Технопарк ни в
коем случае нельзя рассматривать, как
просто объект недвижимости. Научный
парк является воплощением стремления
университетов широко сотрудничать
с компаниями, предлагая им доступ
с разработкам, специализиованной
инфраструктуре и студентам, а также
все необходимое для нормальной
жизнедеятельности.
К ключевым особенностям
этих многофункциональных объединений
можно отнести возможности для
значительного роста исследовательского
потенциала; благоприятные условия
для частных исследователей и
компаний; жилье, наряду с другими
удобствами, как способ привлечь молодых
преподавателей и аспирантов.
Таким образом, научные
парки обеспечивают стартовую площадку
для запуска компании на стадии становления.
Технопарк, обеспечивая подготовку
в таких областях, как права
интеллектуальной собственности и
бизнес-планирование, делает свой вклад
в успех молодой компании. Университеты,
в свою очередь, получают выгоду от
взаимодействия с деловым миром.
Необходимыми условиями
для успешной реализации проекта
«Технопарк» являются следующие:
- наличие профессиональной
команды менеджеров;
- ее тесное взаимодействие
и взаимопонимание с местными
властями;
- наличие источников
инвестиций на стадии становления
технопарка;
- успешное решение
вопросов передачи в (либо строительства
с последующей передачи) в собственность
или оперативное управление на
длительный срок достаточного
количества площадей для размещения
инновационных предприятий;
- правильный выбор
площадки для организации строительства
(с учетом перспектив расширения
технопарка);
- четкое определение
специализации технопарка на
стадии его становления;
- успешное решение
вопросов организации профессиональных
сервисов клиентам технопарка (привлечение
профессиональных бизнес-консультантов);
- успешное решение
вопросов взаимодействия с исследовательскими
организациями (НИИ, институты
НАН Беларуси, ВУЗы).
Невыполнение хотя
бы одного из этих условий неизбежно
приведет к провалу проекта на
стадии становления, либо в проект быстро
исчерпает ресурсы своего роста.
У действующих технопарков практически
все условия выполнены, за исключением
территориального размещения технопарков
и наличия достаточного количества
площадей.
Так, при организации
новых технопарков в Республике
Беларусь их команды, для получения
максимальной эффективности, обязаны
изучить накопленный опыт действующих
организаций, а также строго следовать
перечисленным требованиям.
В целом, пути повышения
эффективности технопарков в
республике могут быть следующие:
1. Объединение в
ассоциации с целью:
- объединения ресурсов
по продвижению продукции предприятий
- резидентов на внутреннем и
внешнем рынках. Аналогичная схема
взаимодействия применима и на
зарубежных рынках;
- отстаивания интересов
субъектов инновационной инфраструктуры,
организация взаимодействия с
местными и центральными властями;
- проведения PR кампаний
с целью вовлечения в инновационную
сферу новых участников.
В настоящее время
подготовлены документы по организации
действующих технопарков в ассоциацию
в виде общественной организации
и направлены в Совет Министров
Республики Беларусь.
2. Организация взаимодействия
с финансовыми институтами. При
организации такого взаимодействия
клиент технопарка помимо стандартных
сервисов получает доступ к
инвестиционным ресурсам. Важную роль
в финансировании предприятий технопарков
и их проектов играет венчурный капитал.
Для республики Беларусь
это тем более важно в связи
с тем, что сегодня Национальный
банк Республики Беларусь совместно
с заинтересованными компаниями
выполняет подготовительные работы
по созданию Белорусской венчурной
компании. Как известно из мировой
практики, основной задачей и проблемой
таких компаний является поиск объектов
для инвестирования. Технопарки как
раз и являются местом концентрации
таких объектов.
3. Интеграция технопарков
в международные сети аналогичных
организаций, как самостоятельных
структур, так и в виде ассоциации
(в случае успешного завершения
этого проекта).
Технополис - программа,
разработанная в начале 80-х гг.
Министерством внешней торговли
и промышленности (МВТП) Японии, ставшая
одним из ключевых элементов стратегии
регионального развития страны в
условиях перехода к наукоемкой структуре
промышленности, ускорения научно-технического
прогресса, софтизации и сервизации
экономики. Эта программа строительства
городов XXI в. предусматривала сбалансированное
и органичное сочетание высокотехнологичной
промышленности, науки (университеты,
инженерные вузы, НИИ, лаборатории) и
жизненного пространства (процветающие
и просторные зоны проживания), а
также соединение богатых традиций
регионов с передовой промышленной
технологией. Новые научно-производственные
городки были задуманы в Японии как
многоцелевые и комплексные, что
отличает их от аналогичных территориальных
образований в США и Европе.
Так, японские технополисы включают
не только научные парки и исследовательские
центры, капиталы и новые технологии,
но и новые жилые кварталы, дороги,
средства связи и коммуникации. Технополисы
коренным образом отличаются и от
территориально-производственных комплексов,
которые создавались в самой
Японии в 60-70-е гг. Новизна их состояла
прежде всего в том, что в качестве
главного рычага подъема экономики
периферийных районов были выбраны
наиболее передовые, находящиеся в
стадии освоения или расцвета отрасли
и технологии, характеризующиеся
наукоемкостью и высокой долей
добавленной стоимости. Процесс
выбора этих отраслей и производств,
как и разработка, и реализация
конкретных планов развития для каждого
технополиса, находился в компетенции
местных органов самоуправления.
Технополисы должны были создаваться
в различных уголках страны (но
за пределами крупных городских
агломераций) и стать опорными пунктами
развития периферийных районов. Интересно,
что первоначально МВТП не планировало
большого числа технополисов, но интерес
к ним в регионах оказался настолько
высок, что было принято решение
о расширении круга участников программы.
К настоящему времени число технополисов
достигло 26. В 1990 г. наступил срок завершения
первого этапа работ для 20 технополисов,
которые были утверждены до 1985 г., и
департамент окружающей среды и
размещения промышленности МВТП принял
решение о разработке планов второго
этапа развития технополисов и внесении
корректив в общую стратегию.
При этом были подведены некоторые
итоги развития зон технополисов.
За основу были приняты 4 основных показателя:
отгрузки промышленной продукции, объем
добавленной стоимости, созданной
в промышленности, то же в расчете
на одного занятого, численность занятых
в промышленности. Результаты обследования
состояли в том, что среднегодовые
темпы прироста в 1980 -1989 гг. по всем показателям
существенно отставали от прогнозных.
Однако это не дает основания сделать
вывод о несостоятельности самой
идеи технополисов или ее практического
воплощения. Сами прогнозные показатели
носят ориентировочный характер.
Программа строительства технополисов
не является директивным планом, она
определяет лишь общую стратегию
развития, и с самого начала предполагалось,
что она будет гибко корректироваться.
Практика показывает, что наиболее успешно
развиваются те из технополисов, которые
расположены в районах высокого и среднего
уровня экономического развития - север
Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай. При
этом лидерами промышленного развития
этих зон стали высокотехнологичные производства,
что свидетельствует о качественных изменениях
в отраслевой структуре промышленности
в технополисах. Практически во всех технополисах
заложены элементы новой научно-производственной
и информационной инфраструктуры, которая
является необходимым фундаментом будущего
развития. И в этом, пожалуй, заключается
самое большое достижение первого этапа
программы "Технополис". В технополисах
за 10 лет были построены исследовательские
центры, технопарки, центры высоких технологий,
высокоуровневые информационные системы,
активизировались совместные исследования
университетов и промышленности в области
высоких технологий. Интересно, что наметилась
продолжительная тенденция к замедлению
оттока выпускников местных университетов
из родных мест, так как технополисы открыли
перед ними перспективы применения их
знаний. Учитывая эти обстоятельства,
итоги первого этапа создания технополисов
в целом оцениваются в Японии оптимистично.
На новом этапе жизни технополисов на
первый план должна выйти поддержка НИОКР,
направленная на воспитание "творческих"
людей и "творческих" отраслей промышленности,
усиление сферы услуг производственного
характера ("мозги промышленности"),
создание приятной жизненной среды, возможностей
для занятий спортом и других видов активного
отдыха. Предполагается также усилить
аспект, касающийся связи между отдельными
технополисами. По мнению МВТП, в сфере
промышленного развития в зонах технополисов
центр тяжести должен быть перемещен с
привлечения предприятий извне на поддержку
местных предприятий. Поэтому при составлении
планов второго этапа префектурам было
рекомендовано создавать фонды поддержки
технологического развития местной промышленности
и ее оживления, улучшать "мягкую"
инфраструктуру с тем, чтобы преодолеть
разрыв в капиталоэффективности между
привлеченными и местными предприятиями.
Местные власти с энтузиазмом откликнулись
на новые идеи и предложения МВТП. Во всех
20 технополисах разработаны новые планы
дальнейшего развития, с которыми японские
регионы войдут в XXI в.
Таким образом, после
рассмотрения наиболее распространенных
объектов инновационной инфраструктуры,
можно придти к выводу, что на
сегодняшний день в различных
мировых экономиках существует достаточное
многообразие форм взаимодействия бизнес-компаний
с научными центрами (университетами,
исследовательскими центрами и т.д.).
Все это позволяет каждой отдельно
взятой национальной экономике выбрать
свой путь и форму прогрессивного
развития для каждой отдельной отрасли.
Безусловно, выбор модели построения
инновационной инфраструктуры в
первую очередь зависит от существующего
уровня развития той или иной экономики,
от ее потенциала и приоритета. Какая
форма может стать приемлемой
для экономики Республики Беларусь?
Подойдут ли мировые наработки в
сфере стимулирования и развития
бизнеса для туристической отрасли
нашей страны? Ответы на эти вопросы
мы перенесем в следующий разделинновационная
инфраструктура туризм
3. Возможности инновационной инфраструктуры
в Республике Беларусь
В настоящее время
Республика Беларусь мало известна на
мировом туристском рынке как
самостоятельное государство, имеющее
древнюю историю, богатую культуру,
разнообразную природу. Слабо развита
система маркетинга национального
туристского продукта и его продвижения
на мировом и внутреннем рынке, низок
туристский рейтинг Республики Беларусь,
отсутствует реальное сотрудничество
с зарубежными фирмами и международными
туристскими организациями.
По большинству
компонентов и характеристик
системы туристского обслуживания
(уровень качества услуг, соотношение
цена - качество, количество предприятий
размещения и питания, состояние
производства и торговли товарами для
туристов, инфраструктура, кадровый потенциал,
нормативная правовая база, характер
и объемы финансирования туризма
и т.д.) Республика Беларусь не достигла
достаточно приемлемого уровня в
соответствии с международной практикой.
Материально- техническая база туризма
на 70-80 % нуждается в реконструкции.
На сегодняшний
день не сформирована целостная система
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов для сферы
туризма. Не определены потребности
в специалистах различных уровней.
Преодоление негативных
тенденций в развитии туризма
предполагает активизацию государственной
политики в этой сфере, придание туризму
статуса приоритетного направления
экономики, создание правовых, организационных
и экономических основ формирования
в Республике Беларусь современного
конкурентоспособного туристского
комплекса.
Развитие туризма
в Республике Беларусь должно основываться
преимущественно на тех видах
и формах туризма, которые позволяют
максимально и комплексно использовать
имеющийся туристский потенциал. Примером
может послужить развитие и совершенствование
системы управления туризмом, разработанного
на основе Национальной программы по
развитию туризма, на примере которой
автор попытается разобраться в
проблеме.
В существенном упадке
в Беларуси находится внутренний
туризм. Отсутствует четкий механизм
привлечения внутренних и внешних
инвестиций в развитие туризма, система
научного и рекламно-информационного
обеспечения продвижения национального
туристского продукта на внутреннем
и внешнем рынках услуг. Низкая покупательная
способность населения, рост стоимости
транспортных услуг оказывают негативное
воздействие на развитие молодежного,
самодеятельного, спортивного, экологического
туризма. Недостаток бюджетных средств
на дотации в социальный туризм приводит
к недоступности участия в
путешествиях основной массы населения,
особенно социально незащищенных слоев.
Масштабы выездного
и въездного туризма представляют
собой диспропорцию, и именно последний,
нуждается в активном стимулировании.
И первый шаг здесь - открытие Беларуси
для самих белорусов. Этому, к
сожалению, мешает наша ценовая политика.
В сложившихся условиях,
необходимо принятие быстрых эффективных
шагов со стороны государства, которые
дали бы стимул туристическим фирмам,
а также создали привлекательный
механизм, направленный в первую очередь
на развитие туристической отрасли
Республики Беларусь. Наша страна не обладает
рядом преимуществ, свойственных понятию
туристически-привлекательная страна,
но возможности роста, развития имеющихся
возможностей на данный момент используются
далеко не целиком и полностью. Необходимо
обратить внимание жителей страны (внутренних
туристов) на возможность участия
в турах выходного дня, создать
условия, для проведения хотя бы части
отпуска на туристических направлениях
Республики Беларусь. Форма может
быть различна - от набирающих обороты
агроусадебных комплексов, до экскурсионных
маршрутов и оздоровительных программ
в санаториях. Что же касается притока
иностранных туристов - здесь государству
надо «решиться». В первую очередь это
касается упрощения визовых процедур,
таможенного и пограничного контроля.
И некоторые правильные шаги были сделаны
в последние годы, которые, безусловно,
увеличили приток внешних туристов.
Так как же может
быть применен мировой опыт развития
отраслей экономики в случае с
туристической отраслью Республики
Беларусь? Какую форму бизнес среды
избрать для создания благоприятных
условий развития туристического комплекса
Беларуси? Иннофационная инфраструктура
туристического комплекса должна стать
элементом программы по развитию
туризма Республики Беларусь.
Если мы обратим
свое внимание на возможные варианты
построения инновационной инфраструктуры
с целью стимулирования деловой
активности в сфере туризма, привлечения
новых идей и ресурсов для их реализации,
то очевидно, что на данном этапе
развития как всей экономики страны,
так и туристической отрасли
наиболее подходящим является создания
ряда бизнес-инкубаторов. Технопарки,
и тем более технополисы, по своей
цели, ресурсам и результатам являются
инфраструктурой более технологичных
отраслей, требующих активное взаимодействие
с наукой, нацеленных на высокотехнологические
предприятия. Эти образования являются
проектами долгосрочными и вовлекающими
в свою реализацию многие отрасли
экономики наряду со значительными
материальными вложениями, с целью
получить средне и долгосрочную отдачу.
Построение такой инфраструктуры не
придаст необходимого импульса в
развитии области туризма. Туристической
отрасли следует обратить свое внимание
на бизнес-инкубаторы (инкубаторы малого
бизнеса).
Поскольку основная
цель бизнес-инкубатора - помочь становлению
и развитию вновь создаваемого бизнеса,
появление таких бизнес-структур
даст возможность попробовать свои
силы в отрасли туризма с максимальной
поддержкой профессионалов. Беларусь
очень далека от развитой туристической
отрасли, многое только начинает создаваться,
особенно что касается въездного
и внутреннего туризма. Поэтому
мы не должны пользоваться схемой поэтапного
развития, начиная с самого низа,
и, накапливая опыт идти по следам развитых
туристических стран. Мы должны взять
все самое лучшее, начиная от образования
до экономики, трансформировать его
в наши реалии и оказать максимальную
поддержку. И пускай мы будем называться
не Bed&Breakfast, а агроусадьба, но потенциал
второй ничуть не меньше первого. Последние
годы это доказали. Агроусадьба - это
интересно. Бизнес-инкубатор идеально
согласуется с развитием агроусадьб.
Он способен оказать существенную информационную,
организационную и финансовую поддержку
данному направлению развития туризма
в Республике Беларусь. И такие
образования уже существуют и
дают свои результаты.
Что касается развития
крупных туристических направлений
- сетей отелей, крупных туристических
комплексов - то это удел крупных
инвесторов. Транснациональные корпорации
обладают всем необходимым опытом и
капиталом и быстро отреагируют
на создание благоприятной инвестиционной
среды (не четверга) внутри страны. В
этом случае государство играет роль
вахтера, который решает пустить
или не пустить Вас в общежитие
и на каких условиях.
Заключение
Проведенный в данной
курсовой работе анализ позволяет придти
к мнению, что туристическая отрасль
Республики Беларусь нуждается в
срочном применении мирового опыта
создания в первую очередь современной
инфрастуктуры не только для туристов,
но и для игроков туристического рынка.
Мы не должны ждать смены предподчтений
нашего населения, а должны активно способствовать
заинтересованности в отдыхе внутри страны.
Идеи оказывается не достаточно для успеха.
Нужна всевозможная поддержка «творчества
в туризме». Именно инновационная инфрастуктура
должна стать опорой для новых туристических
объектов, будь то агроусадьба или ежегодный
фестиваль шашлыков. Мы в очередной раз
оказались в роле догоняющих, но грамотное
осознание инновационных возможностей
развития даст возможность туристической
отрасли если не догнать лидеров, то хотя
бы сократить отставание. Не надо придумывать
своих путей. Туризм, как ни одна другая
отрасль нуждается в глобализации подходов,
методов и идей.
Список использованных источников
1. Гуляев В. Организация
туристической деятельности. - М., 1996
г.