Суть и основные принципы инноваций в туризме. Инновационная деятельность и понятие инновационной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для развития инфраструктуры всех отраслей экономики, происходит улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Содержание

Введение
1. Суть и основные принципы инноваций в туризме. Инновационная деятельность и понятие инновационной инфраструктуры
2. Объекты инновационной инфраструктуры. Бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы
3. Возможности инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Суть и основные  принципы инноваций в туризме.  Инновационная деятельность и  понятие инновационной инфраструктуры

2. Объекты инновационной  инфраструктуры. Бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы

3. Возможности инновационной  инфраструктуры в Республике  Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

В начале XXI века туризм стал заметным явлением в общественно-экономической  жизни большинства стран мира. Это в равной степени относится  как к экономически развитым, так  и слаборазвитым странам, где  места пребывания туристов становятся островками цивилизации.

Развитие туризма  играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые  рабочие места, поддерживается высокий  уровень жизни населения, создаются  предпосылки для развития инфраструктуры всех отраслей экономики, происходит улучшения  платежного баланса страны. Необходимость  развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию  системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств  распространения информации и т.д.

В свою очередь, государство  поддерживает отрасль, создавая благоприятный  визовый, таможенный, налоговый климат, возможность вести безопасную туристскую деятельность в широком смысле - сюда относятся: гарантия личной безопасности, экологическая безопасность, свободный  доступ к шедеврам национальной культуры, благожелательное отношение местного населения.

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые  темпы он признан экономическим  феноменом столетия. Для 38% государств туризм - главный источник дохода, а  для 83% стран туризм является одним  из пяти основных источников дохода.

Туризм, являясь  в настоящее время глобальным социально-экономическим явлением, функционирующим в условиях порой  весьма жесткой конкуренции, характеризуется  большой степенью подверженности инновационным  процессам, следование которым зачастую является основным детерминирующим  конкурентоспособность туристских организаций фактором.

Кардинальные перемены, произошедшие в экономике Беларуси и других независимых стран в  постсоветский период, оказали серьезное  воздействие на туристскую индустрию  республики. В 1999 г. в целях повышения  эффективности работы туристских предприятий, создания условий для развития рынка  туристских услуг был законодательно принят Закон «О туризме». В результате целенаправленных действий, направленных в первую очередь на раскрытие туристского потенциала нашей страны, обустройства существующей и развитие новой инфраструктуры в Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туризма в общем и туристской инфраструктуры в частности. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам. Повышается уровень образования, профессионализма и сервиса на всех стадиях оказания туристических услуг.

Однако к высокому уровню развития мировой туристической  отрасли в целом, во второй половине ХХ в. добавилось невероятное ускорение  темпов инноваций и рост масштабов  инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм. К сожалению, туристический  потенциал Республики Беларусь во многом проигрывает своим непосредственным конкурентам. Ввиду чего, государство  должно не только уделять внимание развитию обязательных сторон туристической  отрасли (инфраструктура, сервис, продвижение  продукта и др.), но и искать качественно  новые подходы к организации  ведения туристического бизнеса, поиску новых идей и направлений. В современном  мире все отрасли необходимо рассматривать  во взаимосвязи, во взаимозависимости  уровня развития одной из них от другой. Государству просто необходимо сосредоточить свои усилия и имеющиеся  свободные ресурсы на развитии перспективных  для всей национальной экономики  наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики.

Таким образом, инновации  должны касаться не только сферы развития «традиционной инфраструктуры», но и подходов к решению тех или  иных задач, достижения тех или иных целей. Для нашей страны, инновации  в сфере туризма должны в первую очередь придти в сферу идей. Идеи и способы их воплощения позволят развить неординарные стороны туристической  отрасли Республики Беларусь, придать  динамику реорганизации существующих и организации новых объектов туристического интереса.

В данной курсовой работе будет рассмотрены элементы инновационной инфраструктуры сферы  туризма и гостеприимства с учетом мирового опыта и возможности  его применение и развития в Республики Беларусь.

1. Суть и основные принципы  инноваций в туризме. Инновационная  деятельность и понятие инновационной  инфраструктуры

Инновации и инновационная  деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его  составляющей) и как процесс, связанный  с внедрением результатов научных  исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия  «инновация» более широк. Сфера  инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование  научно-технических разработок и  изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает  в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный  в новый или усовершенствованный  продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы  к удовлетворению социальных потребностей.

Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных  возможностей, инновации различаются  по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру. По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, компании) инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными.

В свою очередь, изучение тенденций и закономерностей  комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и  управление ими - сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная  прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения  сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

- вид инновации  (аттракторы, инфраструктура туризма,  турпродукт, способы и средства  распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);

- степень новизны  (улучшающие, прорывные);

- широта воздействия,  масштабность, связность (локальные,  глобальные, системные);

- инвестиционное  наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие,  капиталоемкие).

Инновации в туризме  следует рассматривать как системные  мероприятия, имеющие качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале  существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым  активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов  населения.

Инновационный процесс  в туризме достаточно специфичен. Он, как правило, получает свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности  клиента, а с другой стороны, в  основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и  общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а  также благодаря оценке отрасли  местным населением. Только такое  взаимодействие всех элементов (субъектов  и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного  синергетического эффекта, выраженного  в качестве роста (развития) сферы  туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и  возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении.

К основным принципам  инноваций в туризме относят:

1. Принцип научности,  заключающийся в использовании  научных знаний и методов для  реализации инноваций, соответствующих  потребностям туристов.

2. Принцип системности.  Разрабатываемая стратегия инновационного  развития сферы туризма в регионе  должна учитывать факторы и  условия, необходимые для удовлетворения  потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона  (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

3. Принцип соответствия  инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества,  которые действительно нужны  клиенту, а не те, которые может  произвести и внедрить туристская  организация.

4. Принцип позитивности  результатов, состоящий в предупреждении  неразумного, не продуманного  создания и внедрения новшества,  которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного  предприятия; в-третьих, для биосферы  и общества в целом.

5. Принцип имманентности  инвестиционным процессам. Для  проведения необходимых исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью нововведений.

6. Соответствие  инновационной деятельности и  ее результатов (новшеств) уровню  развития общества.

7. Принцип связности.  Процесс нововведения заканчивается  появлением на рынке продукта, который должен на определенном  этапе своего жизненного цикла  вызывать потребность (стимулировать  идею) создания следующего новшества  и обеспечивать финансовую поддержку  этого процесса.

8. Принцип безопасности. Любое нововведение должно гарантировать  отсутствие вреда для человека  и окружающей его среды.

Инновационная деятельность - комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее  приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения  результата, который широко востребован  в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как  совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит  системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной  деятельности.

Основные направления  инновационной деятельности в сфере  туризма и гостеприимства:

- выпуск новых  видов туристского продукта, ресторанного  продукта, гостиничных услуг и  т.д.;

- использование  новой техники и технологии  в производстве традиционных  продуктов;

- использование  новых туристских ресурсов, ранее  не использовавшихся. Уникальный  пример - путешествия туристов на  космических кораблях;

- изменения в  организации производства и потребления  традиционного туристского, ресторанного  продукта, гостиничных услуг и  т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент;

- выявление и  использование новых рынков сбыта  продукции (гостиничные и ресторанные  цепи).

Основу инновационной  деятельности во всех секторах экономики  составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного  сервиса и туризма.

Научно-техническая  революция не только стала материальной основой формирования массового  туризма. Она оказала огромное влияние  на инновационную деятельность в  социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу  которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых  видов одежды и обуви, нового спортивного  и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы  стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

Появление современных  средств информации и связи оказало  глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная  аудио-видео-техника существенно  изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального  времени и т.д.

Таким образом, инновационная  деятельность в сфере туризма  направлена на создание нового или  изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых  информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

Говоря об инновационных  путях развития любой сферы, необходимо давать себе, отчет в том, насколько  масштабной является деятельность по планированию, формированию и развитию тех или иных отраслей путем внедрения  новых подходов, методов и приемов. И туристическая отрасль не является исключением. Прибегая к нестандартным  решениям тех или иных задач, мы не только должны быть готовы к значительным материальным затратам (инвестициям), но и вправе ожидать столь же внушительного  результата, пусть и не сразу. Таким  образом, государственная поддержка  инновационных подходов и образований, по крайне мере на начальных этапах, является просто необходимой. В тоже время, следует отметить, что туристская деятельность - это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики.

Информация о работе Суть и основные принципы инноваций в туризме. Инновационная деятельность и понятие инновационной инфраструктуры