Сущность и содержание туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:49, дипломная работа

Краткое описание

Выбрав тему выпускной работы, я преследовала следующую цель: проанализировать современное состояние туристской отрасли в Казахстане и выявить, что мешает развитию туризма в нашей стране на мировом уровне. Интеграция республики Казахстан в мировое сообщество требует развитие новых конкурентоспособных на международном рынке секторов национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 1.94 Мб (Скачать файл)

 

 Казахстанскими предприятиями  установлены договорные отношения  с туристскими фирмами 96 стран.  Наиболее развитой является сеть  туристских фирм в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях, а также в городах Астаны и Алматы. Туристскими организациями этих областей и городов обслуживается до 88% туристов и экскурсантов ежегодно.

В целом предприятиями всех форм собственности в 2004 году было реализовано продукции, выполнено работ и услуг на сумму 6270,8 млн. тенге. Обратим внимание на следующий рисунок, на нем изображена диаграмма, которая отображает доходы и расходы туристской деятельности за анализируемых четыре года. Самый большой доход от туристской деятельности был получен в 2004 году – 4108221,3 тысяч тенге, а расход составил 4741703,7 тысяч тенге. В 2003 году в туристскую отрасль было вложено недостаточно средств, всего 784548,4 тысяч тенге. Ясно одно если государство хочет больше получать доходы от туризма, то нужно больше вкладывать инвестиции в эту отрасль. Рынок туристских услуг в Республике Казахстан находится в зачаточном состояний. Вместе тем роль туризма в современной экономике Казахстана постоянно растет. К сожалению, приходиться констатировать, что туризм в Казахстане пока еще мало эффективен.

 

Рисунок 1 Доходы и расходы  туристской отрасли (тысяч тенге)

 

Доля налогов и сборов от туристской деятельности в общих  поступлениях в бюджет в республики составила в 2004 году 0,4%. В 2004 году наблюдается тенденция роста удельного веса туризма в ВВП страны по сравнению с 2002 годом, который составил 1,2%.

Всего за 2004 год туристскими организациями было обслужено 292,7 тыс. туристов, услугами туристских фирм Казахстана воспользовались 31,3 тыс. иностранных граждан, что на 43,1 тыс. больше по сравнению с 2001 годом (таблица 3). В 2004 году из общего объема обслуженных туристов отправка туристов за рубеж составила-52,9%, на внутренний туризм пришлось- 36,4%, на прием иностранных туристов-10,7%, экскурсионное обслуживания-2%.

Более чем на порядок  по сравнению с прошлым годом  увеличен бюджет комитета: если в 2005 году он оценивался в 32 миллиона тенге, то в  нынешнем году он составил 411 миллионов тенге. «Эти средства не учитывают поступлений, которые, так или иначе идут на развитие туризма вследствие деятельности других ведомств, например, деятельности Министерства транспорта и коммуникаций по ремонту дорог», - пояснил руководитель Комитета по регулированию торговой и туристской деятельности. Ожидается, что значительная часть бюджетных средств будет направлена на формирования туристского имиджа страны и на его продвижения за рубежом, в том числе на телеканалах ВВС, CNN, Discovery, в международных изданиях.

Наиболее посещаемые туристами Казахстана страны: Россия, Китай, Германия, Республика Корея, Польша, Турция, ОАЭ, США. Нашу республику посещают чаще всего граждане России, Китая, Японии, Германии, Пакистана, Польши, Турции и США.

Анализ туристской деятельности показывает, что подавляющее большинство турфирм занимается выездным туризмом, а это, в первую очередь, приводит к оттоку капитала из Казахстана. Только в 2001 году 58,6 млн. долларов США было вывезено за пределы республики. Поездки за границу граждан республики с целью приобретения товаров для последующей их реализации по-прежнему носит массовый характер, а шоп-туризм стал выразителем состояния рынка туристских услуг Казахстана. Шоп-туризм оживляет спрос на туристские услуги, оказывает существенное влияние на рост туристских фирм. Шоп-туризм называют еще «челночным» бизнесом. Ежегодно объем «челночной» торговли во внешнеторговом обороте Казахстана составляет 3 млрд. долларов США. В тоже время шоп-туризм оказывает негативное влияние на бюджет страны. Подъем шоп-туризма как одного из секторов туристского бизнеса не оказал существенного влияния на повышения уровня туристского обслуживания.

Весь цивилизованный мир старается привлечь основные туристские потоки, поскольку туризм является одним из немаловажных источников пополнения доходной части бюджета государства. Поэтому Казахстану необходимо увеличить поток иностранных туристов. В этих целях требуется переориентация деятельности турорганизаций на развитие въездного туризма, что, в первую очередь, зависит от инфраструктуры туризма  

 

3.2 Цели и принципы политики развития туризма

 

В нашей стране разработана  политика развития туризма.

