Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 10:19, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - исследование и разработка новых коммерческих экстремальных туристских маршрутов для предложения на рынок, экономический эффект от их внедрения.
Ямало-Ненецкий автономный округ имеет множество перспектив в развитии туристской индустрии в части экзотических и экстремальных туристских маршрутов. Во-первых, благодаря его большой площади, во вторых, еще большей неизученности в плане туристских маршрутов и неизвестности широкому кругу любителей экзотических видов туризма и профессиональных туристов.

Содержание

Введение. ..............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов......6
1. Понятие и виды экстремальных туристских маршрутов, их классификация...................6
2. Этапы разработки маршрута...............................................................................................12
3. Развитие экстремального туризма в РФ.............................................................................20
Глава 2. Анализ состояния экстремального туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на примере работы туристских фирм и агентств, организующих экстремальные путешествия.................................................................................................................................24
2.1. Географические предпосылки развития экстремального туризма на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................24
2.2. Рекреационные ресурсы Полярного и Приполярного Урала...........................................32
2.3. Обзор туристских возможностей Южной части Полярного Урала. ...............................45
ГЛАВА 3. Разработка новых экстремальных туристских маршрутов на территории Полярного и Приполярного Урала.............................................................................................56
3.1. Предложения по совершенствованию экстремальных туристских маршрутов на примере водно-пешеходного маршрута «По рекам Полярного Урала»................................56
3.2. Разработка и внедрение лыжных маршрутов....................................................................65
3.3. Пешеходный маршрут «По тундре, по железной дороге... (красоты природы и ужасы ГУЛАГа)».....................................................................................................................................81
3.4. Влияние экстремального туризма на развитие региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики........................................................86
Заключение...........................................................................................................................93
Список используемой литературы. ....................................................................96

Вложенные файлы: 1 файл

туризм.docx

— 220.81 Кб (Скачать файл)

Дальнейшая судьба участков дороги оказалась различной. Головной участок, 200-километровая ветка  Чум -- Лабытнанги, действует и сейчас. Архаичные семафоры и деревянные мосты этого участка знакомы всякому, кто бывал на Полярном Урале. Кстати, и "зона" на ст. Харп тоже существует поныне.

На другом берегу Оби иная картина. На 330-километровом участке Салехард -- Надым почти сорок лет хозяйничали лишь связисты, на дрезинах объезжавшие линию связи, проложенную параллельно "железке". Этакое железнодорожное "Кэмэл трофи" по перекошенным рельсам, по размытой насыпи... Некоторые мосты со временем сгнили или сгорели, и связисты проезжали по двум одиноким рельсам, качающимся над рекой. Там, где не оставалось и такой возможности, использовали деревянный плот-паром. Где-то рельсы недопустимо расходились -- и связисты стягивали их... проволокой; где-то, напротив, вставляли деревянные распорки. Там, где размывало насыпь, подкладывали под шпалы пустые бочки из-под горючего или целые пирамиды из шпал. Кое-где путь становился полностью негодным, и связисты заменяли рельсы... досками, приколачивая их к шпалам. Нам встречались участки по 10--20 м, "отремонтированные" таким "топорным" способом. В начале 1990-х линию связи наконец упразднили, и движение на дороге Салехард -- Надым прекратилось навсегда. Вскоре после этого первые 92 км рельсов со стороны Салехарда сняла и вывезла какая-то фирма, позарившаяся на ценную Демидовскую сталь.

Широкая река разделяет  город Надым и поселок Старый Надым. Низководный временный железно-дорожный мост простоял недолго, так и не дождавшись появления постоянного. А на другом берегу реки иная ситуация. Участок от поселка Старый Надым до станции Ягельная (там, где нынче стоит город Новый Уренгой) простоял в запустении недолго -- в 1970-х годах его, слегка починив, вновь ввели в эксплуатацию. "Музейные" рельсы царских времен заменили на более современные, обновили мосты, но качество пути и сегодня оставляет желать лучшего. На одном участке, от Надыма до ст. Пангоды, вообще нет пассажирского сообщения -- не позволяет плохое состояние реконструированного пути. Однако грузовые поезда там все же ползают -- ведь идет освоение нефте- и газоносного Севера. Протяженность другого участка, от Пангод до Нового Уренгоя, всего 113 км, но поезд затрачивает 4,5 часа, чтобы пройти их.

Между станцией Ягельная и пристанью Ермаково на Енисее рельсы так и не были уложены полностью -- помешала смерть вождя. Этот участок -- самый глухой и трудно проходимый даже пешком. Всю трансполярную магистраль, от Ермаково на запад, удалось пройти в 1990 году группе велотуристов, о чем можно прочесть в журнале "Турист" (N 7, 9, 10 за 1990 год). Они обнаружили на 503-й большое количество невывезенной техники -- например, 11 паровозов! С западной же части дороги (501-й) паровозы успели вывезти на "материк" в 1953 г.

