Эффективность использования памятников истории и культуры в различных видах и формах экскурсионного обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Культура Беларуси являет собой исторический феномен. В ней воплощены исконные славянские традиции. Вместе с тем, развиваясь на пересечении трансъевропейских культурных путей, она синтезировала уникальные качества на стыке восточных и западных традиций.
Национальная культура определяет степень привлекательности страны для делового и гуманитарного сотрудничества. Ее потенциал в современном мире можно сравнить по степени экономической значимости с потенциалом природных ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………….…….4
1 Историко-культурное наследие как основа создания различных видов экскурсий……………………………………..…………………………………...6
1.1 Структура экскурсионных объектов Беларуси, их познавательная ценность, известность и выразительность …………………..…..………….6
1.2 Понятие и состав историко-культурного наследия……………………….10
1.3 Основные направления развития культурно-познавательного туризма в Беларуси …………………..………………………………………………....18
1.4 Виды экскурсий……………………………………………………………...22
1.5 Эффективность использования историко-культурного наследия в экскурсиях разной тематики………………………………………………..26
2 Разработка контрольного текста экскурсии на тему «По следам прошлого»……………………………………………………………...…….31
2.1 Памятник воинам-афганцам «Соната памяти»…………………………..32
2.2 Историко-краеведческий музей имени Константина и Евстафия Тышкевичей………………………………………………………………….33
2.3 Логойский парк Усадьба Тышкевичей (руины дворца)………………….36
2.4 Церковь св. Николая……………………………………………………….37
2.5 Костел св. Казимира…………………………………………….………….38
2.6 Мемориальный комплекс Хатынь………………………………………...40
2.7 Мемориальный комплекс Дальва………………………….………….…..43
3 Заключение…………………………………………………………..………..46
4 Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 2.99 Мб (Скачать файл)

Так, например, в фондах есть уже один экспонат из этой коллекции. Это - кирпич, который был сделан в ХVІ в.,  с отпечатком лапы собаки.

Другие коллекции. В процессе комплектования фондов будут формироваться новые интересные сборы, которые и найдут своё` место в этой части экспозиции. Это могут быть и классические коллекции марок, открыток, значков или любые другие. Начат сбор, например, коллекции пуговиц, которая в Беларуси не получила пока что большого распространения.

Этот раздел будет работать также в выставочном варианте, все время менять тематику коллекционных подборок в отличие от других тем.

Сейчас в зале, посвященном графам Тышкевичам, представлены примеры этнографии и быта, археологии и нумизматики, филокартии и филателии, которыми пользовались наши предки в 19-20 вв, и, именно, такие коллекции собирали в своё время графы Константин и Евстафий Тышкевичи.

Зал "События и люди" посвящен самым значительным событиям и людям Логойского района  и имеет следующую тематическую структуру:

1.  Довоенный период.

2.  Период Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг.

3.  Послевоенный период  и по сегодняшний день.

В этой части экспозиции  открыта выставка "Наши земляки на фронтах войны",  приуроченная к 65-летиию Победы .

В выставочном зале музея периодически разворачиваются экспозиции мастеров живописи, изделий народных умельцев, коллекций из других музеев, проводятся коммерческие выставки

[Автобус спускается к парку и останавливается напротив него]

 

2.3  Логойский парк Усадьба  Тышкевичей (руины дворца)

В 1815 году граф Пий Фелицианович Тышкевич, проживший более 100 лет (1756-1858), заложил на правом берегу Гайны обширный парк с дворцом и комплексом хозяйственных построек. Этот дворцово-парковый ансамбль стал широко известен в западных губерниях главным образом благодаря научной, общественной и музейной деятельности сыновей Пия Тышкевича - Константина (1806-1863) и Евстафия (1814-1873). В великолепном дворце братья основали в 1842 г. первый музей в Белоруссии, куда передали ценнейшую личную коллекцию. В музее экспонировались древние монеты, медали, большое количество гравюр, флаг, захваченный у шведов, сабля Петра Великого, крест Стефана Батория, артефакты из Помпеи, этрусские вазы, картины из Флоренции (несколько сотен), большое количество оружия, мундиры времен войны 1812 года. Кроме того, здесь находилась богатая библиотека, которая насчитывала до 3 тысяч томов, в том числе около 500 древних памятников книгопечатания, рукописи, старинные географические карты и грамоты. Английский парк в Логойске был высажен на территории 10 гектаров. Посреди парка протекал ручей, через который был переброшен каменный арочный мост, сохранившийся до сих пор. Основная аллея брала свое начало от дворца и вела к главной улице местечка, где находилась торговая площадь. Деревья для парка привозили со всего мира. Кроме привычных дубов, клёнов и лип, здесь были пенсильванские ясени, сибирские лиственницы и белые тополя [22, с. 49-52].

 После 1917 года в дворце размещали и приют для беспризорников, и обыкновенную школу, но чаще совсем ничего не размещали. Так и простоял он до самой Великой Отечественной войны, когда немцы устроили в нём свой штаб (они почему-то очень любили это делать в бывших дворянских усадьбах). Ну, а потом… в ночь на 23 декабря 1942 года партизаны бригады «Штурмовая» разгромили немецкий гарнизон, а вместе с ним и дворец. После войны от дворца оставались ещё довольно внушительные руины, и наверняка до нашего времени дошло бы куда больше, но местные жители аккуратно разобрали всё на кирпичи. Теперь от замечательного дворца, где когда-то была настоящая сокровищница, остались лишь романтические развалины правого крыла. А внизу, под толстым слоем земли, остаются нетронутыми дворцовые подземелья. Над ними ещё не работали археологи, и только местные ребятишки иногда находят там то старую пряжку, то монетку, то осколок посуды. Больше повезло парку, который относительно мало пострадал. В последнее время был частично восстановлен уникальный водный каскад в бывшем замковом рву. Он состоит из ряда небольших водопадов и оригинальных мостиков, перекинутых над водой. Весь комплекс завершается круглым фонтаном на берегу реки.

[Автобус поднимается  по улице Комсомольская и спускается  по улице Советская, останавливается напротив церкви св. Николая]

2.4 Церковь св. Николая

 

Когда-то в Логойске было два монастыря. Тут были и униатские, и православные храмы, но до наших дней дошла только одна глиняная церковь, построенная представителем рода Тышкевичей в конце XIX века. Освящена она в честь Святого Николая.

Церковь Святого Николая была построена в 1866 году. С того времени она закрывалась только один раз, когда к власти пришли большевики. Во время Второй мировой войны немцы разрешили проводить в ней службы. С того времени и по сегодня службы в этой церкви не прекращаются [26].

В 1922 году у Николаевской церкви была отнята вся утварь, а храм новые власти приспособили под зерносклад. Лишь с 1980-х годов логойские храмы потихоньку стали возвращаться к жизни. В Николаевской церкви произвели ремонт. В конце прошлого века церковь Святого Николая была расписана мастерами-иконописцами из Сергиева Посада. Эта церковь в Логойске считается единственной церковью в Беларуси, которая расписана сюжетами книги Иоанна Богослова «Апокалипсис». Недавно в храме установили новые золотые купола, которые своим блеском встречают каждого въезжающего в город. Внутри церкви - множество замечательных старинных икон, а у подножия церковного холма не одно столетие течет в Гайну светлый и бурный родник. В 2005 году «живую воду» освятил экзарх Минский и Слуцкий Филарет, и с тех пор в Логойскую купальню приезжают паломники со всех уголков Беларуси, России, Украины, а также гости из дальнего зарубежья, чтобы искупаться в святом источнике, испить и набрать в дорогу кристально чистой воды. Вода в ней обладает лечебными свойствами, температура в этом источнике остается постоянной как зимой, так и летом. По большинству свидетельств верующих после омовения в этой купеле источника различные болезни отступали. О ее лечебном минеральном составе написано на вывеске у сруба купальни.

[Автобус проезжает  через мост и останавливается  напротив костела св. Казимира]

 

2.5 Костел св. Казимира

 

В 1609 г. Александр Юрьевич Тышкевич, внук основателя знаменитого магнатского рода, принял католичество и в знак перехода в латинский обряд основал в Логойске костел под титулом Рождества Пресвятой Девы Марии и св. Казимира. Храм построили на холме за рекой Гайна. Тогда это была небольшая деревянная святыня, которая сгорела во время войны с Россией в 1655, но, построенная заново, была еще раз уничтожена во времена шведского нашествия в 1706 году.

В 1709 деревянный костел снова возвеличился над Логойском. Он был заловый, в виде креста, с двумя башнями и двумя притворами, покрытый гонтами. Над фронтом главного фасада возвышалась небольшая башня, похожая на нее была над главным алтарём и еще одна башня — в центре костела. Потолок у святыни был подвесной, на балках. Интерьер костела украшали четыре двухъярусных, «на оптике рисованные», алтаря. Рядом со зданием стояло двухъярусная деревянная колокольня, крытая гонтой. При Логойском костеле действовали приходская школа, госпиталь, братство Сердца Иисуса, основанное в 1747 году.[26]

17 апреля 1787 граф Тышкевич, генерал войск литовских, начал возведение в Логойске нового каменного костела. Завершил строительство уже его сын Викентий, и 20 октября 1793 новый костел в стиле классицизма был освящен под прежним титулом св. Казимира. Здание было заловым, прямоугольной площади, длиною — 31 и шириной — 16 аршин (около 22 x 11,4 м) под двухсклонной гонтовой крышей с сигнатуркой над алтарём, флангованым двумя двухэтажными притворами. В 1806 году над четырехколонным портиком главного фасада святыни взнеслась высокая башня с часами, перенесенными сюда с упраздненной Логойского ратуши. Главный алтарь костела был изображен в технике иллюзионистической живописи, тем не менее плоская стена апсиды имела нишу, в которой с 1817 находилась деревянная фигура Иисуса в натуральную величину. В 1843 сюда привезли реликвии св. Казимира. Боковые алтари, также «оптически рисованные» — св. Антония и Непорочного Зачатия Девы Марии — заканчивались образами св. Викентия и св. Казимира соответственно в круглых рамах. Еще один алтарь — величественное Распятие — находился в крипте под костелом, где нашли упокоение многие поколения Тышкевичей.

В 1907 территория была обнесена новой каменной оградой с воротами в виде кирпичных оштукатуренных столбов. Справа от святыни в ограждение была встроена двухпролётная каменная колокольня. На это время в Логойском приходе насчитывалось более 5200 верующих. Обслуживали приход и часовни в Емельянове и Тадулине (сейчас в Смолевичском районе), а также часовня на Логойском приходском кладбище. Последняя была построена в центре кладбища еще в 1793 году из материалов разобранного старого деревянного костела. Квадратная в плане (около 6,5 x 6,3 м), покрытая гонтою и завершенная куполком к колоколом, часовня была освящена в 1795 г. Алтарь ее был иллюзорно расписан на досках. Существовала еще часовня во дворце Тышкевичей, внутри господского дома, сделанная в 1814 году.

Костел св. Казимира действовал до 1950-х гг., но после его закрыли и с течением времени разобрали. Уничтожили и часовню на кладбище. В конце 1980-х гг. на этом месте был установлен крест и верующие начали добиваться разрешения на строительство нового костела. Летом 1999 строительные работы закончились, и 19 июня костел был вновь освещен под титулом св. Казимира. Это прямоугольное в плане, кирпичное, с небольшим трансептом и 2 притворами при алтаре, здание. Налево от входа асимметрично пристроена башня-колокольня.

  [Автобус выезжает с Логойка и в направлении трассы Минск-Витебск  направляется к мемориальному комплексу «Хатынь»]

 

2.6 Мемориальный комплекс «Хатынь»

 

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь [22, с.254-259].

Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

 Этот трагический момент  из жизни Иосифа Каминского  положен в основу создания  единственной скульптуры мемориального  комплекса «Хатынь»— «Непокоренный  человек».[27]

Трагедия Хатыни — один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг) на белорусской земле.

Строить мемориал помогала вся страна. Гранит был привезен с карьеров Украины, белый мрамор из России. Первая очередь была завершена в конце 1968 года.

 Торжественное открытие  мемориального комплекса «Хатынь»  состоялось 5 июля 1969г.

Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребенком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. На нём — наказ погибших живым: Люди добрые, помните:

Информация о работе Эффективность использования памятников истории и культуры в различных видах и формах экскурсионного обслуживания