Эффективность использования памятников истории и культуры в различных видах и формах экскурсионного обслуживания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:11, курсовая работа
Краткое описание
Культура Беларуси являет собой исторический феномен. В ней воплощены исконные славянские традиции. Вместе с тем, развиваясь на пересечении трансъевропейских культурных путей, она синтезировала уникальные качества на стыке восточных и западных традиций. Национальная культура определяет степень привлекательности страны для делового и гуманитарного сотрудничества. Ее потенциал в современном мире можно сравнить по степени экономической значимости с потенциалом природных ресурсов.
Содержание
Введение……………………………………………………….…………….…….4 1 Историко-культурное наследие как основа создания различных видов экскурсий……………………………………..…………………………………...6 1.1 Структура экскурсионных объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность …………………..…..………….6 1.2 Понятие и состав историко-культурного наследия……………………….10 1.3 Основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси …………………..………………………………………………....18 1.4 Виды экскурсий……………………………………………………………...22 1.5 Эффективность использования историко-культурного наследия в экскурсиях разной тематики………………………………………………..26 2 Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»……………………………………………………………...…….31 2.1 Памятник воинам-афганцам «Соната памяти»…………………………..32 2.2 Историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей………………………………………………………………….33 2.3 Логойский парк Усадьба Тышкевичей (руины дворца)………………….36 2.4 Церковь св. Николая……………………………………………………….37 2.5 Костел св. Казимира…………………………………………….………….38 2.6 Мемориальный комплекс Хатынь………………………………………...40 2.7 Мемориальный комплекс Дальва………………………….………….…..43 3 Заключение…………………………………………………………..………..46 4 Список использованных источников
пусть скорбь и печаль обернутся
в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно
мир и покой на земле.
Чтобы отныне нигде и никогда
в вихре пожаров жизнь не умирала!
На обратной стороне Венца памяти
— ответ живых погибшим: Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим
перед вами. Вы не покорились фашистским
убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли
смерть, но пламя любви вашей к Родине
нашей Советской вовек не погаснет. Память
о вас в народе бессмертна, как вечна земля
и вечно яркое солнце над нею! [29]
Бывшая улица деревни выложена
серыми, под цвет пепла, железобетонными
плитами. В тех местах, где когда-то стояли
дома, поставлено 26 символических бетонных
нижних венцов срубов и столько же обелисков,
напоминающих печные трубы, опалённые
огнём. Перед каждым из сожжённых домов
установлена открытая калитка, как символ
гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках
— бронзовые таблички с именами тех, кто
здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска
— печально звенящий колокол. Колокола
звонят одновременно каждые 30 секунд.
На территории комплекса находится
единственное в мире «Кладбище деревень»
— 185 могил, каждая из которых символизирует
одну из невозрождённых белорусских деревень,
сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая
деревня — это сама Хатынь). Могила каждой
деревни представляет собой символическое
пепелище, в центре которого расположен
пьедестал в виде языка пламени — символ
того, что деревня была сожжена. В траурной
урне хранится земля деревни. На могиле
написаны название деревни и название
района, в котором стояла деревня.
Ещё один мемориальный элемент
комплекса — «символические деревья жизни»,
на ветвях которых в алфавитном порядке
перечислены названия 433 белорусских деревень,
которые были уничтожены фашистами вместе
с жителями, но восстановлены после войны.
Мемориальный элемент «Стена
памяти» включает мемориальные плиты
с названиями свыше 260 лагерей смерти и
мест массового уничтожения людей на территории
Белоруссии [27].
На территории мемориала также
находится мемориальный элемент «Вечный
огонь». На квадратном траурном постаменте
в трёх углах расположены три берёзки.
Вместо четвёртой горит вечный огонь —
в память о каждом четвертом погибшем
жителе Белоруссии.
Мемориальный комплекс «Хатынь»
включён в государственный список историко-культурного
наследия. В 2004 году была проведена реконструкция
комплекса.
[Автобус движется
по Витебскому шоссе, далее направо
после указателя 5-6 км по асфальтированному
шоссе и останавливается у мемориального
комплекса «Дальва»]
2.7 Мемориального комплекса
«Дальва».
Деревня Дальва в исторических
источниках упоминается в конце XVII века.
По рассказам старожилов, которым, в свою
очередь, рассказывали старики, когда-то
в этих местах был дремучий лес, составлявший
одно целое с Березинским заповедником.
Сначала лес отступал перед небольшими
полянками, а позже они соединились в значительные
поля и луга. Но лес окончательно не сдался,
он глубоко пустил свои корни в торфяники,
овраги, берега рек и сыпучие пески [22,
с.263-267].
