Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат
В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым
рии Беларуси проходят важнейшие автотранспортные магистра-
ли: Е-З — Брест—Минск и далее на Москву; М-12 —
Минск—Вильнюс; Минск—Лида—Гродно; а также М-20 —
Санкт-Петербург—Киев. В течение первого периода ведется ре-
конструкция дорог Брест—Минск—Москва и Гродно—Минск.
Реконструкция дороги М-20 должна завершиться в 2000 г. При
реконструкции автомобильных дорог необходимо применять ев-
ропейские нормы размещения дорожной и туристской инфрас-
труктуры. Это потребует строительства дополнительных АЗС,
мотелей, кемпингов, стоянок для отдыха, ресторанов и кафе, те-
лефонной связи, техпомощи и т.д.
Вместе
с развитием туристско-
ется
реконструкция автодорог
Минск—озеро Нарочь, Минск—Полоцк, Минск—Витебск,
Минск—Могилев и Минск—Гомель. В целом на период до
2000 г. в республике необходимо построить около 115 тысяч
мест помещения в гостиницах, мотелях, кемпингах, турис-
тских деревнях и т. п.
Одним
из важнейших элементов
является система организации питания. В связи с ростом мест
размещения должно расти количество посадочных мест в рес-
торанах, кафе, иных местах общественного питания.
Одним из средств транспорта для международного туризма
является железнодорожный. В рамках программы до 2000 г.
необходимо
предусмотреть реконструкцию
пассажирских вокзалов в Бресте, Минске, Гомеле, Могилеве,
Витебске, а также на крупных железнодорожных узлах: Бара-
новичи, Орша, Жлобин и др. Реконструкции подлежит и под-
вижной железнодорожный состав.
Особую роль в нынешних условиях приобретает воздуш-
ный транспорт. Аэропорт "Минск-2" приобретает особое место
в осуществлении как международных, так и других перевозок.
Здесь
планируется строительство
ния транзитных пассажиров.
Таким образом, дальнейшее развитие туристско-экскурси-
онной деятельности должно стать средством повышения качес-
тва развития и размещения МТБ.
Еще до недавнего времени практический опыт территори-
ально-отраслевого развития средств размещения, питания,
транспорта и прочих составных частей туристской деятельнос-
ти формировался под воздействием следующих факторов:
малоизученный и научно необоснованный спрос на турис-
тско-экскурсионное обслуживание;
неверное научно-практическое представление о роли и сущ-
ности материально-технической базы в процессе туристско-эк-
скурсионного обслуживания;
не экономическое
решение проблем
нансирования капитального строительства и эксплуатации ма-
териально-технической базы туризма и экскурсий;
ограниченная
возможность привлечения
териальных, трудовых и продовольственных ресурсов в сферу
туристской деятельности.
Перечисленные выше факторы развития МТБ вели в конеч-
ном счете к издержкам текущего, перспективного планирова-
ния и прогнозирования развития туризма в целом.
Следовательно, реализация развития туристско-экскурси-
онной деятельности возможна при выполнении следующих ус-
ловий:
перспективное планирование развития и размещения МТБ
должно исходить из научно обоснованного спроса, сориентиро-
ванного на формирование предложения на туристско-экскур-
сионное обслуживание. Причем социально-экономическая ре-
зультативность функционирования МТБ будет зависеть от ре-
шения комплекса вопросов: что, где, когда, кому, по какой це-
не продавать?;
развитие и размещение МТБ надо рассматривать не как
посредническую деятельность по представлению размещения,
питания, транспорта, а как целостный комплекс туристско-эк-
'курсионного
обслуживания с широким
- ;'дов
услуг. Современный уровень
тично отвечает этим требованиям.
Несоответствие уровня развития МТБ и запросов произво-
^телей
туристского продукта
ячестве обслуживания. При этом ощущается дефицит необхо-
димых для данного обслуживания ресурсов:
научно-технический прогресс в планировании развития
1ТБ
должен основываться на
;вания
инвестиционного потенциала
:-дь обусловливает проведение ряда организационно-экономи-
-ских мероприятий;
создание единой методики статистического учета всего кон-
-ангента туристов и экскурсантов;
изменение существующей системы показателей, характе-
ризующих
туристско-экскурсионное
ориентирование
финансово-хозяйственной
туристско-экскурсионных организаций на повышение эконо-
мической эффективности функционирования МТБ посред-
ством дифференцированных нормативов (по регионам, видам
туристской деятельности и т.п.), фондоемкости, фондозатрат,
фондоотдачи и пр.;
кооперирование инвестиционных потенциалов организа-
ций и ведомств, заинтересованных в развитии МТБ туризма;
использование денежных накоплений населения и долевое
участие предприятий промышленности и других форм органи-
зации в развитии МТБ туризма.
Дальнейшее развитие туристско-экскурсионного обслужи-
вания лимитируется также рядом ограничений.
Важнейшие из них сводятся к следующему:
ограничения по объему капитальных вложений, которые
могли бы быть направлены на развитие туризма и экскурсий;
ограниченность вместимости и пропускной способности на-
иболее популярных природных и антропогенных турис-
тско-экскурсионных объектов, включая сезонные ограниче-
ния;
возможная в ряде случаев ограниченность территорий для
организации
туристско-экскурсионной
тельства соответствующих объектов. Такая ограниченность
может быть связана, в частности, с многоцелевым характером
использования территории — использованием в промышлен-
ности, сельском хозяйстве и т.п.;
природоохранные
мероприятия и условия
использования памятников культуры, истории и др. экскурси-
онных объектов;
вместимость (пропускная способность) существующей ма-
териальной базы туризма и экскурсий;
резкие сезонные колебания спроса на туристско-экскурси-
онные услуги;
ограниченность пропускной способности объектов инфрас-
труктуры (объектов коммунального хозяйства, общественного
питания, торгового, культурно-бытового, транспортного и т.п.
обслуживания), которые могли бы быть использованы для ту-
ристско-экскурсионной деятельности;
недостаточное инженерное освоение территории — отсут-
ствие, низкое качество или малая пропускная способность
дорог, систем водоснабжения и канализации, энергоснабже-
ния и т.п.
Так в самом общем виде выглядит анализ существующего
положения. На его основе можно сделать следующий вывод: для повышения эффективности необходимо активизиро-
вать средства на наиболее эффективные по экономическому и
социальному критериям виды отдыха — туризм и экскурсии;
в сложившихся условиях ограничения по капитальным вло-
жениям, транспорту — дальнейшее развитие туризма и экскур-
сий должно быть сориентировано прежде всего на совершен-
ствование структуры по видам туристско-экскурсионных уч-
реждений, их территориального размещения, оснащенности.
Из вышеуказанного вытекает: дальнейшее экстенсивное
развитие туристско-экскурсионной деятельности за счет роста
количества мест в средствах размещения не может (при сло-
жившихся ограничениях) обеспечить удовлетворение расту-
щих потребностей
в туристско-экскурсионном
Поэтому основные направления развития туризма и экскур-
сий предполагают
преимущественно интенсивный
тия, т.е. развитие на базе сложившейся системы маршрутов,
видов и форм туризма и экскурсий путем:
строительства, реконструкции и расширения собственной
материальной базы размещения, культурно-бытового обслу-
живания и т.д.;
значительного расширения объемов обслуживания и но-
менклатуры основных и дополнительных услуг на существую-
щих маршрутах при одновременном повышении их качества;
развития отдельных видов туризма и экскурсий за счет
имеющихся резервов.
4. ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТСКИЕ
МАРШРУТЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
ТУРИЗМА
Деятельность туристских предприятий и организаций сег-
"-нтирована
по видам услуг: прием,
формация, реклама, производство туристских товаров и др.
:^нм
из видов туристской
: ^ экскурсионно-туристских маршрутов.