Трудовые ресурсы: профессиональные стандарты и квалификационные требования к работникам туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Туризм является одним из наиболее трудоемких секторов мирового хозяйства. Главная особенность труда в сфере туризма состоит в его неквалифицированном характере. Механизация и автоматизация слабо затронули этот сектор услуг; как и прежде, производственный процесс основан на ручном труде и прямом контакте обслуживающего персонала с клиентами. 80% занятых в туризме составляет неквалифицированная рабочая сила.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Трудовые ресурсы туристского предприятия
1.1Характеристика трудовых ресурсов туристского предприятия и их
состав
1.2 Рабочая сила в туризме и эффективность ее использования
2 Профессиональные стандарты и квалификационные требования к
работникам туристской индустрии
2.1Классификация квалификационных требований.
2.2Профессиональные стандарты в сфере туризма
3Трудовые ресурсы: профессиональные стандарты и квалификационные
требования к работникам туристской индустрии. Туристическая фирма
«Нева»
3.1. Туристическая фирма «Нева»
3.2. Анализ внутренней среды туристической фирмы "Нева"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 79.98 Кб (Скачать файл)

Рост выработки работников вызывает при прочих равных условиях дополнительный рост объема реализации услуг туризма. Этот дополнительный рост определяется по формуле:

П = 100/ Δч/ Δт,

где: П - значение повышения производительности труда в увеличении объема услуг туризма, %; Δч - индекс прироста численности работников, %; Δт - индекс увеличения выручки от реализации услуг туризма, %.  

Эффективность использования рабочей силы в туризме на уровне отрасли (региона) измеряется производительностью труда работников туристской индустрии данного региона.  

Производительность труда работников туризма может иметь три показателя:

  • производительность труда в стоимостной оценке;
  • производительность труда в натуральном выражении;
  • комплексный показатель динамики эффективности труда.

Первый показатель - это выработка работников туристской индустрии. Она измеряется отношением выручки от реализации туристского продукта в регионе к среднесписочной численности работников туристской индустрии:

В = Т/ R

где: В - выработка одного среднесписочного работника туристской индустрии, руб.; Т - выручка от реализации туристского продукта, руб.;  
R - среднесписочная численность работников туристской индустрии, чел.

Производительность труда в натуральном выражении показывает, сколько туристов обслуживает один среднесписочный работник туристской индустрии (туристской фирмы). Она измеряется отношением численности туристов к среднесписочной численности работников туристской индустрии (туристской фирмы):

В = Ч/ R

где: В - производительность труда в натуральном выражении, чел.; Ч - численность туристов, чел.,; R - среднесписочная численность работников туристской индустрии (туристской фирмы).    

Приведенные показатели производительности труда могут иметь разные тенденции и направления изменения, которые вызываются факторами, не зависимыми от трудовой активности человека (изменение цен, тарифов, увеличение численности туристов, покупающих путевки по льготным ценам, и др.). Поэтому для объективной оценки динамики производительности труда работников туристской индустрии следует использовать комплексный показатель динамики эффективности труда, который означает уровень эффективности использования рабочей силы в этой отрасли. 

Он представляет собой среднегеометрическую величину произведения двух индексов: производительности труда в стоимостной оценке и производительности труда в натуральном выражении:

Кп = √В · Н,

где: Кп - комплексный показатель динамики эффективности труда, %; 
В - индекс изменения производительности труда в стоимостной оценке, 
Н - индекс изменения производительности труда в натуральном выражении, %.

На эффективность использования рабочей силы и повышения производительности труда работников туристской индустрии влияет большое количество факторов, которые можно подразделить на две группы:

народнохозяйственные факторы;

факторы, действующие на уровне предприятия туристской индустрии (туристской фирмы).

К народнохозяйственным, т.е. внешним, факторам роста эффективности труда в туризме относятся: интенсификация отрасли и научно-технический прогресс в ней; оснащение туристских фирм новейшим оборудованием и автотранспортом; создание крупной туристской индустрии; мероприятия по подготовке квалифицированных кадров, повышению их квалификации и др.

К факторам, действующим на уровне отдельной туристской фирмы, т.е. к внутренним факторам, относятся: совершенствование форм организации производства услуг туризма; производство новых, более качественных услуг; совершенствование форм обслуживания туристов; применение методов нормирования и стимулирования труда; внедрение мероприятий НОТ; рост объема (выручки) реализации услуг и др.

Влияние отдельных факторов на рост эффективности труда работников туристской фирмы характеризуется следующим.

Важное значение для роста эффективности труда имеют интенсификация отрасли туризма и технический прогресс, в том числе оснащение туристских фирм различными видами современного оборудования, новыми средствами транспорта и малой механизации и т.п. Повышение уровня механизации процессов производства услуг и обслуживания туристов должно сопровождаться интенсивной заменой ручного труда машинным.    

Большое влияние на рост эффективности труда оказывает производство новых, более качественных услуг туризма, например новых туров, вызывающих интерес у потребителей и удовлетворяющих их запросы, повышение качества обслуживания туристов, применение новых форм обслуживания. Эти факторы удовлетворяют потребности каждого потребителя и тем самым увеличивают объем реализации услуг туризма и рост эффективности труда работников. Следовательно, все факторы, которые способствуют увеличению выручки от реализации услуг туризма, одновременно оказывают влияние на рост эффективности труда работников данной отрасли.

Аналогичное явление наблюдается и при применении методов нормирования и стимулирования труда. Эти методы создают материальную заинтересованность работников в количестве и качестве их труда.

На уровне отдельной туристской фирмы важным фактором повышения эффективности труда является научная организация труда (НОТ). НОТ - это система мероприятий, направленных на улучшение организации и обслуживания рабочих мест, улучшение условий труда, разработку оптимальных режимов труда и отдыха, совершенствование приемом и методов труда, соблюдение трудовой дисциплины. В результате НОТ сокращаются потери рабочего времени путем уменьшения; простоев, невыходов на работу.

На рост эффективности труда оказывает решающее влияние рост объема реализации услуг туризма. Это влияние происходит двояким образом. Во-первых, рост объема реализации услуг туризма способствует сокращению перерывов в работе и тем самым повышению интенсивности труда, в результате увеличивается выработка на одного среднесписочного работника. Во-вторых, влияние объема реализации услуг туризма на выработку одного среднесписочного работника проявляется в том, что численность административного персонала увеличивается более медленными темпами,  чем общий рост выручки от реализации услуг туризма. Поэтому в результате относительного уменьшения численности административного персонала происходит рост производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Профессиональные стандарты и квалификационные требования  

   к работникам туристской индустрии

          2.1  Профессиональные стандарты в сфере туризма

 

Квалификационные  требования (профессиональные стандарты) к основным  должностям  работников  туристской  индустрии  (далее  Квалификационные  требования)  предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом

и   качеством   труда,   регулированием   трудовых   отношений   в организациях    независимо     от     форм     собственности     и организационно-правовых форм деятельности.

 Квалификационные требования  являются нормативными документами,   предназначенными    для   определения   должностных   обязанностей   работников,  планирования  их профессионального роста,  организации  профессиональной     подготовки     и    повышения    квалификации   соответственно  развитию требований  к  качеству  и  продуктивности  услуг,  подбору,  расстановке  и  использованию  кадров,  а  также обоснованию  принимаемых   решений   при   проведении   аттестации  руководителей  и специалистов.

Квалификационные  требования  разработаны  применительно  к соответствующим   секторам  и  подсекторам  туристской  индустрии.

 Поскольку   Квалификационные   требования   распространяются    на  работников   организаций   независимо   от  форм  собственности  и организационно-правовых форм деятельности, они отражают минимально необходимые  требования  к  профессиональному  уровню работников сучетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ в   указанной   сфере  деятельности.  При  разработке  должностных инструкций допускается расширение и уточнение перечня  должностных обязанностей  работников,  основных навыков и знаний,  необходимых для их выполнения, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Современный туризм — неотъемлемый атрибут постиндустриального общества. Спрос на туристские услуги растет год от года, удовлетворяя потребности граждан Российской Федерации и иностранных граждан в оздоровлении, познании, духовном и физическом развитии, межкультурных и образовательных обменов, создавая единую культурную сферу современной цивилизации. Данные феномены создают специфический комплекс требований к специалистам в области туризма.

Работники сферы туризма должны иметь высокую степень готовности к реализации проектов туристской индустрии, разработке туристского продукта на основе современных технологий, принятию решения в организации туристской деятельности, эффективному общению с потребителями туристского продукта, к применению инновационных технологий туристской деятельности. Туристская деятельность, согласно Федеральному закону от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Требования к компетенциям специалистов туристской отрасли особенно актуализируются в свете реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Федеральная целевая программа содержит сложные и масштабные задачи, выполнение которых приведет в ближайшие годы к весьма существенным изменениям как в структуре туристской отрасли, так и в её географии и повлекут за собой новые требования и приоритеты к персоналу предприятий туриндустрии. Таким образом, по мере формирования новой структуры туризма кадры становятся ключевой позицией, от которой зависит успех всех сегодняшних больших начинаний, в т.ч. и инновации.

Профессиональный стандарт направлен на установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству деятельности специалиста по организации и предоставлению туристских услуг.

Стандарт профессиональной деятельности специалиста по организации и предоставлению туристских услуг создаст условия для формирования адекватных представлений граждан об уровне образования и профессиональной компетентности специалистов организаций туризма, призванных удовлетворять его рекреационные потребности. Это, прежде всего, умение организовать и осуществить туристские услуги с учетом того, что туристская деятельность ставит в центр внимание потребителя — клиента, туриста, экскурсанта.

Настоящий профессиональный стандарт может применяться работодателями сферы туризма при подборе специалистов по организации и предоставлению туристских услуг в организациях туризма любых организационно-правовых форм.

Специалист в области туризма должен уметь осуществлять не только информационное обслуживание клиента, но и формировать предложение услуг, обеспечивающих удовлетворение культурных, познавательных, физических потребностей, максимально соответствующих пожеланиям туриста, понимать и учитывать, что особенностью обслуживания в сфере туризма является изменение потребностей клиента от стадии покупки туристского продукта к  стадии пользования им.

Стандарт профессиональной деятельности специалиста по организации и предоставлению туристских услуг предоставит возможность самим работникам туристской индустрии оценить сущность работы специалистов по организации и предоставлению туристских услуг, лучше уяснить и понять свои должностные обязанности.

В стандарте отражено возрастание роли и значения правовой подготовки специалистов в области туризма и то обстоятельство, что внутренний, выездной и въездной туризм предполагает знания общегражданского законодательства, норм административного и государственного права, законов о страховании, специфического законодательства, регламентирующего туристическую деятельность. Этот аспект особенно важен для образовательных учреждений, где данный профессиональный стандарт создаст основу для разработки образовательных программ, учебных курсов и учебно-методических материалов для различных целевых групп обучающихся (студентов, ассистентов-стажеров, аспирантов, докторантов и др.).

Для самих специалистов по организации и предоставлению туристских услуг профессиональный стандарт будет способствовать лучшему пониманию разграничения зон полномочий и ответственности специалистов различных уровней туристского процесса, позволит в многообразии индивидуальных особенностей конкретной ситуации найти правильные решения текущих производственных задач, более полно реализовать свои профессионально обоснованные действия.

Информация о работе Трудовые ресурсы: профессиональные стандарты и квалификационные требования к работникам туристской индустрии