Круглогодичная  хорошая автодорога от Тюмени идет через Сургут (на Оби моста нет -- паром), через Ноябрьск и доходит до небольшого поселка Пурпе. Дальше, до Коротчаево, -- зимник (с декабря по апрель). Летом машины преодолевают этот перегон на ж.-д. платформах. Станции: Войновка, Тобольск, Демьянка, Сургут, Ноябрьск, Пурпе, Коротчаево. Пассажирских поездов много до Сургута, после рейсы немногочисленны.

Участок Коротчаево -- Новый Уренгой: хорошая автотрасса (бетонка). Много машин и автобусов (билет от 15 руб). Далее, до ст. Пангоды, идет плохая дорога без покрытия, летом иногда непроходимая из-за дождей. Строится бетонка. Зимой, а также летом в хорошую погоду есть даже легковушки, в плохую они едут по "железке" с единственным грузопассажирским поездом Коротчаево -- Пангоды. Далее, до Старого Надыма, очень плохая автодорога с редким движением (в основном "Уралов"). Ходит автобус на базе "Урала". По желдороге тут идут редкие товарняки. Между двумя Надымами есть неплохая дорога, 7 автобусов в день, машины, через реку имеется понтонный мост.

После Надыма никаких  летних дорог нет. Неплохой зимник до Салехарда (действует в январе -- марте) проходит вдоль 501-й дороги. Есть зимник до Екатеринбурга через Приобье. Для желающих попасть в заполярный городок Ямбург существует от Н.Уренгоя бетонка (300 км) и железная дорога (один поезд ежедневно).

МАРШРУТ

Тип похода

Категорийность

Протяженность

Продолжительность

Сроки проведения

Пеший

I- II

300км

10 дн

июнь – август

 

Карта маршрута представлена в ПРИЛОЖЕНИИ №5.

Маршрут начинается в Новом Уренгое. Современный, аккуратный городок газовиков, с бесплатными  городскими автобусами, дорогими продуктами, круглосуточно работающим ж.-д. вокзальчиком. Доехали грузопассажирским поездом до Пангод, а затем до Надыма. Это еще более современный городок. Вблизи каждого такого городка поражают огромные свалки, на которые вывозят тысячи тонн металлолома (в основном погибший автотранспорт) и пустые бутылки. Геологи будущего найдут здесь бесчисленные богатства, и на Крайнем Севере, видимо, тогда возникнут новые поселки металлургов и бутылкодобытчиков...

Далее из Надыма на запад. В 10 км от города появились следы "железки": рельсы, шпалы, деревянные мосты. Последние больше всего пострадали от времени: одни сгнили, другие сгорели, третьи под действием вечной мерзлоты выгнулись и перекосились. Половина мостов уже не была пригодна для  переправы. В таких случаях можно  найти обходные пути, или построить  настил из шпал. Обилие переправ сильно тормозит движение, группа проходит всего 25--30 км в день. Зато с дровами не было проблем -- можно было использовать шпалы, остатки мостов и иные отходы цивилизации.

Дорога проложена  по тундре, по обе стороны ж.-д. насыпи -- болота с небольшими участками леса. Почти всегда приходилось идти по шпалам. Палатки можно было ставить прямо на рельсах. Основными жителями тундры оказались комары и мошка, несколько раз встречали оленей и ненцев-оленеводов. Через 35 км широкая река (Нгарка-Пыряяха), через которую нет моста. Однако на реке имеется лодка, на которой группа переправляется на другой берег.

После Пыряяхи пошли  совсем дикие места -- никаких следов человеческой деятельности. В 65 км от Надыма находится зона охоты и отдыха предприятия "НАДЫМГАЗПРОМ". Охота, рыбалка, сбор ягод, дневка. База отдыха называется "Карась", туда отходит довольно заметная дорожка-просека. Имеется рация.

На 88-м километре  река Маханядпус-Яха (в народе именуемая  Пусьяхой). Мост давно обрушился, остались раскачивающиеся над рекой два  рельса метров 50 каждый. Шпал уже давно  не было. Отчаянные связисты в прошлом  проезжали этот "мост" своим  ходом. Так же прошла и группа велосипедистов в 1990 г. на своих велосипедах-катамаранах (с дополнительным колесом на кронштейне). Соблюдая технику безопасности, лучше  применить другой метод, проводник  организует сборку плота, на котором  все участники и переправились.

