Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автоном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.

Содержание

Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1.1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
1.2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
1.3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по туризму.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

По долине Хароты нужно пройти 4 км вниз до устья небольшого правого притока, впадающего в реку перед крутым зубчатым гребнем хребта Курсомбай. Здесь, в

лиственничном лесу, хорошо остановиться на ночлег, а утром отправиться к реке Ягуней на северо-восток вверх по троговой долине ручья, вытекающего из карового озерка с высоты 838 м. До перевала по ручью 4 км, подъем крутой, особенно последние 60 м при выходе из кара на перевал (920 м). С перевала открывается панорама на заснеженный хребет Курсомбай и массив Колокольня. Спуск с перевала на восток в долину Ягунея

(1 км) более пологий.

Ягуней (правый приток Вангыра) в верховьях течет на север в широкой троговой долине между хребтами Курсомбай на западе и Колокольня на востоке. Вниз по долине Ягунея (идти лучше по руслу) группа следует 13 км до поворота реки на запад, ниже которого Ягуней уходит в глубокое ущелье (Курсомбажжие ворота), прорезающее хребет Курсомбай. Перед ущельем туристы покидают Ягуней, преодолевают невысокий болотистый водораздел в долину Лев-Вожкосью – левого притока Косью - и идут на север близ границы леса вдоль восточного склона хребта Курсомбай до лесистой долины, отделяющей хребет от горы Маяк (13 км от Ягунея). Здесь надо повернуть на северо-запад и двигаться долиной реки Изьяёль-Верхний до Косью (14 км). Снег в долине рыхлый, лыжи проваливаются на глубину до 50 см.

Кончились горы, вдали на юго-востоке поднимается Курсомбай, а впереди однообразная лесистая равнина и уходящая на северо-запад река. От устья Изьяёль-Верхний до станции Косью 63 км. В 4 км ниже устья реку пересекает тракторная дорога от станции Рудник-Кожим к базе Вангыр. На берегу Косью стоит изба, где можно переночевать.Правый берег Косью выше и круче левого, встречаются скальные обнажения, у берегов нередки участки открытой воды. Снег на реке плотнее, чем в тайге, местами наст, лыжи проваливаются на глубину 20-40 см.

В 18 км ниже устья Изьяёль-Верхний находится нежилая изба Мезенцева, а в 26 км жилая изба, стоящая на острове при впадении в Косью Вангыра. Ниже устья

Вангыра долина Косью расширяется, в русле появляется много низких островов, поросших ивняком. Идти лучше придерживаясь правого берега, где протоки короче и прямее. Примерно в 28 км от устья Вангыра на правом берегу имеется избушка, а в 6 км от нее три жилых дома. От домов до станции Косью остается 4 км.

 

 

ЛЫЖНЫЙ ПОХОД В ЮЖНОЙ ЧАСТИ ПОЛЯРНОГО  УРАЛА

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ

НИТКА МАРШРУТА : ст.110 км - руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор - пер.Неожиданный (н/к) - р.Енга-Ю - пер.Геологов (1А ) - плато Енга-Ю-Из - р.Енга-Ю - пер.Грандилзный  (2А) -траверс сев. склонов  массивов  в.1150 м, в.1039 м ( дол. р.Собь ) - пер.Собский ( н/к ) - р.Макар-Рузь - пер.Рузский (н/к) - р.Степан-Рузь - р.Б.Хара-Маталоу - руч.Та-Шор - перевал - р.Бур-Хойла - перевал - р.М.Хара-Маталоу - р.Хара-Маталоу - р.Орех-Юган - р.Енга-Ю - ст.Харп.

Тип похода

Категорийность

Протяжен-ность

Продолжи-тельность

Рекомендованное количество участников

 

Перевалов

Сроки проведения

лыжный

I- IIи

230 км

13 дней

от 6 до 12

7

апрель


 

Маршрут проходит по южной части Полярного Урала, в условиях безлесной зоны. Лес растет только в долине Хара-Маталоу. Маршрут имеет основной и запасные варианты. Предполагается совершить сквозное прохождение пер. Грандиозный (2А, 1150 м ), самого сложного в массиве Рай-Из. Маршрут закончен нестандартным выходом через р.Орех-Юган, практически туристами не посещавшуюся.

