Роль туристической индустрии в развитии экономики Камчатского края
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 16:22, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы - рассмотреть динамику туристической деятельности, ее роль в развитии экономики Камчатского края и государственные программы по развитию данной сферы экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: − обосновать перспективность Камчатки, как туристического центра; − рассмотреть особенности государственного регулирования сферы туризма; − проанализировать развитие рынка гостеприимства и инфраструктуры туризма Камчатского края; − провести анализ современных тенденций и перспектив развития туристической деятельности и индустрии гостеприимства в Камчатском крае; − проанализировать систему государственного управления туризмом в крае; − разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики развития туристской индустрии на Камчатке.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………...….3 1. Сфера туризма, как объект государственного регулирования…………...……...6 1.1 Основные характеристики развития туристической сферы……………………6 1.2 Государственное регулирование сферы туризма…………………………...…20 2. Анализ государственного регулирования туристической сферы в Камчатском крае………………………………………………………………..35 2.1 Характеристика рынка гостеприимства и инфраструктуры туризма………..35 2.2 Проблемы и перспективы туристской деятельности и сферы гостеприимства……………………………………………………….37 2.3 Анализ системы государственного управления туризмом в крае……………43 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики развития туристской индустрии в Камчатском крае …………………………57 Заключение…………………………………………………………………………..72 Список использованных источников..........................………………………..........75 ПРИЛОЖЕНИЕ А
Сокращение
численности населения сопровождается
его дальнейшей концентрацией в административных
и промышленных центрах, что приводит
к опустению огромных территорий. Важнейшей
проблемой округа является слабо развитая
транспортная сеть. Так, плотность железных
дорог почти в 4 раза ниже, плотность автомобильных
дорог с твердым покрытием в 6 раз ниже,
чем в среднем по России. В Магаданском
крае, на Камчатке, в Чукотском АО железные
дороги вообще отсутствуют.
Для успешного позиционирования
следует четко обозначить для себя свою
целевую аудиторию, описать ее и обозначить
размер. Для Камчатского края, наиболее
крупной группой потенциальных потребителей
гостиничных услуг являются туристы, приезжающие
на отдых. Данный сегмент рынка постоянно
растёт, что подтверждает перспективность
данного направления. По данным статистики,
в 2012 году Камчатский край посетили около
68 тысяч туристов, что на 2 тысячи больше,
чем в 2011 году (таблица 1).
Таблица 1 - Статистика въездного
и внутреннего туризма Камчатского края
Годы
Всего туристов
Иностранные
Российские туристы
2002
30 398
7 464
22 934
2003
32 030
7 785
24 245
2004
21 000
8 000
13 000
2005
26 400
8 400
18 000
2006
31 600
8 600
23 000
2007
38 000
14 500
23 500
2008
36 500
12 500
24 000
2009
38 300
14 000
24 300
2010
28 000
12 000
16 000
2011
66 340
11 340
55 000
2012
68198
12044
56154
Анализируя приведенные в таблице
данные, следует отметить, что за последние
5 лет произошел значительный рост количества
иностранных туристов – на 41% (с 8500 до 12000
человек). В то же время, пик иностранных
туристских прибытий в Камчатском крае
приходится на 2007 год, когда была реализована
масштабная круизная программа – 60% иностранных
туристов в Камчатском крае являлись пассажирами
круизных судов, осуществлено 12 судозаходов,
в том числе заходы крупных лайнеров. С
расширением круизной программы и приходом
в морской порт «Петропавловск-Камчатский»
крупных круизных лайнеров остро обозначилась
проблема отсутствия оборудованного морского
пассажирского пункта пропуска через
государственную границу РФ в Петропавловске-Камчатском.
В результате неудовлетворительной работы
действующей схемы пропуска пассажиров
через государственную границу в порту
многие туристы остались не удовлетворены
пребыванием на Камчатке, спрос на посещение
круизными судами Камчатского побережья
снизился. С 2006 года так и не удалось привлечь
на полуостров такое же количество судов,
вопрос с пунктом пропуска все еще остается
не решенным.
Увеличился за анализируемый
период и поток российских туристов из
других регионов Российской Федерации
более чем на 70% (с 3500 до 6000 человек). Это
связано, прежде всего, с распространением
информации о туристских ресурсах и возможностях
Камчатского края. Здесь есть заслуга
и туристских фирм, и региональной власти,
и участия Камчатки во всероссийских СМИ-проектах,
таких как «Семь чудес России».
