Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:17, курсовая работа
Объект исследования – формирование потребительского поведения под влиянием СМИ (рекламы).
Предмет исследования – методы влияния СМИ (рекламы) на потенциального потребителя.
Цель – изучение СМИ в качестве одного из факторов, влияющих на формирование потребительских взглядов, предпочтений, определенных отношений к товарам и услугам.
Введение 3
1. Коммуникационные (информационные) процессы в формировании потребительского поведения 5
Средства массовой информации 5
Понятие СМИ 5
Характеристика СМИ 6
Классификация СМИ 7
Место СМИ в процессе принятия решения о покупке потребителем 9
Поведение потребителя в свете теории когнитивного диссонанса 10
Обучение и развитие привычек у покупателей 12
Реклама как инструмент воздействия на потребителя 15
Задача рекламы 15
Мысли потребителя 18
Психографическая типология российских потребителей 20
2. Эффект от рекламы и других форм массовой коммуникации 23
Телевидение 24
ТВ-реклама 24
Физиологические ограничения восприятия 27
Данные по длине роликов 29
Радио 32
Пресса и другие печатные носители 33
Наружная реклама 33
3. Заключение 36
4. Список используемой литературы 38
Обучение и развитие привычек у покупателей.
Поведение потребителя основывается не только на полученных им знаниях, но и на выработанных него привычках. Деятели рынка напрямую заинтересованы в изучении того, как потребители приобретают новые знания и как у них формируются привычки, чтобы использовать эти знания при продвижения своих товаров на рынке.
Обучение – это последовательный процесс изменения поведения человека, многократно подкрепленный практическими действиями. Теорий обучения множество, но большинство из них сводится к двум основным теориям: когнитивной теории и теории стимула-реакции.
Схема 1.2.
Когнитивная теория
рассматривает обучение как внутренний процесс запоминания, мышления и разумного приложения знаний к решению практических задач. Эта теория возникла в США в 1950-60 гг. и основывается она на предположении, что обработка информации в человеке происходит таким же образом, как и в вычислительном устройстве. Одной из основных задач когнитивной теории становится доказательство того, что решающим фактором, определяющим поведение человека, является знание. Поведение потребителя при этом носит рациональный характер: он сперва думает, потом действует, получает результат и вместе с ним новую информацию для размышления.
Теория стимула-реакции
выдвигает на первый план не знание,
а действие. Потребитель сперва возбуждается
под действием некоего стимула,
затем действует, получает некий
результат, оценивает этот результат
и снова действует – так
же, как и раньше, если возбуждение
было снято, либо иным образом, если возбуждение
снято не было. Таким образом, теория
стимула-реакции рассматривает
Привычка – это приобретенная или разработанная схема поведения, которая стала автоматической или почти автоматической. Привычка есть естественное продолжение обучения. Здесь вполне уместна старая поговорка "Привычка – вторая натура". Существуют три причины, по которым поведение большинства покупателей основывается на привычке:
Привычка упрощает потребителю
жизнь. Сознательный выбор товара всегда
связан с затратами времени и
сил на сбор информации, сравнение,
оценку и принятие решения о покупке
товара, которое к тому же может
оказаться удачным или
Привычка – осознанная необходимость. Представьте человека, который покупает в универсаме 50 разных предметов. Чтобы прочесть все ярлыки на конкурентных товарах, потребуется не один час, а у большинства из нас на это нет времени (или желания).
Привычка – это накопленное знание. Когда путем проб и ошибок мы отыскиваем то, что нас устраивает, мы одновременно узнаем, какие магазины нас устраивают и какие — нет. Найдя магазин или товар, который нам понравился, мы продолжаем делать покупки там и тех товаров, которые нам знакомы, и это разумно. Здесь сказывается дополнительная ценность товара, создаваемая его маркой. Для потребителя – это средство, обеспечивающее удобство и спокойствие, для изготовителя – это средство формирования привычки и увеличения продаж.
Рекламодатели преследуют три цели, связанные с формированием привычки, а именно:
Реклама как инструмент воздействия на потребителя.
Задача рекламы.
Чем эффективней работает сбыт на предприятии, в котором участвует несколько лиц, знающих, что такое «продать», как продать, где и кому продать, и чем эффективнее реклама, тем лучше продается произведенный товар. Сам же товар не может обладать эффективностью для потребителя в столь узком значении этого слова. В товаре она принимается как полезность. Чем больше ее в товаре, тем шире и интенсивнее, а самое главное – дешевле сбыт. Если полезности недостаточно, ее необходимо компенсировать эффективностью – рекламой.
В прошлом популярным средством
для письма были авторучки, которые
обладали широким рядом преимуществ
перед гусиным пером, и тем
более перед палочкой и восковой
дощечкой. Это было связано с высокой
полезностью авторучки, которая
снижала ряд неудобств при
использовании прежних средств
для письма и улучшала качество последнего.
Авторучка продавалась в своё
время с минимальным рекламным
уровнем, так как была единственным
средством комфортного письма. Прежде
всего, реклама рассказывала о преимуществах
одной авторучки, одного производителя,
перед другой, другого производителя:
золотое перо лучше нержавеющего,
более вместительная емкость
для чернил лучше меньшей, стеклянный
корпус хуже пластикового, а металлический
лучше последнего, а также различного
рода способы дизайна и
Через некоторое время
появилась шариковая ручка, которая
стала революцией в таком виде
человеческой деятельности, как письмо,
которая своей конструктивной простотой
убрала все недостатки предыдущих средств.
Она главная. Теперь она продается
с минимальным рекламным
Но авторучка не прекратила свое существование. Нет, она не стала лучше, просто рекламный уровень компенсировал недостатки ее полезности перед шариковой и перед самим потребителем. Она по-прежнему остается популярной, как некий атрибут качественности, престижности и солидности (концепция рекламы). Рекламный уровень перьевой ручки настолько высок, что компенсирует и высокую, сравнивая с шариковой, цену. Авторучка имеет спрос.
