Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:04, дипломная работа
Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.
Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1.1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
1.2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
1.3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96
Широкая река разделяет город Надым и поселок Старый Надым. Низководный временный железно-дорожный мост простоял недолго, так и не дождавшись появления постоянного. А на другом берегу реки иная ситуация. Участок от поселка Старый Надым до станции Ягельная (там, где нынче стоит город Новый Уренгой) простоял в запустении недолго -- в 1970-х годах его, слегка починив, вновь ввели в эксплуатацию. "Музейные" рельсы царских времен заменили на более современные, обновили мосты, но качество пути и сегодня оставляет желать лучшего. На одном участке, от Надыма до ст. Пангоды, вообще нет пассажирского сообщения -- не позволяет плохое состояние реконструированного пути. Однако грузовые поезда там все же ползают -- ведь идет освоение нефте- и газоносного Севера. Протяженность другого участка, от Пангод до Нового Уренгоя, всего 113 км, но поезд затрачивает 4,5 часа, чтобы пройти их.
Между станцией Ягельная и пристанью Ермаково на Енисее рельсы так и не были уложены полностью -- помешала смерть вождя. Этот участок -- самый глухой и трудно проходимый даже пешком. Всю трансполярную магистраль, от Ермаково на запад, удалось пройти в 1990 году группе велотуристов, о чем можно прочесть в журнале "Турист" (N 7, 9, 10 за 1990 год). Они обнаружили на 503-й большое количество невывезенной техники -- например, 11 паровозов! С западной же части дороги (501-й) паровозы успели вывезти на "материк" в 1953 г.
Круглогодичная хорошая автодорога от Тюмени идет через Сургут (на Оби моста нет -- паром), через Ноябрьск и доходит до небольшого поселка Пурпе. Дальше, до Коротчаево, -- зимник (с декабря по апрель). Летом машины преодолевают этот перегон на ж.-д. платформах. Станции: Войновка, Тобольск, Демьянка, Сургут, Ноябрьск, Пурпе, Коротчаево. Пассажирских поездов много до Сургута, после рейсы немногочисленны.
Участок Коротчаево -- Новый Уренгой: хорошая автотрасса (бетонка). Много машин и автобусов (билет от 15 руб). Далее, до ст. Пангоды, идет плохая дорога без покрытия, летом иногда непроходимая из-за дождей. Строится бетонка. Зимой, а также летом в хорошую погоду есть даже легковушки, в плохую они едут по "железке" с единственным грузопассажирским поездом Коротчаево -- Пангоды. Далее, до Старого Надыма, очень плохая автодорога с редким движением (в основном "Уралов"). Ходит автобус на базе "Урала". По желдороге тут идут редкие товарняки. Между двумя Надымами есть неплохая дорога, 7 автобусов в день, машины, через реку имеется понтонный мост.
После Надыма никаких летних дорог нет. Неплохой зимник до Салехарда (действует в январе -- марте) проходит вдоль 501-й дороги. Есть зимник до Екатеринбурга через Приобье. Для желающих попасть в заполярный городок Ямбург существует от Н.Уренгоя бетонка (300 км) и железная дорога (один поезд ежедневно).
Тип похода |
Категорийность |
Протяженность |
Продолжительность |
Сроки проведения |
Пеший |
I- II |
300км |
10 дн |
июнь – август |
Карта маршрута представлена в ПРИЛОЖЕНИИ №5.
Маршрут начинается в Новом Уренгое. Современный, аккуратный городок газовиков, с бесплатными городскими автобусами, дорогими продуктами, круглосуточно работающим ж.-д. вокзальчиком. Доехали грузопассажирским поездом до Пангод, а затем до Надыма. Это еще более современный городок. Вблизи каждого такого городка поражают огромные свалки, на которые вывозят тысячи тонн металлолома (в основном погибший автотранспорт) и пустые бутылки. Геологи будущего найдут здесь бесчисленные богатства, и на Крайнем Севере, видимо, тогда возникнут новые поселки металлургов и бутылкодобытчиков...
Далее из Надыма на запад. В 10 км от города появились следы "железки": рельсы, шпалы, деревянные мосты. Последние больше всего пострадали от времени: одни сгнили, другие сгорели, третьи под действием вечной мерзлоты выгнулись и перекосились. Половина мостов уже не была пригодна для переправы. В таких случаях можно найти обходные пути, или построить настил из шпал. Обилие переправ сильно тормозит движение, группа проходит всего 25--30 км в день. Зато с дровами не было проблем -- можно было использовать шпалы, остатки мостов и иные отходы цивилизации.
Дорога проложена по тундре, по обе стороны ж.-д. насыпи -- болота с небольшими участками леса. Почти всегда приходилось идти по шпалам. Палатки можно было ставить прямо на рельсах. Основными жителями тундры оказались комары и мошка, несколько раз встречали оленей и ненцев-оленеводов. Через 35 км широкая река (Нгарка-Пыряяха), через которую нет моста. Однако на реке имеется лодка, на которой группа переправляется на другой берег.
После Пыряяхи пошли совсем дикие места -- никаких следов человеческой деятельности. В 65 км от Надыма находится зона охоты и отдыха предприятия "НАДЫМГАЗПРОМ". Охота, рыбалка, сбор ягод, дневка. База отдыха называется "Карась", туда отходит довольно заметная дорожка-просека. Имеется рация.
На 88-м километре река Маханядпус-Яха (в народе именуемая Пусьяхой). Мост давно обрушился, остались раскачивающиеся над рекой два рельса метров 50 каждый. Шпал уже давно не было. Отчаянные связисты в прошлом проезжали этот "мост" своим ходом. Так же прошла и группа велосипедистов в 1990 г. на своих велосипедах-катамаранах (с дополнительным колесом на кронштейне). Соблюдая технику безопасности, лучше применить другой метод, проводник организует сборку плота, на котором все участники и переправились.
Группа подходит к остаткам лагеря. Лагеря были устроены на 501-й через каждые 5 км. Но находились они не вблизи дороги, а несколько в стороне. За прошедшие годы одни лагеря скрылись в растительности, другие сгорели, третьи (в окрестностях Надыма и Салехарда) были использованы на нужды народного хозяйства. Но все же туристы имеют возможность осмотреть и бараки, и домики охраны, и ШИЗО, и заборы, и вышки с колючей проволокой... Зрелище не из приятных.
Многое сохранилось за 50 лет неповрежденным: огромные, неожиданно стоящие в тундре семафоры, стрелки, рельсовые тележки, на которых мы везли свои рюкзаки на двух небольших участках дороги, несколько деревянных путейских (или связистских) домиков, явно оставшихся с тех времен. Сохранились и два достаточно больших железных моста (другие подобные давно свалились в протекающие под ними реки из-за повреждения деревянных опор).
Через 135 км на полдороги между Надымом и Салехардом, стоит несколько вагончиков для жилья, имеется генератор, рация, несколько автомашин, вездеходы. В октябре сюда приезжает основной контингент работников, которые должны к зиме подготовить зимник и затем следить за ним. В период весна – осень есть возможность арендовать поселок для организации турбазы.
По обломкам разрушенного моста группа пересекает речку Танопча (195 км от Надыма). За ней большой разлив, переходящий в болото, необходимо построить плот и поплыть на нем вниз по течению, в реку Полуй, в устье которого стоит Салехард. Материал для плота имеется на Танопче в изобилии. Однако сплав на плоту до Салехарда очень долгий. Полуй широк, имеет очень медленное течение, разветвляется на несколько рукавов. Полуй -- медленная, судоходная река.
Для путешествия необходима веревка (20 и 40 м), небольшую резиновая лодка. Веревка нужна для страховки, организации переправ, плотоходства и др. На 501-й много комаров и мошки, особенно в теплое время. Накомарник, перчатки, длинные рукава и прочая антигнусовая защита обязательна.
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики.
Туризм - это одна из уникальных отраслей современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей, повышение качества жизни населения, защиту окружающей среды и культурного наследия. При этом человеческая деятельность не приводит к истощению природных и культурных ресурсов. Туризм на Полярном и Приполярном Урале должен стать важной составной частью экономического и социального прогресса ЯНАО. Стратегия развития туризма должна определяться необходимостью формирования собственного туристского продукта Полярного и Приполярного Урала и обеспечением комплекса мер для выхода этого продукта на внутренний и внешний рынки. Для успешного развития туризма в рамках рыночных условий необходима координация деятельности туристских фирм, региональных и муниципальных органов управления. Автор пришел к выводу, что реализация стратегии развития туризма в конечном итоге позволит привлечь на Ямал до 40 тыс. туристов в год и обеспечить до 100 тыс. человек количество пользователей услуг туристских компаний по выезду за рубеж, появится потребность в создании новых рабочих мест в сфере обслуживания туристов в ЯНАО.