Из общего объема въездного
и внутреннего туризма в 2012 году иностранные
туристы составили 42,9%, жители регионов
России – 21,4%, жители Камчатского края
– 35,7% (рис.1).
Рис.1. Структура въездного туризма
Камчатского края в 2012 году, %
Показатели развития туристской
отрасли и ее вклада в экономику и социальную
сферу Камчатского края приведены в таблице
2.
Таблица 2 - Показатели развития
туристской отрасли и ее вклада в экономику
и социальную сферу Камчатского края
Показатели
2009 г. (факт)
2010 г. (факт)
2016 г. (прогноз)
2020 г. (прогноз)
2025 г. (прогноз)
Число обслуженных
туристов (чел.)
В том числе:
48000
51000
82000
147000
400000
Въездной и внутренний
туризм:
- иностранные туристы
- российские туристы (включая
Камчатских)
28000
12000
16000
30000
13000
17500
58000
24000
34000
118000
50000
68000
350000
150000
200000
Выездной туризм
20000
20500
24000
29000
50000
Численность занятых
на предприятиях сферы туризма (чел.)
5450
5800
7600
11500
16000
Объем реализации
туристских и гостиничных услуг
515
560
1300
2200
4800
Среднемесячная
заработная плата, тыс. руб.
23,6
24,1
42,7
47,8
75,0
Уплата налогов
и сборов в бюджет и внебюджетные фонды
по индустрии туризма (млн. руб.)
87
92
140
240
500
Степень участия туристских
фирм края в социально-экономическом развитии
Камчатского региона могут охарактеризовать
следующие данные.
Общий объем реализации туристских
и гостиничных услуг в 2012 году составил
около 515 млн. рублей, что составляет около
3,53 % от общего объема платных услуг населению
региона.
Обязательные платежи в бюджет
и внебюджетные фонды, сборы за пользование
объектами животного мира, различные лицензионные
и рекреационные сборы в 2012 году составили
порядка 87 млн. рублей.
Таким образом туризм является
одним из наиболее перспективных и динамично
развивающихся секторов экономики края.
2.3 Анализ системы государственного
управления туризмом в крае.
Реализация Стратегии развития
туризма в Камчатском крае предполагает
ряд мер со стороны федеральных, региональных,
муниципальных органов власти, в том числе
при участии представителей бизнес-сообщества.
Меры
государственной поддержки туризма на
федеральном уровне
Достижение целей настоящей
Стратегии предполагает государственную
поддержку отрасли туризма и сопутствующих
отраслей на региональном и федеральном
уровне.
На федеральном уровне приняты
следующие нормативные правовые документы,
регулирующие отношения в туристской
отрасли:
«Стратегия развития
туризма в Российской Федерации на период
до 2015 года»
Реализация Стратегии развития
туризма в Российской Федерации на период
до 2015 года направлена на решение следующих
задач:
создание условий для динамичного
и устойчивого экономического роста, за
счет высоких темпов роста туристская
индустрия (с учетом сопряженных областей)
должна обеспечить свой вклад в дополнительный
прирост темпов экономического развития;
повышение уровня и качества
жизни населения путем увеличения доступности
туристских услуг, занятости и доходов
жителей нашей страны;
повышение конкурентоспособности
российской экономики путем повышения
привлекательности нашей страны как туристского
направления;
обеспечение сбалансированного
социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации за счет увеличения
доли туризма в региональном валовом продукте.
ФЦП «Развитие внутреннего
и въездного туризма в Российской Федерации
(2011-2018 годы)»
Цель Программы: повышение конкурентоспособности
туристского рынка Российской Федерации,
удовлетворяющего потребности российских
и иностранных граждан в качественных
туристских услугах.
Задачи программы: развитие
туристско-рекреационного комплекса Российской
Федерации; повышение качества туристских
услуг; продвижение туристского продукта
Российской Федерации на мировом и внутреннем
туристских рынках.
Важнейшие целевые индикаторы
и показатели ФЦП:
численность граждан Российской
Федерации, размещенных в коллективных
средствах размещения;
численность иностранных граждан,
размещенных в коллективных средствах
размещения;
площадь номерного фонда коллективных
средств размещения;
инвестиции в основной капитал
средств размещения (гостиницы, места
для временного проживания);
количество койко-мест в коллективных
средствах размещения;
количество лиц, работающих
в коллективных средствах размещения;
объем платных услуг гостиниц
и аналогичных средств размещения.