График движения группы представлен в ПРИЛОЖЕНИИ №4.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

СТ. "110 км" - РУЧ.СЕВ.НЫРД-ВАМЭН-ШОР

От поселка "110 км"вниз по долине реки Собь до руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор 5 км по слабопересеченной местности. Всюду плотный снег много застругов.Имеет смысл двигаться не  вдоль железной  дороги,  а срезать к  горам, ориентируясь  на холмы  правого берега  р. Сев.Нырд-Вамэн-Шор (долина ручья  не  видна  за  увалами). В принципе выйти  к верховьям  ручья можно по вездеходной дороге,ведущей  от

пос."110 км"через пер.Озерный к станции Харп.  Дорога  пересекает ручей выше границы  зоны  леса. В низовье  ручья  растет довольно чахлый   лес, много   кустов,   среди  которых  при необходимости можно укрыться от ветра. Местами ручей течет в широком несплошном каньоне. Вверх  по долине  открывается вид на массив  г.   Рай-Из.

Справа подходят залесенные отроги  г.Пурнеу (876 м.).У слияния с правым притоком (с пер.Озерный)  последняя лиственничная  роща, руч.пересекает   вышеупомянутый  зимник. Выше широкая наледь, практически  сухая.  За пологим   каменистым участком  ручей делает несколько  поворотов и  втягивается в  каньон. Протяженность его около 1 км,  препятствий нет. Выше  ручей разветвляется :  налево по ходу движения  к пер.Водопадный  ( 1А, 710 м.  )  и Неожиданный (н/к,1100 м),напрово к пер.Грандиозный (2А, 1150 м ).

На широкой правой  террасе  расположены два  балка в жилом состоянии. Запас дров, провизия, рация. Прямо под балком расположена седловина в  отроге г. Рай-Из, ведущая параллельно  пер. Озерный в долину  реки Южный Нырд-Вамэн-Шор.  Снизу  седловина  читается  довольно  отчетливо.

Выше слияния долина ручья  с пер. Водопадный перекрыта   скальным ригелем высотой  около 100  м. Ручей  пропилил в  ригеле глубокий каньон, в котором две ступени ледопада. От балков до начала каньона 0.5  часа ходу.Нижняя ступень ледопада высотой  около 20  м., шириной  до  10  м.,почти полностью занесена   снегом.

Крутизна  подъема  до  30', преодолевается  в кошках  с самостраховкой. Почти сразу за ней вторая ступень 10  м., на ней голый лед,но небольшая  крутизна и  выступающие камни  облегчают подъем. Препятствие преодолевается  также  в   кошках    с самостраховкой.   Выше второй  ступени  ледопада  стены   каньона поднимаются, следует еще один   крутой участок с плотным   снегом и каньон кончается.  За каньоном русло ручья сильно петляет среди морен, местами жесткий наст  чередуется  с рыхлым   снегом.  Через  0.5  км влево по ходу движения открывается широкая  (0.5 км.)  седловина пер.Водопадный, ведущего в среднее течение  р.Енга-Ю. Движение  по руслу

к пер.Неожиданный.  Борта долины снова повышаются,  долина  резко сужается.  Следуют  один  за  другим  два  снежных взлета, крутизной 20'-25',с плотным снегом. За вторым взлетом открывается цирк под в.1316 м. Левее по ходу движения видна явно  выраженная седловина, но подъем  к ней довольно крут и лавиноопасен,а спуск в долину р.Енга-Ю

представляет собой скальный сброс. Перевал Неожиданный находится слева по ходу движения, в правом борту долины.  Пер.взлет 200м.,25',преодолевается   серпантином на лыжах. С широкой и ровной седловины открывается вид на массив г.Черной (1022 м.),пер.Геологов и пер.Черный,на в.правого борта долины р.Енга-Ю -  г.Енга-Ю-Из, в. 1297  м.,в.1309 м., на горизонте виден массив  г.Пай-Ер.

ПЕРЕВАЛ НЕОЖИДАННЫЙ.

    Высота перевала           :1100 м.

    Кат. сложности            : некатегорийный 

Соединяет верховья руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор и долину р.Енга-Ю. Спуск  в  долину

р.Енга-Ю состоит из  двух частей,разделенных слабонаклонным  участком трога. Первая  часть  крутизной  20',около  80  м., плотный снег, затем  1-1.5 км   5'-10'.  Впереди хорошо  видна  небольшая горка "жандарм", влево   она обрывается в большой  скальный цирк,

правее есть возможность простого спуска в дол.р.Енга-Ю.Если  спускаться траверсом горки -"жандарма", то крутизна спуска  постепенно увеличивается  до 35', очень много камней, возможен спуск  на лыжах  боковым соскальзыванием, но предпочительнее в  кошках.Важно не забирать слишком  сильно влево,там выходы скал  круто обрываются к дну долины. Более простой спуск возможен справа,  правее неглубокого, забитого   камнями, каньона-промоины.   Это    видно при продвижении  по дну  дол.р.Енга-Ю.

