Эффективность использования памятников истории и культуры в различных видах и формах экскурсионного обслуживания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:11, курсовая работа
Краткое описание
Культура Беларуси являет собой исторический феномен. В ней воплощены исконные славянские традиции. Вместе с тем, развиваясь на пересечении трансъевропейских культурных путей, она синтезировала уникальные качества на стыке восточных и западных традиций. Национальная культура определяет степень привлекательности страны для делового и гуманитарного сотрудничества. Ее потенциал в современном мире можно сравнить по степени экономической значимости с потенциалом природных ресурсов.
Содержание
Введение……………………………………………………….…………….…….4 1 Историко-культурное наследие как основа создания различных видов экскурсий……………………………………..…………………………………...6 1.1 Структура экскурсионных объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность …………………..…..………….6 1.2 Понятие и состав историко-культурного наследия……………………….10 1.3 Основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси …………………..………………………………………………....18 1.4 Виды экскурсий……………………………………………………………...22 1.5 Эффективность использования историко-культурного наследия в экскурсиях разной тематики………………………………………………..26 2 Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»……………………………………………………………...…….31 2.1 Памятник воинам-афганцам «Соната памяти»…………………………..32 2.2 Историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей………………………………………………………………….33 2.3 Логойский парк Усадьба Тышкевичей (руины дворца)………………….36 2.4 Церковь св. Николая……………………………………………………….37 2.5 Костел св. Казимира…………………………………………….………….38 2.6 Мемориальный комплекс Хатынь………………………………………...40 2.7 Мемориальный комплекс Дальва………………………….………….…..43 3 Заключение…………………………………………………………..………..46 4 Список использованных источников
Логойская туристско-рекреационная
зона объединяет Логойский, Смолевичский,
Червенский, Пуховичский районы и г.Жодино.
На западе она граничит с Вилейским, Минским,
Узденским районами, на севере с Витебской
областью, на востоке с Борисовским, Березинским
районами, на юге с Могилевской областью,
Стародорожским и Слуцким районами. Площадь
зоны – 7,5 тыс. кв. км.
На территории Логойского района
расположены государственный спортивный
олимпийский комплекс «Логойск», республиканский
горнолыжный центр «Силичи», природные
заказники республиканского значения
«Купаловский», «Антоново». На территории
Пуховичского района находятся природные
заказники республиканского значения
«Копыш» и «Матевичское», Смолевичского
– «Пекалинский» и «Волмянский».[17]
Наименование организации
Утверждаю
руководитель организации
И.О. Фамилия
подпись
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ
ЭКСКУРСИИ НА ТЕМУ «ПО СЛЕДАМ ПРОШЛОГО»
Минск 2013
2 Разработка контрольного
текста экскурсии «По следам прошлого»
ВВЕДЕНИЕ
Логойск - небольшой городок,
расположенный в 40 км от Минска в долине
реки Гайна, с населением около 10.000 человек.
Места эти имеют звучное название «Белорусская
Швейцария» за особенности холмистого
природного рельефа. Такая местность как
нельзя лучше подходила нашим далёким
предкам, руководствовавшимся, прежде
всего, соображениями безопасности. Логойск,
один из самых древних городов Белоруссии,
впервые упоминается в 1078 году в «Поучении»
Владимира Мономаха: «Пожог землю и, повоевав
до Лукомля и до Логожьска, та на Дръютъск
воюя». В 14 веке город открыл новую страницу
своей истории, войдя в состав Великого
княжества Литовского. В 1505 году на Логойск
напали крымские татары, которые полностью
сожгли город вместе с его деревянным
замком, а жителей убили или вывели в плен.
Вдобавок, в 1519 году по Логойску прошлись
войска Московского княжества. В 13-15 веках
хозяева города часто менялись, но в 1528
году он перешел почти на 400 лет во владение
графского рода Тышкевичей. В 1793 году территория
Логойщины стала частью Российской Империи
в результате второго раздела Речи Посполитой.
Логойск в то время был центром богатого
имения, в самом городе тогда насчитывалось
90 христианских и 26 еврейских дворов. «Золотой
век» местечка пришелся на время жизни
Пия Тышкевича и его сыновей. Историки,
краеведы, исследователи, этнографы, фольклористы,
основатели научной археологии - это всё
про них. В 1815 году граф Пий Фелицианович
Тышкевич, проживший, кстати, более 100 лет
(1756-1858), заложил на правом берегу Гайны
обширный парк с дворцом и комплексом
хозяйственных построек. Этот дворцово-парковый
ансамбль стал широко известен в западных
губерниях главным образом благодаря
научной, общественной и музейной деятельности
сыновей Пия Тышкевича - Константина (1806-1863)
и Евстафия (1814-1873) [22, с.30-31].
К началу 20 века в Логойске проживало
около 2000 жителей, работали школа, водяная
мельница, кожевенный завод, проходили
ярмарки. Добавьте к этому замечательный
дворцово-парковый комплекс, костёл и
церковь на древних холмах и неповторимый
старосветский уклад родового графского
гнезда. С приходом Советской власти началось
планомерное уничтожение всего этого,
и Тышкевичи вынуждены были бежать из
мест, где жили 14 поколений их рода.
Вот такой он, Логойск, маленький
древний городок, до сих пор хранящий свои
тайны и клады. Ещё в 19 веке по городу ходило
предание, что среди необъятных логойских
пущ на высокой горе стоит сад, обнесённый
каменными валами, а посреди него лежит
огромный камень, испещренный непонятными
фигурками. Старики уверяли и клялись,
будто сами бывали в том саду, ели фрукты
с его деревьев и видели этот камень. А
еще говорит, что где-то в логойских лесах
есть ещё и подземелье, в котором хранятся
несметные сокровища в жёлтых ящиках,
прикованных цепями к каменным столбам…
Впрочем, не меньшим сокровищем является
и сама история Логойщины, до сих пор интересующая
и волнующая многих.
[Автобус едет по
улице Советская и поворачивает на улицу
Н.Харченко, останавливается напротив
памятника ]
2.1 Памятник воинам-афганцам
«Соната памяти»
Памятный знак «Соната памяти»
установлен 8 декабря 2010 года в сквере
Памяти; раньше сквер носил имя молодой
партизанки Надежды Харченко, которая
погибла в годы Великой Отечественной
войны при обороне Логойска, и которой
в этом сквере установлен бюст. Сквер располагается
между улиц Советской, Харченко, Комсомольской
и переулком Садовым.
В 2007 году по просьбе матерей
воинов-интернационалистов, уроженцев
Логойского района, погибших при исполнении
воинского долга в Афганистане, Районной
организации общественного объединения
«Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане»
были приняты решения Логойского райисполкома,
Минского облисполкома об установке памятного
знака [23].
Автором проекта «Соната памяти»
стал скульптор Владимир Васильевич Теребун.
Он является также автором мемориального
комплекса «Дальва», филиала ГМК «Хатынь»,
который находится в Логойском районе.
За основу скульптурной композиции
взят музыкальный инструмент орган, как
символ памяти и скорби, духовности и вечности.
Семь труб в органе символизируют семеро
погибших ребят. Он опоясан лентой памяти
с именами погибших. В верхней части труб
выполнены углубления в виде воронок,
где собирается дождь, роса и талый снег-
«слёзы» самой природы. И лишь небольшие
прорези в верхней части позволяют воде
стекать вниз, оставляя за собой «слёзы
памяти и скорби».
В нижней части органа под лентой
размещены регистры-ниши, где можно установить
свечи, светильники, лампады. На низком
гранитном постаменте текст: «Воінам-інтэрнацыяналістам
Лагойшчыны, якія загінулі пры выкананні
воінскага абавязку».
В верхней части композиции
по центру расположена Логойская икона
Божьей Матери «Знамение», выполненная
из бронзы в виде барельефа как знак духовности
и вечности, как молитвенная память живущих
о погибших. Высота памятного знака 4,5
метра, что придает знаку камерность восприятия.
[Автобус поднимается
по улице Н. Харченко и останавливается
напротив историко-краеведческого музея
имени Константина и Евстафия Тышкевичей]
2.2 Историко-краеведческого
музея имени Константина и Евстафия Тышкевичей
Решение о создании Логойского
историко-краеведческого музея имени
Константина и Евстафия Тышкевичей было
принято районным исполнительным комитетом
в 2000 г. Рабочая группа по созданию районного
музея начала свою деятельность в 2003 году.
Почему было принято решение
присвоить музею имена графов Тышкевичей?
В течение нескольких столетий,
начиная с 1528 года, древний Логойск
был во владении знатного рода Тышкевичей,
которые проявили себя рачителями по сохранению
исторического наследия народа. Они собирали
самые разные сведения о своей местности
из исторических источников, географии,
топонимики, этнографии, литературы, искусства,
археологии, изучали народное творчество.
В итоге этой подвижнической работы Логойск
стал своеобразным центром исторической
и археологической науки. Стараниями братьев
Тышкевичей создавались оригинальные
экспозиции, а открытый в 1842 году первый
на Беларуси историко-археологический
музей был одним из лучших белорусских
частных музеев. Хранились здесь оружие,
кольчуги, а также мундиры времен Отечественной
войны 1812 года. В отделе искусств экспонировалось
большое количество картин и эскизов белорусских,
русских, литовских и польских художников.
В музее Тышкевичей было собрано около
3 тыс. уникальных древних памятников отечественного
книгопечатания, ценные рукописи, древние
географические карты [24].
Позже Е.Тышкевич заразился
идеей открытия общедоступного музея
- своеобразного центра археологической
и исторической науки, который было решено
открыть в Вильно. Виленский музей просуществовал
недолго и был закрыт царскими властями
в 1864 году. Позже, благодаря стараниям
белорусского археолога И.И.Луцкевича,
часть сборов Тышкевичей была найдена
и вошла в фонд Белорусского музея в Вильно.
Однако и этот музей был также расформирован.
Поэтому в какой-то мере
можно говорить не просто об открытии
нового музея в Логойске, а о воссоздании
первого на Беларуси музея. Экспозиция
музея должна продолжать идею той экспозиции,
которую готовили и впервые на Беларуси
открыли братья Тышкевичи. При построении
новой экспозиции надо сохранить какие-то
принципы построения музеев тех времен.
На сегодняшний день в музее,
который разместился в здании Центра культуры
г. Логойск, действуют три зала: зал "События
и люди", зал, посвященный графам Тышкевичам,
и выставочный зал.
В выставочном зале периодически
разворачиваются экспозиции мастеров
живописи, изделий народных умельцев,
коллекций из других музеев, проводятся
коммерческие выставки.
Экспозиция зала, посвященного
братьям Тышкевичам, сейчас находиться
в стадии разработки. Она будет разделена
на 2 раздела. Первый раздел имеет условное
название "Музей в музее". Его оглавление:
- история рода Тышкевичей;
- исторические, археологические,
фольклорные исследования как
основа будущего музея;
- история создания
музея. Современные исследования
Лагойщины.
Этот раздел экспозиции планируется
сделать в виде кабинета графов Тышкевичей
с обстановкой того времени.[25]
Второй раздел - "Воссоздание
основных коллекций Логойских сборов".
Археология. Современная коллекция будет
представлена материалами археологических
раскопок стоянки периода раннего неолита
"Заценье" (4 тыс. лет до н.э., археолог
Н.Н.Чернявский), материалами раскопок
городища железного века около д.Васильковка
(4-5 тыс. до н.э., археолог А.И.Митрофанов),
материалами раскопок курганного захоронения
и поселение около д.Избище (1-ая половина
Х в., археолог Г.В.Штыхов), материалами
археологических раскопок Логойского
городища Х-ХІІІ в.в. и более позднего времени
(Г.В.Штыхов). В фонды музея уже поступила
часть археологических материалов.
Документы. Коллекция будет представлена
копиями тех документов, в которых впервые
упоминается Логойск ("Нравоучение"
древнерусского князя Владимира Мономаха)
в связи с военными событиями, которые
происходили в 1078 г. (муляж) и более поздними,
в которых упоминается в хронологическом
порядке о всех событиях на Логойщине
(купчие, судные документы, инвентарь,
карты и др.).
Нумизматика. Нумизматическая коллекция
была одной из самых крупных в Логойском
музейном сборе. Логойск в своё время являлся
довольно крупным торговым центром (о
чем свидетельствуют археологические
находки: фрагменты амфор, глиняная посуда
с высоким узким горлом и большими ручками,
стеклянные браслеты из Киева, пряжки
из Балтии, сланцевые грузики для веретён
из Волыни и др.). В Логойске 2 раза на
неделю проходили ярмарки ( по понедельникам
и четвергам); 3 раза в год ( 22 мая, 19 августа
и 19 декабря) проходили крупные ярмарки,
на которые съезжались крестьяне с пограничных
районов. Учитывая это, предлагается коллекцию
монет и бумажных денежных знаков показывать
вместе с коллекцией разных приспособлений,
которые использовались в торговле: весы,
безмены, гири и др. Это позволит более
интересно представлять нумизматическую
коллекцию, которую в "чистом" виде
довольно сложно показать и она тяжело
воспринимается посетителями.
В фондах музея насчитывается
уже 860 единиц монет и денежных знаков.
Оружие. Экспонаты из этой коллекции
условно можно распределить по трем группах:
- археологические находки
( наконечники стрел, наконечники копий,
топоры, шпоры, отдельные элементы оружия
и др.).
- муляжи вооружения и амуниции
средневекового рыцаря (доспехи,
мечи, щиты, арбалеты, лук со стрелами и
т.д.).
- оружие и отдельные части
амуниции XVІ -нач. ХХ вв.
Этнография. Эту коллекцию необходимо выделить
в экспозиции по той причине, что всю свою
жизнь братья Тышкевичи посвятили изучению
быта, привычек, культуры белорусов Итогом
изучения стало издание научных работ
по этой тематике ( К.Тышкевич "Вилия
и ее берега" в 1871 г., Е.Тышкевич "Описание
Борисовского уезда…" в 1847 г.).
Изобразительное
и декоративно-прикладное искусство. Эта коллекция в основном представлена
примерами икон, вещей церковного обихода,
живописью на историческую тему и другими
предметами искусства.
Коллекция интересных
вещей. В своё время в каждом частном
сборе, в том числе и в музее Тышкевичей
в Логойске, за честь считалось иметь разные
экзотические вещи, нечто такое, что могло
удивить гостей.
В этом разделе также будут
присутствовать такие вещи, которые каким-то
образом выделяются среди других или своей
красотой, необычностью, имеют интересную
историю своего бытования, или просто
принадлежали неординарному человеку.
В определенном смысле этот раздел можно
было б назвать мини- "кунсткамерой",
что опять-таки не применяется в музейной
практике. По тематике эти экспонаты
не войдут ни в одну из выше перечисленных
коллекций, потому что будут являться
самостоятельным разделом, хотя и не будут
однопрофильными. Хронологические
рамки этого раздела не ограничены.