Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 16:49, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы, учитывая современные потребности практики расследования дорожно-транспортных преступлений, на основе ее всестороннего анализа, с привлечением теоретических положений правовой науки разработать конкретные тактические и методические рекомендации, которые в своей совокупности способствовали бы повышению эффективности процесса доказывания по данной категории дел.
Указанная цель исследования определила постановку и решение взаимообусловленных задач:
провести анализ правовых аспектов и следственных действий по сбору доказательств по делам о дорожно-транспортных происшествиях;
раскрыть ряд вопросов, связанных с производством экспертиз, которые являются весьма актуальными при расследовании дорожно-транспортных происшествий;
определить уголовно-правовые основания доказывания;
выявить основные закономерности расследования уголовных дел указанной категории;
Введение …………………………………………………………………..…………..3
Глава I Анализ правовых аспектов и следственных действий по сбору доказательств по делам о дорожно-транспортных происшествиях……….……….............8
1.1 Следственные действия по собиранию доказательств…………………………..8
1.2 Установление непосредственной причинной связи в ДТП…………………….12
1.3 Опознание при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях. (Дело об автомобиле-двойнике)…………………………………..…………………20
Глава II Производство и оценка экспертиз, как доказательства при дорожно-транспортных происшествиях …………………………………………..………….29
2.1 Значение медико-криминалистической экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях………………………………………………..……..29
2.2. Судебная автотехническая экспертиза: ее производство, назначение дополнительной либо повторной экспертизы, ее оценка как доказательства ….....................................................................................................................................47
Заключение …………………………………………………………………………....74
Библиография …………………………………………………………………………77
Приложение ………………………………………………….………………………..81
Повреждения на трупе при наружном исследовании:
7.ссадина на лбу слева 4 x 2,5 см; ссадина 6,5 x 0,6 см в левой височной скуловой области; ссадина 1,7 x 1,5 см в области спинки носа; ссадина 3,5 x 1,8 см в правой скуловой области. Рана 1,8 x 0,3 см с неровными осадненными краями и тканевыми перемычками на тыльной поверхности правой кисти.
При внутреннем исследовании:
1.в области проекции
ссадин на лбу слева
2.кровоизлияние 3 х 2,5 см на задней поверхности шеи, в области второго шейного позвонка, разрыв связок между первым и вторым шейными позвонками, с муфтообразным кровоизлиянием вокруг спинного мозга шириной 1,3 см;
3.каких-либо других
4.в выводах заключения № 173/1, выполненного на основании акта № 173 тем же судебно-медицинским экспертом (должен выполнять другой эксперт по всем материалам уголовного дела), из поставленных следствием шести вопросов ответ дан только на два;
5.из заключения № 768
(выполнено без
Повреждения у В. (со слов доставившей его бригады скорой помощи, он был обнаружен на обочине дороги в районе с. Мосолово):
1.сведений о том, что
пострадавшего переносили или
он передвигался сам, не
2.находился в шоковом
бессознательном состоянии.
3.живот напряжен по
всей поверхности при
4.в выводах заключения
N 768 ответы на поставленные
Детальное изучение и анализ представленных материалов, сопоставление с позиций теории криминалистической идентификации общих, групповых и идентификационных признаков однозначно свидетельствуют о возможности ретроспективной реконструкции данного ДТП.
На основании подробно исследованного автотехником механизма поведения автомобиля произошло следующее: съехав на большой скорости в правый кювет и ударившись левым передним углом в земляной выступ, частично срезав его, автомобиль резко замедлил скорость и стал поворачиваться влево. Значительные инерционные силы вперед и влево привели к деформации спинок сидений от воздействия тяжести тел и выпадению непристегнутых пассажира и водителя. При этом ударе и повороте влево открылась левая передняя дверь, и водителя, несмотря на сопротивление руля и приборов панели, которые были повреждены в это момент, выбросило наружу. Одновременно пассажира выбросило вперед и влево через проем лобового стекла (вместе с лобовым стеклом через еще не поврежденную рамку окна, потом примятой крышей). Последующее заваливание автомобиля на левый бок, продвижение вперед, перевороты через крышу и проч. происходило уже без людей, добавив другие обширные повреждения деталей кузова.
Установив момент выпадения, рассмотрим варианты, когда за рулем на месте водителя находился В. Сломано рулевое колесо и погнута рулевая колонка. Это было возможно только при контакте передней поверхности тела, живота и бедер, на которых должны иметься признаки тупой травмы. Такие признаки в виде напряженной стенки живота у него отмечены. Многочисленные другие телесные повреждения зафиксированы в общем виде и были получены в момент выпадения при контактах с указанными деталями салона и поверхностью земли.
Пассажирка Н. в это же время под действием тех же инерционных сил при резком замедлении резко переместилась вперед, ударилась лбом о лобовое стекло (или о верхнюю кромку рамки окна - что не исследовано, но менее вероятно) и вместе со стеклом вылетела из салона автомобиля. Из-за резкого переразгибания шейного отдела позвоночника произошел разрыв связок между первым и вторым позвонками и повреждение спинного мозга. Другие незначительные повреждения могли образоваться при контакте с поверхностью земли.
Выводы.
В заключении комиссионной судебно-медицинской экспертизы не были учтены существенные сведения из имеющихся материалов уголовного дела, которые принципиально повлияли на обоснованность и доказательственное значение при формировании вывода. (Практически отказ от решения поставленного вопроса. Считаю, что в таких случаях необходимо проводить комплексную медико-автотехническую экспертизу с участием медицинских криминалистов. Соответствующие штатные должности введены во всех субъектах Федерации Приказами МВД России от 21 июля 1993 года № 349 и Минздравсоцразвития России от 10 декабря 1996 г. № 407.)
К важным относятся следующие сведения: погнуто рулевое колесо снизу к центру; смещение спинок передних кресел влево; характерная деформация левого переднего крыла для открытой двери; деформация рамки левой передней двери в открытом положении; осыпь осколков стекла (в том числе лобового) и пластмассовых деталей в месте первого удара; расположение тела Л. в месте первого контакта переда автомобиля с земляным выступом и рядом с осыпью лобового стекла; расположение тела гр-на ближе и левее тела Н. (вблизи обочины дороги); большая кинетическая энергия при ударе о земляной выступ и последующем кувыркании и перевороте уже пустого автомобиля на крышу; отсутствие сведений о ремнях безопасности (имелись, оторваны, не застегнуты); одежда обоих участников ДТП практически не исследовалась.
2. Травму у Н. в виде
повреждения шейного отдела
3. Травматические повреждения
у В. можно отнести к
4. Таким образом, имеются все достаточные основания для вывода в категорической положительной форме: о том, что в момент совершения ДТП 23 сентября 2007 года за рулем автомобиля ВАЗ-21150 находился гр-н В.
Опишем третий случай: двое молодых сотрудников уголовного розыска пригласили двух девушек и ночью мчались по Москве на «Мерседесе». Водитель на повороте не справился с управлением и совершил лобовое столкновение с груженой «Газелью».
В салоне сидели парами - водитель и на переднем пассажирском сидении девушка, сзади справа молодой человек и слева от него - девушка. Удар пришелся на правую сторону: у «Мерседеса» были значительные повреждения всей правой стороны и смята задняя часть крыши, которая придавила молодого человека, сидевшего сзади. Для его освобождения вызывали службу МЧС. Он получил тяжелейшие повреждения и скончался в больнице через несколько дней, не приходя в сознание.
В результате данной автокатастрофы девушка, сидевшая справа впереди, погибла на месте, а девушка, сидевшая слева сзади, отделалась, как говорится, легким испугом, быстренько сориентировалась и потихоньку бесследно исчезла. Водитель получил легкие травмы в виде ссадин и ушибов, но без переломов, пришел в себя и даже помогал извлечь из машины своего коллегу. На его беду мимо проезжала бригада «Дорожного патруля», которая засняла на видео происходящее, и материал показали по телевидению.
Следствие, как водится, затянулось, и опять вдруг почти через полгода появилась версия - за рулем был погибший. В собранных материалах уголовного дела практически не было объективно зафиксированных данных для решения этого вопроса, было лишь вскользь упоминание о видеосъемке «Дорожным патрулем». Запросили видеозаписи, на которых тщательно зафиксирована работа специалистов МЧС по срезанию крыши, извлечению тяжело раненного, транспортировке его на машине «скорой помощи». И лишь на одном кадре мельком оказалось заснято лицо пострадавшего.
Было принято решение провести дополнительно портретную криминалистическую экспертизу. Представлены разноракурсные фотоснимки этих молодых людей, проведено их изучение и однозначно доказано, что погибший сидел сзади справа и не управлял автомобилем. Вся работа оформлена как комплексная экспертиза (медицинская, автотехническая и портретная).
Подводя итоги вышесказанному, автор считает целесообразным сделать несколько обобщающих замечаний:
Итак, для предварительного и судебного следствия по любым уголовным делам важны любые мелочи, что так же относится и к делам о дорожно-транспортным происшествиям.
2.2. Судебная автотехническая экспертиза: ее производство, назначение
дополнительной либо повторной экспертизы, ее оценка как доказательства
Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ) на профессиональном «жаргоне» экспертов, следователей и других участников судопроизводства по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), еще называется «автотехника». Как показывает опыт автора этих строк, эта «автотехника» имеет исключительно важное, иногда решающее значение при принятии решения по делам о ДТП. (См. приложение)
Бывает, что недобросовестными участниками уголовного судопроизводства «автотехника» используется для ухода от ответственности. По наблюдениям автора этих строк, это бывает часто в случаях, когда один из участников – «непростой» водитель или «непростой» пассажир. Согласно многочисленным сообщениям в СМИ, такими «непростыми» водителями являются владельцы «мигалок», лица, находящиеся на более или менее высоких должностях в органах власти и в других госструктурах, коммерсанты и представители криминала, имеющие связи в органах власти, и т.п. лица.
Как показывает следственно-судебная практика, в т.ч. последние резонансные и общественно значимые дела с участием «непростых» водителей или «непростых» пассажиров, виновницей ДТП чаще всего признается противоположная сторона: те водители, которые к категории «непростых» не относятся.
Надо полагать, что решения, принимаемые в оправдание таких водителей, не всегда являются законными, обоснованными и справедливыми. Однако потерпевшим редко удается добиться решения в свою пользу в силу разных причин.
Например, чаще всего потому, что «автотехника» оправдывает «непростых» водителей. При этом дознаватели, следователи, прокуроры или судьи потерпевшим в результате ДТП с «непростым» водителем объясняют, что САТЭ не подтверждает или не опровергает виновность «непростого» водителя, и они ничего поделать не могут. И вроде как продолжать обжаловать принятые решения бессмысленно.
Однако, проявив некоторую настойчивость и руководствуясь нормами действующего законодательства, можно и указанных должностных лиц не только понудить назначить не одну дополнительную или повторную экспертизу, но и, в конечном итоге, критически оценить результаты всех выполненных САТЭ и не использовать необоснованные выводы для принятия решения.
Следует иметь в виду, что судебная экспертиза не является истиной в последней инстанции. САТЭ является одним из доказательств и, в соответствии с УПК РФ, никакого приоритета перед другими доказательствами не имеет. Закон не обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела о ДТП, свято верить судебной экспертизе. Более того, закон обязывает указанных должностных лиц оценивать «автотехнику», как и любое другое доказательство, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности.
Информация о работе Доказывание по делам о дорожно-транспортных происшествиях