ДОЛИНА Р.ЕНГА-ЮЖНАЯ

(Описание дается снизу  вверх ) Р. Енга-Ю  берет начало  из  цирков вершины 1309 м и вершины 1213 м, из-под пер. Каровый и впадает в р. Собь возле поселка городского типа Харп. Длина реки около 60 км.В долину ведут следующие перевалы: Черный, Геологов,Каровый, Грандиозный,Неожиданный,Водопадный (перечисление с юга  на север).  В  верховье река течет в глубокой долине   шириной около 0,5 км, имеющей  характер горного ущелья.  Окружающие хребты  имеют альпийский  облик - это

наиболее возвышенная часть массива Рай-Йз (высшая точка - 1316 м, левый борт долины). В низовье  вдоль реки идет  зимник от южных склонов массива г. Черной в поселок Харп,  выше по реке  идет старая дорога на  пер.  Геологов. На участке, расположенном между  г.Черная (1022 м) и отрогом  г.Рай-Из (в.1173 м в верховье руч.Кэр-Дамэн-Шор) река петляет среди широкого (2-3км) плоского  дна   долины. Под последней вершинкой  в водораздельном гребне верхнего течения Енга-Ю и руч. с пер.Водопадный (это южный

отрог в 1173м), напротив отметки  901м в массиве г.Черной  расположен балок. Дрова, провизия. Выше долина поворачивает на север, перегорожена  множеством  морен   и

имеет ступенчатый характер.  Встречаются  наледи,  местами  много камней, отдельные выходы  скал.  Чем  выше,  тем  ощутимее уклон. Снег повсеместно плотный. Не доходя вершины 1297 м  влево по ходу движения уходит крутая  висячая долина, в несколько  крупных ступеней, заканчивающаяся  скальными и осыпными  цирками.  Возможно, здесь можно перевалить в  исток р.Собь.  Справа по ходу движения, напротив долинки, чуть выше, спуск с пер.  Неожиданный.Долина  р.Енга-Ю немного поворачивает влево по ходу движения,  следует  небольшой каньон  ( его  можно обойти   по моренам ),  ряд высоких   увалов - и открывается вид на  перевалы Каровый и Грандиозный. Взлет  на Каровый  снежный, наверху висит карниз.  Крутизну  подъема  снизу оценить сложно, но видно,что довольно круто. Слева по ходу движения напротив седловины Грандиозного  хорошо  видна  высокая седловина между вершиной 1297м и вершиной 1309м. ведет в истоки р.Собь. Упоминания о перевале нигде не встречались.Взлет от дна долины Енга-Ю около 250 м,  снежный, очень крутой,  по ровному широкому  склону.

ПЕРЕВАЛ ГЕОЛОГОВ.

    Высота перевала          : 693 м.

    Кат. сложности           : 1А

Соединяет   верховья   правого   притока   р.Енга-Ю   и  долину  р. Макар-Рузь.  Из  долины   р.  Енга-Ю  на   перевал  Геологов   идет вездеходная  дорога  помеченная  вешками.  Возможны  два варианта подъема: по  дол. ручья  и по  дороге. Рекомендуется идти по второму варианту где  путь длинее  в два  раза, но  значительнее положе и

красивее.  На  первом  участке  дороги  крутизна  до  20', дорога хорошо видна  почти не  переметена снегом  (балки  геологов  в жилом состоянии ). Движение на лыжах.   Взобравшись   на   юго-восточный   отрог   г.    Юнга-Из поворачиваем вправо по гребню  отрога, огибая по плато  Енга-Ю-Из узкую глубокую долину. Склоны ее очень круты местами видны  следы лавин. По плато  идем на лыжах  дорога почти не  видна, но  вешки

кое-где  сохранились.  На  восток  открывается панорама долины р. Енга-Ю. На горизонте  видна лесная зона  за пределами гор.  Видны дымы  Салехарда.  На  запад  видна  широкая ровная седловина пер. Геологов с группой балков на склоне г.Енга-Ю-Из. Дорога  подходит к  ним  и  теряется.   Балки жилые. Запас дров, провизия. Тур расположен  южнее  группы  балков,  в  начале  спуска  в  дол. р. Макар-Рузь.   Спуск в  долину реки  Макар-Рузь представляет собой каменистый  склон  крутизной  до  30',  прорезанный   неглубокими крутопадающими каньонами  с участками  ледопадов. Левее  каньонов

остатки вездеходной дороги,  идущей серпантином. В  верхней части спуска  покосившаяся  недействующая  буровая.  Общий  перепад  до русла р.Макар-Рузь 400 м.

