Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автоном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.

Содержание

Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1.1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
1.2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
1.3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по туризму.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

Широкая река разделяет город Надым и поселок Старый Надым. Низководный временный железно-дорожный мост простоял недолго, так и не дождавшись появления постоянного. А на другом берегу реки иная ситуация. Участок от поселка Старый Надым до станции Ягельная (там, где нынче стоит город Новый Уренгой) простоял в запустении недолго -- в 1970-х годах его, слегка починив, вновь ввели в эксплуатацию. "Музейные" рельсы царских времен заменили на более современные, обновили мосты, но качество пути и сегодня оставляет желать лучшего. На одном участке, от Надыма до ст. Пангоды, вообще нет пассажирского сообщения -- не позволяет плохое состояние реконструированного пути. Однако грузовые поезда там все же ползают -- ведь идет освоение нефте- и газоносного Севера. Протяженность другого участка, от Пангод до Нового Уренгоя, всего 113 км, но поезд затрачивает 4,5 часа, чтобы пройти их.

Между станцией Ягельная и пристанью Ермаково на Енисее рельсы так и не были уложены полностью -- помешала смерть вождя. Этот участок -- самый глухой и трудно проходимый даже пешком. Всю трансполярную магистраль, от Ермаково на запад, удалось пройти в 1990 году группе велотуристов, о чем можно прочесть в журнале "Турист" (N 7, 9, 10 за 1990 год). Они обнаружили на 503-й большое количество невывезенной техники -- например, 11 паровозов! С западной же части дороги (501-й) паровозы успели вывезти на "материк" в 1953 г.

Круглогодичная хорошая автодорога от Тюмени идет через Сургут (на Оби моста нет -- паром), через Ноябрьск и доходит до небольшого поселка Пурпе. Дальше, до Коротчаево, -- зимник (с декабря по апрель). Летом машины преодолевают этот перегон на ж.-д. платформах. Станции: Войновка, Тобольск, Демьянка, Сургут, Ноябрьск, Пурпе, Коротчаево. Пассажирских поездов много до Сургута,  после рейсы немногочисленны.

Участок Коротчаево -- Новый Уренгой: хорошая автотрасса (бетонка). Много машин и автобусов (билет от 15 руб). Далее, до ст. Пангоды, идет плохая дорога без покрытия, летом иногда непроходимая из-за дождей. Строится бетонка. Зимой, а также летом в хорошую погоду есть даже легковушки, в плохую они едут по "железке" с единственным грузопассажирским поездом Коротчаево -- Пангоды. Далее, до Старого Надыма, очень плохая автодорога с редким движением (в основном "Уралов"). Ходит автобус на базе "Урала". По желдороге тут идут редкие товарняки. Между двумя Надымами есть неплохая дорога, 7 автобусов в день, машины, через реку имеется понтонный мост.

После Надыма никаких летних дорог нет. Неплохой зимник до Салехарда (действует в январе -- марте) проходит вдоль 501-й дороги. Есть зимник до Екатеринбурга через Приобье. Для желающих попасть в заполярный городок Ямбург существует от Н.Уренгоя бетонка (300 км) и железная дорога (один поезд ежедневно).

МАРШРУТ

Тип похода

Категорийность

Протяженность

Продолжительность

Сроки проведения

Пеший

I- II

300км

10 дн

июнь – август


 

Карта маршрута представлена в ПРИЛОЖЕНИИ №5.

Маршрут начинается в Новом Уренгое. Современный, аккуратный городок газовиков, с бесплатными городскими автобусами, дорогими продуктами, круглосуточно работающим ж.-д. вокзальчиком. Доехали грузопассажирским поездом до Пангод, а затем до Надыма. Это еще более современный городок. Вблизи каждого такого городка поражают огромные свалки, на которые вывозят тысячи тонн металлолома (в основном погибший автотранспорт) и пустые бутылки. Геологи будущего найдут здесь бесчисленные богатства, и на Крайнем Севере, видимо, тогда возникнут новые поселки металлургов и бутылкодобытчиков...

Далее из Надыма на запад. В 10 км от города появились следы "железки": рельсы, шпалы, деревянные мосты. Последние больше всего пострадали от времени: одни сгнили, другие сгорели, третьи под действием вечной мерзлоты выгнулись и перекосились. Половина мостов уже не была пригодна для переправы. В таких случаях можно найти обходные пути, или построить настил из шпал. Обилие переправ сильно тормозит движение, группа проходит всего 25--30 км в день. Зато с дровами не было проблем -- можно было использовать шпалы, остатки мостов и иные отходы цивилизации.

