Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:19, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.

Содержание

Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96

Вложенные файлы: 1 файл

туризм.docx

— 220.81 Кб (Скачать файл)

В месте впадения в Хаймаю ручья Грубею (левого) байдарки надо разобрать и идти 14 км вверх по тропе долинами Хаймаю (2 км) и ее левого истока Молоньявожа к перевалу Хайма. Подъем на этом отрезке до перевала составляет около 335 м. Первые 2 км надо идти на запад-северо-запад по широкой пологой долине Хаймаю, затем начинается крутой 7-километровый подъем по глубокому ущелью Молоньявожа на северо-запад. Лес остался далеко позади. Последние 5 км перед перевалом подъем более пологий. С перевала открывается вид на бесконечные просторы тайги на западе и востоке, на суровые горные хребты и массивы на юге и севере.

В 0,5 км западнее перевала начинается река Большая Хайма (бассейн  Лемвы), вдоль левого берега которой есть тропа. В 8 км ниже перевала туристы по тропе подходят к красивому озеру Малое Хаймато (0,7Х0,2 км), расположенному на высоте 502 м над уровнем моря, у подножья крутого юго-западного склона горы Хайма (1037 м)

В этом месте запланированы дневка, рыбалка.

От озера предстоит  пройти 14 км по тропе вдоль Большой  Хаймы; далее тропа отходит от реки на юго-запад, а туристы продолжают движение вдоль берега на северо-северо-запад  еще 4 км. Здесь уже есть лес, река становится шире (до 20 м), глубже, можно  собирать байдарки и осторожно сплавляться  вниз. Для плотов леса пока мало, а  река для сплава на них слишком  маловодна. В 10 км ниже места отхода тропы от реки Большая Хайма сливается  с Малой Хаймой, образуя Хайму, которая течет в холмистом  ландшафте среди крутых берегов, поросших смешанным лесом. Кое-где  высокие отвесные скалы обрываются к воде. Длина Хаймы 9 км, ширина 30-40 м, течение быстрое, в русле много  порогов и быстрых каменистых перекатов. Перед впадением в  полноводную Лемву в русле Хаймы образуются мелководные протоки и небольшой островок.

Лемва - один из крупных левых  притоков Усы, стекающий с западного  склона Полярного Урала в 3 км южнее  горы Лемваиз (1473 м). Длина реки 202 км. По Лемве и ее большим правым притокам можно подняться на мелкосидящих лодках почти до истоков и, перевалив  через Урал, попасть в бассейны Сыни и Войкара, стекающих с восточного склона хребта в нижнюю Обь. На Лемве  много строевого леса, так что  туристы

могут построить плот и  спуститься по ней и Усе до станции  Абезь. От устья Хаймы останется  проплыть 145 км (133 км по Лемве и 12 км по Усе). Среднее падение Лемвы  на этом участке 0,7 м/км. Первые 20-25 км река течет среди живописных лесистых возвышенностей, поднимающихся над водой до 150 м. Ширина русла достигает 60-90 м. В верховье много хариуса, а прибрежные леса полны ягодами и грибами (при влажном

теплом лете). Местами русло разбивается на рукава, образуя большие, поросшие лесом острова. От устья Хаймы до впадения справа значительного притока - Грубею (западная) - Лемва на протяжении 57 км не принимает ни одного крупного притока. Однако ниже устья Грубею Лемва становится более полноводной и широкой (150-200 м).

На участке между устьями Грубею и Харуты (27 км) Лемва очень извилиста. Харута резко увиличивает водность и ширину Лемвы. По берегам появляются стога сена - признак близости человеческого жилья. В 14 км ниже Харуты Лемва принимает еще один большой правый приток - Пагу. Вдоль берегов всюду лес - лиственница, ель, береза. Миновав устье Паги, туристы через 40-50 минут проплывают мимо большого лесистого

острова Кирпичади (2 км). Ниже в долине реки появляются озера, старицы, русло разбивается на рукава, образующие большие острова (остров Кыдзрасшарди длиной 4 км).

В низовье Лемвы имеются  два поселка с магазинами - Епа (25 км от устья) и Юсь-Ныра (16 км от устья). Оба поселка стоят на правом, высоком, берегу, но первый хорошо виден издали, а второй с реки плохо заметен. В 7 км от устья Лемва принимает справа свой последний крупный приток - Юньяху, после чего медленно течет в широком (до 250 м) очень извилистом русле среди заливных лугов и лесов. Войдя в Усу, туристы через 2 часа подплывут к станции Абезь.