Автором разработана Программа развития туризма на Ямале в 1999 – 2005 годах.
В данной программе учтены также интересы туристов-экстремальщиков как иностранцев так и россиян.
В условиях недостатка финансовых ресурсов
задачи такого масштаба, каким является развитие туризма в ЯНАО, можно решить только программно-целевыми
методами. Программа и механизмы ее управления
позволяют сконцентрировать усилия всех
заинтересованных туристических и транспортных
фирм, гостиниц, предприятий общественного
питания, культурно-развлекательной и
образовательной сферы, средств массовой
информации, государственных и муниципальных
служб на достижение общих и частных конечных
результатов. Общим интересом для всех
в предлагаемой программе развития туризма, по мнению
автора, является привлечение платежеспособных
клиентов и качественное удовлетворение
их потребностей.
Основной целью предлагаемой автором
программы является создание в регионе
современного туристского комплекса,
обеспечивающего, с одной стороны, широкие
возможности для удовлетворения потребностей
населения ЯНАО, российских и иностранных граждан в
туристских услугах (в услугах, турфирм,
организующих экстремальные туристские
путешествия, в том числе), а с другой стороны, вклад в развитие
экономики округа, в том числе за счет налоговых поступлений
в бюджет, притока иностранной валюты,
сохранения и увеличения количества рабочих
мест, сохранения и рационального использования
природно-рекреационного и культурно-исторического
потенциала ЯНАО.
Основные задачи программы:
- Формирование региональной нормативно-правовой
базы развития туризма в ЯНАО и системы регулирования туристской
деятельностью. Защита регионального
туристского рынка путем предоставления
налоговых льгот, государственных гарантий
и иных мер государственной поддержки.
- Формирование имиджа ЯНАО как современного туристского рынка.
Совершенствование системы информационного
обеспечения и научных исследований в
области туризма. Интеграция ЯНАО в систему российского туристского рынка
и развитие международного сотрудничества
в области туризма.
- Стимулирование развития материально-технической
инфраструктуры туризма путем привлечения
отечественных и иностранных инвестиций
для реконструкции и нового строительства
туристских объектов. Улучшение качества
обслуживания туристов на основе конкуренции,
углубления специализации и кооперации
в работе туристских предприятий. Развитие
системы подготовки и повышения квалификации
кадров в сфере туризма.
Система программных мероприятий
1. Формирование нормативно –
правовой базы предусматривает
приведение региональных
Целям создания единого регионального туристско-рекреационного комплекса отвечает принятие соглашений о координации туристской деятельности с центром в г. Салехард. Добровольное объединение ресурсов мелких туристских фирм, транспортных компаний, гостиниц, учреждений культуры при поддержке муниципальных и региональных органов позволит сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в эту сферу и обеспечит рост притока туристов в ЯНАО.
Как составную часть земельного кадастра
ЯНАО, предполагается разработать кадастр
туристских территорий, включающий рекреационные
зоны, памятники культуры и истории, особо
- охраняемые природные территории.
Данный пункт программы имеет большое
значение для развития экстремального
туризма, так как основные туристские
экстремальные маршруты проходят по экологически
чистым территориям, предполагаемым для включения в
кадастр.
Для комплексного решения проблем международного
туризма, предполагается разработать
и принять ряд документов о выполнения
в ЯНАО федеральных законов, регулирующих таможенный
и паспортно-визовой режимы. Необходимо
найти способы сокращения времени для
процедуры получения виз российскими
гражданами и процедуры регистрации иностранных
граждан.
Особое значение имеет дальнейшее развитие
системы сертификации и лицензирования
в сфере туризма для защиты прав потребителей
туристских услуг, а также страхования
жизни, здоровья и имущества путешествующих.
Что касается страхования туристов-экстремальщиков
– это необходимость в данном виде туризма,
в связи с тем, что маршруты относительно
сложные и опасные, связанные с риском
для жизни путешествующих.
2. По моему мнению, формирование туристического имиджа
ЯНАО включает многостороннюю деятельность по привлечению
туристов в ЯНАО и интеграцию ЯНАО в систему российского и международного
туристского рынка. Межрегиональная интеграция
и международное сотрудничество предусматривает
разработку и реализацию проектов в рамках
Арктического региона.
Создание туристских информационных
центров в г. Салехард, Надым, Ноябрьск,
Новый Уренгой, Ямбург позволит более полно использовать имеющиеся
туристские ресурсы.
С целью маркетинга по продвижению готовых
турпродуктов Ямала предполагается: