Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2014 в 17:55, курсовая работа
Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки – это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории
Введение…………………………………………………………………………….3
Метод опроса……………………………………………………………...5 - 10
Краткая характеристика метода……………………….....................5
Этапы и процедуры опроса…………………………………………7
Логические критерии построения вопросов……………………….8
Социально-психологические критерии…………………………….9
Качества, знания, умения интервьюера……………………………9
Типичные ошибки и трудности в проведении опроса…………...10
Виды опросных методов………………………………………………..12 - 24
Анкетирование……………………………………………………...15
Интервьюирование…………………………………………………18
Прессовый опрос…………………………………………………...20
Почтовый опрос…………………………………………………….21
Телефонный опрос…………………………………………………22
Факсовый (телетайпный, телеграфный)…………………………..24
Телевизионный экспресс-опрос…………………………………...24
Применение метода опроса в туризме……………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...27
Литература…………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ИНСТИТУТ СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ
Кафедра сервиса и туризма
Практическая работа по дисциплине «История и методология науки туристской индустрии»
ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ОПРОСА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
Выполнил:
2011
ПЛАН
План……………………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы вопрос развития туризма становится предметом социологических исследований. В поле зрения социологов и психологов все чаще попадают различные социальные и психологические проявления феномена туризма, а сами психология и социология являются в туриндустрии надежными помощницами.
Социология – это наука об обществе и закономерности, проявляющейся в общественных явлениях. С попыткой выделить социальное в узком смысле слова, т.е. внутри самого общества, отличить социальные отношения от экономических, политических и др., связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство социологий: труда, образования, политики, семьи, туризма и т.п. социальных институтов и процессов. Появились социологические теории так называемого среднего уровня, опиравшиеся на материал, собранный в эмпирических исследованиях. В особый слой социологического знания выделились методика, техника и организация социологических исследований.
Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки – это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.
В своей работе я остановлюсь на опросных методах исследования: рассмотрю их характеристики, этапы и процедуры, применения для решения проблем туристской индустрии, обозначу типичные ошибки и трудности в проведении опроса.
1.1 Краткая характеристика метода
Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные исследователем, вытекающие из целей и задач исследования.
Основное назначение: получить социальную информацию о состоянии (общественного, группового, коллективного, индивидуального) мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских задач и категорий анализа.
Область применения. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного социологического исследования.
Основные нормативные требования. Четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследования; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; точность фиксации ответов респондентов.
Ограничения в применении. Данные опроса выражают субъективное мнение опрошенных. Выводы из полученной информации желательно сопоставить с данными, полученными другими методами. Необходим учет смещений, связанный с особенностями отражения социальной практики в сознании индивидов.
Объект опроса – социальная общность, группа, коллектив.
Предмет опроса – субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их жизни.
Вопрос – письменное или устное обращение к респонденту с целью выявления его мнения, которое может служить в качестве данных, относящихся к предметному содержанию исследования. Вопрос к респонденту – результат эмпирической интерпретации задачи, опорных понятий исследования, его гипотез.
Анкета – структурно-организованный набор вопросов. Основной инструмент сбора информации в ходе опроса, фиксируемый в виде устных или письменных ответов респондентов.
Респондент – лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации. Респонденты обладают определенной степенью компетентности в изучаемой проблеме. Это могут быть как специалисты (эксперты), так и неспециалисты. В оценке значимости представленной респондентами информации важно знать их социальное положение, уровень образованности, социально-психологические особенности.
Интервьюер – лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами. Характер и содержание функций интервьюера, предъявляемый к нему уровень требований зависят от вида опроса. В анкетном опросе он выполняет главным образом функции раздатчика и инструктора. В интервью поискового характера интервьюеру необходима более углубленная, прежде всего – психологическая подготовка.
Обстановка (место) проведения опроса может быть разнообразной. Выбор места опроса определяется спецификой исследования, его целями, возможностями респондентов. Желательным критерием выбора является приближение обстановки опроса к тем ситуациям, которые затрагиваются в вопроснике. Нежелательно участие в опросе "третьих" лиц, особенно тех, которые могут повлиять на выбор респондентом тех или иных ответов.
Подготовительный этап:
- Разработка программы опроса, постановка целей, задач. Обоснование необходимости его применения и выбор вида опроса.
- Определение предмета опроса на основе выделенных гипотез исследования, его концептуальной схемы.
- Определение объекта опроса; предварительная характеристика генеральной совокупности.
- Выделение состава задач, категорий анализа и ситуаций для проектирования вопросника.
- Проектирование инструментария (анкеты, плана интервью, кодировочных листов), его размножение.
- Выборка. Установление правил отбора респондентов. (При необходимости – составление их списков).
- Определение способов обработки и анализа данных.
- Подготовка технических средств (аудиовизуальной аппаратуры, средств регистрации и обработки данных).
Оперативный этап сбора данных:
- Уточнение места проведения опроса. Согласование с респондентом, его мотивация и инструктаж.
- Опрос респондента, регистрация его ответов.
- Уточнение записей после беседы. Фиксация сопутствующих факторов, характеризующих поведение респондента, обстановку проведения опроса. Обработка аудиовизуальных технических записей.
Результирующий этап:
- Ручная обработка данных.
- Обработка и контент-анализ открытых вопросов.
- Перевод данных на машинные носители и машинная обработка.
- Статистическая обработка по программе анализа. Построение и исчисление показателей.
- Характеристика состава опрошенных, репрезентативности данных опроса.
- Иллюстрация, доказательство гипотез на основе полученных результатов. Построение выводов.
- Анализ и оценка эффективности применения метода опроса. Степень соответствия полученных данных целям исследования. Выявление ошибок, новаций. Перевод полученных результатов в банки данных.
- Выработка рекомендаций по теме анализа, по решению поставленных задач. Подготовка отчета.
1.3 Логические критерии построения вопросов
1. Какова познавательная задача вопроса? Какие категории анализа он обслуживает?
2. Какая информация ожидается от респондента в качестве ответа на данный вопрос?
3. Достаточно ли обосновано использование этой информации в качестве индикатора?
4. Однозначно ли сформулирован смысл вопроса?
5. Не является ли формулировка вопроса внушающей определенный ответ?
6. Сбалансированы ли шкалы, нет ли смещений к положительному или отрицательному полюсу шкалы?
7. Обозначен ли адресат вопроса в тех случаях, когда вопрос предназначен не для всей совокупности опрашиваемых? Не требуется ли вопрос-фильтр?
1.4 Социально-психологические критерии
1. Выдержаны ли требования к языку опрашиваемых? Нет ли в формулировке сложных, непонятных терминов?
2. Компетентны ли опрашиваемые в информации, необходимой для ответа на данный вопрос? Не следует ли включить фильтры на компетентность?
3. Не предъявляет ли вопрос непосильных требований к памяти опрашиваемого?
4. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, нет ли необходимости расчленить их на тематические блоки?
5. Не вызовет ли вопрос отрицательные эмоции у опрашиваемого?
6. Не задевает ли вопрос
1.5 Качества, знания, умения интервьюера
Осведомленность по содержанию тем, затрагиваемых в вопросах анкеты, интервью. Знание особенностей жизни и мышления опрашиваемых.
Эрудиция, необходимая для того, чтобы поддержать беседу в различных областях (экономика, политика, искусство, спорт, социально-бытовые вопросы).
Внимательность, наблюдательность – важные качества для правильной оценки и ориентации в ходе опроса.
Умение говорить правильно, просто. Неторопливо.
Умение слушать, выражать интерес к высказываниям собеседника, не перебивать и не навязывать свое мнение.