Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат
В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым
ние уровня туристского и экскурсионного обслуживания, при-
ведение его в соответствие с международными требованиями.
Лицензия выдается на следующие виды деятельности:
организация индивидуальных и групповых туров за рубеж;
организация обслуживания иностранных туристов на террито-
рии Республики Беларусь; организация экскурсионно-познава-
тельного туризма для жителей Беларуси. Действие лицензий на
туристскую деятельность устанавливается сроком на 2 года.
Для получения лицензии на организацию эксурсионно-поз-
навательного туризма для жителей Беларуси субъект хозяй-
ствования должен предоставить в Министерство спорта и ту-
ризма следующие документы:
заявление установленного образца; нотариально заверен-
ные копии учредительных документов и выписки из решения
регистрирующего органа о государственной регистрации (сви-
детельство
о государственной регистрации)
помещения для размещения туристского офиса или техничес-
кий паспорт на владение нежилым фондом; документ, под-
тверждающий профессиональную подготовку руководителя
субъекта хозяйствования; методическую разработку и текст
экскурсий по обслуживаемому региону, в котором осуществля-
ет свою деятельность субъект хозяйствования; справку из на-
логового органа об отсутствии со стороны заявителя наруше-
ний в сфере налогового законодательства (для действующих
субъектов хозяйствования); договор со страховой организаци-
ей на страхование туристов; документ, подтверждающий вне-
сение платы за выдачу лицензии.
В настоящее время немногим больше 100 туристских фирм
имеют лицензии на организацию экскурсионно-познавательного туризма (при общем количестве получавших лицензии
свыше
600), хотя реально экскурсионным
нимается незначительное количество предприятий (в их чис-
ле: "Белинтурист", "Спутник", Минское бюро путешествий и
экскурсий, "Разма-М", "Виаполь" и др.).
23 сентября 1996 г. утверждается Белорусская ассоциа-
ция экскурсоводов и гидов-переводчиков. Целью деятельнос-
ти ассоциации согласно уставу является разработка концеп-
ции и
стратегии туристско-
Республики Беларусь, создание банка данных экскурсион-
ных объектов, маршрутов, разработка и проведение экскур-
сий, путешествий, которые способствовали бы возрождению
культурного, экономического, морального и этического уров-
ня людей.
В конце 1996 г. принят важный документ, регулирующий
туристскую деятельность в стране, — "Временные правила де-
ятельности в сфере туризма на территории Республики Бела-
русь", в котором даны основные положения, касающиеся орга-
низации экскурсионно-познавательного туризма.
Все уже почувствовали, что развал экскурсионной работы
привел к тому, что наше подрастающее поколение перестало
получать ту богатую интеллектуальную пищу, которую дают
экскурсии. Полезность и необходимость экскурсий как допол-
нения к школьным программам доказаны давно. Ведь краеве-
дение — это фундамент современной школы, и местный мате-
риал кладется в основу всего обучения. И сейчас в соответ-
ствии с совместным приказом Министерства спорта и туризма
и Министерства образования Республики Беларусь № 597/237
от 05.06.96 г. "Аб выкарыстанн1 турызму 1 экскурсий у дзей-
насщ навучальных устаноу" учебные заведения должны ис-
пользовать
экскурсии как элемент учебно-
процесса. При этом нужно учитывать, что в Беларуси более 5
тысяч школ, 39 вузов, 253 ПТУ.
В соответствии с приказом Министерства спорта и туризма
№ 1028 от 15.08.97 г. с 1.01.1998 г. введены единые диспетчер-
ские журналы в туризме. Диспетчерский журнал учета групп,
находящихся на экскурсионном обслуживании, имеет следую-
щие графы:
1) номера по порядку; 2) вид транспорта; марка автобуса;
3) время начала экскурсии; 4) маршрут путешествия; тема эк-
скурсии; 5) наименование организации; 6) адрес сбора группы;
7) количество человек; 8) № экскурсионной путевки; 9) Ф.И.О.
экскурсовода; 10) время туристско-экскурсионного обслужи-
вания; 11) примечание.
Форма и порядок заполнения журнала приводятся в прило-
жении 3.
Помимо этого, с 1 апреля 1998 г. введены в действие турис-
тский и экскурсионный ваучеры, экскурсионная путевка.
Каждая такая путевка должна быть оформлена в четырех эк-
земплярах. Из них один получает клиент, второй — организа-
тор экскурсии, третий — экскурсовод или гид, четвертый оста-
ется в бухгалтерии турпредприятия. Обязательным условием
является наличие номера путевки и фамилии экскурсовода
(приложение 4).
Нельзя не сказать о проекте свободной экономической зоны
(СЭЗ) "Золотое кольцо Беларуси". Данная программа является
комплексной и призвана создать необходимые условия для эко-
номического расцвета всех субъектов хозяйствования, входящих
в СЭЗ. Для ее реализации потребуется привлечение инвесторов,
не только единичных, но и множество мелких. Иначе говоря,
"Золотое кольцо Беларуси" призвано стать воистину народным.
Однако следует отметить, что идея "Золотого кольца Бела-
руси" не нова. Под таким же названием разрабатывался мар-
шрут
Белорусским республиканским
скурсиям (нынешнее РТЭПО "Беларустурист"). Маршрут
включал города: Минск, Заславль, Гродно, Слоним, Мир, Нес-
виж, Новогрудок, Полоцк и другие географические точки, зна-
менитые своими архитектурными, краеведческими, археоло-
гическими,
историческими и другими
веден километраж и четко распланированы остановки, пита-
ние, ночлеги, экскурсии. К сожалению, практического вопло-
щения маршрут тогда не получил.
Государство Беларусь расположено в границах 56 градуса
10 минут и 51 градуса 16 минут северной широты, 23 градуса
11 минут и 32 градуса 47 минут восточной долготы. Протяже-
ность территории с севера на юг — 560 км, с запада на вос-
ток — 650 км. Беларусь граничит с 5 государствами (Россия,
Украина, Литва, Польша, Латвия). Протяженность границ —
23969 км. Территория — 207, 6 тыс.км^. Население — 10,4
млн человек. Столица республики — город Минск — располо-
жен в границах 53^54^15^ северной широты и на 23°13^15^ вос-
точной долготы. Население — 1,7 млн человек.
Беларусь занимает выгодное транспортно-географическое
положение, находясь почти в середине европейского континен-
та, что во все времена благоприятствовало ее развитию и однов-
ременно было причиной межгосударственных претензий. С дав-
них времен сухопутные и водные пути сообщения, в том числе и
известный путь "из варяг в греки", по которым осуществлялись
торговые связи между Севером, Востоком и Югом, обусловлива-
ли размещение и развитие дошедших до наших дней городских
поселений. К началу XX века с появлением железных дорог
пространственное начертание транспортной сети на территории
Беларуси практически приняло современный вид.
Расположение
на перекрестке магистральных
ния, высокий уровень обеспеченности железными и автомобиль-
ными дорогами (общая протяженность железных дорог — 5582
км, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием 240
км/1 тыс. км^), отсутствие на территории страны и по ее грани-
цам ярко выраженных природных рубежей делают территорию
Беларуси транспортно легкодоступной. Это является одной из
важнейших (и пока еще недостаточно используемых) предпосы-
лок развития страны и туристской индустрии в том числе.
Реализация имеющегося потенциала, с одной стороны, связа-
на с интеграцией Беларуси в экономическое и культурное про-
странство Европы, а с другой — с происходящей в настоящее вре-
мя экономической интеграцией с Россией. Началом такого раз-
вития следует считать разработку широкомасштабных планов
развития трансевропейского коридора Восток — Запад (Па-
риж — Брюссель — Берлин — Варшава — Брест — Минск —
Москва), что является весьма существенным фактором в разви-
тии международного туризма на территории Беларуси. Вдоль
этого направления, включающего железные и автомобильные
дороги, линии телекоммуникаций и электропередач и магис-
тральные газо- и нефтепроводы, расположены 5 из 14 белорус-
ских городов с населением более 100 тысяч жителей, в том числе
столица государства — Минск. Общая численность населения,
проживающего в зоне одночасовой транспортной доступности ко-
ридора, составляет около 30% населения страны. В городах сос-
редоточено более 1/3 промышленного потенциала Беларуси. Го-
родские поселения, расположенные вдоль этого коридора, имеют
более высокие темпы роста, а сельское население — более благоп-
риятную демографическую структуру.
Другими
важными межгосударственными
онными коридорами являются направления: Санкт-Петер-