Вырисовывается задача рекламы. Современное определение (их великое множество, но говорят они практически об одном) гласит: реклама- средство донести до широкой аудитории информацию о том или ином товаре, его особенностях, месте продажи и цене. Настоящее же определение, (по мнению Р. Левешко), заключается в следующем: задача рекламы – компенсировать недостаток полезности предлагаемого товара.
Потребитель, выбирая для себя тот или иной товар, оценивает его необходимость для себя, попросту – полезность: насколько мне нужен этот товар? Что он мне даст? Отвечая на эти вопросы, он создает у себя некую сумму мотивов, которые, достигнув определенного уровня, заставляют совершить сделку, купить товар. Если уровень мотивов недостаточен, покупка не произойдет.
Разработка сообщения (послания).
Главное сообщение в рекламе
обычно базируется на специфической
выгоде, с которой рекламодатель
идентифицирует главное достоинство,
которым его продукт отличается
от продукта конкурента. Рекламодатель
будет стремиться найти “уникальное
продаваемое предложение” (УПП) (Unique
Selling Proposition - USP). Оно может базироваться
на физических или неосязаемых
В рекламе действует треугольник:
Схема 1.3.
Более того, если продукт
практически схож с аналогичными
продуктами конкурентов, то фирма может
постараться объяснить его
Считается, что рекламную
кампанию следует строить в два
этапа:
- привлечение лидеров общественного мнения;
- привлечение основной массы потенциальных
потребителей (следует учесть типовые
группы потребителей в разных стадиях
жизненного цикла товара).
Сообщение может содержаться не только в речевом или видеоряде, но и в том, о чем умолчали, но оно достаточно красноречиво.
Теоретически выбор среды передачи сообщения должен быть процессом выбора наиболее эффективной с экономической точки зрения среды для достижения наибольшего охвата и числа представлений. Обычно оцениваются оба этих измерения. Реклама должна достигнуть максимального числа целевых аудиторий. Обычно трудно освоить последние проценты этой массы: стоимость кумулятивного охвата описывается экспоненциальной кривой. Таким образом, решение об охвате на практике представляет баланс между желаемым полным охватом и стоимостью его достижения.
Даже при высоком охвате недостаточно для воздействия на реципиента однократного представления рекламы (“Opportunity To See” - OTS). Обычно необходимо в среднем около 5 OTS, чтобы достичь необходимой степени воздействия до уровня признания и переключения внимания на рекламируемую марку товара. Для достижения пяти OTS даже при 70%-ном охвате целевой аудитории может потребоваться 20-30 сообщений в прессе на национальном уровне. Частота представления является функцией времени кампании. 12 сообщений в течение года или 12 сообщений в течение недели - это не одно и то же. Часто считается целесообразным представление информации “накатами”, или “волнами”.
Основные типы сред сообщений (по степени важности):
Схема 1.4.
Прессу можно разбить на следующие секторы: национальные газеты, региональные газеты, журналы, профессиональная и техническая литература.
Афиши (дорожные плакаты), радио и кино - наименее привлекательные среды передачи сообщений ввиду их специфичности.
Мысли потребителя
Конечно, эффективные, оригинальные и недорогие с точки зрения воплощения зримые идеи придумать нелегко. Поэтому можно обратиться к еще одному источнику вдохновения – мыслям, воззрениям, восприятию потребителя.
Продавец ювелирных изделий говорит: «Покажите своей жене, что женились бы на ней снова». Производитель автомобилей сомневается, что ваша нынешняя машина так хороша, что вы не постесняетесь продать ее лучшему другу. Реклама напитка с незнакомым названием напоминает, что «первый блин всегда комом». Продавец косметики спрашивает: «Ваш муж смотрит на вас так же, как на других женщин?»
Проникновение в мысли потребителей - это наблюдения за жизнью. Это выхваченные из жизни моменты, мимолетные вторжения в реальную жизнь, откровения о том, что люди думают и как поступают. Если какой-то особый стиль мышления, переживания или поведения еще не был раскрыт или использован вашими конкурентами, то у вас еще есть шанс. У вас появляется отправная точка для очень «проникновенной», психологически точной рекламной кампании. Вы встречаете рекламное объявление с заголовком: «Наступило то трудное время, когда ваш босс моложе вас?». Если вопрос попал в точку, то объявление сразу вас «цепляет». Проникновение в мысли потребителя – это вторжение в реальную жизнь людей. Рекламодатель, точно изображающий ваши мысли и чувства, располагает к себе. Мы всегда тянемся к тем, кто понимает, что нами движет.
Эти наблюдения, умение проникнуть в мысли потребителя помогают отражать отношение и поведение потребителей. Любой продукт призван отвечать какому-то ожиданию. Но именно отражая мысль потребителей, мы вдыхаем жизнь в то рекламное обращение, которое акцентирует данное ожидание. Воззрения возникают из образа мысли, действия и чувствования. Проникнуть в них можно, наблюдая за отношениями и поступками людей. За теми мелочами, из которых, собственно, и состоит наша жизнь.
О том, какие мысли могут посещать покупателя в пределах государства Россия можно узнать, проанализировав типологию российских потребителей, которая представлена ниже.
Психографическая типология российских потребителей.
R-TGI (Российский Индекс
Целевых Групп) - мониторинг стиля
жизни и потребления. В России
производится по лицензии BMRB International
(Британского Бюро
Новаторы (Innovator) - обладают прогрессивными
взлядами, современным мышлением, высокой
потребительской и
Информация о работе Роль СМИ в формировании общественного поведения