ТРАВЕРС СКЛОНОВ Г.ЕНГА-Ю-ИЗ.

С пер. Геологов можно попасть в верхнее течение р. Енга-Ю, траверсировав платообразные склоны г. Енга-Ю-Из. Для этого от балков в начале нужно двигаться по вешкам вездеходной дороги,а затем,в месте поворота дороги на юг,сойти с нее и идти, ориентируясь на хорошо видный крупный кар под пер.Неожиданный на другой стороне долины Енга-Ю.  Направление  движения  -  северо-восток. Г.Енга-Ю-Из при этом остается слева по ходу движения. От дороги до начала спуска к реке  около1 км. Плотный снег, крупные  заструги затрудняют  движение на лыжах.  При спуске  забирать вправо, т. к. чем левее,  тем круче склон.Спуск на лыжах длинными серпантинами.Снег очень плот-

ный, заструги. Можно спуститься в кошках по линии падения воды.

ПЕРЕВАЛ ГРАНДИОЗНЫЙ

    Высота перевала   :  1150 м

    Кат. сложности    :  2А

Соединяет верховья  р.Енга-Ю и  верховья левого  притока руч.Сев. Нырд-Вамэн-Шор.Крутизна подъема со стороны р. Енга-Ю  25'-35',около 300 м. Удобнее и безопаснее подниматься не на пер. седловину, снизу плохо читаемую в изрезанном скальном гребне,а на правую по ходу движения часть гребня. Подъем здесь несколько положе,  лавинная

опасность минимальна.  Характер подъема  - плотный  снег,огромное количество камней. Подъем целиком просматривается с морен дна долины. Подниматься в кошках, с самостраховкой лыжными палками или ледорубом.В середине подъема скальные выходы,на которых можно передохнуть. Гребень первала сильно изрезанный, обледенелые скалы. Спуск в сторону руч.Сев.Нырд-Вамэн-Шор представляет собой крутые,местами отвесные скалы,рассеченные снежными кулуарами.Наиболее пологий кулуар уходит от перевальной точки, расположенной левее по ходу движения на 250 - 300 м. Движение по гребню в кошках, с самостраховкой. Придется преодолеть несколько жа-

ндармов.Местами ширина гребня 1 м.Внимание! - в сторону Сев.Нырд-Вамэн-Шора могут свисать большие  снежные карнизы.Пер.  точка отмечена железной кочергой, воткнутой в камни. Записка затыкается в изгиб кочерги.Вправо вниз уходит широкий снежный кулуар крутизной 45 градусов.До дна цирка с большими наледями более 300 м  перепада высоты.Спуск с пер.по вертикальнам перилам - 6 веревок  по 50 м. Первая веревка крепится за выступы скал на гребне, дальше - на скалах по бортам кулуара. Спуск в кошках. Лавиноопасность кулуара,несмотря на большую крутизну, невелика,т.к. повсюду

плотный снег. Ориентирован  кулуар на северо-восток,  солнце практически не  освещает склон  и снег  не раскисает. Возможно, летом здесь лежит снежник или ледничок. В нижней части кулуара появляются камни, крутизна уменьшается  до 30'-35'.  Спуск  кончается на крупных наледях дна цирка. По ним движение в кошках еще 2  км.Наледи сухие, с ледяными горбами и  валами до 10 м высотой.   Далее спуск на лыжах до слияния ручьев требует хорошей техники.  Сквозь ригель (тот же,что и по пути на пер.Водопадный,  пер.Неожиданный) вода пропилила каньон, довольно широкий. Выше каньона крутой участок спуска по насту.Ниже борта долины резко расходятся, до  слияния (примерно 1 км) слобонаклонная пойма, очень каменистая.  Возле слияния на правой береговой террасе балок.  При спуске с пер.Грандиозный можно, не выходя к слиянию ручьев и не  преодолевая ледопада, пройти к пер. Водопадный и Неожиданный. Для  этого

Информация о работе Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автоном