Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:49, дипломная работа
Выбрав тему выпускной работы, я преследовала следующую цель: проанализировать современное состояние туристской отрасли в Казахстане и выявить, что мешает развитию туризма в нашей стране на мировом уровне. Интеграция республики Казахстан в мировое сообщество требует развитие новых конкурентоспособных на международном рынке секторов национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ
Выбрав тему выпускной работы, я преследовала следующую цель: проанализировать современное состояние туристской отрасли в Казахстане и выявить, что мешает развитию туризма в нашей стране на мировом уровне. Интеграция республики Казахстан в мировое сообщество требует развитие новых конкурентоспособных на международном рынке секторов национальной экономики. Одним из таких приоритетных направлений может стать формирующаяся межотраслевая индустрия туризма. Этому способствует принятия целого ряда постановлений и других нормативно-правовых актов, помимо законов «О туристской деятельности в Республики Казахстан», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента» и «Концепции развития туризма в Республики Казахстан». Следовательно, возникает необходимость определения соответствующих параметров развития данной отрасли в национальной экономике.
Туризм играет одну из
главных ролей в мировой
До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли, в экономике был жестко регламентирован центром. В то же время историческая значимость целого ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не рекламировалась и оставалась не востребованной. В советское время туризм в Казахстане не имел существенной экономической значимости. Одной из причин неразвитости индустрии туризма в Казахстане является то, что на государственном уровне ею не занимались целенаправленно как отраслью экономики. Не уделялось внимание комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. Фактором, тормозящим развитие отрасли, является так же, непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления не смотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет. Отношение к попыткам государства поставить эту отрасль на ноги не всегда однозначное.
Вопросы развития туризма в Казахстане поднимаются в последнее время все чаще. С приобретением независимости в Казахстане была заложена основа для регулирования туристской деятельности и возрождение исторического и культурного наследия народа. На сегодня развитие туризма в нашем государстве обеспечивается Законом Республики Казахстан «О туризме» от 3 июля 1992 года №1508 –XII и Законом Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республики Казахстан» от 13 июня 2001 года №211-II. Принятие этих документов положительно сказалось на развитии казахстанского рынка туризма.
Многие иностранные государства находят Республику Казахстан перспективным партнером, обладающим богатым туристским потенциалом. Туризм – перспективное направление, но эту сферу очень трудно развить, так как со стороны государства нет соответствующих вложений. Эта отрасль, прежде всего, требует развитой инфраструктуры. У нас же, совершенно не развита инфраструктура турбизнеса и заняться ею некому.
За последние 20 лет среднегодовые темпы роста миграции иностранных туристов составляют 5,1% в год, темпы валютных поступлений от них – 14%. Туризм стимулирует развитие всей инфраструктуры современного общества – экономики, культуры, социальной сферы, а так же коммуникаций. Одним из основных факторов, влияющих на становление индустрии туризма, являются затраты, направленные на пропаганду туристского продукта.
Современный туризм как экономическое явление имеет индустриальную форму, выступает зачастую катализатором ускоренного развития национальной экономики, создает новые рабочие места, способствует росту национального дохода, развитию здешней инфраструктуры и росту уровня жизни местного населения. Сфера туризма характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью вкладываемых в нее инвестиций. Другими словами туризм способен оказывать благотворное влияние на экономику страны, в которой он развивается.
В любой стране мира есть свои достопримечательности. Ими гордятся, их берегут. И не только из сентиментальных чувств (все-таки история, память о предках, о своих корнях на этой земле), но и по соображениям сугубо практическим: турагенства, да и страна в целом, могут не плохо заработать на интересе к прошлому, к памятникам старины. Мы любим, говорить о Великом Шелковом пути, о том, что в Казахстане есть множество интересных мест, древних городищ. Но где они? В большинстве своем погребены под толщей земли.
Современный туризм – эта отрасль мировой экономики, не знающая спада. По расчетам специалистов в среднем для получения доходов, эквивалентных тем которые приносит посещение страны одним иностранным туристом, надо вывезти на мировой рынок около 9 тонн каменного угля или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом продажа сырья истощает невозобновимые запасы страны, а туристская индустрия работает на возобновляемых ресурсах. Эта грань туризма убедительно подтверждает его приоритетность.
Туризм – является катализатором экономического развития, который может обеспечить высокое качество жизни людей на основе экологически целесообразного природопользования. Рационально используя историко-культурные памятники в сочетании с природными ресурсами, туризм способствует повышению уровня занятости населения, стимулирует рост производства многих товаров и услуг.