В архивных документах указано,
что в 1804 году Раймунд Полевич купил фольварок
у помещиков Коверских. К этому имению
относились деревни Дальва, Рубеж и Бытнова.
После смерти отца имение и усадьбу унаследовал
его средний сын Альфонс. В конце XVIII века
имение перешло родственнику Мельхедру
Стефановичу. Грянул 1917 год и Стефанович
с семьей сбежал в Польшу. А Дальва… Как
деревне, Дальве суждено было просуществовать
ещё ровно 27 лет.
“Дальва” – мемориальный архитектурно-скульптурный
комплекс в память о жителях
деревни Дальва, включен в государственный
список историко-культурных ценностей
Республики Беларусь. 19 июня 1944 г. деревня
была сожжена вместе с жителями за несколько
дней до освобождения Белоруссии. В огне
пожара погибло 44 человека, в том числе
29 детей, 13 женщин и 2 мужчин. Из них чудом
выжил только 13-летний мальчик - Коля Гирилович.
Мемориал “Дальва” строился
на общественных началах, на средства,
собранные от концертной деятельности
творческих коллективов Белтелерадиокомпании,
военнослужащих и пожертвований общественных
организаций. Инициатором этой работы
был тот самый единственный уцелевший
свидетель трагедии деревни Дальва Николай
Петрович Гирилович, который всю жизнь
посвятил сохранению памяти об односельчанах.
[28]
Комплекс повторяет планировку
бывшей деревни Дальва. Композиция мемориала
состоит из отдельных элементов, свободно
размещенных в пространстве, и занимает
площадь 5 га.
Этот мемориал не
такой грандиозный, как Хатынь, но
тем не менее, завораживает уже с первого
взгляда. Слева деревянный домик с надписью
«Музей». Здесь в 2009 году была создана
экспозиция «Дальва»: героизм, трагедия,
милосердие», где собраны архивные фотографии
и документы, рассказывающие об истории
деревни начиная с конца XVII века.
По мощёной серой плиткой
дорожке начинается путь к мемориалу.
В начале этой дорожки стоит камень с высеченной
на нём надписью:«До 19 июня 1944 г. здесь
была деревня Дальва. За 10 дней до освобождения
гитлеровцы живыми сожгли её жителей»:
Дорожка выводит к основному монументу.
Стена памяти с именами уничтоженных жителей
деревни, на месте общей могилы положен
крест. На фоне сгоревших останков дома
высится скульптура женщины-матери, прижимающей
к себе неодетого ребёнка.
Начало мемориалу было положено
в 1955 г., когда на месте братской могилы
с останками жителей бывшей деревни был
поставлен памятник. В 1963 г. его заменили
на обелиск. Наверху обелиска была пятиконечная
звезда, чуть ниже надпись: «Потомки не
забудут вас». А далее фамилии и имена
заживо сожженных 44 человек. Еще ниже -
надпись: «Жителям деревни Дальва, сожженным
гитлеровцами в июне 1944 года». Торжественная
траурная церемония открытия мемориального
комплекса, сооруженного на месте сожженной
деревни, состоялась 15 июля 1973 года. На
открытие приехали и пришли бывшие воины
и партизаны, жители окрестных и дальних
деревень, школьники и воины Плещеницкого
гарнизона, родственники дальвинцев. Многие
выступали, вспоминали войну.
От основного монумента отходит
дорожка на единственную улицу деревни.
По обе её стороны расположены фундаменты
сгоревших домов с двумя ступенями, словно
приглашающими по ним ненадолго вернуться
в прошлое.
В сегодняшнем мемориале на
этой улице стоят всего 5 макетов сожжённых
домов. Но и этого вполне достаточно, чтобы
до конца проникнуться ужасом случившегося
несчастья.
В конце улицы стоит камень
с плитой, на которой высечены слова:
«Спалил нас враг июньской порой
Дедов, женщин, подростков
и детей.
Простите, люди добрые
за то,
Что вас не встречаем
как гостей».
[Автобус возвращается
в Логойск]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культурно-историческое наследие
прошлого имеет непреходящее значение
для нравственного и эстетического воспитания
человека. На белорусской земле сохранились
замки, дворцы, ратуши, храмы, жилые дома,
целые комплексы исторической застройки,
представляющие для республики богатый
потенциал экскурсионных ресурсов.
Логойщина располагает богатым
историко-этнографическим, архитектурным
и литературно-культурным наследием, привлекательными
живописными пейзажами и природными ресурсами,
прекрасными условиями для отдыха, оздоровления
и спорта. Логойский парк культуры и отдыха
"Логойская криница" является памятником
садово-паркового искусства, он был создан
в первой половине 19 века при дворе графов
Тышкевичей. В центре Логойска возле Свято-Николаевской
церкви находится родник, рядом с которым
построена купальня, куда приезжают паломники
со всей Беларуси, из России и Украины,
а также гости из дальнего зарубежья, чтобы
искупаться в святом источнике и испить
чистой воды. Познакомиться с историей
и культурой края можно в Логойском историко-краеведческом
музее им. К. и Е. Тышкевичей. На месте сожженных
во время войны деревень Хатынь и Дальва
построены мемориальные комплексы.
Экскурсия на тему «По следам
прошлого» была разработана в целях эстетического
и нравственного воспитания человека,
ознакомления с историей и культурой Логойщины.
Экскурсию можно предложить
использовать в учебных экскурсиях. Данная
экскурсия является исторической и основной
позновательно-воспитательной целью ставит
ознакомление учащихся с историей города,
нравственными традициями и культурным
наследием. Экскурсия строилась на точном
документальном материале с учетом временной
последовательности изложения событий
и показе объектов – памятников истории
и культуры, монументов, памятников архитектуры,
а также экспозиций музеев и выставок.
Также экскурсию можно использовать для
пожилых людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой культурного туризма
является историко-культурный потенциал
страны, включающий всю социо-культурную
среду с традициями и обычаями, особенностями
бытовой и хозяйственной деятельности.
Проблемы изучения, сохранения и презентации
культурного наследия нашей страны непосредственно
связаны с развитием и совершенствованием
внутреннего и въездного культурного
туризма. В последние годы во многих странах
мира достигнуты большие успехи в области
интерпретации культурного наследия.
На территории Беларуси учтено
свыше 17,5 тыс. памятников истории и культуры,
из числа которых более 2,5 тыс. объектов
имеют национальное значение. Одним из
важнейших элементов национального историко-культурного
наследия является сохранившийся (преимущественно
в сельской местности) потенциал богатой
и самобытной традиционной материальной
и духовной культуры.
Для эффективного развития
туризма с использованием историко-культурного
наследия необходимо обобщить и применить
опыт европейских стран. В Европе объекты
историко-культурного наследия являются
приоритетными при составлении экскурсионных
маршрутов. Европейские культурные пути
разрабатываются на основе тем, общих
для европейских народов. Создание подобных
маршрутов, конкретным и наглядным образом
иллюстрирующих единство и внутреннее
многообразие европейской культуры, полностью
соответствует целям и идеалам укрепления
европейской идентичности и стимулирует
развитие культурного туризма.
В ходе выполнения данной работы
были решены, поставленные задачи. Во-первых,
была исследована структура экскурсионных
объектов Беларуси. Историко-культурное
наследие Беларуси представлено отечественными
памятниками материальной и духовной
культуры разных видов, около 15 тысяч которых
на сегодня не используются в туризме.
Во-вторых, было раскрыто понятие историко-культурное
наследие. Были приведены различия между
понятиями «культурная ценность» и «памятник
культуры». В-третьих, были изучены объекты
находящиеся под охраной, методы охраны
историко-культурного наследия. Самые
значимые объекты от Республики Беларусь
включены в Список всемирного культурного
и природного наследия ЮНЕСКО. Это – замковый
комплекс «Мир» в г.п. Мир Гродненской
области, архитектурно-культурный комплекс
резиденции Радзивиллов в г. Несвиже Минской
области, два трансграничных объекта –
Беловежская пуща и «Дуга Струве». В-четвертых,
изучили эффективность использования
историко-культурного наследия в различных
видах экскурсий. Эффективное использование
историко-культурного наследия обусловлено
наличием памятников, их видами и спецификой
развития туризма в определенном регионе.
Сравнительно-хронологическая классификация
отечественных памятников имеет пересекающийся
характер с классификацией экскурсий,
что обуславливает эффективное использование
исторического наследия в экскурсиях
разных тематики. Разработка запланированных
(предполагаемых) туристско-экскурсионных
маршрутов возможно в тесном сотрудничестве
туристических организаций с представителями
и/или коллективами науки, учебных и просветительских
учреждений на финансово-расчетных условиях.
Эффективное использование исторического
наследия обеспечивается включением в
учебные программы таких форм занятий,
как «выездные», т.е. проведение экскурсий
по историческим, искусствоведческим,
природоведческим, литературным, культурологическим
и другим дисциплинам. В-пятых, была исследована
Логойская туристическая зона. И наконец,
был разработан маршрут экскурсии «По
следам прошлого».