Группа подходит к остаткам лагеря. Лагеря были устроены на 501-й через каждые 5 км. Но находились они не вблизи дороги, а несколько  в стороне. За прошедшие годы одни лагеря скрылись в растительности, другие сгорели, третьи (в окрестностях Надыма и Салехарда) были использованы на нужды народного хозяйства. Но все же туристы имеют возможность  осмотреть и бараки, и домики охраны, и ШИЗО, и заборы, и вышки с  колючей проволокой... Зрелище не из приятных.

Многое сохранилось  за 50 лет неповрежденным: огромные, неожиданно стоящие в тундре семафоры, стрелки, рельсовые тележки, на которых  мы везли свои рюкзаки на двух небольших  участках дороги, несколько деревянных путейских (или связистских) домиков, явно оставшихся с тех времен. Сохранились  и два достаточно больших железных моста (другие подобные давно свалились  в протекающие под ними реки из-за повреждения деревянных опор).

Через 135 км на полдороги  между Надымом и Салехардом, стоит  несколько вагончиков для жилья, имеется генератор, рация, несколько  автомашин, вездеходы. В октябре  сюда приезжает основной контингент работников, которые должны к зиме подготовить зимник и затем следить  за ним. В период весна – осень  есть возможность арендовать поселок  для организации турбазы.

По обломкам разрушенного моста группа пересекает речку Танопча (195 км от Надыма). За ней большой разлив, переходящий в болото, необходимо построить плот и поплыть на нем  вниз по течению, в реку Полуй, в устье  которого стоит Салехард. Материал для плота имеется на Танопче  в изобилии. Однако сплав на плоту  до Салехарда очень долгий. Полуй  широк, имеет очень медленное течение, разветвляется на несколько рукавов. Полуй -- медленная, судоходная река.

Для путешествия  необходима веревка (20 и 40 м), небольшую резиновая лодка. Веревка нужна для страховки, организации переправ, плотоходства и др. На 501-й много комаров и мошки, особенно в теплое время. Накомарник, перчатки, длинные рукава и прочая антигнусовая защита обязательна.

 

3.4. Влияние  экстремального туризма на развитие  региона. Предлагаемые меры по воссозданию туризма как отрасли окружной экономики.

Туризм - это одна из уникальных отраслей современной  экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей, повышение качества жизни населения, защиту окружающей среды и культурного наследия. При этом человеческая деятельность не приводит к истощению природных  и культурных ресурсов. Туризм на Полярном и Приполярном Урале должен стать  важной составной частью экономического и социального прогресса ЯНАО. Стратегия развития туризма должна определяться необходимостью формирования собственного туристского продукта Полярного и Приполярного Урала  и обеспечением комплекса мер  для выхода этого продукта на внутренний и внешний рынки. Для успешного  развития туризма в рамках рыночных условий необходима координация  деятельности туристских фирм, региональных и муниципальных органов управления. Автор пришел к выводу, что реализация стратегии развития туризма в  конечном итоге позволит привлечь на Ямал до 40 тыс. туристов в год и  обеспечить до 100 тыс. человек количество пользователей услуг туристских компаний по выезду за рубеж, появится потребность в создании новых  рабочих мест в сфере обслуживания туристов в ЯНАО.

Автором разработана  Программа развития туризма на Ямале  в 1999 – 2005 годах.

В данной программе  учтены также интересы туристов-экстремальщиков  как иностранцев так и россиян.

В условиях недостатка финансовых ресурсов задачи такого масштаба, каким является развитие туризма  в ЯНАО, можно решить только программно-целевыми методами. Программа и механизмы  ее управления позволяют сконцентрировать усилия всех заинтересованных туристических  и транспортных фирм, гостиниц, предприятий  общественного питания, культурно-развлекательной и образовательной сферы, средств массовой информации, государственных и муниципальных служб на достижение общих и частных конечных результатов. Общим интересом для всех в предлагаемой программе развития туризма, по мнению автора, является привлечение платежеспособных клиентов и качественное удовлетворение их потребностей.  
Основной целью предлагаемой автором программы является создание в регионе современного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения ЯНАО, российских и иностранных граждан в туристских услугах (в услугах, турфирм, организующих экстремальные туристские путешествия, в том числе), а с другой стороны, вклад в развитие экономики округа, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала ЯНАО. 
Основные задачи программы: 
 
- Формирование региональной нормативно-правовой базы развития туризма в ЯНАО и системы регулирования туристской деятельностью. Защита регионального туристского рынка путем предоставления налоговых льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки. 
 
- Формирование имиджа ЯНАО как современного туристского рынка. Совершенствование системы информационного обеспечения и научных исследований в области туризма. Интеграция ЯНАО в систему российского туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма. 
- Стимулирование развития материально-технической инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов. Улучшение качества обслуживания туристов на основе конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий. Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма. 
Система программных мероприятий

Информация о работе Теоретические аспекты разработки экстремальных туристских маршрутов