндармов.Местами ширина гребня 1 м.Внимание! - в сторону Сев.Нырд-Вамэн-Шора могут свисать большие снежные карнизы.Пер. точка отмечена железной кочергой, воткнутой в камни. Записка затыкается в изгиб кочерги.Вправо вниз уходит широкий снежный кулуар крутизной 45 градусов.До дна цирка с большими наледями более 300 м перепада высоты.Спуск с пер.по вертикальнам перилам - 6 веревок по 50 м. Первая веревка крепится за выступы скал на гребне, дальше - на скалах по бортам кулуара. Спуск в кошках. Лавиноопасность кулуара,несмотря на большую крутизну, невелика,т.к. повсюду
плотный снег. Ориентирован кулуар на северо-восток, солнце практически не освещает склон и снег не раскисает. Возможно, летом здесь лежит снежник или ледничок. В нижней части кулуара появляются камни, крутизна уменьшается до 30'-35'. Спуск кончается на крупных наледях дна цирка. По ним движение в кошках еще 2 км.Наледи сухие, с ледяными горбами и валами до 10 м высотой. Далее спуск на лыжах до слияния ручьев требует хорошей техники. Сквозь ригель (тот же,что и по пути на пер.Водопадный, пер.Неожиданный) вода пропилила каньон, довольно широкий. Выше каньона крутой участок спуска по насту.Ниже борта долины резко расходятся, до слияния (примерно 1 км) слобонаклонная пойма, очень каменистая. Возле слияния на правой береговой террасе балок. При спуске с пер.Грандиозный можно, не выходя к слиянию ручьев и не преодолевая ледопада, пройти к пер. Водопадный и Неожиданный. Для этого