Объем и источники финансирования:
Общий объем финансирования
Программы на 2011 - 2018 годы в ценах соответствующих
лет составляет 332 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств федерального
бюджета - 96 млрд. рублей (28,9 процента),
из них по цели:
капитальные вложения - 92,986 млрд. рублей;
прочие нужды - 3,014 млрд. рублей;
за счет средств консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
- 25 млрд. рублей (7,5 процента);
за счет средств внебюджетных
источников - 211 млрд. рублей (63,6 процента).
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы и показатели социально-экономической
эффективности:
создание в различных субъектах
Российской Федерации сети конкурентоспособных
туристско-рекреационных и автотуристских
кластеров, которые станут точками развития
регионов и межрегиональных связей, активизировав
вокруг себя развитие малого и среднего
бизнеса (рост инвестиций в основной капитал
средств размещения (гостиницы, места
для временного проживания) в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом);
удовлетворение потребностей
различных категорий граждан Российской
Федерации в активном и полноценном отдыхе,
укреплении здоровья, приобщении к культурным
ценностям (рост численности граждан Российской
Федерации, размещенных в коллективных
средствах размещения, в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом);
повышение уровня занятости
населения за счет создания дополнительных
рабочих мест в сфере туризма (увеличение
количества работающих в коллективных
средствах размещения на 41 процент и работающих
в туристских фирмах на 51 процент по сравнению
с базовым уровнем 2010 года);
увеличение доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
за счет увеличения объема производства
услуг в отрасли (увеличение объема платных
туристских услуг, оказанных населению,
в 4,7 раза и объема платных услуг гостиниц
и аналогичных средств размещения в 4,3 раза по сравнению с 2010 годом);
рост валового внутреннего
продукта и улучшение платежного баланса
страны (рост численности иностранных
граждан, размещенных в коллективных средствах
размещения, в 6,4 раза по сравнению с 2010
годом).
Показателями социально-экономической
эффективности Программы являются:
интегральный общественный
эффект от реализации мероприятий Программы
- 980,3 млрд. рублей;
интегральный коммерческий
эффект от реализации мероприятий Программы
- 231,3 млрд. рублей;
индекс прибыльности - 1,1;
период окупаемости частных
инвестиций - 13 лет;
интегральный бюджетный эффект
от реализации мероприятий Программы
- 574,4 млрд. рублей;
расчетный срок окупаемости
бюджетных инвестиций (период возврата
средств федерального бюджета) - 6 лет;
доля бюджетных ассигнований
(коэффициент участия государства) - 0,26
Приоритетные проекты по развитию
отрасли туризма и сопутствующих отраслей,
предполагаемые к реализации в рамках
настоящей Стратегии, соответствуют государственным
целям и задачам развития туризма.
Реализация приоритетных проектов
будет способствовать достижению целевых
показателей развития туризма в России,
улучшению социально-экономического положения
страны, повышению уровня и качества жизни
населения путем обеспечению доступности
туристских услуг, повышению конкурентоспособности
российской экономики путем повышения
привлекательности нашей страны для туристов.
Для реализации проектов развития
туристской и сопутствующей инфраструктуры
туристских кластеров Камчатского края
в рамках государственно-частного партнерства
возможно получение дополнительного финансирования
из средств федерального бюджета в рамках
реализации Федеральной целевой программы
«Развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
Включение в ФЦП «Развитие внутреннего
и въездного туризма в Российской Федерации
(2011-2018 годы)» будет способствовать решению
задач по обеспечению потребности туризма
в продуктах и услугах сопутствующих отраслей,
обеспечению развития инфраструктуры
туризма путем привлечения российских
и иностранных инвестиций для реконструкции
и нового строительства в рамках формирования
туристских кластеров на территории Камчатского
края, что, в свою очередь, будет направлено
на достижение предполагаемого указанной
ФЦП результата: создание в различных
субъектах Российской Федерации сети
конкурентоспособных туристско-рекреационных
и автотуристских кластеров, которые станут
точками развития регионов и межрегиональных
связей, активизировав вокруг себя развитие
малого и среднего бизнеса.
На первом этапе целесообразно
сформировать и подать заявку на включение
в ФЦП приоритетного инвестиционного
проекта «Создание туристско-рекреационного
кластера в Паратунской курортной зоне
Елизовского района», на финансирование
которого уже выделено 100 млн. рублей из
бюджета Камчатского края на 2012 год, а
общий объем финансирования составит
1 250 млрд. руб. Строительство будет идти
с 2013 по 2018 гг. Создание туристско-рекреационного
кластера будет способствовать привлечению
дополнительно 85 тыс. туристов в год. (подробное
описание проекта в разделе 4.2.1 «Развитие
инфраструктуры туризма»).