Объяснение этого
Республика Казахстан имеет все предпосылки для развития туризма: выгодное географическое положение (относительная близость к основным направляющим рынкам – Европа и Азия), обширная территория и разнообразные ландшафты, богатое культурно-историческое наследие, включая Шелковый путь, живые традиции (кочевой образ жизни), радушное гостеприимство, великолепная гастрономия и относительная низкая стоимость трудовых ресурсов.
Как указано в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», туризм является одним из семи наиболее перспективных кластеров, определяющих долгосрочную специализацию экономики страны в не сырьевых отраслях. Инвестиционные вложения в развитие туристской индустрии будут способствовать превращению объектов туризма в места, соответствующие мировым стандартам по качеству предоставляемых услуг, чтобы привлечь заинтересованных посетителей.
В настоящее время туризм – это один из самых прибыльных видов бизнеса. Лидирующие позиции туризма в мире обусловлены процессами глобализации экономики и все возрастающим интересом людей к достижениям других народов и цивилизаций.
Кардинальные преобразования, происшедшие в нашей стране, оказали заметное влияние на рынок туризма и на гостиничное хозяйство. Благодаря политике открытости и демократизации, Казахстан становиться известным в мире как перспективное туристское направление. Этому способствует стабильная внутренняя обстановка и традиционное гостеприимство.
В Послании Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана (18 февраля 2005 год) отмечено, «Мы выбрали модель конкурентоспособной экономики с приоритетн6ыми отраслями, имеющими экономический потенциал повышения конкурентоспособности, положив тем самым начало развитию системы казахстанских кластеров».
Для создания плотного кластера выбран туризм. Этот шаг приведет к бурному развитию гостиничного и ресторанного бизнеса, оживлению всей сферы услуг и увеличит приток валюты в страну.
На мой взгляд, туризм должен рассматриваться как экономическая категория, объединяющая различные отрасли национальной экономики, для удовлетворения разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов. Следовательно, туризм выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, т.е. как самостоятельная отрасль экономики, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы.
Мой дипломный проект состоит из четырех глав. В первой главе описываются цели поездки, т.е. в каких целях резиденты и нерезиденты въезжают или выезжают из Республики Казахстан. А так же какие основные понятия туризма используются в казахстанском законодательстве. Вторая глава нам расскажет о том, каким образом регулируется туристская отрасль в Казахстане. О проблемах развития туризма и его инфраструктуры в Казахстане вы узнаете в третьей главе. Самая интересная глава, на мой взгляд - четвертая, так как она включает в себя анализ современного состояния туристской отрасли в нашей независимой стране.
1 СУЩЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА
казахстанском законодательстве)
Законодательство Республики Казахстан о туристской деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан о туристской деятельности, то применяются правила международного договора, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
В законе используются основные понятия, указанные в перечне терминов.
1.2 Виды туризма по целям поездки
Организационными формами туризма признаются международный и внутренний туризм.
Международный туризм – представляет собой комплекс услуг, потребляемых посетителями (нерезидентами) Казахстана или резидентами Казахстана за пределами ее территории.
Поэтому при определении международного туризма охватывается численность «туристов» следующих категорий лиц:
Международный туризм включает в себя:
В Республики Казахстан имеют свое развитие следующие виды туризма:
Всем известно, что каждый человек путешествует, преследуя определенную цель. Это может быть:
Рассмотрим следующую таблицу.
Анализ таблицы 1 показывает, что в 2004 году доля выездного туризма составила 154885 человек. Из них 53228 человек выезжали с целью досуга, рекреации и отдыха, что на 19090 человек больше чем в 2003 году, это лишний раз доказывает, что с каждым годом граждане нашей процветающей страны все больше и больше путешествуют и расширяют свой кругозор. Вторую позицию занимают туристы, путешествующие с коммерческой целью – 76717 человек, на 36216 человек больше чем в 2003 году. Под коммерческой целью понимается шоп-туризм. Поездки за границу граждан республики с целью приобретения товаров для последующей их реализации по-прежнему носит массовый характер, а шоп-туризм стал выразителем состояния рынка туристских услуг Казахстана. Шоп-туризм оживляет спрос на туристские услуги, оказывает существенное влияние на рост туристских фирм. Так как выезд за границу требует соответствующего документа, то есть – визы, которую можно оформить через турфирмы и турагенства. Шоп-туризм называют еще «челночным» бизнесом. Ежегодно объем «челночной» торговли во внешнеторговом обороте Казахстана составляет 3 млрд. долларов США. В тоже время шоп-туризм оказывает негативное влияние на бюджет страны. Подъем шоп-туризма как одного из секторов туристского бизнеса не оказал существенного влияния на повышения уровня туристского обслуживания.