Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым

Вложенные файлы: 1 файл

ekskursovedenie.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

    ти на месте деревни, сожженной гитлеровцами вместе с жителя-

    ми. К  восприятию мемориала посетителей  подготавливает уже

    указатель "Хатынь", установленный на шоссе Минск—Ви-

    тебск. В объемно-пространственной композиции мемориала ис-

    пользованы  особенности окружающего ландшафта, повторена

    планировка  бывшей деревни. Там, где до трагедии были улицы,

    уложены серые (под цвет пепла) железобетонные плиты. На

    месте сожженных домов символически обозначены лишь пер-

    вые венцы. Внутри них — обелиски в виде печных труб с мемо-

    риальными плитами, на которых указаны фамилии  и имена по-

    гибших, а наверху обелисков — колокола, печальный звон ко-

    торых разносится по округе. Центральным элементом композиции являются скульптура старика с погибшим мальчиком на

    руках и мемориальная плита на месте  сарая, в котором были

    сожжены жители деревни. В состав комплекса  включены также

    Кладбище 186 невосстановленных белорусских деревень, унич-

    тоженных  гитлеровцами вместе с жителями, Древо  жизни с

    названиями 433 возрожденных деревень, Стена памяти погиб-

    ших узников  фашистских концлагерей и Вечный огонь.

    На месте  героического прорыва партизанами  фашистской

    блокады в Ушачском районе сооружен мемориальный ком-

    плекс "Прорыв". Выразительна скульптурная композиция в

    виде  динамичной, устремленной вперед фигуры партизана,

    как бы разрывающего бетонный монолит. Мемориал размещен

    на вершине  холма и хорошо просматривается  в пространстве.

    Неотъемлемой  частью композиции является живописный при-

    родный  ландшафт — свидетель запечатленного в бронзе и бето-

    не подвига.

    Курган  Славы расположен на 18-м километре  магистрали

    Минск - Москва. Сооружен в честь воинов четырех фронтов,

    участвующих в освобождении Беларуси от фашистских зах-

    ватчиков, и представляет собой курган, насыпанный рядом с

    шоссе и хорошо просматривающийся с  большого расстояния.

    На его  вершине находится обелиск в  виде четырех сомкнутых

    штыков  и кольцо с барельефными изображениями воинов и

    партизан. Композиция хорошо видна издали и  рассчитана на

    восприятие  в разное время суток за счет подсветки  ее прожек-

    торами  в сумерки.

    Культурно-историческое наследие прошлого имеет боль-

    шое и  непреходящее значение для нравственного  и эстетичес-

    кого  воспитания человека. Несмотря на огромные разрушения

    минувших  войн, на белорусской земле сохранились  замки,

    дворцы, ратуши, храмы, жилые дома, целые  комплексы раз-

    ной застройки, относящиеся к далекому историческому  про-

    шлому, что представляет для республики богатый потенциал

    экскурсионных ресурсов.

    3.4. МАТЕРИАЛЬНАЯ  БАЗА РАЗВИТИЯ

    ЭКСКУРСИОННОГО  ДЕЛА

    Что роднит и что отличает туристский бизнес от других

    направлений? Безусловно, — это сфера обслуживания. Отсю-

    да —  сфера взаимоотношений на уровне спроса-предложения,

    а следовательно, очень зависимая от настроений и  пожеланий

    ее пользователей.

    Сама  подготовка туристского продукта основана на связы-

    -ании  во единое целое работы многих  организаций: гостиниц (отелей), в  которых туристы проживают; транспортных компа-

    ний, доставляющих туристов к месту отдыха и экскурсионным

    объектам; страховых компаний, берущих на себя заботу о ту-

    ристе на случай непредвиденных обстоятельств, и др. Подго-

    товка турпродукта без разработки новых  маршрутов, поиска

    партнеров, подготовки рекламы, печатной продукции, заклю-

    чения договоров со всеми участвующими в продукте организа-

    циями — невозможна. Вся деятельность этих организаций

    связана в единое целое , в единый "маршрут" — туристский

    продукт.

    Совокупность  вещественных элементов, используемых для

    активного отдыха и экскурсионных занятий, называют мате-

    риально-технической  базой (МТБ) туристско-экскурсионной

    системы. МТБ призвана обеспечить размещение, питание,

    транспортное, экскурсионное и туристское обслуживание и

    ряд других услуг, предоставляемых туристам и экскурсантам.

    К материально-технической  базе относят:

    собственные туристские учреждения, в их числе  учрежде-

    ния гостиничного обслуживания и самообслуживания; арендо-

    ванные  туристские базы и помещения, теплоходы, поезда;

    предприятия питания и торговли — рестораны, кафе, бары,

    буфеты, киоски, магазины кулинарии, кондитерские цеха;

    бюро  путешествий и экскурсий; бюро приема; бюро по обслу-

    живанию иностранных туристов (интурбюро); бюро реализа-

    ции путевок; предприятия спортивно-оздоровительного на.зна-

    чения (спортзалы, спортплощадки, лодочные станции, лыж-

    ные и  санные трассы, подъемники, катки, пляжи, сауны, бас-

    сейны); предприятия культурно-массового  обслуживания

    (библиотеки, концертные, танцевальные залы, залы  игровых

    автоматов, дискотеки, открытые киноплощадки и  т.д.); пред-

    приятия культурно-бытового обслуживания (фотографии, па-

    рикмахерские, ремонтные мастерские, прачечные  и т.д.); ав-

    тотранспортные  предприятия (автобазы, автогаражи, автоко-

    лонны, ремонтные мастерские); пункты проката туристского

    снаряжения  и инвентаря; контрольно-спасательные службы,

    отряды  и посты; областные, районные и городские  туристские

    клубы; курсы по подготовке и переподготовке руководителей

    (менеджеров) туристских фирм, экскурсоводов,  руководите-

    лей туристских групп и других работников, связанных  дея-

    тельностью  в этой области; сельскохозяйственные предприя-

    тия; ремонтно-строительные управления и участки.

    В своем  развитии МТБ туризма и экскурсий  прошла нес-

    колько  этапов. Ее создание относится к концу 60-х гг. Пер-

    вый этап развития индустрии туризма завершился в 1965 г.,

    когда была создана сеть туристских учреждений, насчиты-

    вающая  более 300 объектов на 65 тысяч мест со сравнительно невысоким качеством  обслуживания, низким уровнем

    бытовых услуг, благоустройства, оснащения. Более трети

    мест  приходилось на палатки и только пятая часть — на ка-

    питальные здания. Основу базы размещения составляли од-

    ноэтажные домики.

    Основное  внимание следующего этапа было обращено на соз-

    дание туристских гостиниц как наиболее универсальной формы

    туристских  учреждений. К концу 80-х гг. в СССР было обслуже-

    но 178 млн  туристов, 969 млн экскурсантов, предоставлено  на-

    селению услуг на 8957 млн рублей. Освоено 562,6 млн рублей

    капитальных вложений, введено в эксплуатацию туристских

    объектов  на 80 тысяч мест. Большая работа была проведена по

    созданию, благоустройству и реконструкции  действующей ма-

    териальной  базы туризма. В эти же годы были заложены науч-

    ные основы развития туристской отрасли. Создавались  перспек-

    тивные  схемы развития туризма для всех республик, входящих

    в состав СССР, разработаны общесоюзные схемы, разрешающие

    проблемы  резервирования и освоения территорий с ценными

    туристско-рекреационными ресурсами, подготовлен первый в

    истории туризма "Туристский атлас СССР", в состав которого

    было  включено около 150 карт и схем. До 2000 г. планирова-

    лось  ввести 170 тысяч новых мест размещения.

    Однако  политика внесла свои коррективы. Развитие турис-

    тско-экскурсионного обслуживания в Республике Беларусь,

    несмотря  на сложную экономическую ситуацию, за последние

    годы  достигло определенных социальных и  экономических ре-

    зультатов благодаря стартовому началу на основе уже имею-

    щейся базы туризма.

    К концу 80-х гг. мероприятиями социального  туризма еже-

    годно было охвачено почти 300 млн туристов и экскурсантов. В

    эксплуатацию  было введено 289 туристских объектов на 32,7 ты-

    сячи  мест, в том числе 26 новых гостиниц на 11,6 тысячи мест.

    Для туристов было разработано свыше 30,4 тысячи разнооб-

    разных  маршрутов.

    В программе развития инфраструктуры туризма в Респуб-

    лике  Беларусь отмечено, что одним из основных туристских

    дентров республики будет город Минск. К 2000 г. количество

    гостиничных мест на 1000 человек населения должно срав-

    инться  со среднеевропейским уровнем — около 30 мест на 1000

    населения республики. В настоящее время  в Минске использу-

    7 ?я  8 гостиниц, что составляет 3,5 тысячи  гостиничных мест.

    В сфере  гостиничного хозяйства необходимо пересмотреть

    стандарты обслуживания и обсудить программу  строительства

    гостиничных комплексов и реконструкции гостиниц. В среднем,

    •о  европейским нормам, в г. Минске из общего количества гости-

    ^д около  30% должны стать высокого класса (4—5 звезд), это 20 тысяч мест  и 40 тысяч более низкого класса (1—3 звезды). Это

    означает, что до 2000 г. по г. Минску потребуется построить око-

    ло 16,5 тысячи мест высокого класса. Всего по г. Минску предпо-

    лагается  иметь 165 отелей различного уровня обслуживания.

    На уровне районных центров, находящихся в  туристских

    зонах, целесообразно возведение небольших отелей уровня

    3—4  звезд. Всего по областным центрам  количество отелей

    различного  уровня обслуживания должно составить 150.

    Развитие  туризма требует реконструкции  дорог. По террито-

Информация о работе Экскурсоведение