Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:42, реферат
В настоящее время Генеральной прокуратурой Республики Беларусь рассматриваются для внесения в Парламент страны предложения о внесении изменений в законодательство. В частности, предлагается ввести ответственность должностных лиц за злоупотребления служебным положением, установить административную ответственность за получение взятки в незначительном размере. Последняя позиция весьма актуальна, так как по ныне действующему законодательству минимальный размер взятки не определен и даже за взятку, к примеру, в один доллар можно получить наказание (в зависимости от субъекта преступления) от пяти до пятнадцати лет лишения свободы. Рассматриваются и другие предложения.
Борьба с коррупцией в Беларуси
Коррупция стала масштабной проблемой современности. Ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет абсолютного иммунитета к коррупции.
Подписание в 2003 году Конвенции
Организации Объединенных Наций
против коррупции и реализация идеи
создания Международной ассоциации
антикоррупционных учреждений —
это результат глубокого
Поддерживая и развивая инициативы по борьбе с коррупцией на национальном, региональном и международном уровнях, Республика Беларусь одним из первых государств-участников ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции.
В 1997 году принят Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», который на протяжении девяти лет служил фундаментом антикоррупционной политики государства.
В 2001 году утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, в которой борьба с коррупцией определена в качестве одного из приоритетных направлений деятельности государства.
В 2002 году принята первая специализированная
Государственная программа по усилению
борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы. В
развитие реализации организационно-правовых
мероприятий данной Программы принят
ряд законодательных актов
В 2000-2005 годах Республики Беларусь ратифицировала ряд важнейших международных конвенций: Конвенцию ООН против коррупции и транснациональной организованной преступности, Конвенцию Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупцию.
Выполняя свои международные обязательства,
а также учитывая давно назревшую
необходимость в выработке
В июле 2006 года принят новый Закон «О борьбе с коррупцией». Данный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций государственных должностных и приравненных к ним лиц, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.
В соответствии с Законом, борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой, с иными государственными органами и организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.
Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.
На прокуратуру возложена
В целях реализации требований Закона, совместным постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь утвержден Перечень коррупционных преступлений. К ним отнесены:
1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.
2. Контрабанда, совершенная
3. Легализация («отмывание»)
4. Финансирование
5. Злоупотребление властью или
служебными полномочиями из
6. Бездействие властью или
7. Превышение власти или
8. Служебный подлог.
9. Незаконное участие в
10. Получение взятки.
11. Дача взятки.
12. Посредничество во
13. Получение незаконного
14. Злоупотребление властью,
Как показывает практика, наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищения, злоупотребления властью, служебный подлог, получение и дача взятки, получение незаконного вознаграждения госслужащим, не являющимся должностным лицом. На долю этих составов преступлений приходится почти 40% от общего числа выявленных в области коррупционных преступлений за 9-ть месяцев текущего года. Такая же динамика сохраняется практически ежегодно.
На основе анализа практики применения
уголовного закона, вносятся в соответствующие
государственные органы предложения
о совершенствовании
В настоящее время Генеральной прокуратурой Республики Беларусь рассматриваются для внесения в Парламент страны предложения о внесении изменений в законодательство. В частности, предлагается ввести ответственность должностных лиц за злоупотребления служебным положением, установить административную ответственность за получение взятки в незначительном размере. Последняя позиция весьма актуальна, так как по ныне действующему законодательству минимальный размер взятки не определен и даже за взятку, к примеру, в один доллар можно получить наказание (в зависимости от субъекта преступления) от пяти до пятнадцати лет лишения свободы. Рассматриваются и другие предложения.
В целом, борьба с коррупцией в республике осуществляется на основе комплексного применения мер, которые в полном объеме согласуются с Конвенцией ООН против коррупции.
Основными из них являются:
-- криминологические
-- планирование и координация
деятельности
-- выработка и реализация
В целях реализации положений Закона «О борьбе с коррупцией» были внесены поправки и приняты другие законодательные акты Республики Беларусь.
Впервые на постсоветском пространстве Беларусь приступила к проведению криминологической экспертизы проектов законов. Этот вид экспертиз осуществляет Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь, созданный в соответствии с указом Главы государства.
В мае 2007 года принята новая
Государственная программа направлена на решение следующих основных задач:
-- снижение уровня преступности, связанной с коррупцией;
-- повышение эффективности
-- усиление прокурорского
-- создание эффективного
-- дальнейшее совершенствование
законодательства по вопросам
борьбы с коррупцией на основе
практики его применения и
с учетом положений
-- углубление научных
-- создание атмосферы
Проводимая целенаправленная и постоянная работа по исполнению антикоррупционного законодательства приносит свои результаты. Если в период 1997-2003 г.г., как в области так и в республике в целом отмечалось ежегодное возрастание количества выявляемых преступлений коррупционной направленности, то в последние четыре года отмечается устойчивая тенденция к сокращению таких преступлений.
В последние два-три года основным
критерием оценки результатов работы
по борьбе с коррупцией для оперативных
подразделений органов
В частности, за 11 месяцев текущего года количество выявленных в области коррупционных преступлений сократилось на 2,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В тоже время, за этот же период выявлено и привлечено к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц больше на 5,6%.
Вместе с тем, оценивая реально поступающую информацию о криминогенной ситуации в области следует сделать вывод, что уровень коррупционных проявлений остается достаточно высоким. Данные проявления видоизменяются, становятся более ухищренными, приобретают более латентный характер. Учитывая эти обстоятельства, не делается ставка только на меры уголовно-правового характера. Значительное внимание уделяется надзору за исполнением антикоррупционного законодательства вне уголовно-правовой сферы, формированию в обществе позиции непринятия и осуждения каких бы то не было коррупционных проявлений. Должное внимание уделяется освещению результатов проводимой работы в средствах массовой информации. Практикуется лекционная работа по разъяснению требований антикоррупционного законодательства, пропаганда законопослушного поведения в коррупционных ситуациях, активное сотрудничество с правоохранительными органами для пресечения фактов коррупции, осуществляется взаимодействие с различными общественными организациями.
Практика применения антикоррупционного законодательства позволяет сделать следующие выводы.
Реальное противодействие
Акцент должен быть сделан на усиление
прозрачности функционирования публичных
и частных институтов управления,
усиление антикоррупционной предметности
финансового контроля и отчетности,
развитие этических кодексов и правил
поведения должностных лиц. Важным
является также развитие и поощрение
инициатив гражданского общества в
области противодействия
Требует принятия дополнительных мер к повышению эффективности и работа правоохранительных органов, т.к. их деятельность является результативной только в аспекте выявления так называемой «бытовой» коррупции. Коррупционные «соглашения» более высокого и скрытого уровня зачастую остаются не выявленными. Во многом это объясняется тем, что борьба с коррупционными преступлениями осуществляется на основе ситуационных факторов, без достаточно глубокого изучения и оценки объективной информации о коррупционных возможностях и рисках, которые имеют место быть в нашем обществе. В целях расширения возможности получения необходимой информации, в Министерстве внутренних дел РБ, областных УВД круглосуточно работают «телефоны доверия», по которым граждане могут сообщить руководству министерства о проявлениях коррупции со стороны сотрудников органов внутренних дел, а также о совершении таких преступлений другими должностными лицами, что является действенной превентивной мерой.