Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат
В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым
и (что очень важно) изменились подходы Министерства куль-
туры к созданию музеев. Нет ограничений в тематической нап-
равленности — она определяется лишь характером музейных
коллекций. Сняты ранее существовавшие ограничения в пло-
щадях экспозиционных и административных зон, приветству-
ется и стимулируется создание в разных местах республики
филиалов ведущих музеев на базе их запасников.
В музейные фонды поступили и поступают архивы деяте-
лей литературы, многочисленные произведения искусства (в
том числе народных мастеров), предметы этнографии и фольк-
лора, коллекции сокровищ, материалы по периоду Великой
Отечественной войны.
В последние годы в музеях значительно расширилась кол-
лекция образцов декоративно-прикладного искусства (20441
единица в 1993 г., 21460 — в 1994 г.). Часть их передана рели-
гиозным организациям.
История Беларуси складывалась таким образом, что пре-
обладающее количество созданных нашим народом историчес-
ких ценностей либо погибло, либо бездумно растрачено из-за
национального нигилизма, а также вывезено во время много-
численных войн. Поэтому сегодня одно из направлений воз-
рождения культурных традиций — возвращение наследства,
которое в результате войн, безответственности, имуществен-
ных манипуляций оказалось за границей нашей страны — в
России, на Украине, в Германии, Австрии, Польше, Литве и
других государствах. В Государственном историческом музее
Москвы,
например, находится коллекция
ких, гродненских поясов, вывезенных в разное время, оружие
из новогрудской и пружанской коллекций. В Эрмитаже
Санкт-Петербурга
находятся материалы
копок из Беларуси. В Русском музее Москвы — белорусские
иконы, в библиотеке Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербур-
ге — Статут Великого княжества Литовского на белорусском
языке, в Киеве — библиотека Хрептовича, которая была заве-
щана Беларуси. Среди национальных сокровищ, след которых
затерян в годы второй мировой войны, многочисленные сокро-
вища Могилевского областного музея, в том числе золотой
крест Евфросиньи Полоцкой.
В Беларуси создана комиссия по возвращению националь-
ных ценностей. Издан сборник документов и архивных мате-
риалов "Возвращение", разосланный в другие государства для выяснения местонахождения и возможности возвращения па-
мятников культуры.
Особой и горькой темой является судьба памятников куль-
туры в Чернобыльской зоне. В марте 1991 г. была создана и на-
чала
работать Государственная историко-
ция по спасению памятников истории и культуры в районах,
пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Около 350
экспонатов народного быта, произведений искусства из Бра-
гинского, Кормянского, Краснопольского, Славгородского
районов уже вывезены для хранения в фондах музея древнебе-
лорусской культуры при Институте этнографии и фольклора
Национальной академии наук Республики Беларусь.
Поиски новых путей финансирования, использование вне-
бюджетных источников для реставрационных работ привели
к созданию на базе части исторической застройки Верхнего
города в Минске акционерного общества "Старый Минск".
Принято решение о создании аналогичного товарищества
"Старый Брест". Готовятся предложения по созданию об-
ществ для восстановления исторической застройки ряда бело-
русских городов.
Показателем уровня восстановительных работ в Беларуси
может служить реставрация замкового комплекса "Мир", для
чего были в свое время выделены средства ЮНЕСКО. Проект
реставрации был награжден знаком и дипломом "Европа Нос-
тра". Можно рассчитывать, что создание фонда обновления Бо-
рисоглебской церкви в Гродно, Международного фонда "Нес-
виж"
дадут положительные
В условиях ожидания экономической стабильности было
бы уместным учреждениям данного типа предоставить свободу
экономической деятельности, используя льготное налогообло-
жение для них и их спонсоров.
Долгие 70 лет в Беларуси насаждался атеизм. Большинство
храмов, монастырей, богословских школ было закрыто, забро-
шено, разрушено. В тех, которые сохранились, размещались
театры, музеи, спортивные залы, а то и склады, ремонтные
мастерские.
Священнослужители
лировались властями. Религиозное обучение детей было запре-
щено законом не только в школе, но и дома. Несмотря на все
это, многие верили в бога и служили ему, в домах верующих не
угасала лампада перед образами. С великим риском сохраня-
лись святые реликвии, вынесенные из храмов и тем самым
спасенные от поругания.
Сложная история страны привела к тому, что в настоящее
время в Беларуси представлены едва ли не все христианские
конфессии. Кроме 918 православных приходов функциониру-
ет 360 римско-католических, 31 — староверческий, 16 — новоапостольских, II — грекокальвинистов, евангелистов, мормо-
нов, последователей зарубежной православной церкви.
Сейчас в составе Белорусского экзархата восстановлены ис-
торические православные епархии (Минская, Полоцкая, Мо-
гилевская) и создано 6 новых, а также 3 католических епархи-
альных управления и исламский муфтият. Воссоздано 10 мо-
настырей (8 православных, 2 католических). При приходах от-
крыто 138 церковноприходских и воскресных школ. Создано 7
религиозных учебных заведений, 68 религиозных объедине-
ний, центров, союзов.
Несколько столетий на территории Беларуси христиане
жили бок и бок с мусульманами и иудеями. Сегодня в респуб-
лике функционирует 20 исламских и 15 иудейских общин. В
последние годы появились общины кришнаитов, дзэн-буддис-
тов, последователей эзотерической религии и др.
По оценкам экспертов, в настоящее время 40% населения
Беларуси остались атеистами, остальные считают себя верую-
щими. На бытовом уровне религиозное разнообразие не сопро-
вождается враждебностью к иноверцам. Преобладает взаимное
уважение и понимание. В стране — единственной в мире — в
качестве государственных праздников отмечаются и правос-
лавные, и католические: Рождество и Воскресение Христово.
Все религии оставили на белорусской земле не только ду-
ховный, но и материальный след. В древней языческой архи-
тектуре были распространены "капища" — специальные пло-
щадки с "кумирами" — идолами, которые окружались огра-
дой и серповидными рвами для очистительного огня.
В Беларуси православие началось со строительства кресто-
во-купольных храмов византийскими мастерами. В середине
XI века в Полоцке был возведен Собор Святой Софии, сохра-
нившийся поныне. С XII века сохранилась Гродненская Бори-
соглебская церковь на Коложе — шедевр творческого пере-
осмысления восточнохристианских канонов. Восстановлена
разрушенная в 60-е гг. нашего столетия Благовещенская цер-
ковь XII века в Витебске. Широко известны Сынковичская
церковь — крепость XVI века, Богоявленская и Крестовоздви-
женская церкви в Жировичах XVIII века и так далее.
Католичество принесло в Беларусь западный образ мышле-
ния и западные вкусы. Троицкий костел в Ишкольди (конец
XV века), Несвижский костел Божьего тела (XVI век), костел
бригиток в Гродно (XVII век), Будславский костел бернарди-
нок (XVII век), Минский костел Сымона и Елены (начало XX
века) являют
собой яркие примеры
ных стилей — готики, барокко, ренессанса, неоготики, адап-
тированных к местным условиям. С середины XVI века с рас-
пространением реформации в стране началось строительство протестантских храмов (Кальвинские соборы в Дсташине,
Койданове (XVI век), Полоцкая кирха (XVIII век).
Христианские храмы часто возводились в комплексе с мо-
настырями, коллегиями, семинариями. Монастыри, отдель-
ные храмы, часовни возводились в честь великих религиоз-
ных деятелей и поборников веры (Преподобной Евфросиньи
Полоцкой, Трех Виленских мучеников. Святителя Кирилла
Туровского, Святого Георгия Конисского, архиепископа Мо-
гилевского), реальных исторических событий (освобождение
крестьян от крепостной зависимости в 1861 г., 200-летие по-
беды над шведами в 1708 г., восстание 1863 г.), а также в
честь чудесных явлений и знамений. Так, один из важней-
ших религиозных центров — Жировичский мужской монас-
тырь был заложен на месте явления Божьей Матери. Неру-
котворный образ Пречистой Девы с Предвечным младенцем
являлся дважды: в 1470 г. на дереве над источником, затем
спустя 50 лет на камне. К святому источнику не только пра-
вославные, но и приверженцы других религий питали и пита-
ют глубокое благоговение. По свидетельству современников,
едва, был заложен первый камень в основании храма, где Ма-
терь Божья явила благодатное свое присутствие, как к нему с
верой и молитвой стали приходить знатнейшие вельможи
края и, смирив царственное величие, являлись простыми бо-