- превращения туризма  в доходную отрасль экономики  путем создания высокорентабельной  индустрии туризма, способной производить и реализовать качественный, конкурентоспособный в условиях международного туристского рынка продукт;

- увеличение туристского  потенциала республики;

- сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов;

- обеспечение доступности  туристских ресурсов для всех  слоев населения, максимальное  удовлетворение потребностей в  туристских услугах;

- стимулирование занятости  населения;

- повышение эффективности  взаимодействия государственных  и частных структур в сфере туризма;

- развитие малого и  среднего предпринимательства.

Развитие отрасли в  республике будет осуществляться на основе следующих принципов:

  1. реализации права каждого человека на отдых и досуг;
  2. гуманности характера взаимопонимания и сотрудничества между народами и государствами, мира и уважения, соблюдения прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка и религии;
  3. справедливости и суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств вне зависимости от их политических, экономических и социальных систем;
  4. бережного отношения к окружающей среде и культурному достоянию;
  5. социального равновесия и развития, повышения личного и общественного благосостояния;
  6. устойчивого развития туризма.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • активизация государственной политики в области туризма;
  • совершенствования системы регулирования туристской деятельности;
  • дальнейшее развитие правовых, организационных и экономических основ индустрии туризма;
  • защита туристского рынка путем принятия антидемпинговых и других мер государственной поддержки;
  • обеспечения безопасности туристов;
  • формирования имиджа Казахстана как привлекательного туристского объекта;
  • совершенствование системы информационного обеспечения;
  • углубление научных исследований в области туризма;
  • приведение методологии статистического учета услуг в сфере туризма в соответствии с международными стандартами;
  • стимулирование развития инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;
  • улучшение качества обслуживания туристов на основе стандартизации, сертификации и лицензирования туристской деятельности;
  • развития системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
  • развитие международного сотрудничества в области туризма;
  • обеспечения мер по охране окружающей среды, смягчение отрицательных социальных воздействий и сохранение культурного наследия;
  • преодоления негативных тенденций в сфере туризма.

 

3.3 Основные направления развития туризма

 

Наконец-то наше государство  осознало что, туризм – это тоже товар, причем не из последних. А потому туризм начали всемерно развивать и  поддерживать. Хотя, по словам начальника отдела по развитию туризма Департамента предпринимательства и промышленности ВКО Татьяны Снегиревой, еще три года назад о государственном финансировании они могли только мечтать. Сейчас же отношение наших властей к туризму изменилось.

В соответствии целями и  принципами политики развития туризма, которые указаны в пункте 3.2, определились следующие основные направления в развитии туристской отрасли.

Государственное регулирование  туристкой деятельности

Совершенствование системы  государственного регулирования в  туризме требует новых подходов, более полно отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности. Сегодня необходимо  усилить роль государства в регулировании взаимодействий между органами исполнительной власти и организациями, действующими в сфере туризма. Централизованное управление отраслью возлагается на Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту.

Обеспечение успешной реализации комплексного развития туризма напрямую зависит от правильного выбора методов  государственного регулирования отрасли. На настоящий момент государственное регулирование отрасли должно быть нацелено на осуществление следующих мер:

  1. координация политики и планирования развития туризма на республиканском и региональном уровнях;
  2. обеспечения законодательной и нормативной правовой базы, направленной на упорядочение и совершенствования отношений в сфере туристской индустрии;
  3. обеспечение защиты и безопасности туристов как неотъемлемой части качественного туристского продукта;
  4. совершенствование статистики и исследовательской деятельности;
  5. профессиональная подготовка кадров для туризма, включая разработку образовательных и учебных стандартов;
  6. обеспечения максимального уровня координации в сфере туризма между заинтересованными министерствами и ведомствами, а так же между государственными и частным секторами;
  7. контроль над землепользованием и применением норм застройки в конкретных районах развития туризма;
  8. контроль над тарифами, за лицензированием деятельности турорганизаций, перевозчиков, качеством туристских объектов и стандартов обслуживания;
  9. формирования за имиджем страны, определение приоритетных мероприятий по маркетингу и продвижению казахстанского туристского продукта, в том числе организация туристских выставок и других мероприятий;
  10. пропаганда среди населения ценностей туризма и охраны окружающей среды;
  11. создания благоприятных условий для развития социального туризма среди различных социально-демографических категорий и групп населения;
  12. максимальное упрощение визовых и таможенных проце<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration:

Информация о работе Сущность и содержание туризма