Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:42, реферат
В настоящее время Генеральной прокуратурой Республики Беларусь рассматриваются для внесения в Парламент страны предложения о внесении изменений в законодательство. В частности, предлагается ввести ответственность должностных лиц за злоупотребления служебным положением, установить административную ответственность за получение взятки в незначительном размере. Последняя позиция весьма актуальна, так как по ныне действующему законодательству минимальный размер взятки не определен и даже за взятку, к примеру, в один доллар можно получить наказание (в зависимости от субъекта преступления) от пяти до пятнадцати лет лишения свободы. Рассматриваются и другие предложения.
Во всех правоохранительных структурах
созданы подразделения
Правоохранительными органами Гомельской
области проводится определенная работа,
направленная на борьбу с коррупцией.
Результаты данной работы систематически
рассматриваются на коллегиях прокуратуры
области, оперативных совещаниях с
участием руководителей
В 2008 году во исполнение Государственной
программы по борьбе с коррупцией
на 2007-2010 годы, утвержденной Указом Президента
Республики Беларусь от 07.05.2007 №220, в
Рогачевском районе проведено выездное
заседание Гомельского
Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 644 от 17 декабря 2007 года в прокуратуре области и районных прокуратурах Гомельской области в 2008 году созданы координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, возглавляемые соответствующими прокурорами. В состав координационных совещаний входят руководители местных исполнительных, контролирующих и других государственных органов, участвующих в борьбе с коррупцией.
Некоторое снижение количества выявленных коррупционных преступлений обусловлено с одной стороны предпринятыми государственными мерами антикоррупционного характера, и, как следствие, значительным повышением латентности коррупционных проявлений, отходом оперативных подразделений от выявления мелких, незначительных фактов.
С другой стороны необходимо отметить
и недостаточную активность в
деятельности правоохранительных органов
по выявлению преступлений, связанных
с коррупцией. Анализ сложившейся
ситуации показывает, что усилия оперативных
подразделений не всегда сконцентрированы
на выявление фактов коррупции в
органах государственной
Несмотря на то, что в текущем году произошло незначительное снижение количества выявленных преступлений коррупционной направленности 413 /424 (2,6 %), с положительной стороны следует отметить, большее количество выявленных должностных лиц, совершивших коррупционные преступления с 210 до 223 (5,8%).
При этом на 44,8% (с 49 до 71) больше выявлено лиц, совершивших хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, на 16,4% (с 73 до 85) – за служебный подлог.
В ходе расследования уголовных
дел о вышеназванных
Из выявленных в текущем году
223 должностных лиц, совершивших
преступления против интересов службы,
58 – работники органов местной
исполнительной власти и подчиненных
им структурных подразделений (областными
-18, городскими, районными - 39, сельскими
-1), в том числе работники
Актуальной остается проблема возмещаемости материального ущерба, причиненного в результате совершения коррупционных преступлений.
Так, по оконченным делам о преступлениях, связанных с коррупцией установлен ущерб на сумму 5136 (8053) млн. рублей. При этом, сумма ущерба по выявленным преступлениям о хищениях путем злоупотребления служебными полномочиями составила 4715 (4067) млн. рублей, о злоупотреблении властью и служебными полномочиями – 78 (1904) млн. рублей. В ходе расследования дел ущерб возмещен на сумму 139 млн.рублей, что составило лишь 2,7%. Наложен арест на имущество на сумму 1029 млн. рублей.
Анализ уголовных дел и
Наибольшее число таких
Работа правоохранительных органов области по выявлению коррупционных преступлений характеризуются следующими показателями:
-органами прокуратуры выявлено
- 60 (2007 год – 73) преступлений или
14,5% от общего количества
-органами МВД - 298 (297) преступлений или 72.1%.
-органами УДФР - 27 (30) преступлений или 6.5%;
-органами УКГБ - 21 (23) преступлений или 5%.
-органами пограничных войск – 6 (0) или 1.4 %.
Следственными подразделениями области закончено расследованием и направлено в суды 127 уголовных дел о коррупционных преступлениях в отношении 175 обвиняемых.
Сотрудниками
Так, 14 мая 2008 года УДФР КГК по Гомельской
области по материалам 10-го управления
ГУБОП возбуждено уголовное дело
по ст.233 ч.3 УК Республики Беларусь в
отношении членов организованной преступной
группы, которые с целью
Сотрудниками 10-го управления ГУБОП в УДФР КГК по Гомельской области передано 20 материалов проверок, по результатам которых к настоящему моменту возбуждено 20 уголовных дел (по ст.233 и 243 УК Республики Беларусь), доначислено и взыскано в бюджет налогов и других платежей на сумму более 280 млн.рублей, наложен арест на имущество на сумму более 70 млн.рублей.
Постоянное внимание данному направлению работы уделяется и сотрудниками органов прокуратуры области.