 

3.2. разработка  и внедрение ЛЫЖНЫх МАРШРУТов

 

ЛЫЖНЫЙ МАРШРУТ «Из  Европы в Азию и обратно»

1. По Северной  железной дороге до станции  Печора (от Москвы 40 часов).

2. На самолете  от города Печора до селения  Подчерье (1 час).

3. На автомашине  от Подчерья до селения Усть-Щугор, 50 км (2 часа)

4. На лыжах от  Усть-Щугора по Сибиряковскому  тракту (61 км) и вверх по Щугору (72 км) до метеостанции Верхний Щугор. Всего 133 км (6 дней).

5. От метеостанции  Верхний Щугор вверх по долине  реки Торговая до бывшей базы  геологов Торговая, 49 км (2 дня).

6. От базы Торговая через главный водораздел и вверх по долинам рек Пуйва и Щекурья до базы геологов Неройка, 37 км (2 дня).

7. От базы Неройка  через Щекурьинский проход до  реки Большой. Паток (24 км), вниз  по Большому Патоку и вверх  по его правому притоку и  реке Вангыр до бывшей базы  геологов Вангыр (33 км). Всего 57 км (3 дня).

8. От базы Вангыр  вверх по реке Правый Вангыр  и через перевал до реки  Харота, 16 км (1 день).

9. Вниз по рекам  Харота и Ягуней (22 км) и вдоль  восточного склона хребта Курсомбай до реки Косью (27 км). Всего 49 км (2 дня).

10. Вниз по долине  Косью до станции Косью Северной  железной дороги, 63 км (3 дня).

Тип похода

Категорийность

Протяженность

Продолжительность

Сроки проведения

Лыжный

I- II

404 км

19дн

апрель

 

Маршрут проходит в основном по редко посещаемым туристами-лыжниками  юго-западным и юго-восточным районам  Приполярного Урала с двукратным пересечением Исследовательского хребта через сравнительно легкие перевалы. Туристы познакомятся с суровой  зимней природой горнотаежного и  гольцового поясов одного из наиболее красивых и высоких районов Урала, пройдут по давно заброшенным  зимним трактам и у геологов смогут ознакомиться с добычей горного  хрусталя. Маршрут интересен в  познавательном и спортивном отношениях. Значительную часть пути группа будет  идти через тайгу и долинами рек  по рыхлому, глубокому снегу, в котором  лыжи проваливаются до 50-60 см. Нередко  придется преодолевать лесные завалы, крутые подъемы, спуски, участки рек, покрытые наледями, значительные безлесные  пространства на перевалах. На маршруте предусмотрены пункты (база Неройка и другие), где можно пополнить запасы продовольствия. Длина ненаселенных участков достигает более 100 км.

Маршрут имеет варианты сложности  прохождения. Наиболее сложный вариант  рекомендуется физически сильным, опытным и схоженным туристским группам.

Если группа решит совершить  восхождение на одну из вершин в  районе базы Неройка, перед восхождением нужно получить на базе метеосводку (ПРИЛОЖЕНИЕ №3, карта маршрута).

Начальный пункт маршрута Усть-Щугор стоит на высоком левом  берегу Печоры в 2 км ниже устья ее крупного притока Щугора. Селение существует около 100 лет: в нем примерно 30 домов, имеется магазин, пекарня, гидрометеостанция, почта. В доме, где теперь находится  почта, жил известный общественный деятель Коми, поэт, драматург и  композитор В. А. Савин (Виттор Нёбдинса, 1888-1943). С высокого берега Печоры на восток открывается вид на бесконечные, занесенные глубоким снегом таежные  леса.

От Усть-Щугора группа выходит  на просеку Сибиряковского тракта, начинающегося на правом берегу Печоры, в 2 км ниже селения. По тракту следует  идти

8 км до Щугора, а потом  вверх по реке до Нижних  ворот (9 км), которые очень живописны  не только летом, но и зимой.  Отвесные известняковые скалы  с обеих сторон высоко поднимаются  над рекой. Местами скалы прорезаются  глубокими ущельями, заросшими хвойным  лесом. Лес растет и наверху  - высокий, стройный, с ветвями,  запорошенными снегом. От ворот  туристы идут вверх по Щугору  до деревни Мичабичевник (8 км),

состоящей из двух жилых и  двух нежилых домиков.Упрощенный вариант предполагает ночевку в деревянных домиках, сложный - ночлег в тайге. От Мичабичевника идете обратно вниз по Щугору (1 км), а потом 2 км на юг через тайгу по долине небольшого ручейка до Сибиряковского тракта. В этом месте просека старого, давно заброшенного

тракта проходит с северо-северо-запада на юго-юго-восток.

Тракт был построен иркутским  промышленником А. М. Сибиряковым в 1885 г. для

перевозки дешевого сибирского хлеба и других товаров из Западной Сибири в Печорский край и в  Западную Европу. Начинался он от деревни  Щекурья на Ляпине, куда товары доставлялись пароходами по Оби, Северной Сосьве и  Ляпину и перевозились на лошадях  и оленях через горы, тайгу и  болота в Усть-Щугор на Печоре. По тракту ездили только зимой, когда морозы сковывали зыбкие болота и быстрые  речки. 1000 оленей были назначены только для протаптывания дороги по всему  волоку от Печоры до Ляпина. Тракт представлял  собой 180-километровую просеку шириной 6 м, с деревянными гатями на болотах  и 5 промежуточными станциями для  отдыха ямщиков. Через главный водораздел Уральского хребта тракт проходил по невысокому лесистому перевалу Крест  в истоках реки Сертынья (бассейн  Ляпина).Большой деревянный крест на перевале сохранился до наших дней. В дальнейшем Сибиряков предполагал сделать тракт колесным, для круглогодичной его эксплуатации, но постройка железной дороги из Западной Сибири через Урал в Европейскую Россию открыла возможность вывоза сибирского хлеба в Западную Европу. Хлеб в Сибири сразу подорожал, переправа его по тракту стала невыгодна, и тракт был заброшен.

Выйдя на прямую просеку тракта, группа идет по нему вначале на юго-юго-восток до речки Катя-Ель (4 км). За речкой просека  вскоре поворачивает на восток и через 27 км пересекает Щугор. Местами она  хорошо сохранилась и просматривается  далеко вперед, но там, где на ее пути встают болота, теряется, и ее приходится искать. Издали просека иногда хорошо просматривается по пониженной верхней кромке леса напротивоположном крае болота. Если идти прямо по руслу Щугора, то, несомненно, путь будет красивее и снег менее рыхлый и глубокий, чем на тракте, но расстояние увеличится на 53 км. При

движении по тракту рекомендуется  применять способ хождения по снежной  целине «первый без рюкзака»: идущий впереди сбрасывает рюкзак и прокладывает лыжню налегке; основная нагрузка при этом ложится на идущего следом за ним уже с рюкзаком. Пройдя 5-8 минут, в зависимости от сложности пути и глубины снега, первый сходит с лыжни, пропускает группу, а сам по лыжне возвращается назад за рюкзаком; в то время

как группа передвигается  дальше, второй оставляет рюкзак, прокладывая  лыжню, и т. д.

Снова на Щугор тракт выходит  в 5 км ниже устья его левого притока - Гердью, откуда группа идет вверх по Щугору до устья Тельпоса (34 км). Этот участок очень красивый: берега высокие, обрамлены густым хвойным лесом. Там, где Щугор прорывается через

Овинпарму, известняковые  скалы обрываются отвесно к реке. Выше устья Тельпоса Щугор течет  в широкой лесистой долине. Местами  русло разбивается на рукава, образующие невысокие, поросшие березовым лесом  острова.

В 12 км выше устья Тельпоса группа проходит мимоустья правого  притока Щугора - реки Глубник. Справа по ходу совсем близко поднимается  громада Тельпосского хребта, наибольшие вершины которого зимой почти  всегда закрыты облаками. Но вот и устье Торговой, от которого до метеостанции Верхний Щугор 7 км. Здесь после тяжелого пути по глубокому снегу рекомендуем остановиться на ДНЕВКУ.

В низовье долина Торговой достигает ширины 3-4 км. Вдоль правого  берега на север уходит высокий безлесный  хребет Торговейиз (до 1297 м) - южный отрог

Исследовательского хребта. Вдоль левого берега в том же направлении  тянутся более низкие горы, поросшие вдоль подножия смешанным лесом  из лиственницы, кедра, пихты и березы. Первые 7 км пути от устья в русле  Торговой много рукавов и островов, поросших молодым березовым лесом; в сужении русла встречаются  наледи. Снег в долине рыхлый, лыжи проваливаются  на глубину до 40 см. Выше впадения небольшого левого притока Варьян-Салея Торговая течет в одном русле, лес становится разреженным, а снег более плотным и лыжи проваливаются меньше, чем в низовье реки (до 20 см).

Информация о работе Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов