Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 23:54, курсовая работа
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………..5
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН…………………………………9
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В ПРАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ…………………….………………………………12
3.1 Ограничения общего характера в сфере личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина………………………...12
3.2 Ограничение прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов……………………………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………28
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Права человека, являющиеся общечеловеческим достоянием, не должны ограничиваться, однако в случаях, когда это необходимо, государство должно устанавливать четкое обоснование, конкретные пределы введения ограничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями [5, с. 72].
Конституционное ограничение прав и свобод личности является очень важным аспектом во взаимодействии государства и гражданина. Конституция Республики Беларусь закрепляет приоритет прав и свобод гражданина, называя их высшей ценностью и запрещая какое-либо их ущемление или ограничение. Однако, предусмотрено и ограничение таких прав. Практически во всех международно-правовых документах закреплены цели ограничения прав и свобод.
Так, во Всеобщей декларации прав человека такими целями являются: обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе [6].
Статья 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что «государство может устанавливать только такие ограничения прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическим обществе» [7].
В Международном пакте о гражданских и политических правах указано, что права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других [8].
Согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ограничения вводятся в интересах национальной безопасности и общественного порядка; экономического благосостояния страны; в целях предотвращения беспорядков или преступлений; для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц; защиты репутации или прав других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия [9].
Согласно Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц [10, с. 51].
Конституция Республики Беларусь, предусматривает следующие случаи ограничения прав:
Законы Республики Беларусь предусматривают ограничение тех лиц, правовое положение которых они регулируют:
Законодатель не свободен в своем усмотрении, поскольку ограничение прав и свобод возможно только если это предусмотрено законом и только по следующим основаниям: в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, защиты прав и свобод других лиц, т.е. конституционное ограничение прав и свобод человека является вынужденной мерой, обусловленной объективной потребностью установления правовых рамок, в которых субъекты права могут без ущерба друг другу достойно функционировать.
Основные черты правовых ограничений прав и свобод характеризуются тем, что:
Таким образом, конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина – это определение пределов свободы личности в обществе и государстве. Ограничения обуславливаются интересами развития демократического государства, где обеспечиваются не только интересы общества, но и отдельного человека. Ограничения необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других. В Республике Беларусь выделяют ограничения, предусмотренные Конституцией и иными нормативно-правовыми актами.
ГЛАВА 3
РЕАЛИЗАЦИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В ПРАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
3.1 Ограничения
общего характера в сфере
В зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются, различают: ограничения гражданских и политических прав и ограничения экономических, социальных и культурных прав. Ниже мы рассмотрим ограничения общего характера в сфере личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь
Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. УК предусматривает ответственность за умышленное противоправное лишение жизни другого человека, однако Конституция Республики Беларусь не запрещает смертной казни: смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.
В качестве альтернативы смертной казни в уголовном законодательстве Республики Беларусь установлена возможность назначения пожизненного заключения [12].
Конституция Республики Беларусь закрепляет право каждого человека на свободу и неприкосновенность. Изъятия могут быть установлены только законом. Здесь в первую очередь следует назвать Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) и Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК).
Статья 6.7 КоАП предусматривает, что административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток [13].
Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Административный арест – единственный из видов административных взысканий, который ограничивает свободу нарушителя. Административный арест является суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений.
Административный арест применяется только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Если таковые отсутствуют, должны быть применены другие, менее суровые административные взыскания.
Административное взыскание в виде административного ареста применяется лишь в исключительных случаях за совершение следующих административных правонарушений:
Более строгие меры, связанные с ограничением свободы, предусмотрены уголовно-процессуальным и уголовным законодательством: задержание, домашний арест, заключение под стражу, арест, ограничение свободы, лишение свободы, пожизненное заключение.
В ст. 107 УПК указано, что задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. Задержание может быть применено только:
Задержание производится:
Домашний арест и заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления – по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях – по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь или не установлена их личность либо они скрылись от органов уголовного преследования или суда
Согласно ст. 125 УПК домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лицами, исполняющими их обязанности.
Домашний арест может сопровождаться следующими мерами, применяемыми как в отдельности, так и в допустимой совокупности:
Информация о работе Конституционно - правовой статус человека и гражданина Республики Беларусь