В отчетном периоде в области проведено 49 общенадзорных проверок соблюдения законодательства по предупреждению коррупции, сохранности собственности, исполнению финансовой и договорной дисциплин.
По результатам проверок прокурорами внесено 19 представлений, 1 предписание, 13 официальных предупреждений, к административной ответственности привлечено 6 лиц, к дисциплинарной ответственности – 29, к материальной – 20, по требованию прокурора возмещен ущерб на сумму 11 402 тыс. рублей, возбуждено 2 уголовных дела (по ч.2 ст. 427 УК).
При рассмотрении в судах дел исследуемой категории, виновным назначаются наказания с учетом тяжести совершенного преступления, личностей обвиняемых и других обстоятельств дел.
Сложившаяся судебная практика рассмотрения уголовных дел о коррупционных преступлениях и назначения виновным мер наказания, оказывает положительное влияние на предупреждение и профилактику такого рода преступлений. Вместе с тем, профилактические возможности судебной системы не являются исчерпывающими. Необходимо более активно внедрять в практику рассмотрение дел о коррупционных преступлениях в выездных судебных заседаниях по месту работы, жительства виновных.
Работа органов уголовного преследования по выявлению преступлений, связанных с коррупцией, в разрезе районов характеризуется следующими показателями. Больше всего указанных преступлений выявлено в Железнодорожном, Советском, Центральном районах города Гомель, Речицком, Жлобинском, Мозырском, Калинковичском районах области.
Вместе с тем, в ряде районов
снизилась эффективность
В 2008 году не выявлено ни одного преступления коррупционной направленности в Наровлянском районе. Низка результативность в данном направлении в Гомельском, Лельчицком, Кормянском, Ветковском и Добрушском районах. Незначительны показатели в работе по данному направлению в таком крупном промышленном районе как Новобелицкий г. Гомеля, которые явно не отражают реальное положение дел. Так, здесь не выявлено ни одного факта таких социально-значимых и представляющих большую общественную опасность коррупционных преступлений, как злоупотребление и превышение служебными полномочиями, получение взятки.
Состояние законности при исполнении
законодательства по борьбе с коррупцией
свидетельствует, что специальным
подразделениям правоохранительных органов
необходимо больше внимания уделять
проведению мероприятий по выявлению
коррумпированных должностных лиц
в органах государственной
Требует повышения эффективности и деятельность других государственных органов и организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.
Не в полной мере используются возможности
органов местного самоуправления. Информационные
записки по проблемам борьбы с
преступностью и коррупцией, направляемые
в районные органы исполнительной власти,
не находят должного рассмотрения и
принятия конструктивных мер. Как правило,
реализация предлагаемых в информационных
записках мер поручается только районным
отделам внутренних дел, при этом
другие службы и структурные подразделения
не задействуются. Во многом это обусловлено
отсутствием всестороннего
Недостаточна эффективность
Статьями 9, 10 и 27 Закона Республики Беларусь
«О борьбе с коррупцией» установлена
обязанность государственных
Однако следует констатировать, что данные требования Закона должным образом не исполняются. Практически от кредитно-финансовых организаций, государственных органов по регистрации имущества, нотариальных органов не поступает информация о вышеназванных фактах, что не способствует повышению эффективности работы по предупреждению и пресечению такого общественно опасного коррупционного проявления, как легализация материальных ценностей, приобретенных не законным путем.
В соответствии с абзацем 2 части 1
статьи 5 Закона о борьбе с коррупцией
эффективная борьба с коррупцией
может быть обеспечена только при
условии надлежащего
Вместе с тем, основными задачами таких комиссий являются разработка мероприятий по устранению причин и условий порождающих нарушения антикоррупционного законодательства, внесение предложений по проведению проверок, ревизий и инвентаризаций, заслушивание отчетов руководителей структурных подразделений о проводимых ими мероприятиях и принимаемых мерах по предотвращению коррупционных проявлений, подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в локальные нормативные акты предприятий и организаций с целью усиления профилактики таких проявлений.
Борьбу с коррупцией необходимо
осуществлять не только правоохранительным
органам. Задачей номер один для
всех руководителей, и в первую очередь
государственных органов и
http://mozyrisp.gov.by/rus/
По результатам исследования международной организации Transparency International Беларусь находится на 143-м месте по уровню коррупции среди всех стран мира.
Стоит отметить,
что уровень коррупции в
Так, Беларусь разделяет 143-е место с Россией, Азербайджаном, Нигерией, Угандой и некоторыми другими странами.
В тройку лидеров самых коррумпированных стран вошли Сомали (182-е место), Северная Корея и Мьянма. А странами с самым низким уровнем коррупции были признаны Новая Зеландия (1-е место), Дания и Финляндия.
Что касается соседей Беларуси на постсоветском пространстве, то уровень коррупции был определен в них следующим образом: