Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым

Вложенные файлы: 1 файл

ekskursovedenie.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

    и (что  очень важно) изменились подходы  Министерства куль-

    туры  к созданию музеев. Нет ограничений  в тематической нап-

    равленности — она определяется лишь характером музейных

    коллекций. Сняты ранее существовавшие ограничения  в пло-

    щадях экспозиционных и административных зон, приветству-

    ется  и стимулируется создание в разных местах республики

    филиалов  ведущих музеев на базе их запасников.

    В музейные фонды поступили и поступают архивы деяте-

    лей литературы, многочисленные произведения искусства (в

    том числе  народных мастеров), предметы этнографии и фольк-

    лора, коллекции  сокровищ, материалы по периоду Великой

    Отечественной войны.

    В последние  годы в музеях значительно расширилась кол-

    лекция  образцов декоративно-прикладного  искусства (20441

    единица в 1993 г., 21460 — в 1994 г.). Часть их передана рели-

    гиозным организациям.

    История Беларуси складывалась таким образом, что пре-

    обладающее  количество созданных нашим народом  историчес-

    ких ценностей  либо погибло, либо бездумно растрачено из-за

    национального нигилизма, а также вывезено во время  много-

    численных войн. Поэтому сегодня одно из направлений  воз-

    рождения  культурных традиций — возвращение  наследства,

    которое в результате войн, безответственности, имуществен-

    ных манипуляций  оказалось за границей нашей страны — в

    России, на Украине, в Германии, Австрии, Польше, Литве и

    других  государствах. В Государственном  историческом музее

    Москвы, например, находится коллекция несвижских, слуц-

    ких, гродненских  поясов, вывезенных в разное время, оружие

    из новогрудской и пружанской коллекций. В Эрмитаже

    Санкт-Петербурга находятся материалы археологических  рас-

    копок из Беларуси. В Русском музее Москвы — белорусские

    иконы, в библиотеке Салтыкова-Щедрина  в Санкт-Петербур-

    ге —  Статут Великого княжества Литовского на белорусском

    языке, в Киеве — библиотека Хрептовича, которая была заве-

    щана  Беларуси. Среди национальных сокровищ, след которых

    затерян в годы второй мировой войны, многочисленные сокро-

    вища  Могилевского областного музея, в том  числе золотой

    крест Евфросиньи Полоцкой.

    В Беларуси создана комиссия по возвращению  националь-

    ных ценностей. Издан сборник документов и архивных мате-

    риалов "Возвращение", разосланный в  другие государства для выяснения  местонахождения и возможности  возвращения па-

    мятников  культуры.

    Особой  и горькой темой является судьба памятников куль-

    туры  в Чернобыльской зоне. В марте 1991 г. была создана и на-

    чала  работать Государственная историко-культурная экспеди-

    ция по спасению памятников истории и культуры в районах,

    пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Около 350

    экспонатов  народного быта, произведений искусства  из Бра-

    гинского, Кормянского, Краснопольского, Славгородского

    районов уже вывезены для хранения в фондах музея древнебе-

    лорусской культуры при Институте этнографии и фольклора

    Национальной  академии наук Республики Беларусь.

    Поиски  новых путей финансирования, использование  вне-

    бюджетных источников для реставрационных  работ привели

    к созданию на базе части исторической застройки  Верхнего

    города  в Минске акционерного общества "Старый Минск".

    Принято решение о создании аналогичного товарищества

    "Старый  Брест". Готовятся предложения  по созданию об-

    ществ для восстановления исторической застройки  ряда бело-

    русских городов.

    Показателем уровня восстановительных работ в Беларуси

    может служить реставрация замкового  комплекса "Мир", для

    чего  были в свое время выделены средства ЮНЕСКО. Проект

    реставрации был награжден знаком и дипломом "Европа Нос-

    тра". Можно рассчитывать, что создание фонда обновления Бо-

    рисоглебской церкви в Гродно, Международного фонда "Нес-

    виж" дадут положительные результаты.

    В условиях ожидания экономической стабильности было

    бы уместным учреждениям данного типа предоставить свободу

    экономической деятельности, используя льготное налогообло-

    жение для них и их спонсоров.

    Долгие 70 лет в Беларуси насаждался атеизм. Большинство

    храмов, монастырей, богословских школ было закрыто, забро-

    шено, разрушено. В тех, которые сохранились, размещались

    театры, музеи, спортивные залы, а то и склады, ремонтные

    мастерские. Священнослужители преследовались или контро-

    лировались  властями. Религиозное обучение детей  было запре-

    щено  законом не только в школе, но и  дома. Несмотря на все

    это, многие верили в бога и служили ему, в  домах верующих не

    угасала лампада перед образами. С великим риском сохраня-

    лись  святые реликвии, вынесенные из храмов и тем самым

    спасенные от поругания.

    Сложная история страны привела к тому, что в настоящее

    время в Беларуси представлены едва ли не все христианские

    конфессии. Кроме 918 православных приходов функциониру-

    ет 360 римско-католических, 31 — староверческий, 16 — новоапостольских, II — грекокальвинистов, евангелистов, мормо-

    нов, последователей зарубежной православной церкви.

    Сейчас  в составе Белорусского экзархата  восстановлены ис-

    торические  православные епархии (Минская, Полоцкая, Мо-

    гилевская) и создано 6 новых, а также 3 католических епархи-

    альных  управления и исламский муфтият. Воссоздано 10 мо-

    настырей (8 православных, 2 католических). При  приходах от-

    крыто 138 церковноприходских и воскресных школ. Создано 7

    религиозных учебных заведений, 68 религиозных  объедине-

    ний, центров, союзов.

    Несколько столетий на территории Беларуси христиане

    жили  бок и бок с мусульманами и  иудеями. Сегодня в респуб-

    лике  функционирует 20 исламских и 15 иудейских общин. В

    последние годы появились общины кришнаитов, дзэн-буддис-

    тов, последователей эзотерической религии и др.

    По оценкам  экспертов, в настоящее время 40% населения

    Беларуси  остались атеистами, остальные считают  себя верую-

    щими. На бытовом уровне религиозное разнообразие не сопро-

    вождается враждебностью к иноверцам. Преобладает  взаимное

    уважение  и понимание. В стране — единственной в мире — в

    качестве  государственных праздников отмечаются и правос-

    лавные, и католические: Рождество и Воскресение Христово.

    Все религии  оставили на белорусской земле не только ду-

    ховный, но и материальный след. В древней  языческой архи-

    тектуре были распространены "капища" —  специальные пло-

    щадки с "кумирами" — идолами, которые  окружались огра-

    дой и  серповидными рвами для очистительного огня.

    В Беларуси православие началось со строительства  кресто-

    во-купольных  храмов византийскими мастерами. В  середине

    XI века  в Полоцке был возведен Собор  Святой Софии, сохра-

    нившийся  поныне. С XII века сохранилась Гродненская Бори-

    соглебская  церковь на Коложе — шедевр творческого  пере-

    осмысления  восточнохристианских канонов. Восстановлена

    разрушенная в 60-е гг. нашего столетия Благовещенская цер-

    ковь XII века в Витебске. Широко известны Сынковичская

    церковь — крепость XVI века, Богоявленская и Крестовоздви-

    женская церкви в Жировичах XVIII века и так  далее.

    Католичество  принесло в Беларусь западный образ  мышле-

    ния и  западные вкусы. Троицкий костел в Ишкольди (конец

    XV века), Несвижский костел Божьего тела (XVI век), костел

    бригиток  в Гродно (XVII век), Будславский костел бернарди-

    нок (XVII век), Минский костел Сымона и Елены (начало XX

    века) являют собой яркие примеры европейских  архитектур-

    ных стилей — готики, барокко, ренессанса, неоготики, адап-

    тированных  к местным условиям. С середины XVI века с рас-

    пространением реформации в стране началось строительство  протестантских храмов (Кальвинские  соборы в Дсташине,

    Койданове (XVI век), Полоцкая кирха (XVIII век).

    Христианские  храмы часто возводились в  комплексе с мо-

    настырями, коллегиями, семинариями. Монастыри, отдель-

    ные храмы, часовни возводились в честь  великих религиоз-

    ных деятелей и поборников веры (Преподобной Евфросиньи

    Полоцкой, Трех Виленских мучеников. Святителя  Кирилла

    Туровского, Святого Георгия Конисского, архиепископа Мо-

    гилевского), реальных исторических событий (освобождение

    крестьян  от крепостной зависимости в 1861 г., 200-летие  по-

    беды  над шведами в 1708 г., восстание 1863 г.), а также в

    честь чудесных явлений и знамений. Так, один из важней-

    ших религиозных центров — Жировичский мужской монас-

    тырь  был заложен на месте явления  Божьей Матери. Неру-

    котворный образ Пречистой Девы с Предвечным младенцем

    являлся дважды: в 1470 г. на дереве над источником, затем

    спустя 50 лет на камне. К святому источнику не только пра-

    вославные, но и приверженцы других религий  питали и пита-

    ют глубокое благоговение. По свидетельству современников,

    едва, был  заложен первый камень в основании  храма, где Ма-

    терь  Божья явила благодатное свое присутствие, как к нему с

    верой и молитвой стали приходить знатнейшие вельможи

    края  и, смирив царственное величие, являлись простыми бо-

Информация о работе Экскурсоведение