Дорога проложена по тундре, по обе стороны ж.-д. насыпи -- болота с небольшими участками леса. Почти всегда приходилось идти по шпалам. Палатки можно было ставить прямо на рельсах. Основными жителями тундры оказались комары и мошка, несколько раз встречали оленей и ненцев-оленеводов. Через 35 км  широкая река (Нгарка-Пыряяха), через которую нет моста. Однако на реке имеется лодка, на которой группа переправляется на другой берег.

После Пыряяхи пошли совсем дикие места -- никаких следов человеческой деятельности. В 65 км от Надыма находится зона охоты и отдыха предприятия "НАДЫМГАЗПРОМ". Охота, рыбалка, сбор ягод, дневка. База отдыха называется "Карась", туда отходит довольно заметная дорожка-просека. Имеется рация.

На 88-м километре река Маханядпус-Яха (в народе именуемая Пусьяхой). Мост давно обрушился, остались раскачивающиеся над рекой два рельса метров 50 каждый. Шпал уже давно не было. Отчаянные связисты в прошлом проезжали этот "мост" своим ходом. Так же прошла и группа велосипедистов в 1990 г. на своих велосипедах-катамаранах (с дополнительным колесом на кронштейне). Соблюдая технику безопасности, лучше применить другой метод, проводник  организует  сборку плота, на котором все участники и переправились.

Группа подходит к остаткам лагеря. Лагеря были устроены на 501-й через каждые 5 км. Но находились они не вблизи дороги, а несколько в стороне. За прошедшие годы одни лагеря скрылись в растительности, другие сгорели, третьи (в окрестностях Надыма и Салехарда) были использованы на нужды народного хозяйства. Но все же туристы имеют возможность осмотреть и бараки, и домики охраны, и ШИЗО, и заборы, и вышки с колючей проволокой... Зрелище не из приятных.

Многое сохранилось за 50 лет неповрежденным: огромные, неожиданно стоящие в тундре семафоры, стрелки, рельсовые тележки, на которых мы везли свои рюкзаки на двух небольших участках дороги, несколько деревянных путейских (или связистских) домиков, явно оставшихся с тех времен. Сохранились и два достаточно больших железных моста (другие подобные давно свалились в протекающие под ними реки из-за повреждения деревянных опор).

Через 135 км на полдороги между Надымом и Салехардом, стоит несколько вагончиков для жилья, имеется генератор, рация, несколько автомашин, вездеходы. В октябре сюда приезжает основной контингент работников, которые должны к зиме подготовить зимник и затем следить за ним. В период  весна – осень есть возможность арендовать поселок для организации турбазы.

По обломкам разрушенного моста группа пересекает речку Танопча (195 км от Надыма). За ней большой разлив, переходящий в болото, необходимо построить плот и поплыть на нем вниз по течению, в реку Полуй, в устье которого стоит Салехард. Материал для плота имеется  на Танопче в изобилии. Однако сплав на плоту до Салехарда очень долгий. Полуй широк, имеет очень медленное течение, разветвляется на несколько рукавов.  Полуй -- медленная, судоходная река.

Для путешествия необходима веревка (20 и 40 м),  небольшую резиновая лодка. Веревка нужна для страховки, организации переправ, плотоходства и др. На 501-й много комаров и мошки, особенно в теплое время. Накомарник, перчатки, длинные рукава и прочая антигнусовая защита обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Влияние экстремального  туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики.

Туризм - это одна из уникальных отраслей современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей, повышение качества жизни населения, защиту окружающей среды и культурного наследия. При этом человеческая деятельность не приводит к истощению природных и культурных ресурсов. Туризм на Полярном и Приполярном Урале должен стать важной составной частью экономического и социального прогресса ЯНАО. Стратегия развития туризма должна определяться необходимостью формирования собственного туристского продукта Полярного и Приполярного Урала и обеспечением комплекса мер для выхода этого продукта на внутренний и внешний рынки. Для успешного развития туризма в рамках рыночных условий необходима координация деятельности туристских фирм, региональных и муниципальных органов управления. Автор пришел к выводу, что реализация стратегии развития туризма в конечном итоге позволит привлечь на Ямал до 40 тыс. туристов в год и обеспечить до 100 тыс. человек количество пользователей услуг туристских компаний по выезду за рубеж, появится потребность в создании новых рабочих мест в сфере обслуживания туристов в ЯНАО.

Автором разработана Программа развития туризма на Ямале в 1999 – 2005 годах.

В данной программе учтены также интересы туристов-экстремальщиков как иностранцев так и россиян.

В условиях недостатка финансовых ресурсов задачи такого масштаба, каким является развитие туризма в ЯНАО, можно решить только программно-целевыми методами. Программа и механизмы ее управления позволяют сконцентрировать усилия всех заинтересованных туристических и транспортных фирм, гостиниц, предприятий общественного питания, культурно-развлекательной и образовательной сферы, средств массовой информации, государственных и муниципальных служб на достижение общих и частных конечных результатов. Общим интересом для всех в предлагаемой программе развития туризма, по мнению автора, является привлечение платежеспособных клиентов и качественное удовлетворение их потребностей.  
    Основной целью предлагаемой автором программы является создание в регионе современного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения ЯНАО, российских и иностранных граждан в туристских услугах (в услугах, турфирм, организующих экстремальные туристские путешествия, в том числе), а с другой стороны, вклад в развитие экономики округа, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала ЯНАО. 
Основные задачи программы:  
- Формирование региональной нормативно-правовой базы развития туризма в ЯНАО и системы регулирования туристской деятельностью. Защита регионального туристского рынка путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки.  
- Формирование имиджа ЯНАО как современного туристского рынка. Совершенствование системы информационного обеспечения и научных исследований в области туризма. Интеграция ЯНАО в систему российского туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма. 
- Стимулирование развития материально-технической инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов. Улучшение качества обслуживания туристов на основе конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма. 
Система программных мероприятий

1. Формирование нормативно –  правовой базы предусматривает  приведение региональных нормативных  актов в соответствие с потребностями  развития туризма в ЯНАО и требованиями Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и других федеральных нормативно-законодательных актов. Предполагается разработать и принять в Окружной Думе Закон "О развитии туризма в ЯНАО". В дополнение к Закону предполагается принять ряд нормативных актов Правительства ЯНАО, касающихся изменений в системе государственного регулирования и в отношениях собственности в сфере туризма. Принятие Закона и дополнительных нормативных актов значительно повысит эффективность процесса согласования интересов различных муниципальных образований и туристских компаний, позволит избежать нерациональных затрат и дублирования при создании и использовании местных туристско-рекреационных продуктов и объектов инфраструктуры. Особенно важно, так как планируемые затраты на организацию туристских путешествий велики, и не обойтись без аренды помещений и транспорта.

        Целям создания единого регионального туристско-рекреационного комплекса отвечает принятие соглашений о координации туристской деятельности с центром в г. Салехард. Добровольное объединение ресурсов мелких туристских фирм, транспортных компаний, гостиниц, учреждений культуры при поддержке муниципальных и региональных органов позволит сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в эту сферу и обеспечит рост притока туристов в ЯНАО.

    Как составную часть земельного кадастра ЯНАО, предполагается разработать кадастр туристских территорий, включающий рекреационные зоны, памятники культуры и истории, особо - охраняемые природные территории. Данный пункт программы имеет большое значение для развития экстремального туризма, так как основные туристские экстремальные маршруты проходят по экологически чистым  территориям, предполагаемым для включения в кадастр. 
    Для комплексного решения проблем международного туризма, предполагается разработать и принять ряд документов о выполнения в ЯНАО федеральных законов, регулирующих таможенный и паспортно-визовой режимы. Необходимо найти способы сокращения времени для процедуры получения виз российскими гражданами и процедуры регистрации иностранных граждан.  
   Особое значение имеет дальнейшее развитие системы сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристских услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих. Что касается страхования туристов-экстремальщиков – это необходимость в данном виде туризма, в связи с тем, что маршруты относительно сложные и опасные, связанные с риском для жизни путешествующих.  
2. По моему мнению, формирование туристического имиджа ЯНАО включает многостороннюю деятельность по привлечению туристов в ЯНАО и интеграцию ЯНАО в систему российского и международного туристского рынка. Межрегиональная интеграция и международное сотрудничество предусматривает разработку и реализацию проектов в рамках Арктического региона.

Создание туристских информационных центров в г. Салехард, Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой, Ямбург позволит более полно использовать имеющиеся туристские ресурсы.  
   С целью маркетинга по продвижению готовых турпродуктов Ямала предполагается:

  • открыть международные маршруты в регионе (в том числе экстремальные);
  • участие в международных, в российских и региональных туристических выставках, ярмарках, конференциях;
  • развивать конгрессный туризм, способствуя превращению ЯНАО в центр общественных и культурных событий Арктического региона;
  • проведение международных семинаров по развитию туризма.

Информация о работе Разработка экстремальных туристских маршрутов на Российском Севере (по регионам Российской Федерации на примере Ямало-Ненецкого автоном