Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтов и стрессов на туристическом предприятии. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты конфликтов и стрессов;
дать общую характеристику объекту исследования;
выявить наличие и причины конфликтов и стрессов на анализируемом предприятии;
разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Конфликт может возникнуть в любой организации и на любом предприятии. Повседневная жизнь буквально пронизана ими. Учитывая то, что работа в туристском предприятии сопряжена с рядом особенностей, свойственных только для данного вида деятельности, допустимо считать, что сотрудник того или иного туристского предприятия, в большей степени подвержен возникновению конфликтных ситуаций. К таким особенностям можно отнести, во-первых, то, что менеджер или гид постоянно должен контактировать с большим количеством незнакомых ему людей, будь то туристы или коллеги из других организаций. Во-вторых, это сезонность работы. Слишком большая загруженность в летний и зимний периоды, ощутимое увеличение объема туристского потока, возрастающая напряженность работы, а нередко и увеличение рабочих часов, способствуют возникновению стрессовых ситуаций, а, следовательно, и большого числа конфликтов [12].
К часто возникающим конфликтным ситуациям между туроператором и турагентом можно отнести: заполнение и оформление документов, как документов используемых в работе между туристскими предприятиями, так и документов для потребителей.
Достаточно распространенным является конфликт между двумя туристскими агентствами. Основной причиной является то, что между потребителем (туристом) и производителем (туроператором) существует еще два посредника, что нередко приводит к искажению информации, к дополнительным сложностям в процессе бронирования.
Основными причинами возникновения конфликтов между туристическими предприятиями и туристами являются следующие:
- недолжное качество
предлагаемых туристических
- осознание туристом
явной низкой ценности
- неверное или
неполное информирование
Причины конфликтов с поставщиками и агентами:
- денежные взаимоотношения;
- недолжное качество работы обеих сторон, приведшее к возникновению конфликтных ситуаций с туристами;
- недопонимание между сторонами (работник туристского агентства неправильно понял менеджера туроператора и потому донес до туриста недостоверную информацию, что и привело к появлению конфликта);
- недобросовестность или непрофессионализм сторон.
Таким образом, конфликты возникают при нарушении или ненадлежащее исполнение договорных обязательств одной из сторон. Исключить неприятные конфликтные ситуации можно еще на первой стадии их сотрудничества. При подписании договора необходимо убедиться, что представитель агента или субагента имеет юридическое право и полномочия на подписание договора.
В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно использовать его. Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить, это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество участников конфликта. Если в процессе анализа конфликта руководитель не может разобраться в его природе и источнике, он может привлечь для этого компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительно, чем мнение непосредственного руководителя.
Существуют три точки зрения в отношении конфликта:
В зависимости от того, какой из этих точек зрения придерживается менеджер, и будет зависеть процедура преодоления конфликта. В связи с этим способы управления конфликтами разделяются на две группы: педагогические и административные (рисунок 1.2).
Способы преодоления (разрешения) конфликтов |
||||||
Педагогические |
Административные | |||||
Беседа, просьба, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта |
Силовое разрешение конфликта — подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору — решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда |
Рисунок 1.2 – Управление конфликтами
Примечание - Источник: [6, c. 374].
Особую сложность для менеджера представляет нахождение способов разрешения межличностных конфликтов. Существует пять основных способов разрешения межличностных конфликтов.
Рисунок 1.3 – Развитие конфликта
Примечание - Источник: [6, c. 377].
Главная задача менеджера состоит в том, чтобы определить конфликт и «войти» в него на начальной его стадии (рисунок 1.3). Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается в 92%; на фазе подъема – в 46%, а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются очень редко.
Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Основной причиной стрессов являются перемены. Любая, даже позитивная, перемена нарушает тот хрупкий баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку битва или бегство. Синдром бегства проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция битвы позволяет приспособиться к новой окружающей среде. Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над устранением факторов, вызывающих чрезмерный стресс. В связи с этим очень важно знать симптомы стресса:
Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям.
Рисунок 1.4 – Модель стрессовой реакции
Примечание - Источник: [17].
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.
Факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.
1.1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное количество заданий. В этом случае обычно возникает беспокойство, а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
1.2. Конфликт ролей. Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой.
1.3. Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не противоречивы, но уклончивы и неопределенны, что также нарушает душевное равновесие.
1.4. Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
Существуют также и другие
факторы. Стресс может возникнуть
в результате плохих
Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии туристской индустрии